Состав документов правила стандартизации
Статус категории нормативного документа по стандартизации определяется уровнем органа (организации или предприятия), который (которое) принял (утвердил) документ, данного ранга в соответствии с предоставленной ему компетенцией. Категориями нормативных документов по стандартизации, действующих на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», а также ГОСТ Р 1.0—2004 являются: (1) национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); (2) межгосударственные стандарты (ГОСТ); (3) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ и СИ); (4) стандарты организации обязательные (СТОО); (5) стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений добровольные (СТОД); (6) применяемые в установленном Ростехрегулированием порядке международные, региональные международные стандарты, правила и рекомендации по стандартизации, а также прогрессивные национальные стандарты зарубежных стран (на основании договоров с этими странами); (7) правила стандартизации (ПС) и рекомендации (Р) по стандартизации. Национальные стандарты Российской Федерации {ГОСТ Р) целесообразно разрабатывать на конкретную оптимальную продукцию (группы конкретной оптимальной продукции); конкретные оптимальные услуги (группы конкретных оптимальных услуг); конкретные оптимальные производственные процессы или их элементы (группы конкретных оптимальных производственных процессов или их элементов), имеющие преимущественно общенародно-хозяйственное значение (применение). Стандарты этой категории утверждает Ростехрегулирование.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ) целесообразно разрабатывать на конкретную оптимальную продукцию (группы конкретной продукции); конкретные оптимальные услуги (группы конкретных оптимальных услуг); конкретные оптимальные производственные процессы или их элементы (группы конкретных оптимальных производственных процессов или их элементов), имеющие преимущественно межгосударственное значение (применение). Стандарты данной категории принимает Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) стран — участниц Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (Москва, 13 марта 1992 г., № 12/1). В случае когда Россия проголосовала положительно за проект ГОСТ, Ростехрегулирование своим постановлением вводит их в действие на территории России. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭ и СИ) разрабатывают на продук-цию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародно-хозяйственное значение (применение). Разработку, принятие, введение в действие, применение, ведение ОКТЭ и СИ осуществляют в порядке, установленном Ростехрегулированием. Стандарты организаций обязательные (СТОО) разрабатывают на конкретную оптимальную продукцию (группы конкретной продукции); конкретные услуги (группы конкретных услуг); конкретные оптимальные производственные процессы или их элементы (в том числе на элементы организации и управления производством), имеющие применение преимущественно в самой организации. Стандарты этой категории утверждаются организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в конкретной организации. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О техническом регулировании» и п. 42 ГОСТ Р 1.4—2004 требования стандартов организаций подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты. Таким образом, в настоящее время в России предусмотрена правовая возможность для организации разрабатывать и утверждать самостоятельно стандарты на поставляемую ими товарную продукцию и оказываемые товарные услуги (работы).
Стандарты организации добровольные (СТОД) — это стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, которые целесообразно разрабатывать преимущественно на перспективные оптимальные производственные процессы и их элементы, оптимальную продукцию, оптимальные услуги с целью более динамичного распространения и практического использования результатов научных исследований и разработок, получаемых в различных отраслях и областях научно-технического знания. Стандарты этой категории некоммерческие научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения разрабатывают и принимают полностью на добровольной основе. Целесообразность (или, напротив, нецелесообразность) применения СТОД коммерческие субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно. По мере необходимости СТОД могут быть переведены (переоформлены) в СТОО, ГОСТ Р, ГОСТ или представлены в форме проектов международных стандартов ИСО (МЭК) либо в форме проекта регионального международного стандарта (по согласованию с соответствующим общественным объединением, которое разработало и приняло данный СТОД). Международные, региональные международные стандарты, национальные стандарты зарубежных стран по традиционному, т.е. техническому, направлению стандартизации разрабатывают (так же, как и отечественные стандарты) на конкретную продукцию (группы конкретной продукции); конкретные услуги (группы конкретных услуг); конкретные производственные процессы или их элементы (группы конкретных производственных процессов или их элементов), имеющие соответственно общемировое, региональное или преимущественно национальное значение (применение). На территории РФ эти стандарты применяют с использованием вариантов и способов, описанных ниже. При этом в современных условиях хозяйствования в России применение международных стандартов, региональных международных стандартов, а также национальных стандартов зарубежных стран может осуществляться и через их переоформление в категорию отечественных СТОО и (или) СТОД, т.е. не дожидаясь их применения (переоформления и др.) в категориях ГОСТ Р или ГОСТ.
Правила стандартизации (ПР) разрабатывают на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, национальных и межгосударственных стандартов. Правила стандартизации принимает Ростехрегулирование. Требования, содержащиеся в ПС, являются обязательными. Что касается рекомендаций по стандартизации (Р), то они разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Рекомендации по стандартизации принимает Ростехрегулирование, а также подчиненные ему Всероссийские научно-исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными. Виды стандартов В зависимости от вида конкретного объекта стандартизации, а также от содержания (аспекта стандартизации) устанавливаемых к нему требований, в Российской Федерации разрабатывают и применяют стандарты следующих трех основных базовых видов: (1) стандарты на конкретные оптимальные производственные процессы (группы однородных конкретных оптимальных производственных процессов) и (или) стандарты: на их отдельные элементы (аспекты стандартизации производственных процессов, в том числе стандарты на методы контроля);
(2) стандарты на конкретную оптимальную продукцию определенного вида (группу однородной конкретной оптимальной продукции общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации продукции); (3) стандарты на конкретную оптимальную услугу определенного вида (группу однородных конкретных оптимальных услуг общего целевого иди функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации услуг). В стандартах на оптимальные производственные процессы могут устанавливаться оптимальные требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к части этих аспектов. Так, для стандартов этого вида наиболее характерными аспектами стандартизации стали: (1) основополагающие организационно-технические положения и оптимальные правила процедуры выполнения работ в определенной области деятельности (в том числе деятельности по самой стандартизации, а также деятельности по метрологии, аккредитации, сертификации, каталогизации); (2) основополагающие общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие оптимальное взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции (оказания услуг), охрану окружающей природной среды, безопасность продукции, услуг и производственных процессов для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования; (3) основные требования к оптимальным методам (способам) и методикам (операциям, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода типовых оптимальных работ в технологической (исполнительной) части производственных процессов, исследований, разработки, производства (изготовления, строительства, выращивания), хранения, транспортирования, потребления (эксплуатации или использования), ремонта, утилизации (захоронения, уничтожения) продукции; (4) требования к оптимальным методам (способам) и методикам (операциям, приемам, режимам, нормам) контроля (испытаний, измерений, анализа) регламентируемых параметров и показателей качества продукции при ее создании, сертификации и использовании. В стандартах на продукцию устанавливаются оптимальные требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к части наиболее актуальных для практики аспектов. Так, для стандартов на продукцию типовыми аспектами стандартизации стали: (1) термины и определения продукции (при необходимости);
(2) условные обозначения продукции и ее элементов; (3) классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам продукции (обязательно); (4) оптимальные требования к основным показателям качества продукции (обязательно); (5) требования к основным показателям уровня экономичности продукции (обязательно); (6) требования к оптимальной комплектности поставляемой продукции (при наличии); (7) требования к оптимальным методам и средствам хранения и транспортирования продукции (обязательно); (8) требования к оптимальным методам и средствам ремонта (при возможности); (9) оптимальные требования к безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении (обязательно); (10) оптимальные требования охраны окружающей природной среды при производстве, обращении и потреблении продукции (обязательно); (11) требования к оптимальным правилам и средствам приемки продукции (обязательно); (12) требования к оптимальным методам, методикам и средствам контроля продукции (обязательно); (13) требования к маркировке продукции (обязательно); (14) требования к оптимальной упаковке продукции, транспортной и потребительской таре (при наличии и необходимости); (15) требования и условия технически эффективного оптимального и безопасного потребления продукции (обязательно); (16) требования и условия технически эффективной оптимальной и безопасной утилизации (захоронения, уничтожения) продукции (обязательно). Наиболее комплексные стандарты на продукцию в России получили следующие наименования: стандарты технических условий (СТ ТУ), стандарты общих технических условий (СТ ОТУ), стандарты технических требований (СТ ТТ), стандарты общих технических требований (СТ ОТТ), которые включают в себя, как правило, все и (или) большинство типовых аспектов стандартизации продукции, изложенные выше. В стандартах на услуги устанавливаются оптимальные требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации данного вида, так и к части наиболее актуальных для практики аспектов. Так, для стандартов на услуги типовыми аспектами стандартизации стали: (1) термины и определения услуг (при необходимости); (2) условные обозначения услуг и их элементов; (3) классификация и требования к оптимальным главным параметрам (показателям назначения) услуг (обязательно); (4) требования к оптимальным основным позитивным и (или) негативным показателям качества услуг (обязательно); (5) требования к оптимальным основным показателям уровня экономичности и времени оказания услуг (обязательно); (6) требования к оптимальной комплексности и условиям (режиму, гигиене, комфорту, культуре) оказания услуг (как правило); (7) требования к оптимальным условиям повторного (в том числе бесплатного или льготного) оказания услуг (при наличии); (8) оптимальные требования безопасности оказания услуг для жизни, здоровья и имущества (обязательно); (9) оптимальные требования охраны окружающей среды при оказании услуг (обязательно); (10) требования к оптимальным правилам и средствам приемки результатов оказания услуг (обязательно); (11) требования к оптимальным методам, методикам и средствам контроля регламентированных параметров и показателей качества услуг (обязательно); (12) требования к оптимальным методам и методикам подтверждения соответствия результатов оказанных услуг регламентированным требованиям. Наиболее комплексные стандарты на услуги (СТ ТУ, СТ ОТУ, СТ ТТ, СТ ОТТ) включают в себя, как правило, все или большинство типовых аспектов стандартизации услуг, изложенных выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|