И понятия в области стандартизации
В данном разделе излагаются в основном важнейшие термины и понятия стандартизации применительно к традиционному техническому направлению стандартизации продукции, услуг, производственных процессов в целом и их компонентам. Национальная система стандартизации Российской Федерации с учетом международной практики стандартизации оперирует следующими основными терминами и понятиями: «стандартизация»; «объект стандартизации»; «нормативный документ по стандартизации»; «стандарт»; «национальный стандарт РФ» (ГОСТ Р); «технический регламент»; «Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации» (ОКТЭ и СИ); «стандарт организации» (СТО); «стандарт организации обязательный»; «правила стандартизации» (ПР); «международный стандарт» (МС); «региональный (международный) стандарт»; «межгосударственный стандарт» (ГОСТ); «гармонизированный стандарт»; «комплекс стандартов»; «международная стандартизация»; «региональная стандартизация»; «национальная стандартизация»; «применение стандарта»; «применение международного стандарта»; «применение (международного) регионального стандарта»; «применение национального стандарта другой страны»; «дата введения стандарта в действие»; «дата введения технического регламента в действие»; «пользователь стандарта»; «пользователь технического регламента»; «структурные элементы стандарта»; «теория стандартизации»; «собственный предмет теории и практики стандартизации»; «собственный метод стандартизации»; «главный (регулятивный) методологический принцип стандартизации»; «основная технико-экономическая закономерность стандартизации»; «основополагающий объективный закон стандартизации».
♦ Стандартизацию следует понимать как деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. ♦ Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения: (1) безопасности продукции, работ и услуг и производственных процессов для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; (2) технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; (3) качества продукции, работ и услуг и производственных процессов в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; (4) единства, достоверности и точности измерений, технического контроля и испытаний; (5) экономии всех видов ресурсов; (6) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; (7) обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения объектов стандартизации в отдельных областях посредством установления оптимальных требований Для всеобщего и многократного применения в отношении как Реально существующих, так и потенциальных задач. Рационально организуемая деятельность по стандартизации осуществляется в составе НИР, ОКР, ОТР, ПР (обобщенно — НИОКР), когда по результатам проведенных фундаментальных исследований и проектных разработок, закончившихся положительным научно-техническим результатом, подготавливается проект нового стандарта или проект изменения к действующему стандарту либо подготавливается предложение (с необходимым технико-экономическим обоснованием) о разработке нового стандарта или о разработке изменений к действующему стандарту (стандартам).
Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации, т.е. результатами применения стандартов, является повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, а также содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству. ♦ Объект стандартизации — конкретные продукция, услуга, производственный процесс или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов. ♦ Конкретная продукция (услуги) — это продукция (услуги) данной модели (марки, типа, артикула, фасона и т.п.), характеризующаяся определенными конструктивно-технологическими решениями, конкретными значениями показателей ее (их) целевого (или функционального) назначения и конкретными значениями показателей уровня качества (полезности) и уровня потребительной экономичности. Группы однородной конкретной продукции (услуг) — это совокупность конкретной продукции (совокупность конкретных услуг) определенного вида, характеризующаяся (характеризующиеся) общим целевым (или функциональным) назначением и обладающая (обладающие) общими основными свойствами уровня их качества (полезности) и уровня их потребительной экономичности. Составными частями группы однородной конкретной продукции (услуг) являются подгруппы однородной конкретной продукции (услуг), представленные, например, семействами, гаммами, рядами. Подгруппы однородной конкретной продукции характеризуются общностью конструктивно-технологических решений, однако различаются значениями главных параметров, являющихся показателями целевого или функционального назначения продукции (услуг). Конкретный производственный процесс — это производственный процесс, используемый для изготовления, строительства, выращивания, хранения, транспортирования, а также восстановления, утилизации или захоронения или уничтожения конкретной продукции или оказания конкретной услуги. При решении задач стандартизации в структуре конкретного производственного процесса обычно выделяют три части (компонента):
• основную технологическую часть производственного процесса; • организационно-техническую (управляющую) часть производственного процесса; • инфраструктурную (обеспечивающую) часть производственного процесса. Группы однородных конкретных производственных процессов — это совокупность конкретных производственных процессов, используемых для производства группы однородной конкретной продукции или для оказания группы однородных конкретных услуг. • Аспект стандартизации — направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство явления качества (или группу свойств явления качества) данного объекта. ♦ Так, аспектами стандартизации конкретной продукции (группы однородной конкретной продукции) являются: (1) термины и определения; (2) условные обозначения и сокращения; (3) классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения); (4) требования к основным показателям потребительного качества (полезности); (5) требования к основным показателям уровня экономичности; (6) требования к комплектности продукции; (7) требования к методам и средствам хранения и транспортирования; (8) требования к методам и средствам восстановления (ремонта); (9) требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении; (10) требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении); (11) требования к правилам и средствам приемки продукции; (12) требования к методам, методикам и средствам контроля (испытаний, измерений, анализа) показателей уровня качества продукции; (13) требования к маркировке продукции; (14) требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре; (15) требования и условия технически эффективного и безопасного потребления (эксплуатации или использования) продукции по ее целевому (или функциональному) назначению;
(16) требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации (захоронения, уничтожения). ♦ Нормативный документ по стандартизации — это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей. ♦ К нормативным документам по стандартизации в России относятся стандарты, общие и специальные технические регламенты, Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭ и СИ), а также правила стандартизации (ПР). Нормативные документы по стандартизации — это часть более общей совокупности документов, которая представляет собой нормативно-технические документы (НТД), включающие в себя как нормативные документы по стандартизации, так и технические документы (конструкторские, технологические, проектные и программные), разрабатываемые на их основе. Стандарт по своей форме — это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе консенсуса (согласия), характеризующегося отсутствием устойчивых возражений по содержанию его существенных требований (норм) к объекту стандартизации у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) полномочным органом или компетентной организацией (предприятием). Стандарты основываются на обобщенных результатах достижений науки, техники и практического опыта и направлены на получение оптимальной пользы для общества. Стандарты — это наиболее массовая, но не единственная форма, используемая для оформления результатов деятельности по собственно стандартизации. Другими формами являются общие и специальные технические регламенты, ОКТЭ и СЭ, правила по стандартизации, а также натурально-вещественные образцы — эталоны изделий, материалов и веществ. ♦ Национальный стандарт РФ (ГОСТ Р^ — это стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию метрологии. ♦ ♦ Технический регламент — документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. ♦ Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле ВТО). В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие требования технического характера, а на переходный период (до 1 июня 2010 г.) — также стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ), содержащие обязательные требования и технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиН и др.).
♦ ОКТЭ и СИ — это систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. ♦ В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало более 30 ОКТЭ и СИ, в том числе: • Общероссийский классификатор продукции (ОКП); • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП); • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); • Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) и др. ОКТЭ и СИ предназначены для использования в качестве единых машинно-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно-обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТН ВЭД используются для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции. ♦ Стандарт организации обязательный (СТОО) — это де-юре и де-факто обязательный стандарт, утвержденный самой организацией. ♦ В России СТОО утверждают на двух уровнях управления организациями (предприятиями): • на уровне организаций (предприятий), не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение (корпорация, холдинг, научно-технический комплекс, МНТК, ФПГ и др.); • на уровне любых хозяйственных объединений (с любой формой собственности на средства производства); ♦ Стандарт научно-технического, инженерного общества добровольный (СТОД) — это де-юре добровольный стандарт организации, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим самоуправляемым общественным объединением (союзом). ♦ Характерной особенностью этой разновидности стандартов организаций является то, что они для субъектов хозяйственной деятельности являются полностью добровольными (необязательными) для применения, т.е. рекомендуемыми. ♦ Правила стандартизации (ПС) — это нормативный документ по стандартизации, принятый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и содержащий типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. ♦ На продукцию и услуги правила стандартизации обычно не разрабатываются. Такие правила разрабатывают в следующих случаях: (1) при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов (ГОСТ Р); (2) при отсутствии таких стандартов (для более оперативного урегулирования определенных организационно-технических и (или) общетехнических отношений); (3) при нецелесообразности разработки и принятия в обоснованных случаях соответствующих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов. ♦ Международный стандарт (МС) — это стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. ♦ Международными (мировыми) организациями по стандартизации являются ИСО и МЭК. Поскольку указанные международные организации неправительственные, статус МС ИСО и МС МЭК для их применения в странах — членах ИСО и МЭК добровольный. ♦ Региональный международный стандарт — это стандарт, принятый международной региональной организацией. ♦ Так, международными региональными стандартами являются европейские стандарты CEN, CENELEC и ETSI, которые принимаются межправительственными европейскими организациями: Европейским комитетом по стандартам (CEN), Европейским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). В соответствии с директивами ЕС статус Европейских стандартов CEN, CENELEC и ETSI для их применения в странах — членах Европейского Союза (ЕС) обязательный. ♦ Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — это стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. ♦ Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации СНГ является межправительственным соглашением. Межгосударственные стандарты (ГОСТ) являются в настоящее время международными региональными стандартами стран — членов СНГ. ♦ Национальный стандарт — это стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. ♦ Национальными стандартами, например, являются национальные стандарты РФ (ГОСТ Р), державные стандарты Украины (ДСУ), стандарты DIN Германии и др. ♦ Гармонизированный стандарт — это национальный стандарт, требования которого технически идентичны, т.е. тождественны или выше («жестче»), но не противоречат требованиям к конкретному объекту стандартизации, установленным в соответствующем международном стандарте (стандартах) или в региональном международном стандарте (стандартах) или в прогрессивном национальном стандарте (стандартах) зарубежной страны, с которым (которыми), гармонизируется данный национальный стандарт. ♦ Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ, применяемых на территории РФ, с соответствующими международными стандартами (за принятие которых Россия проголосовала положительно) является центральным условием выполнения Россией Международного соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и одним из наиболее важных общих условий для вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО). ♦ Комплекс стандартов — это совокупность взаимосвязанных национальных и (или) региональных (международных) стандартов либо международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. ♦ В России и странах — членах СНГ применяются, например, следующие комплексы национальных и региональных (межгосударственных) стандартов: 2. ЕСКД; 3. ЕСТД; 7. ГСИ; 9. ЕСЗКС; 12. ССБТ; 13. Репрография; 15. СРПП; 17. ССОП; 19. ЕСПО; 21. СПДС; 24. ЕКСАС; 27. ССНТ; 29. ССЭТО, ЕСДП и ОНВ и др. Комплексы национальных и межгосударственных стандартов организационно-технического и общетехнического характера (совместно с техническими регламентами) являются основополагающими, системообразующими для всего федерального фонда стандартов и ОКТЭ и России. ♦ Международная стандартизация — это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для компетентных национальных органов всех стран мирового сообщества. ♦ Международная деятельность по стандартизации осуществляется не только специализированными международными организациями по стандартизации, например ИСО и МЭК, но также и многими другими международными как неправительственными, так и межправительственными организациями, например Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при ООН; Международной организацией гражданской авиации (ИКАО); Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ); Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) и др. ♦ Региональная стандартизация — это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для компетентных органов стран преимущественно только одного географического или экономического региона мира. ♦ Международную деятельность по региональной стандартизации осуществляют, например, страны — члены СНГ, страны — члены ЕС, страны — члены Арабской организации по стандартизации и метрологии (АСМО), страны — члены Панамериканского комитета стандартов (КОПАНТ) и др. ♦ Национальная стандартизация — это деятельность по стандартизации, которая проводится на уровне одной страны мирового сообщества. ♦ В одних странах мира национальная стандартизация организуется и осуществляется государственными органами управления (например, в России, Украине, Белоруссии, Японии, Китае, КНДР, Республике Куба и др.), а в других — негосударственными организациями (например, в ФРГ, Великобритании, Финляндии, Франции и др.). ♦ Применение стандарта — это использование стандарта пользователем с выполнением требований, установленных в стандарте, в соответствии с областью его применения (распространения) и сферой действия. ♦ Пользователями стандартов являются: субъекты хозяйственной деятельности, исследователи, разработчики, испытатели, органы по аттестации и сертификации, товаропроизводители, торговые организации, товаропотребители, сервисные и ремонтные организации, организации по утилизации, захоронению или уничтожению использованной продукции или отходов производства; население, являющееся покупателями и потребителями конечной продукции (товары народного потребления) и всевозможных бытовых услуг; государственные органы аккредитации и лицензирования, судебные органы, институты всех ветвей и уровней власти. Область применения (распространения) стандарта — это однозначно определяемые в разделе 1 «Область применения» каждого стандарта конкретные объекты стандартизации, а также аспекты стандартизации, требования к которым установлены в данном стандарте. Сфера действия стандарта определяется статусом (компетенцией) органа (или организации), принявшего (утвердившего) стандарт данной категории. Это может быть территория стран — членов СНГ (ГОСТ), территория Российской Федерации (ГОСТ Р), отрасль науки и техники (СТОД), организация (предприятие) (СТОО). ♦ Применение международного стандарта — это использование международного стандарта его пользователями в данной стране (странах) с полным (или частичным) выполнением требований, установленных в конкретном международном стандарте, в соответствии с областью его применения (распространения). ♦ Страны мирового сообщества используют три основных варианта применения международных стандартов. Первый вариант применения сводится к непосредственному (в буквальном смысле слова) применению международного стандарта в практике хозяйствования страны — пользователя стандарта (главным образом на уровне фирм) без какого-либо его переоформления и (или) дополнительного обозначения (переобозначения) и без официального аутентичного перевода на национальный официальный язык страны. Второй вариант применения предполагает официальный аутентичный перевод международного стандарта на официальный язык страны — пользователя данного стандарта и прямого включения его содержания без каких-либо дополнений и (или) ужесточений требований (или, напротив, с включением дополнений и (или) ужесточением требований) в национальный нормативный документ по стандартизации. Это вариант прямого применения международного стандарта, но опосредованного с точки зрения его переоформления на официальный язык страны-пользователя. Два указанных варианта прямого применения международного стандарта обычно отражаются в специальных правилах их переобозначения; кроме того, об этом сообщается в предисловии к национальному стандарту. Для третьего варианта характерно частичное использование содержания требований международного стандарта его пользователями в данной стране в качестве одного из многих источников научно-технической информации, учитываемой (или лишь принимаемой во внимание) при разработке аналогичного национального нормативного документа по стандартизации. При этом факте использования международного стандарта обычно не находит отражения в обозначении национального документа по стандартизации, но об этом в той или иной форме сообщается в предисловии к отечественному документу, а также в справочно-информационных приложениях к нему. В России и странах — членах СНГ в настоящее время используются все три варианта применения международных стандартов. ♦ Применение регионального международного стандарта — это использование регионального международного стандарта его пользователями в данной стране (странах) с полным или частичным выполнением требований, установленных в конкретном региональном (международном) стандарте, в соответствии с областью его распространения. ♦ Межгосударственные стандарты категории ГОСТ, за которые Российская Федерация проголосовала положительно, используются в России с полным выполнением требований, установленных в этих стандартах регионального типа. ♦ Применение национального стандарта другой страны — это использование национального стандарта другой страны его пользователями в данной стране (на основании заключенного в установленном порядке двустороннего соглашения между сторонами) с полным или частичным выполнением требований, установленных в конкретном национальном стандарте другой страны, в соответствии с областью его распространения. ♦ Варианты и условия применения национальных стандартов других стран в России принципиально аналогичны трем изложенным выше вариантам применения международных стандартов ИСО и МЭК. ♦ Дата введения стандарта в действие — это календарная дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу. ♦ Даты введения в действие устанавливаются для стандартов, содержащих обязательные требования (ГОСТ Р, ГОСТ, СТОО). Для стандартов научно-технических, инженерных обществ (СТОД), являющихся для субъектов хозяйственной деятельности полностью добровольными, даты введения их в действие обычно не устанавливаются. ♦ Дата введения технического регламента в действие — это дата, с которой данный общий или специальный технический регламент приобретает юридическую силу. ♦ Так как технические регламенты (по их определению) всегда являются обязательными документами, установление дат введения их в действие также обязательно. ♦ Пользователь стандарта — это юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской, управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. ♦ Пользователи стандартов должны соблюдать установленные в них обязательные требования в соответствии с областью распространения и сферой действия отдельных стандартов с даты введения их в действие. До даты введения стандартов в действие соблюдение установленных в них обязательных требований для юридических и физических лиц является добровольным. ♦ Пользователь технического регламента — это юридическое или физическое лицо, применяющее данный общий или специальный технический регламент в своей научно-технической, опытно-конструкторской, технологической, проектной, производственной, стандартизаторской управленческой, учебно-педагогической и других видах деятельности. ♦ Пользователи технических регламентов обязаны соблюдать все установленные в них императивно обязательные требования в полном объеме в соответствии с областью распространения и сферой действия общих и специальных технических регламентов с даты их введения в действие. До даты введения технических регламентов в действие соблюдение (полное или частичное) установленных в них императивно обязательных требований для юридических и физических лиц является добровольным. ♦ Структурные элементы стандарта — это совокупность элементов построения, изложения, оформления, содержания и обозначения стандартов. ♦ В общем случае стандарты содержат следующие структурные элементы: (1) титульный лист (обязательный элемент стандарта); (2) предисловие (обязательный элемент стандарта); (3) сведения о праве интеллектуальной собственности на данный стандарт — обязательный элемент стандарта; (4) содержание (при необходимости); (5) введение (при необходимости); (6) наименование (обязательный элемент стандарта); (7) область применения (обязательный элемент стандарта); (8) нормативные ссылки (при наличии); (9) определения (термины и определения) — при наличии; (10) обозначения и сокращения, используемые в тексте стандарта (при наличии); (11) требования (главный структурный элемент любого стандарта) — обязательный элемент стандарта; (12) приложения (обязательные и рекомендуемые) — при наличии; (13) библиографические данные (информационные сведения о документах, использованных при разработке данного стандарта) — при наличии; (14) сведения об отнесении стандарта к определенной классификационной группировке Универсальной десятичной классификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент стандарта); (15) обозначение (данного стандарта) — обязательный элемент стандарта. Необходимо отметить, что современная стандартизация в настоящее время развивается по следующим основным направлениям: (1) традиционная техническая стандартизация (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией РФ (статья 71, перечисление Р), Федеральным законом «О техническом регулировании» (от 27 февраля 2002 г. № 184-ФЗ) и основополагающими стандартами России; (2) медицинская стандартизация (организуется и осуществляется во исполнение Федерального закона «О государственной системе здравоохранения»; (3) образовательная стандартизация (организуется и осуществляется в России в соответствии со статьей 43 Конституции РФ и Федеральными законами «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в ред. Федеральных законов от 13 февраля 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ); (4) социальная стандартизация (организуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов России и местных бюджетов».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|