Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательные стандарты хозяйствующих (коммерческих )организаций




Расширенная легитимность объектов стандартизации на уровне хозяйствующих организаций (предприятий) Российской Федерации впервые была установлена уже в отмененном ныне Законе РФ «О стандартизации», в котором стандарты предпри­ятий (организаций) законодателем однозначно были отнесены к нормативным документам по стандартизации.

В ГОСТ Р 1.4—2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Стандарты организаций. Общие положения» установлено, что стандарты организаций могут разрабатываться на применяе­мые в данной организации продукцию, процессы и оказывае­мые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляе­мую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполненные данной организацией на стороне, и ока­зываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Таким образом, в настоящее время в условиях действия Федерального закона «О техническом регулировании» СТО на территории РФ могут разрабатываться организациями (пред­приятиями) как на все традиционные внутренние объекты стандартизации, так и на нетрадиционные для предприятий России внешние объекты стандартизации, т.е. на поставляе­мую (товарную) конкретную продукцию, в том числе ее со­ставные части (заготовки, полуфабрикаты; части, поставляе­мые в качестве запасных деталей, узлов и других комплек­тующих изделий), а также на товарные услуги, предоставляе­мые (оказываемые) организациями и предприятиями друг другу, а также населению.

Легитимность СТОО на поставляемую товарную продукцию, выполняемые товарные работы и оказываемые товарные услуги на сторону обеспечивается сегодня, кроме того, ссылками на СТОО в хозяйственном договоре (контракте), который автома­тически расширяет сферу их правового действия: они становят­ся обязательными для соблюдения обеими договаривающимися сторонами (при поставке и приемке продукции, услуг). При этом за предприятиями-поставщиками (продавцами) в этом во­просе сохраняется право самостоятельного (добровольного) вы­бора предпочтительного с их точки зрения вида нормативно-технического документа, на который они потом будут ссылаться в хозяйственных договорах (контрактах). В частности, ссылоч­ным документом, используемым в качестве нормативно-технического документа, могут быть и традиционные техниче­ские условия по ГОСТ 2.114—95.

Порядок (правила процедуры) разработки, согласования, ут­верждения, учета, издания (тиражирования), актуализации (пере­смотра или внесения изменений и (или) дополнений, правила применения и контроля за соблюдением требований СТОО, а так­же правила их отмены (с заменой другими документами или без их замены) организации (предприятия) в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании» устанавли­вают самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4—2004.

Проекты СТОО могут разрабатываться (организовываться) предприятиями или самостоятельно (силами любых компетент­ных подразделений, отдельных специалистов, назначаемой группой специалистов организации (предприятия)) или могут быть подготовлены сторонней организацией (сторонними спе­циалистами) по договору.

Необходимый организации (предприятию) СТОО в современ­ных условиях может быть также приобретен у другой (родствен­ной) организации (предприятия) на договорной основе (с уступ­кой или без уступки права интеллектуальной собственности на этот продукт).

Проект СТОО на поставляемую продукцию до его утвержде­ния руководителем (зам. руководителя организации (предпри­ятия)) рекомендуется (но в современных условиях не обязатель­но!) посылать на заключение (но в современных условиях не на согласование!) основному потребителю (заказчику) и, при необ­ходимости, соответствующим специализированным государст­венным контрольно-надзорным органам или в профильный ТК по стандартизации на экспертизу.

Конструктивные, в том числе правовые замечания и предло­жения, поступившие на проекты таких СТОО, как правило, подлежат строго обязательному учету при доработке проектов СТОО перед их утверждением.

Проекты любых СТОО подлежат согласованию в современ­ных условиях только с заинтересованными подразделениями (службами) организации (предприятия), которые потом будут непосредственно применять их в своей работе (служебной дея­тельности). Не преодоленные при прямом согласовании разно­гласия рассматриваются на специальных (целевых) согласитель­ных совещаниях ответственных представителей заинтересован­ных подразделений организации (предприятия). Результат согла­сительного совещания оформляется в форме протокола согласо­вания проекта СТОО по принятой на данной организации (предприятии) форме.

СТОО утверждают на двух уровнях:

(1) руководства объединения организаций (предприятий). В этом случае эти СТОО обязательны или для всех ор­ганизаций (предприятий), входящих в данное объедине­ние (корпорацию), или для части организаций (пред­приятий), на которые они распространяются;

(2) руководства отдельной организации (предприятия), вхо­дящей или не входящей в состав объединения организа­ций (предприятий) («малые» СТОО). В этом случае СТОО обязательны или для всех подразделений отдельной орга­низации (предприятия), или для части подразделений от­дельной организации (предприятия), на которые они рас­пространяются.

Во всех случаях сфера применения (распространения) СТОО должна быть указана в первом разделе СТОО «Область приме­нения».

СТОО — объекты интеллектуальной собственности органи­зации (предприятия). Их копии в условиях рыночной экономи­ки могут реализовываться (продаваться) как научно-техническая продукция (товар) на договорной основе юридическим и физи­ческим лицам.

Информация, содержащаяся в СТОО, в том числе и инфор­мация «ноу-хау», носит конфиденциальный (служебный) харак­тер, так как может представлять прямой коммерческий интерес для сторонних организаций (предприятий), в том числе организаций (предприятий)-конкурентов, имеющих аналогичный про­филь производственно-хозяйственной деятельности.

Служба стандартизации организации (предприятия) должна осуществлять абонентный учет утвержденных и применяемых на предприятии СТОО.

СТОО следует применять в организациях (на предприятиях) двумя основными способами:

(1) путем прямого применения на рабочих местах в подраз­делениях организации (предприятия). При этом все вы­данные после тиражирования СТОО должны находиться на абонементном учете в службе стандартизации и свое­временно актуализироваться;

(2) путем ссылок на СТОО в технической, управленческой и коммерческой документации, используемой организация­ми (предприятиями), в том числе путем ссылок на СТОО на поставляемую товарную продукцию (оказываемые то­варные услуги) в договорах (контрактах, соглашениях).

СТОО на поставляемую (товарную) продукцию, оказывае­мые товарные услуги — односторонний нормативный документ по стандартизации (документ, утвержденный самостоятельно одной стороной — поставщиком, исполнителем), а поэтому он является настоящим стандартом рыночной экономики, за со­блюдение требований которого полностью отвечает сама орга­низация (предприятие), которая его утвердила, самостоятельно ввела в действие и практически использует в своей производст­венно-хозяйственной деятельности по всем самостоятельно ус­тановленным в нем требованиям. СТОО, утратившие свою акту­альность и переставшие применяться, подлежат отмене, снятию с абонементного учета и изъятию из обращения в организации, которая его утвердила.

Построение, изложение, оформление, содержание требова­ний и правила обозначения СТОО осуществляется в соответст­вии с определенными требованиями (ГОСТ Р 1.5—2004). При­менительно, например, к СТОО на поставляемую (товарную) продукцию рекомендуется:

(1) требования к типовому технологическому процессу изго­товления продукции регламентировать в отдельном «внутреннем» СТОО. На эти СТОО в договорах (контрак­тах) ссылки не делаются;

(2) требования, необходимые и достаточные для того, чтобы потом делать ссылки на них в договорах (контрактах), регламентировать в отдельном «внешнем» СТОО вида технических условий или технических требований (СТОО ТУ или СТОО ТТ). При изложении этих требований не­обходимо руководствоваться соответствующими требованиями (по ГОСТ Р 1.5—2004, а также можно использо­вать ГОСТ 2.114—95 без включения раздела I «Техниче­ские требования»).

В странах дальнего зарубежья (ФРГ, Япония, Великобрита­ния, Франция, США и др.) с развитой рыночной экономикой стандарты фирм (организаций в форме корпораций, в том числе ТНК, компаний, объединений, отдельных частных фирм, а так­же государственных и муниципальных предприятий и организа­ций) разрабатываются, принимаются и применяются в следую­щих трех типовых случаях:

(1) для обеспечения легитимного (с полной правовой ответ­ственностью) применения на данной фирме любых «сто­ронних» стандартов, которые имеют прямое отношение к производственному профилю данной фирмы. Такими «сторонними» стандартами могут быть: МС ИСО, пуб­ликации МЭК, СТ CEN, CT CENELEC, директивы ЕС, нормативные документы ЕЭК ООН (в том числе до их принятия в качестве национального стандарта), местный или зарубежный Национальный стандарт (СТ DIN, CT BSI, CT JIS и др.), местные или зарубежные общеприня­тые технические нормы и правила (документы Немецко­го общества инженеров-электротехников, Немецкого об­щества инженеров-водопроводчиков, документы ASTM и др.), а также стандарты других фирм (местных нацио­нальных, транснациональных фирм и фирм зарубежных стран по соглашению с ними). При этом стандарт фир­мы может быть принят без всяких изменений и (или) дополнений (М 1:1) или после определенной адапта­ции применительно к производственным условиям и технико-технологическим традициям данной фирмы (например, в него могут быть включены требования по альтернативным методам испытаний или ужесточены некоторые требования), однако во всех случаях стандарт фирмы получает новое собственное (дополнительное) обозначение;

(2) для регламентации требований на объекты стандартиза­ции, на которые пока отсутствуют «сторонние» стандарты, в том числе и на новые «пионерные» виды производимых и поставляемых товаров (оказываемых товарных услуг);

(3) для регламентации требований на «внутренние» для дан­ной фирмы объекты стандартизации (эти фирменные стандарты часто и содержат «ноу-хау», становясь конфи­денциальными стандартами «для служебного пользова­ния» или «секретными».

Учет стандартов, принятых фирмами, во всех странах даль­него зарубежья осуществляется только самими фирмами, кото­рые обеспечивают их применение и соблюдение установленных стандартами требований, в том числе и перед покупателями их товаров и товарных услуг. Во всей производственной докумен­тации (конструкторской, технологической, проектной и программной, коммерческой) разрешается делать ссылки на обо­значения только собственных стандартов фирм, и только эти стандарты принимаются к рассмотрению арбитражными судами капиталистических стран в случаях нарушения условий контрак­тов на поставляемые товары и оказанные товарные услуги.

Так как стандарты фирм в странах дальнего зарубежья явля­ются их узаконенной интеллектуальной собственностью, введен­ной в торгово-экономический оборот наряду с другими видами интеллектуальной собственности, то в случае их перевода в мест­ный национальный стандарт (например, СТ «Сименс» в СТ DIN) они, как обычный товар — продукт научно-технической деятель­ности, выкупаются, как правило, у фирмы-владельца местной национальной организацией по стандартизации за конкретную цену, учитывающую как затраты на их разработку, так и затраты на снятие с них необходимого количества копий. В условиях ре­альной конкурентной борьбы товаропроизводителей требования стандартов, устанавливаемые фирмами, обычно более высокие и (или) более жесткие, чем соответствующие требования, регла­ментированные в местном национальном техническом законо­дательстве и (или) в «сторонних» стандартах (национальных, региональных международных и международных).

Таким образом, СТОО фирм в странах дальнего зарубежья — это настоящие стандарты развитой рыночной экономики, самая большая, «конечная» непосредственно «работающая» в производ­стве категория стандартов, принимаемых только одной стороной производственных отношений (поставщиком, продавцом товара). Это настоящие стандарты развитой рыночной экономики.

Следует заметить, что помимо СТОО общественными, науч­ными и другими саморегулируемыми организациями могут са­мостоятельно разрабатываться и утверждаться СТОД исходя из необходимости их применения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...