Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метрологического обеспечения предприятий




Ретроспектива проблем метрологического обеспечения предпри­ятий В последние годы на ряде отечественных предприятий мет­рологические службы развиваются успешно. Это проявляется в виде оснащения новыми средствами измерений, эталонами, в аккредитации все большего числа метрологических служб на право поверки и калибровки средств измерений. Однако в це­лом состояние метрологического обеспечения предприятий не­удовлетворительное. Внешние проявления этого системного кризиса связаны с потерей технического и кадрового потенциа­ла метрологических служб, устаревшей нормативной базой, на­рушениями требований законодательства и стандартов. На со­временном этапе, когда экономическое положение большинства предприятий стабилизируется, требуется внимательное отноше­ние к причинам возникновения кризисной ситуации. Метроло­гическое обеспечение большинства предприятий не может быть эффективным, если не учитывать направления развития техники и методов измерений. В свою очередь, для эффективного при­менения современной измерительной техники необходима соот­ветствующая нормативная база и организация работ. Таким об­разом, эволюция роли и масштаба измерений в промышленно­сти актуализируют задачу комплексного анализа и приведения правовых, организационных, технических и экономических ос­нов деятельности в области измерений.

К настоящему времени известно о функционировании на предприятиях десятков тысяч метрологических служб. На право проведения поверки средств измерений аккредитовано 15—20% метрологических служб предприятий, на право калибровки (вне сферы госконтроля) — 10—15%, на право проведения метроло­гической экспертизы — не более 5%. На большинстве предпри­ятий проводится инвентаризация имеющегося парка средств из­мерений и его обновление. О приобретении предприятиями но­вых средств измерений и эталонов стало возможным говорить только в последние два-три года. По экспертным оценкам, 80% средств измерений морально и физически устарели. Темпы об­новления средств измерений и эталонов не превышают 5—10%от числа применяемых приборов. Аккредитация на право повер­ки средств измерений и других метрологических работ представ­ляет собой неоправданно длительный, сложный и дорогостоя­щий процесс. Из-за этого активное развитие метрологических служб предприятий сдерживается, требуются существенные до­полнительные издержки на метрологические работы, отсутству­ют гарантии качественного метрологического обеспечения. Метрологические службы на предприятиях не принимают ак­тивное участие в работах по выполнению заказа. Их основная деятельность все чаще ограничивается организацией поверки средств измерений.

Таким образом, метрологическая служба на предприятии чаще всего представляет собой второстепенное подразделение для обеспечения основной деятельности, финансируется по ос­таточному принципу без учета перспективных задач развития, оснащена устаревшей техникой и испытывает нехватку специа­листов. В такой ситуации метрологическая служба не способна в полной мере выполнять требования Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», многочисленных государственных стан­дартов и правил по метрологии.

В основе развития метрологии лежат проблемы техники и ме­тодов измерений. Прогресс в информационных технологиях и их активное внедрение в технику и методы измерений сделал изме­рения необыкновенно доступными. Комплексная унификация информационно совместимых датчиков, преобразователей и дру­гих электронных компонентов, устройств обработки, отображе­ния и передачи результатов измерений приводит к быстрой смене поколений средств измерений. Проектирование и формирование приборов и систем для типовых задач на базе существующих эле­ментов занимает не более нескольких месяцев. Другой характер­ной чертой развития современной техники измерений становится комплексирование измерительных, контрольных, испытательных и управленческих задач в одном микроэлектронном техническом устройстве. Возникают проблемы с прослеживанием измерений по эталонам, так как реализовать это обычными методами не все­гда возможно. Для сложных измерительных приборов и систем стало обычным делом программное управление процессом изме­рений. Развитие этого направления привело к широкому распро­странению так называемых «виртуальных» (многофункциональ­ных перепрограммируемых) измерительных приборов и целых измерительных лабораторий. Эти тенденции развиваются парал­лельно с поиском эффективных методов и средств для решения новых измерительных задач, например, в области нанотехнологий, контроля опасных веществ и др. Разнообразие измеритель­ных задач в интересах быстроразвивающихся технологий вызыва­ет необходимость создания все большего количества первичных государственных эталонов.

Тенденции развития организационных, нормативных и техни­ческих основ метрологической деятельности Для того чтобы опе­ративно реагировать на вызовы технологического прогресса, должна быть существенно реформирована нормативная база. В настоящее время нормативной базой метрологических работ являются Государственные общепромышленные стандарты ГСИ (10 документов), правила Госстандарта России серии ПР 50.2 (18 документов), отраслевые нормативные документы по метро­логии (около 500 документов). Из перечисленных документов только государственные метрологические стандарты учитывают современную специфику работ предприятий различного профиля. Порядок метрологического обеспечения разработки продукции отраслей, подготовки производства, испытаний изделий должны устанавливаться в отраслевых документах. Однако большинство отраслевых документов разработаны до 2000 г. и лишь небольшая часть из них соответствует действующему законодательству. Та­ким образом, нормативная база метрологии отраслевых предпри­ятий не соответствует решаемым задачам.

Развитию метрологических служб также не способствует деятельность по государственному метрологическому надзору. Поскольку государственный метрологический надзор за дея­тельностью предприятий проводится организациями Ростехрегулирования, а отраслевой надзор не организован, то анализ метрологической деятельности в большинстве отраслей не про­водится с 1990-х годов. Начиная с 2005 г. развертывается кон­трольно-надзорная деятельность отраслевых предприятий (на­пример, Федеральной службы по оборонному заказу — Рособоронзаказ). В соответствии с возложенными на Рособоронзаказ функциями он проверяет соблюдение заказчиками и испол­нителями государственного оборонного заказа выполнение обя­зательных требований. С учетом деятельности Рособоронзаказа объем надзорных мероприятий значительно вырос. Причем если независимые проверки Рособоронзаказа, заинтересованного в повышении эффективности деятельности предприятий, являют­ся оправданными, то работы по государственному метрологиче­скому надзору органами Ростехрегулирования в течение ряда лет демонстрируют свою неэффективность. Поэтому существует объективная потребность в устранении избыточности и повы­шении эффективности контрольно-надзорных мероприятий.

Реализовать такие предложения в полном объеме в рамках действующего законодательства невозможно. Сегодняшняя нор­мативная правовая база дает возможность руководителям пред­приятий и заказчикам делить ответственность за состояние мет­рологического обеспечения с организациями Ростехрегулирова­ния, для которых интересы предпрятий не являются приоритет­ными. Для развивающейся и сильной экономики государствен­ное регулирование в сфере производства продукции не только не нужно, но и серьезно ограничивает развитие промышленной метрологии. Во всех без исключения развитых странах обеспе­чение единства измерений в отраслях промышленности не явля­ется сферой государственного регулирования. Оно полностью регулируется системой нормативных документов и содержанием контрактов.

В начале 1990-х годов впервые в России был принят и начал действовать Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Он заменил совокупность устаревших нормативных актов и прибли­зил правовые основы метрологической деятельности к принятым в большинстве зарубежных государств. Права проведения метро­логических работ во всех ответственных сферах общества были перераспределены в пользу организаций Госстандарта (Ростехре­гулирования). Благодаря этому в период резкого спада объемов производства во многих отраслях экономики удалось сохранить государственную эталонную базу и развить потенциал центров стандартизации и метрологии Ростехрегулирования.

Новые потребности развития измерений, связанные с дина­микой высокотехнологичных производств и возрастающей кон­куренцией товаров и услуг, объективно вызывают необходи­мость совершенствования нормативно-правового регулирования всех сторон измерительного дела, прежде всего деятельности по обеспечению единства измерений. В новом законодательстве в первую очередь должны быть решены следующие вопросы:

• распределение функций в области обеспечения единства измерений между государственными органами управления

и другими участниками измерительного дела должно соот­ветствовать основным положениям административной ре­формы;

• повышение роли и потенциала метрологических служб предприятий и организаций. Высокая стоимость услуг в области обеспечения единства измерений;

• решение проблем организационного и финансового обес­печения работ по государственному метрологическому контролю;

• повышение эффективности отраслевой, межотраслевой и региональной координации метрологических работ;

• создание предпосылок к регулированию и развитию при­боростроительных отраслей промышленности;

• ликвидация необоснованных административных барьеров для оперативного внедрения и применения новых измери­тельных технологий.

Метрологическая служба предприятия должна стать органи­зационной структурой эффективного менеджмента всех процес­сов измерений и управления измерительным оборудованием в интересах обеспечения безопасности, качества и конкурентоспо­собности продукции и услуг.

В соответствии с планом законотворческой деятельности спе­циалистами Минпромэнерго и Ростехрегулирования при активном участии широкого круга представителей различных министерств и ведомств, организаций науки и промышленности разработан про­ект Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», с содержанием которого можно ознакомиться на сайтах ряда орга­низаций. Законопроект определяет основы государственного регу­лирования обеспечением единства измерений в виде областей дея­тельности, методических и технических основ обеспечения единст­ва измерений и обязательных требований к эталонам, средствам и методам измерений. Устанавливаются формы и организационные основы государственного регулирования. Предложены базовые по­ложения по информационному и финансовому обеспечению дея­тельности. Законопроект не противоречит положениям Конститу­ции Российской Федерации. Можно утверждать, что представлен­ный документ является завершенным законодательным актом в смысле полноты и детализации положений.

Не менее важное достоинство рассматриваемого законопро­екта — преемственность его положений по отношению к действующему Закону РФ «Об обеспечении единства измерений» 1993 г. Из сравнения положений законопроекта и действующего закона видно, что сохранены: жесткое государственное управле­ние процессом передачи размера единиц величин на всех уров­нях, требование о применении установленных единиц величин, будет обеспечен необходимый государственный надзор за при­менением норм и правил по метрологии во всех областях дея­тельности, где роль государства остается главенствующей, и дру­гие ключевые положения. Нормы действующего законодательст­ва подверглись изменению в той мере и в том направлении, ка­кие были необходимы, чтобы деятельность в области обеспече­ния единства измерений развивалась в соответствии с потребно­стями экономики, а организационные основы соответствовали современной системе государственного управления.

Решать проблемы организации измерений, поверки, калиб­ровки, испытаний средств измерений и других метрологических работ, ориентируясь исключительно на свои возможности, сего­дня не способны даже самые крупные промышленные предпри­ятия. Роль отраслевой координации возрастает. Однако возмож­ности координации в рамках метрологических служб отраслей значительно сократились. Созданная в 1970—1980-е годы право­вая и нормативная база метрологического обеспечения разра­ботки и производства продукции практически перестала сущест­вовать, а организационные основы отраслевой метрологии в процессе реорганизации структур государственного управления и реструктуризации органов управления промышленными предприятиями в основном разрушены. Прекратилось финансирова­ние центральных и базовых организаций, которые проводили сбор и анализ информации о состоянии метрологического обес­печения с целью определения соответствия потребностям про­изводства, организовывали и проводили метрологическую атте­стацию методик выполнения измерений, выполняли метрологи­ческую экспертизу документов, разрабатывали нормативные до­кументы. Из-за этого развитие метрологического обеспечения разработки, производства и испытаний промышленной продук­ции происходит без какой-либо координации и связи с реаль­ными потребностями современных технологий.

В ряде отраслей вырабатывается новая структура отраслевого регулирования метрологических работ, включающая отраслевую метрологическую службу, систему калибровки средств измерений. Распорядительным документом о метрологической службе отрасли могут быть закреплены права и обязанности головных и базовых организаций, но отношения между конкретными предприятиями должны строиться на двусторонней, взаимовы­годной договорной основе. Для объединения сил и средств метрологических служб нескольких юридических лиц необхо­димо создавать ассоциации, союзы предприятий, которые бу­дут иметь возможность реализации проектов отдельных пред­приятий, комплексных проектов по развитию нормативной ба­зы, дорогостоящего оборудования, обсуждения развития мет­рологии по отдельным направлениям, защиты интересов мет­рологических служб предприятий в государственных органах управления. В этой ситуации рациональным.является смешан­ный подход к координации метрологической Деятельности, ба­зирующийся на двух направлениях:

• создание отраслевых метрологических служб, обеспечи­вающих связь развития метрологического потенциала предприятий с основными задачами отраслей и государст­венными программами развития. В рамках отраслевых метрологических служб будут преобладать двусторонние отношения предприятий с головными и базовыми метро­логическими организациями;

• добровольное объединение предприятий в ассоциации, союзы по основным видам деятельности предприятий, по видам выпускаемой продукции и по территориальному принципу, позволяющее осуществлять реальное взаимо­действие между предприятиями по широкому кругу метро­логических проблем.

Отраслевое и региональное взаимодействие метрологических служб В рамках ассоциаций могут успешно решаться проблемы не только отраслевой, но и межотраслевой и межрегиональной координации метрологических служб. Первые шаги в этом на­правлении уже сделаны. Ведущие предприятия ряда отраслей (например, ракетно-космической и судостроительной промыш­ленности Москвы и С.-Петербурга) учредили Метрологические ассоциации промышленников и предпринимателей. Ассоциации активно включились в процесс формирования нормативной правовой базы в области единства измерений, проводят семина­ры и конференции, оказывают помощь своим членам в аккре­дитации их метрологических служб, содействие в продвижении приборостроительной продукции. В планах на текущий и сле­дующий годы — проведение отраслевых метрологических семи­наров в судостроении, ракетно-космической промышленности, всероссийских конференций по электрическим измерениям и измерениям температуры, разработка новых нормативных доку­ментов, участие в разработке новых законопроектов и техниче­ских регламентов, оказание разнообразной помощи метрологам предприятий. В работе Метрологической ассоциации помимо предприятий оборонной промышленности представлен граждан­ский сектор экономики. Это открывает возможности для фор­мирования единого метрологического пространства для произ­водителей товаров и услуг в виде нормативной, организацион­ной и технической основ.

Указанные выше тенденции — следствие экономических ре­форм, поэтому следует ориентироваться на их дальнейшее влия­ние на развитие метрологических служб. Таким образом, основ­ными направлениями развития метрологического обеспечения отечественных предприятий являются следующие тенденции.

Приоритетом развития метрологического обеспечения пред­приятий становится техническое и методическое обеспечение задач измерений, возникающих при выполнении заказов с це­лью обеспечения качества продукции. Метрологическая служба предприятия рассматривается как активный участник работ по разработкам и производству изделий, развивает работы по мет­рологической экспертизе и надзору на предприятии. Она зани­мает ведущее место в работах по обеспечению качества продук­ции. Государственная контрольно-надзорная деятельность долж­на быть сведена к минимальным объемам и увязана с выполне­нием обязательных требований, предусмотренных в контрактах на проведение работ. Координацию деятельности метрологиче­ских служб предприятий следует осуществлять при нормативной поддержке отраслевых органов государственного управления на основе добровольных двусторонних соглашений с головными метрологическими организациями и добровольных многосто­ронних объединений предприятий в ассоциации и союзы по метрологии.

 

 

Глава 4

Измерения

4.1. Результат измерения и его характеристики

4.2. Элементы теории вероятностей и характеристики распределения случайных величин

4.3. Виды измерений. Основное уравнение измерений

4.4. Общие требования к проведению измерений

4.5. Методики выполнения измерений

4.6. Обработка результатов прямых однократных измерений

4.7. Обработка результатов прямых многократных измерений

4.8. Обработка результатов косвенных измерений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...