Метрологического обеспечения предприятий
Ретроспектива проблем метрологического обеспечения предприятий В последние годы на ряде отечественных предприятий метрологические службы развиваются успешно. Это проявляется в виде оснащения новыми средствами измерений, эталонами, в аккредитации все большего числа метрологических служб на право поверки и калибровки средств измерений. Однако в целом состояние метрологического обеспечения предприятий неудовлетворительное. Внешние проявления этого системного кризиса связаны с потерей технического и кадрового потенциала метрологических служб, устаревшей нормативной базой, нарушениями требований законодательства и стандартов. На современном этапе, когда экономическое положение большинства предприятий стабилизируется, требуется внимательное отношение к причинам возникновения кризисной ситуации. Метрологическое обеспечение большинства предприятий не может быть эффективным, если не учитывать направления развития техники и методов измерений. В свою очередь, для эффективного применения современной измерительной техники необходима соответствующая нормативная база и организация работ. Таким образом, эволюция роли и масштаба измерений в промышленности актуализируют задачу комплексного анализа и приведения правовых, организационных, технических и экономических основ деятельности в области измерений. К настоящему времени известно о функционировании на предприятиях десятков тысяч метрологических служб. На право проведения поверки средств измерений аккредитовано 15—20% метрологических служб предприятий, на право калибровки (вне сферы госконтроля) — 10—15%, на право проведения метрологической экспертизы — не более 5%. На большинстве предприятий проводится инвентаризация имеющегося парка средств измерений и его обновление. О приобретении предприятиями новых средств измерений и эталонов стало возможным говорить только в последние два-три года. По экспертным оценкам, 80% средств измерений морально и физически устарели. Темпы обновления средств измерений и эталонов не превышают 5—10%от числа применяемых приборов. Аккредитация на право поверки средств измерений и других метрологических работ представляет собой неоправданно длительный, сложный и дорогостоящий процесс. Из-за этого активное развитие метрологических служб предприятий сдерживается, требуются существенные дополнительные издержки на метрологические работы, отсутствуют гарантии качественного метрологического обеспечения. Метрологические службы на предприятиях не принимают активное участие в работах по выполнению заказа. Их основная деятельность все чаще ограничивается организацией поверки средств измерений.
Таким образом, метрологическая служба на предприятии чаще всего представляет собой второстепенное подразделение для обеспечения основной деятельности, финансируется по остаточному принципу без учета перспективных задач развития, оснащена устаревшей техникой и испытывает нехватку специалистов. В такой ситуации метрологическая служба не способна в полной мере выполнять требования Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», многочисленных государственных стандартов и правил по метрологии. В основе развития метрологии лежат проблемы техники и методов измерений. Прогресс в информационных технологиях и их активное внедрение в технику и методы измерений сделал измерения необыкновенно доступными. Комплексная унификация информационно совместимых датчиков, преобразователей и других электронных компонентов, устройств обработки, отображения и передачи результатов измерений приводит к быстрой смене поколений средств измерений. Проектирование и формирование приборов и систем для типовых задач на базе существующих элементов занимает не более нескольких месяцев. Другой характерной чертой развития современной техники измерений становится комплексирование измерительных, контрольных, испытательных и управленческих задач в одном микроэлектронном техническом устройстве. Возникают проблемы с прослеживанием измерений по эталонам, так как реализовать это обычными методами не всегда возможно. Для сложных измерительных приборов и систем стало обычным делом программное управление процессом измерений. Развитие этого направления привело к широкому распространению так называемых «виртуальных» (многофункциональных перепрограммируемых) измерительных приборов и целых измерительных лабораторий. Эти тенденции развиваются параллельно с поиском эффективных методов и средств для решения новых измерительных задач, например, в области нанотехнологий, контроля опасных веществ и др. Разнообразие измерительных задач в интересах быстроразвивающихся технологий вызывает необходимость создания все большего количества первичных государственных эталонов.
Тенденции развития организационных, нормативных и технических основ метрологической деятельности Для того чтобы оперативно реагировать на вызовы технологического прогресса, должна быть существенно реформирована нормативная база. В настоящее время нормативной базой метрологических работ являются Государственные общепромышленные стандарты ГСИ (10 документов), правила Госстандарта России серии ПР 50.2 (18 документов), отраслевые нормативные документы по метрологии (около 500 документов). Из перечисленных документов только государственные метрологические стандарты учитывают современную специфику работ предприятий различного профиля. Порядок метрологического обеспечения разработки продукции отраслей, подготовки производства, испытаний изделий должны устанавливаться в отраслевых документах. Однако большинство отраслевых документов разработаны до 2000 г. и лишь небольшая часть из них соответствует действующему законодательству. Таким образом, нормативная база метрологии отраслевых предприятий не соответствует решаемым задачам.
Развитию метрологических служб также не способствует деятельность по государственному метрологическому надзору. Поскольку государственный метрологический надзор за деятельностью предприятий проводится организациями Ростехрегулирования, а отраслевой надзор не организован, то анализ метрологической деятельности в большинстве отраслей не проводится с 1990-х годов. Начиная с 2005 г. развертывается контрольно-надзорная деятельность отраслевых предприятий (например, Федеральной службы по оборонному заказу — Рособоронзаказ). В соответствии с возложенными на Рособоронзаказ функциями он проверяет соблюдение заказчиками и исполнителями государственного оборонного заказа выполнение обязательных требований. С учетом деятельности Рособоронзаказа объем надзорных мероприятий значительно вырос. Причем если независимые проверки Рособоронзаказа, заинтересованного в повышении эффективности деятельности предприятий, являются оправданными, то работы по государственному метрологическому надзору органами Ростехрегулирования в течение ряда лет демонстрируют свою неэффективность. Поэтому существует объективная потребность в устранении избыточности и повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий. Реализовать такие предложения в полном объеме в рамках действующего законодательства невозможно. Сегодняшняя нормативная правовая база дает возможность руководителям предприятий и заказчикам делить ответственность за состояние метрологического обеспечения с организациями Ростехрегулирования, для которых интересы предпрятий не являются приоритетными. Для развивающейся и сильной экономики государственное регулирование в сфере производства продукции не только не нужно, но и серьезно ограничивает развитие промышленной метрологии. Во всех без исключения развитых странах обеспечение единства измерений в отраслях промышленности не является сферой государственного регулирования. Оно полностью регулируется системой нормативных документов и содержанием контрактов.
В начале 1990-х годов впервые в России был принят и начал действовать Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Он заменил совокупность устаревших нормативных актов и приблизил правовые основы метрологической деятельности к принятым в большинстве зарубежных государств. Права проведения метрологических работ во всех ответственных сферах общества были перераспределены в пользу организаций Госстандарта (Ростехрегулирования). Благодаря этому в период резкого спада объемов производства во многих отраслях экономики удалось сохранить государственную эталонную базу и развить потенциал центров стандартизации и метрологии Ростехрегулирования. Новые потребности развития измерений, связанные с динамикой высокотехнологичных производств и возрастающей конкуренцией товаров и услуг, объективно вызывают необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования всех сторон измерительного дела, прежде всего деятельности по обеспечению единства измерений. В новом законодательстве в первую очередь должны быть решены следующие вопросы: • распределение функций в области обеспечения единства измерений между государственными органами управления и другими участниками измерительного дела должно соответствовать основным положениям административной реформы; • повышение роли и потенциала метрологических служб предприятий и организаций. Высокая стоимость услуг в области обеспечения единства измерений; • решение проблем организационного и финансового обеспечения работ по государственному метрологическому контролю; • повышение эффективности отраслевой, межотраслевой и региональной координации метрологических работ; • создание предпосылок к регулированию и развитию приборостроительных отраслей промышленности; • ликвидация необоснованных административных барьеров для оперативного внедрения и применения новых измерительных технологий. Метрологическая служба предприятия должна стать организационной структурой эффективного менеджмента всех процессов измерений и управления измерительным оборудованием в интересах обеспечения безопасности, качества и конкурентоспособности продукции и услуг. В соответствии с планом законотворческой деятельности специалистами Минпромэнерго и Ростехрегулирования при активном участии широкого круга представителей различных министерств и ведомств, организаций науки и промышленности разработан проект Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», с содержанием которого можно ознакомиться на сайтах ряда организаций. Законопроект определяет основы государственного регулирования обеспечением единства измерений в виде областей деятельности, методических и технических основ обеспечения единства измерений и обязательных требований к эталонам, средствам и методам измерений. Устанавливаются формы и организационные основы государственного регулирования. Предложены базовые положения по информационному и финансовому обеспечению деятельности. Законопроект не противоречит положениям Конституции Российской Федерации. Можно утверждать, что представленный документ является завершенным законодательным актом в смысле полноты и детализации положений.
Не менее важное достоинство рассматриваемого законопроекта — преемственность его положений по отношению к действующему Закону РФ «Об обеспечении единства измерений» 1993 г. Из сравнения положений законопроекта и действующего закона видно, что сохранены: жесткое государственное управление процессом передачи размера единиц величин на всех уровнях, требование о применении установленных единиц величин, будет обеспечен необходимый государственный надзор за применением норм и правил по метрологии во всех областях деятельности, где роль государства остается главенствующей, и другие ключевые положения. Нормы действующего законодательства подверглись изменению в той мере и в том направлении, какие были необходимы, чтобы деятельность в области обеспечения единства измерений развивалась в соответствии с потребностями экономики, а организационные основы соответствовали современной системе государственного управления. Решать проблемы организации измерений, поверки, калибровки, испытаний средств измерений и других метрологических работ, ориентируясь исключительно на свои возможности, сегодня не способны даже самые крупные промышленные предприятия. Роль отраслевой координации возрастает. Однако возможности координации в рамках метрологических служб отраслей значительно сократились. Созданная в 1970—1980-е годы правовая и нормативная база метрологического обеспечения разработки и производства продукции практически перестала существовать, а организационные основы отраслевой метрологии в процессе реорганизации структур государственного управления и реструктуризации органов управления промышленными предприятиями в основном разрушены. Прекратилось финансирование центральных и базовых организаций, которые проводили сбор и анализ информации о состоянии метрологического обеспечения с целью определения соответствия потребностям производства, организовывали и проводили метрологическую аттестацию методик выполнения измерений, выполняли метрологическую экспертизу документов, разрабатывали нормативные документы. Из-за этого развитие метрологического обеспечения разработки, производства и испытаний промышленной продукции происходит без какой-либо координации и связи с реальными потребностями современных технологий. В ряде отраслей вырабатывается новая структура отраслевого регулирования метрологических работ, включающая отраслевую метрологическую службу, систему калибровки средств измерений. Распорядительным документом о метрологической службе отрасли могут быть закреплены права и обязанности головных и базовых организаций, но отношения между конкретными предприятиями должны строиться на двусторонней, взаимовыгодной договорной основе. Для объединения сил и средств метрологических служб нескольких юридических лиц необходимо создавать ассоциации, союзы предприятий, которые будут иметь возможность реализации проектов отдельных предприятий, комплексных проектов по развитию нормативной базы, дорогостоящего оборудования, обсуждения развития метрологии по отдельным направлениям, защиты интересов метрологических служб предприятий в государственных органах управления. В этой ситуации рациональным.является смешанный подход к координации метрологической Деятельности, базирующийся на двух направлениях: • создание отраслевых метрологических служб, обеспечивающих связь развития метрологического потенциала предприятий с основными задачами отраслей и государственными программами развития. В рамках отраслевых метрологических служб будут преобладать двусторонние отношения предприятий с головными и базовыми метрологическими организациями; • добровольное объединение предприятий в ассоциации, союзы по основным видам деятельности предприятий, по видам выпускаемой продукции и по территориальному принципу, позволяющее осуществлять реальное взаимодействие между предприятиями по широкому кругу метрологических проблем. Отраслевое и региональное взаимодействие метрологических служб В рамках ассоциаций могут успешно решаться проблемы не только отраслевой, но и межотраслевой и межрегиональной координации метрологических служб. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Ведущие предприятия ряда отраслей (например, ракетно-космической и судостроительной промышленности Москвы и С.-Петербурга) учредили Метрологические ассоциации промышленников и предпринимателей. Ассоциации активно включились в процесс формирования нормативной правовой базы в области единства измерений, проводят семинары и конференции, оказывают помощь своим членам в аккредитации их метрологических служб, содействие в продвижении приборостроительной продукции. В планах на текущий и следующий годы — проведение отраслевых метрологических семинаров в судостроении, ракетно-космической промышленности, всероссийских конференций по электрическим измерениям и измерениям температуры, разработка новых нормативных документов, участие в разработке новых законопроектов и технических регламентов, оказание разнообразной помощи метрологам предприятий. В работе Метрологической ассоциации помимо предприятий оборонной промышленности представлен гражданский сектор экономики. Это открывает возможности для формирования единого метрологического пространства для производителей товаров и услуг в виде нормативной, организационной и технической основ. Указанные выше тенденции — следствие экономических реформ, поэтому следует ориентироваться на их дальнейшее влияние на развитие метрологических служб. Таким образом, основными направлениями развития метрологического обеспечения отечественных предприятий являются следующие тенденции. Приоритетом развития метрологического обеспечения предприятий становится техническое и методическое обеспечение задач измерений, возникающих при выполнении заказов с целью обеспечения качества продукции. Метрологическая служба предприятия рассматривается как активный участник работ по разработкам и производству изделий, развивает работы по метрологической экспертизе и надзору на предприятии. Она занимает ведущее место в работах по обеспечению качества продукции. Государственная контрольно-надзорная деятельность должна быть сведена к минимальным объемам и увязана с выполнением обязательных требований, предусмотренных в контрактах на проведение работ. Координацию деятельности метрологических служб предприятий следует осуществлять при нормативной поддержке отраслевых органов государственного управления на основе добровольных двусторонних соглашений с головными метрологическими организациями и добровольных многосторонних объединений предприятий в ассоциации и союзы по метрологии.
Глава 4 Измерения 4.1. Результат измерения и его характеристики 4.2. Элементы теории вероятностей и характеристики распределения случайных величин 4.3. Виды измерений. Основное уравнение измерений 4.4. Общие требования к проведению измерений 4.5. Методики выполнения измерений 4.6. Обработка результатов прямых однократных измерений 4.7. Обработка результатов прямых многократных измерений 4.8. Обработка результатов косвенных измерений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|