Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И понятия в области стандартизации




В данном разделе излагаются в основном важнейшие терми­ны и понятия стандартизации применительно к традиционному техническому направлению стандартизации продукции, услуг, производственных процессов в целом и их компонентам.

Национальная система стандартизации Российской Федера­ции с учетом международной практики стандартизации опери­рует следующими основными терминами и понятиями: «стан­дартизация»; «объект стандартизации»; «нормативный документ по стандартизации»; «стандарт»; «национальный стандарт РФ» (ГОСТ Р); «технический регламент»; «Общероссийские класси­фикаторы технико-экономической и социальной информации» (ОКТЭ и СИ); «стандарт организации» (СТО); «стандарт орга­низации обязательный»; «правила стандартизации» (ПР); «меж­дународный стандарт» (МС); «региональный (международный) стандарт»; «межгосударственный стандарт» (ГОСТ); «гармонизи­рованный стандарт»; «комплекс стандартов»; «международная

стандартизация»; «региональная стандартизация»; «националь­ная стандартизация»; «применение стандарта»; «применение международного стандарта»; «применение (международного) ре­гионального стандарта»; «применение национального стандарта другой страны»; «дата введения стандарта в действие»; «дата введения технического регламента в действие»; «пользователь стандарта»; «пользователь технического регламента»; «структур­ные элементы стандарта»; «теория стандартизации»; «собствен­ный предмет теории и практики стандартизации»; «собственный метод стандартизации»; «главный (регулятивный) методологиче­ский принцип стандартизации»; «основная технико-экономиче­ская закономерность стандартизации»; «основополагающий объ­ективный закон стандартизации».

♦ Стандартизацию следует понимать как деятельность, направлен­ную на достижение оптимальной степени упорядочения в опреде­ленной области посредством установления положений для всеоб­щего и многократного использования в отношении реально суще­ствующих или потенциальных задач. ♦

Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:

(1) безопасности продукции, работ и услуг и производствен­ных процессов для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

(2) технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

(3) качества продукции, работ и услуг и производственных процессов в соответствии с уровнем развития науки, тех­ники и технологии;

(4) единства, достоверности и точности измерений, техниче­ского контроля и испытаний;

(5) экономии всех видов ресурсов;

(6) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

(7) обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения объектов стандартизации в отдельных областях посредством установления оптимальных требований Для всеобщего и многократного применения в отношении как Реально существующих, так и потенциальных задач.

Рационально организуемая деятельность по стандартизации осуществляется в составе НИР, ОКР, ОТР, ПР (обобщенно — НИОКР), когда по результатам проведенных фундаментальных исследований и проектных разработок, закончившихся положи­тельным научно-техническим результатом, подготавливается проект нового стандарта или проект изменения к действующему стандарту либо подготавливается предложение (с необходимым технико-экономическим обоснованием) о разработке нового стандарта или о разработке изменений к действующему стандар­ту (стандартам).

Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации, т.е. результатами применения стандартов, явля­ется повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и со­трудничеству.

♦ Объект стандартизации — конкретные продукция, услуга, про­изводственный процесс или группы однородной конкретной про­дукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов. ♦

Конкретная продукция (услуги) — это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т.п.), характе­ризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целе­вого (или функционального) назначения и конкретными значе­ниями показателей уровня качества (полезности) и уровня по­требительной экономичности.

Группы однородной конкретной продукции (услуг) — это сово­купность конкретной продукции (совокупность конкретных ус­луг) определенного вида, характеризующаяся (характеризующие­ся) общим целевым (или функциональным) назначением и об­ладающая (обладающие) общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной эконо­мичности. Составными частями группы однородной конкретной продукции (услуг) являются подгруппы однородной конкретной продукции (услуг), представленные, например, семействами, гаммами, рядами. Подгруппы однородной конкретной продук­ции характеризуются общностью конструктивно-технологических решений, однако различаются значениями главных пара­метров, являющихся показателями целевого или функциональ­ного назначения продукции (услуг).

Конкретный производственный процесс — это производствен­ный процесс, используемый для изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восста­новления, утилизации или захоронения или уничтожения кон­кретной продукции или оказания конкретной услуги. При ре­шении задач стандартизации в структуре конкретного производ­ственного процесса обычно выделяют три части (компонента):

• основную технологическую часть производственного про­цесса;

• организационно-техническую (управляющую) часть произ­водственного процесса;

• инфраструктурную (обеспечивающую) часть производст­венного процесса.

Группы однородных конкретных производственных процессов — это совокупность конкретных производственных процессов, ис­пользуемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг.

• Аспект стандартизации — направление стандартизации выбран­ного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство явления качества (или группу свойств явления качества) данного объекта.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции (группы однородной конкретной продукции) являются:

(1) термины и определения;

(2) условные обозначения и сокращения;

(3) классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функцио­нального назначения);

(4) требования к основным показателям потребительного качества (полезности);

(5) требования к основным показателям уровня экономич­ности;

(6) требования к комплектности продукции;

(7) требования к методам и средствам хранения и транс­портирования;

(8) требования к методам и средствам восстановления (ре­монта);

(9) требования безопасности продукции для жизни, здоро­вья и имущества при ее производстве, обращении и по­треблении;

(10) требования охраны окружающей природной среды (тре­бования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);

(11) требования к правилам и средствам приемки продукции;

(12) требования к методам, методикам и средствам контроля (испытаний, измерений, анализа) показателей уровня качества продукции;

(13) требования к маркировке продукции;

(14) требования к упаковке продукции, транспортной и по­требительской таре;

(15) требования и условия технически эффективного и безо­пасного потребления (эксплуатации или использования) продукции по ее целевому (или функциональному) на­значению;

(16) требования и условия технически эффективной и безо­пасной утилизации (захоронения, уничтожения).

♦ Нормативный документ по стандартизации — это документ, со­держащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей. ♦

К нормативным документам по стандартизации в России отно­сятся стандарты, общие и специальные технические регламенты, Общероссийские классификаторы технико-экономической и соци­альной информации (ОКТЭ и СИ), а также правила стандартиза­ции (ПР). Нормативные документы по стандартизации — это часть более общей совокупности документов, которая представляет со­бой нормативно-технические документы (НТД), включающие в себя как нормативные документы по стандартизации, так и техни­ческие документы (конструкторские, технологические, проектные и программные), разрабатываемые на их основе.

Стандарт по своей форме — это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе кон­сенсуса (согласия), характеризующегося отсутствием устойчивых возражений по содержанию его существенных требований

(норм) к объекту стандартизации у большинства заинтересован­ных сторон, принятый (утвержденный) полномочным органом или компетентной организацией (предприятием).

Стандарты основываются на обобщенных результатах дости­жений науки, техники и практического опыта и направлены на получение оптимальной пользы для общества. Стандарты — это наиболее массовая, но не единственная форма, используемая для оформления результатов деятельности по собственно стан­дартизации. Другими формами являются общие и специальные технические регламенты, ОКТЭ и СЭ, правила по стандартиза­ции, а также натурально-вещественные образцы — эталоны из­делий, материалов и веществ.

♦ Национальный стандарт РФ (ГОСТ Р^ — это стандарт, утвер­жденный Федеральным агентством по техническому регулирова­нию метрологии. ♦

♦ Технический регламент — документ, который устанавливает ха­рактеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства.

Он может также включать требования к терминологии, сим­волам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение тех­нического регламента обязательно (в соответствии с Соглаше­нием по техническим барьерам в торговле ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматрива­ются: техническое законодательство Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, со­держащие требования технического характера, а на переходный период (до 1 июня 2010 г.) — также стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ), содержащие обязательные требования и технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиН и др.).

♦ ОКТЭ и СИ — это систематизированные своды классификацион­ных группировок определенных объектов классификации, содер­жащие их условные цифровые коды и наименования.

В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало бо­лее 30 ОКТЭ и СИ, в том числе:

• Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

• Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельно­сти (ТН ВЭД);

• Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) и др.

ОКТЭ и СИ предназначены для использования в качестве единых машинно-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно-обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.

Например, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД используются для госу­дарственного регулирования состава видов и структуры произ­водимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Стандарт организации обязательный (СТОО) — это де-юре и де-факто обязательный стандарт, утвержденный самой организацией. ♦

В России СТОО утверждают на двух уровнях управления ор­ганизациями (предприятиями):

• на уровне организаций (предприятий), не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение (кор­порация, холдинг, научно-технический комплекс, МНТК,

ФПГ и др.);

• на уровне любых хозяйственных объединений (с любой формой собственности на средства производства);

Стандарт научно-технического, инженерного общества добро­вольный (СТОД) — это де-юре добровольный стандарт организации, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим самоуправляемым общественным объединением (союзом).

Характерной особенностью этой разновидности стандартов организаций является то, что они для субъектов хозяйственной деятельности являются полностью добровольными (необяза­тельными) для применения, т.е. рекомендуемыми.

Правила стандартизации (ПС) — это нормативный документ по стандартизации, принятый Федеральным агентством по техниче­скому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и со­держащий типовые организационно-технические и (или) общетех­нические правила, общие принципы, характеристики, нормы, со­блюдение которых является обязательным при выполнении произ­водственных процессов определенного вида в сфере стандартиза­ции, метрологии, сертификации и аккредитации, а также обяза­тельные требования к оформлению результатов этих работ.

На продукцию и услуги правила стандартизации обычно не разрабатываются. Такие правила разрабатывают в следующих случаях:

(1) при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-тех­нических и (или) общетехнических стандартов (ГОСТ Р);

(2) при отсутствии таких стандартов (для более оперативного урегулирования определенных организационно-техниче­ских и (или) общетехнических отношений);

(3) при нецелесообразности разработки и принятия в обосно­ванных случаях соответствующих организационно-техни­ческих и (или) общетехнических стандартов.

♦ Международный стандарт (МС) — это стандарт, принятый меж­дународной организацией по стандартизации.

Международными (мировыми) организациями по стандарти­зации являются ИСО и МЭК. Поскольку указанные междуна­родные организации неправительственные, статус МС ИСО и МС МЭК для их применения в странах — членах ИСО и МЭК добровольный.

♦ Региональный международный стандарт — это стандарт, приня­тый международной региональной организацией.

Так, международными региональными стандартами являются европейские стандарты CEN, CENELEC и ETSI, которые при­нимаются межправительственными европейскими организация­ми: Европейским комитетом по стандартам (CEN), Европейским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). В соответствии с директивами ЕС статус Европейских стандартов CEN, CENELEC и ETSI для их применения в стра­нах — членах Европейского Союза (ЕС) обязательный.

♦ Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — это стандарт, приня­тый государствами, присоединившимися к соглашению о проведе­нии согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Соглашение о проведении согласованной политики в облас­ти стандартизации, метрологии и сертификации СНГ является межправительственным соглашением. Межгосударственные стандарты (ГОСТ) являются в на­стоящее время международными региональными стандартами стран — членов СНГ.

♦ Национальный стандарт — это стандарт, принятый националь­ным органом по стандартизации.

Национальными стандартами, например, являются нацио­нальные стандарты РФ (ГОСТ Р), державные стандарты Украи­ны (ДСУ), стандарты DIN Германии и др.

♦ Гармонизированный стандарт — это национальный стандарт, требования которого технически идентичны, т.е. тождественны или выше («жестче»), но не противоречат требованиям к конкретному объекту стандартизации, установленным в соответствующем международном стандарте (стандартах) или в региональном междуна­родном стандарте (стандартах) или в прогрессивном национальном стандарте (стандартах) зарубежной страны, с которым (которыми), гармонизируется данный национальный стандарт.

Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ, применяемых на террито­рии РФ, с соответствующими международными стандартами (за принятие которых Россия проголосовала положительно) является центральным условием выполнения Россией Между­народного соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и одним из наиболее важных общих условий для вступ­ления России во всемирную торговую организацию (ВТО).

♦ Комплекс стандартов — это совокупность взаимосвязанных на­циональных и (или) региональных (международных) стандартов ли­бо международных стандартов, объединенных общей целевой на­правленностью и устанавливающих согласованные, преимущест­венно основополагающие организационно-технические и (или) об­щетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандар­тизации.

В России и странах — членах СНГ применяются, например, следующие комплексы национальных и региональных (межгосу­дарственных) стандартов: 2. ЕСКД; 3. ЕСТД; 7. ГСИ; 9. ЕСЗКС; 12. ССБТ; 13. Репрография; 15. СРПП; 17. ССОП; 19. ЕСПО; 21. СПДС; 24. ЕКСАС; 27. ССНТ; 29. ССЭТО, ЕСДП и ОНВ и др.

Комплексы национальных и межгосударственных стандартов организационно-технического и общетехнического характера (совместно с техническими регламентами) являются основопо­лагающими, системообразующими для всего федерального фон­да стандартов и ОКТЭ и России.

♦ Международная стандартизация — это международная деятель­ность по стандартизации, участие в которой открыто для компе­тентных национальных органов всех стран мирового сообщества.

Международная деятельность по стандартизации осуществ­ляется не только специализированными международными орга­низациями по стандартизации, например ИСО и МЭК, но так­же и многими другими международными как неправительствен­ными, так и межправительственными организациями, например Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при ООН; Международной организацией гражданской авиации (ИКАО); Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ); Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) и др.

♦ Региональная стандартизация — это международная деятель­ность по стандартизации, участие в которой открыто для компе­тентных органов стран преимущественно только одного географи­ческого или экономического региона мира.

Международную деятельность по региональной стандартиза­ции осуществляют, например, страны — члены СНГ, страны — члены ЕС, страны — члены Арабской организации по стандар­тизации и метрологии (АСМО), страны — члены Панамерикан­ского комитета стандартов (КОПАНТ) и др.

♦ Национальная стандартизация — это деятельность по стандарти­зации, которая проводится на уровне одной страны мирового со­общества.

В одних странах мира национальная стандартизация органи­зуется и осуществляется государственными органами управле­ния (например, в России, Украине, Белоруссии, Японии, Китае, КНДР, Республике Куба и др.), а в других — негосударственны­ми организациями (например, в ФРГ, Великобритании, Фин­ляндии, Франции и др.).

♦ Применение стандарта — это использование стандарта пользова­телем с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его применения (распространения) и сфе­рой действия. ♦

Пользователями стандартов являются: субъекты хозяйствен­ной деятельности, исследователи, разработчики, испытатели, ор­ганы по аттестации и сертификации, товаропроизводители, тор­говые организации, товаропотребители, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов произ­водства; население, являющееся покупателями и потребителями конечной продукции (товары народного потребления) и всевоз­можных бытовых услуг; государственные органы аккредитации и лицензирования, судебные органы, институты всех ветвей и уровней власти.

Область применения (распространения) стандарта — это од­нозначно определяемые в разделе 1 «Область применения» каж­дого стандарта конкретные объекты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требования к которым установлены в данном стандарте.

Сфера действия стандарта определяется статусом (компе­тенцией) органа (или организации), принявшего (утвердивше­го) стандарт данной категории. Это может быть территория стран — членов СНГ (ГОСТ), территория Российской Федера­ции (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (СТОД), организация (предприятие) (СТОО).

♦ Применение международного стандарта — это использование международного стандарта его пользователями в данной стране (странах) с полным (или частичным) выполнением требований, ус­тановленных в конкретном международном стандарте, в соответст­вии с областью его применения (распространения). ♦

Страны мирового сообщества используют три основных ва­рианта применения международных стандартов.

Первый вариант применения сводится к непосредственному (в буквальном смысле слова) применению международного стандарта в практике хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм) без какого-либо его переоформления и (или) дополнительного обозначения (пе­реобозначения) и без официального аутентичного перевода на национальный официальный язык страны.

Второй вариант применения предполагает официальный аутен­тичный перевод международного стандарта на официальный язык страны — пользователя данного стандарта и прямого включения его содержания без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением допол­нений и (или) ужесточением требований) в национальный нор­мативный документ по стандартизации. Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на официальный язык стра­ны-пользователя.

Два указанных варианта прямого применения международ­ного стандарта обычно отражаются в специальных правилах их переобозначения; кроме того, об этом сообщается в предисло­вии к национальному стандарту.

Для третьего варианта характерно частичное использование содержания требований международного стандарта его пользо­вателями в данной стране в качестве одного из многих источни­ков научно-технической информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного на­ционального нормативного документа по стандартизации. При этом факте использования международного стандарта обычно не находит отражения в обозначении национального документа по стандартизации, но об этом в той или иной форме сообщается в предисловии к отечественному документу, а также в справочно-информационных приложениях к нему.

В России и странах — членах СНГ в настоящее время ис­пользуются все три варианта применения международных стандартов.

♦ Применение регионального международного стандарта — это

использование регионального международного стандарта его поль­зователями в данной стране (странах) с полным или частичным вы­полнением требований, установленных в конкретном региональном (международном) стандарте, в соответствии с областью его распро­странения.

Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, использу­ются в России с полным выполнением требований, установлен­ных в этих стандартах регионального типа.

♦ Применение национального стандарта другой страны — это ис­пользование национального стандарта другой страны его пользова­телями в данной стране (на основании заключенного в установлен­ном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с пол­ным или частичным выполнением требований, установленных в конкретном национальном стандарте другой страны, в соответствии с областью его распространения.

Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изло­женным выше вариантам применения международных стандар­тов ИСО и МЭК.

♦ Дата введения стандарта в действие — это календарная дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу.

Даты введения в действие устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, СТОО). Для стандартов научно-технических, инженерных обществ (СТОД), являющихся для субъектов хозяйственной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие обычно не устанавливаются.

♦ Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой данный общий или специальный технический регламент приобретает юридическую силу. ♦

Так как технические регламенты (по их определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введе­ния их в действие также обязательно.

Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагогической и дру­гих видах деятельности.

Пользователи стандартов должны соблюдать установленные в них обязательные требования в соответствии с областью рас­пространения и сферой действия отдельных стандартов с даты введения их в действие. До даты введения стандартов в действие соблюдение установленных в них обязательных требований для юридических и физических лиц является добровольным.

♦ Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее данный общий или специальный технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской управленческой, учебно-педагогической и дру­гих видах деятельности.

Пользователи технических регламентов обязаны соблюдать все установленные в них императивно обязательные требования в полном объеме в соответствии с областью распространения и сферой действия общих и специальных технических регламентов с даты их введения в действие. До даты введения технических регламентов в действие соблюдение (полное или частичное) ус­тановленных в них императивно обязательных требований для юридических и физических лиц является добровольным.

♦ Структурные элементы стандарта — это совокупность элементов построения, изложения, оформления, содержания и обозначения стандартов. ♦

В общем случае стандарты содержат следующие структурные элементы:

(1) титульный лист (обязательный элемент стандарта);

(2) предисловие (обязательный элемент стандарта);

(3) сведения о праве интеллектуальной собственности на данный стандарт — обязательный элемент стандарта;

(4) содержание (при необходимости);

(5) введение (при необходимости);

(6) наименование (обязательный элемент стандарта);

(7) область применения (обязательный элемент стандарта);

(8) нормативные ссылки (при наличии);

(9) определения (термины и определения) — при наличии;

(10) обозначения и сокращения, используемые в тексте стан­дарта (при наличии);

(11) требования (главный структурный элемент любого стан­дарта) — обязательный элемент стандарта;

(12) приложения (обязательные и рекомендуемые) — при наличии;

(13) библиографические данные (информационные сведения о документах, использованных при разработке данного стандарта) — при наличии;

(14) сведения об отнесении стандарта к определенной клас­сификационной группировке Универсальной десятичной классификации (УДК) печатно-книжной продукции (обя­зательный элемент стандарта);

(15) обозначение (данного стандарта) — обязательный эле­мент стандарта.

Необходимо отметить, что современная стандартизация в настоящее время развивается по следующим основным направ­лениям:

(1) традиционная техническая стандартизация (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституци­ей РФ (статья 71, перечисление Р), Федеральным зако­ном «О техническом регулировании» (от 27 февраля 2002 г. № 184-ФЗ) и основополагающими стандартами России;

(2) медицинская стандартизация (организуется и осуществ­ляется во исполнение Федерального закона «О государст­венной системе здравоохранения»;

(3) образовательная стандартизация (организуется и осуще­ствляется в России в соответствии со статьей 43 Консти­туции РФ и Федеральными законами «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в ред. Федеральных законов от 13 февраля 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ), «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ);

(4) социальная стандартизация (организуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государствен­ных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов России и местных бюджетов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...