Елимелех: не-самый-прекрасный принц?
Думаю, что для Ноеминь было так важно выйти замуж, что она предпочла выбрать Не-Самого-Прекрасного Принца нежели остаться без мужчины вообще. Попробую доказать это. В начале Книги Руфь говорится, что «в те дни, когда управляли судьи», в Вифлееме случился голод (название города означает «хлебный дом»). Голод в земле обетованной? Господь обещал своему народу дождь, хлеб, вино и елей в обмен на послушание и служение Ему (Втор. 11:13-15). Но Израильтяне ослушались, и жили в то время как описано в книге Судей «...каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25). Господь ожидал, что голодом заставит Свой народ раскаяться, но в ответ Елимелех взял свою семью и уехал к язычникам в Моав. Прочитав 25 главу книги Чисел, вы поймете, насколько развращенными были Моавитяне. Так что переезд семьи из Вифлеема в Моавитские земли был поступком необычным. Рой Хессион считает, что этот отъезд отождествляет собой отдаление от Господа. Это все равно что бросить свою ферму в Айове, оказавшись в затруднительном положении, и переехав в Лас-Вегас поселиться на главной улице между двумя казино в надежде поймать за хвост удачу в этом водовороте порока. В таком переезде можно делать ставки только на собственных подрастающих детей — смогут ли они остаться чистыми или же впадут в грех. Может быть, выходя замуж за Елимелеха, Ноеминь видела в нем человека праведного, но позже он проявил свое маловерие. А возможно Ноеминь так боялась остаться старой девой, что ухватилась за первого попавшегося жениха. Когда я училась в университете, в нашей студенческой общине была девушка, звали ее Джилл. У Джилл была «паника старшекурсницы». Она не успела найти себе парня. Однако к ее великому облегчению, один молодой человек весной начал за ней весьма серьезно ухаживать. Да вот незадача — он-то ей как раз не очень нравился. И, тем не менее, они обручились. До сих пор помню свое изумление, когда однажды вечером она вернулась в комнату после телефонного разговора со своим женихом. Джилл упала на постель и простонала: «Ди, если б ты знала, как мне противен его голос. Он у него такой женский, и говорит он будто через нос, хныча». Но, она вышла за него замуж.
А Ноеминь вышла замуж на Елимеха. Как только они переехали к Моавитянам, Елимелех умер. Маловероятно, что этим Бог покарал Елимелеха за переезд в языческие земли. Очевидно, что все просто расплачивались за опрометчивый поступок главы семейства. Расплата за ошибки После смерти отца, оба сына женились на Моавитянках, которые поклонялись идолам. Пастор Джон Бронсон заметил по этому поводу: «Если мы по телевизору постоянно смотрим передачи, где восхваляются мирские ценности, то чего мы ждем от своих детей?... Если в собственном доме мы ведем жизнь не по законам Божьим, то чего ждать от наших детей? Чего ожидали Елимелех и Ноеминь от своих сыновей — что те возьмут в жены деревья или скалы?» Пыталась ли Ноеминь после смерти мужа убедить сыновей не жениться на язычницах-моавитянках? Или она считала, что лучше ее детям жениться на идолопоклонницах, нежели вовсе остаться холостыми? Для Ноемини брак имел чрезвычайную важность, мы убедимся в этом, читая книгу Руфь дальше. Многие христианки вышли замуж за неверующих, чтобы не остаться в одиночестве именно потому, что, как и Ноеминь, искали безопасности не с Богом, а с мужем. Одна девушка, обрученная с неверующим молодым человеком, сказала: «Я знаю, что Том — не христианин, но думаю, Господь нас благословил. Я надеюсь, что Том придет ко Христу». Друзья пытались убедить ее, что Дух Господень не идет вопреки Его Слову, но она была непреклонна. Прошло двадцать лет, но в доме по-прежнему нет согласия, нет согласия и в их детях, а будущее семьи туманно. Знаю, что бывали случаи, когда все случалось с точностью до наоборот. Но мне все равно страшно видеть, как люди кидаются в неправильные отношения вопреки Божьим заповедям.
Мы со Стивом очень старались внушить своим детям важность вступления в брак с человеком верующим, если им суждено завести в будущем семью. К нашему общему с мужем удовольствию это правило было усвоено ими прочно, в чем мы убедились на примере одного случая. На ужин к нам пришли гости, и один из них спросил нашего пятилетнего сына, чему его учат мама с папой. Малыш тут же ответил: «Никогда не женись на девушке, если она не верит в Иисуса, и никогда не езди на мотоцикле». (На дежурстве в больнице Стиву часто приходилось оперировать покалеченных мотоциклистов, и их не всегда удавалось спасти.) Нам было смешно, что сын поставил эти предостережения в один ряд, но мы искренне надеялись, что, повзрослев, он не совершит ни одной из перечисленных глупостей. Думаю, сыновья Ноемини, Махлон и Хилон, поставили свою жизнь в опасность, женившись на неверующих женщинах. В арамейском пересказе Ветхого Завета написано, что дни этих братьев «были сочтены, потому как они попрали закон Божий», взяв в жены иноплеменных идолопоклонниц (см. Втор. 7:3-4 и Ездр. 9:10-14). Это должно образумить тех, кто легкомысленно относится к Божьим указаниям. Имя каждого из братьев говорит о том, что Господь знал, какая судьба им уготована: Махлон означает «слабый», а Хилон «законченный». Менопауза Думаю, был и еще один фактор, углубивший в Ноемини чувство собственной никчемности. По моим подсчетам она была именно в том возрасте, когда жизнь женщины меняется. (Ей было около сорока ко времени женитьбы сыновей, и около пятидесяти, когда прошло десять лет их брака.) Менопауза обычно наступает в возрасте сорока пяти — пятидесяти пяти лет. Но не только возраст, сами слова Ноемини говорят о том, что у нее наступила менопауза. Она признается Орфе и Руфь, что уже неспособна зачать детей. «Я уже стара, чтобы быть замужем!» Для Ноеминь это было особенно тяжело, ведь ее единственные двое детей умерли. Но она не позволила своим подругам стать ей утешением, а наоборот, пыталась прогнать их домой. Она наверняка думала: «Мне нужны мужчины — муж и сыновья, а не женщины!»
Врачи говорят, что менопауза может стать и причиной «разгула эмоций». Симптомы очень напоминают предменструальный синдром. В сказке Андерсена «Снежная Королева» говорится об «ужасном волшебном зеркале, в котором все хорошее и доброе так сильно увеличивается, что становятся видны недостатки и изъяны». Примерно так я ощущаю себя перед наступлением менструации. И я сочувствую Ноеминь. Доктор Джеймс Добсон описывает, как менопауза превратила его мать из веселой спокойной женщины в особу крайне раздражительную, неделями пребывающую в депрессии. Шестеро врачей сказали ей, что проблема носит психологический характер. Однако когда она начала принимать эстроген-содержащие препараты, ее состояние изменилось. Нам нужна помощь медиков, но нам также нужно и понимание окружающих. Мы должны думать друг о друге хорошо, и всегда помнить, что раздражительность подруги может быть вызвана не ее характером, а гормональной реакцией организма. Одним из симптомов менопаузы, описываемых доктором Добсоном, является как раз «чрезвычайно заниженная самооценка, ведущая к ощущению собственной ненужности и отсутствию интереса к жизни». Это очень напоминает слова Ноемини о том, что она уже стара и нет у нее надежды. Понимали ли Руфь и Орфа причины подобного поведения Ноемини? Удивительно, как сильно они любили ее даже в то время, когда она выглядела и вела себя не лучшим образом! Видимо было все же время, когда Ноеминь была воплощением своего имени «приятная», и любила Орфу и Руфь как родных дочерей. Ведь они были готовы отправиться за нею в Вифлеем — покинуть свою родину, дом и родню. И все это только для того чтобы быть вместе с ней! Они совсем не хотят расставаться с Ноеминью. Она сама устраивает сцену прощания. Сцена прощания Она сурово обращается к Руфи и Орфе, и говорит: «Пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! Да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа!» (Руфь 1:8-9)
Ее слова наверняка ранили двух женщин в самое сердце. Если Ноеминь раньше не замечала как сильно снохи любят ее, то откуда ей было увидеть это сейчас? Руфи и Орфе было очень больно услышать такое. Те из нас, кому пришлось пережить расставание с близкой подругой, прекрасно понимают, каково было этим женщинам. Сейчас мы, по крайней мере, можем обещать друг другу звонить и писать, а в 1100 году до нашей эры это было невозможно. Не было ни самолетов, ни поездов, ни почты. Уходя, люди фактически прощались навсегда. Орфа и Руфь цепляются за Ноеминь, плачут и говорят: «Нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему» (Руфь 1:10). Но Ноеминь стоит на своем. Она объясняет снохам свой отказ. Наивысшая ценность для Ноемини — это брак, и она считает, что у женщин больше шансов найти себе мужа среди Моавитян, нежели среди иудеев. И в этом она, пожалуй, права. Но она упустила из виду то, что их шансы остаться идолопоклонницами также намного выше в Моавитских землях, нежели в Вифлееме. Но Ноеминь подавлена, она ушла в себя и запуталась, а потому не отдает себе отчета в том, что действительно происходит. И Ноеминь отсылает снох домой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|