Федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц
Кроме перечисленных служб организационную подсистему ГСИ составляют также метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МСЮЛ). В случае если обязанности по обеспечению единства измерений возложены на физическое лицо, то оно также входит в организационную подсистему и на него распространяются соответствующие обязанности. Функции, структура, права и обязанности метрологических служб и физических лиц устанавливаются на основе действующего законодательства в положениях об этих службах. Специфика деятельности метрологических служб разнообразна, однако общность цели позволила разработать и внедрить «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц» (Правила по метрологии ПР 50-732—93). Практически все действующие метрологические службы страны созданы в соответствии с этим Положением. Метрологические службы создаются в необходимых случаях для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, для осуществления метрологического контроля и надзора. В сфере действия государственного метрологического контроля и надзора создание метрологических служб или иных организационных структур, имеющих задачи по обеспечению единства измерений, является обязательным. Метрологическая служба юридического лица (МСЮЛ) независимо от формы собственности последнего представляет собой, как правило, обособленное структурное подразделение, руководимое главным метрологом и действующее на основе положения о нем. В положении должны содержаться информационные данные о юридическом лице, его структуре, задачах, обязанностях и правах. Структура и штаты (МСЮЛ) определяются руководителем юридического лица с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ.
Основы деятельности МСЮЛ сформулированы в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» и других правовых актах. Главными задачами МСЮЛ являются: • обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений; • определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции; • внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, эталонов, развитие системы калибровки и т.п.; • проведение постоянного метрологического контроля путем калибровки средств измерений и своевременного представления средств измерений на поверку; • надзор за соблюдением метрологических правил и норм, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и т.д. Для решения указанных задач МСЮЛ должны обладать определенными правами, к важнейшим из которых следует отнести: • право выдавать структурным подразделениям юридического лица обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм; • право вносить предложения руководителю юридического лица об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих федеральным метрологическим правилам и нормам; • право вносить предложения руководителю юридического лица по совершенствованию и обеспечению качества работ в области метрологического обеспечения;
• право получать от других структурных подразделений юридического лица материалы, необходимые для проведения проверок в рамках метрологического контроля и надзора; • другие права, соответствующие характеру выполняемых работ. В обязанности МСЮЛ входит: • анализ состояния измерений, контроля и испытаний; • разработка планов совершенствования метрологического обеспечения; • изучение потребности в средствах и методиках измерений, эталонах и т.п. и подготовка предложений по их приобретению; • участие в разработке и изготовлении средств измерений, методик выполнения измерений и т.д.; • обеспечение соответствия применяемых средств измерений требуемым параметрам измерительного контроля; • постоянное проведение метрологического контроля и надзора; • подготовка и аттестация кадров; • участие в проведении анализа претензий к качеству продукции и услуг с точки зрения метрологического обеспечения; • взаимодействие с организациями Ростехрегулирования; • другие обязанности, вытекающие из задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений в рамках конкретного юридического лица. Метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право поверки и (или) калибровки средств измерений и техническую компетентность в осуществлении конкретных видов деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности измерений. 5.5. Международные метрологические организации и обеспечение единства измерений в зарубежных странах Крупнейшей и старейшей международной метрологической организацией является созданная в 1875 г. Международная организация мер и весов (МОМВ). МОМВ была создана в соответствии с принятием Метрической конвенции, которая имела целью всемирное внедрение и совершенствование унифицированной системы единиц на основе метра и килограмма. В настоящее время главная задача МОМВ — обеспечение единства измерений на основе применения Международной системы единиц. Структуру МОМВ образуют Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ), Международный комитет по мерам и весам (МКМВ) и Международное бюро мер и весов (МБМВ). Генеральная конференция по мерам и весам является высшим в мире органом по вопросам установления единиц величин и их определений, методов воспроизведения и эталонов. ГКМВ созывается не реже одного раза в 4 года с целью утверждения программ научно-практической деятельности МБМВ и выборов МКМВ. Место проведения генеральных конференций — Париж. Международный комитет по мерам и весам руководит работой MOM В в промежутках между созывами генеральных конференций. В состав МКМВ избираются 18 членов из числа крупнейших ученых-метрологов. В свое время в состав МКМВ избирался Д.И. Менделеев. Основные задачи МКМВ — реализация решений ГКМВ, проведение текущих исследований в области метрологии и подготовка материалов и решений предстоящей генеральной конференции. Для этих целей в составе МКМВ действуют 10 консультативных комитетов:
• по системам единиц; • по определению метра; • по определению секунды; • по определению массы и сопутствующих величин; • по термометрии; • по электричеству и магнетизму; • по фотометрии и радиометрии; • по ионизирующим излучениям; • по количеству вещества и акустике (с ультразвуком и вибрацией). Работа в комитетах проводится учеными из крупнейших метрологических организаций различных стран. От России в работе комитетов принимают участие ВНИИМ и ВНИИФТРИ. Основное направление деятельности МКМВ — расширение практики сличений национальных эталонов с целью установления их эквивалентности. Международное бюро мер и весов — одна из старейших международных метрологических организаций, созданная в 1879 г. МБМВ в то время представляло собой первую международную метрологическую лабораторию, обеспечивавшую сохранность и эксплуатацию первых международных эталонов — килограмма и метра. Сегодня — это многопрофильный научно-исследовательский метрологический институт, в котором на постоянной основе работают несколько десятков ученых из разных стран мира. МБМВ располагается в г. Севр неподалеку от Парижа. Руководит работой Бюро МКМВ. Основными задачами МБМВ являются координация деятельности метрологических организаций более 100 стран в области совершенствования систем единиц и эталонов, обеспечение их унификации и эквивалентности.
В 1955 г. в связи с очевидной необходимостью разработки международной нормативно-правовой базы единства измерений 24 государства (включая СССР) подписали межгосударственную Конвенцию, в соответствии с которой была создана межправительственная организация — Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). В настоящее время к Конвенции присоединились более 100 государств. Цель МОЗМ — унификация национальных метрологических правил и тем самым содействие глобализации экономики за счет устранения технических барьеров при реализации внешнеторговых, промышленных и научно-технических связей. МОЗМ имеет статус наблюдателя при Комитете по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации. Основное направление в деятельности МОЗМ — обеспечение взаимного довериям результатам измерений при контроле характеристик сырья, полуфабрикатов и готовых изделий путем установления единых требований законодательной метрологии к метрологическим характеристикам средств измерений, методикам выполнения измерений, единицам величин, показателям точности и т.д.; методам контроля и надзора за состоянием измерений; организации метрологических работ и т.д. Высшим органом МОЗМ является Международная конференция законодательной метрологии, созываемая один раз в 4 года. В работе конференции могут принимать участие не только представители стран — участниц Конвенции, но также представители неприсоединившихся стран и международных организаций, связанных с решением метрологических задач. Решения МОЗМ не являются обязательными, а носят характер рекомендаций. В частности, в октябре 2004 г. принят документ МД1 «Элементы закона по метрологии», который рекомендует основные унифицированные положения для разработки и принятия соответствующих национальных законов и в их числе семь видов государственного метрологического надзора. Рекомендации МОЗМ принимаются в виде международных документов (МД), предназначенных для рабочих органов МОЗМ, и в виде международных рекомендаций (МР), предназначенных для стран — членов Конвенции. Россию в МОЗМ представляют Ростехрегулирование и другие министерства. Между конференциями руководство МОЗМ осуществляет ее исполнительный орган — Международный комитет законодательной метрологии (МКЗМ). При комитете работает консультативный орган — Совет президента МКЗМ, в состав которого входят два вице-президента, директор Международного бюро законодательной метрологии (МБЗМ) и пять членов МКЗМ. Задача МБЗМ — организация информационного обеспечения. В России хранителем фонда документов МОЗМ является ВНИИМС, исполняющий функции национального Секретариата МОЗМ.
Из других международных организаций метрологии можно отметить Международную конференцию по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО) — неправительственную организацию, объединяющую научные и инженерные общества, занимающиеся вопросами измерений, более чем из 30 стран мира. Цель ИМЕКО — содействие международному сотрудничеству и обмену научной и технической информацией. Высший орган ИМЕКО — Генеральный совет, исполнительный орган — Секретариат (г. Будапешт). ИМЕКО проводит работы в 17 технических комитетах по отдельным направлениям метрологии. В центральной и восточной Европе действует Организация сотрудничества государственных метрологических организаций стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). КООМЕТ (штаб-квартира — г. Братислава) образована в 1991 г. на базе Секции по метрологии СЭВ и в настоящее время насчитывает 14 стран-участниц. В 2000 г. КООМЕТ переименован в Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений. КООМЕТ осуществляет сотрудничество стран-участниц по всем вопросам метрологии под эгидой МБМВ. Цель сотрудничества — содействие развитию национальных экономик и устранению технических барьеров в международной торговле путем гармонизации национальных метрологических правил и норм, взаимного признания национальных эталонов и результатов испытаний, поверки и калибровки средств измерений и др. Основные направления работ реализуются в четырех структурных органах: Объединенном комитете по эталонам (руководство — Россия); Техническом комитете по законодательной метрологии (руководство — Германия); Форуме качества (руководство — Словакия) и Техническом комитете по информации и обучению (руководство — Беларусь). В странах западной Европы в 1987 г. создана Европейская метрологическая организация (ЕВРОМЕТ), которая объединяет страны — члены ЕС. Основная задача ЕВРОМЕТ — организация сотрудничества и объединение усилий стран-участниц по созданию, совершенствованию и обеспечению эквивалентности эталонной базы. Западно-Европейское объединение по законодательной метрологии (ВЕЛМЕТ) создано в 1989 г. с целью координации деятельности национальных метрологических служб в области законодательной метрологии для устранения препятствий в торговле в рамках Европейского Союза и объединяет 15 стран. Между странами — членами СНГ действует Межправительственное соглашение о проведении взаимосогласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в соответствии с которым в рамках соглашения единство измерений обеспечивается на основе эталонной базы бывшего СССР. Соглашение обеспечивает взаимное признание результатов испытаний средств измерений, поверки и калибровки. Координация работ в рамках Соглашения осуществляется Межгосударственной научно-технической комиссией. Задачи обеспечения единства измерений решают также и ряд других международных метрологических организаций. В национальных рамках единство измерений, как правило, регулируется статьями конституций (Германия, США) или специальными законами (Великобритания, Франция). В целом задача обеспечения единства измерений практически во всех странах рассматривается в качестве государственной функции, для чего создаются государственные научные институты и лаборатории. Раздел II Стандартизация Глава 6. Общие положения стандартизации Глава 7. Отечественные и международные органы и службы стандартизации Глава 8. Развитие стандартизации Глава 6 Общие положения стандартизации 6.1. Основополагающие термины и понятия в области стандартизации 6.2. Структура теории стандартизации 6.3. Состав документов и правила по стандартизации 6.4. Виды стандартов 6.5. Обязательные требования национальных и межгосударственных стандартов 6.6. Обязательные стандарты хозяйствующих (коммерческих) организаций 6.7. Применение стандартов в системе стандартизации Основополагающие термины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|