Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блокировка карточек, стоп-лист, наложение ареста на денежные средства, приостановление операций по счету.




2.6.1. БПЦ ведет электронный стоп-лист недействительных карточек по состоянию на конкретную дату и при необходимости обеспечивает рассылку его всем участникам расчетов (п. 6.1 настоящих Правил). Информация, содер­жащаяся в стоп-листе, используется для блокировки операций с карточками в соответствии с правилами платежных систем.

2.6.2. Занесение карточек в стоп-лист может осуществляться по инициативе учреждения банка или по инициативе владельца карт-счета и (или) держателя.

Занесение карточек в стоп-лист по инициативе банка осуществляется на основании разрешительной записи руководителя учреждения банка или уполномоченного им лица и осуществляется в случае:

нарушения клиентом (держателем карточки) условий договора, правил пользования карточкой;

наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, а также приостановления операций по счету, в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

**абзац исключен **

**в случае получения от платежных систем сведений о компрометации номера карточки или выявления банком попыток проведения мошеннических операций с использованием карточек;

в иных случаях угрозы нанесения убытков клиенту (держателю карточки) или банку. **

О занесении карточки в стоп-лист и блокировке операций с ее использованием или блокировке определенной суммы денежных средств, находящихся на карт-счете, по инициативе учреждения банка необходимо в день блокировки направить письменное уведомление клиенту.

Занесение карточки в стоп-лист по инициативе владельца карт-счета и (или) держателя осуществляется в случае пропажи или хищения (далее – утеря) карточки.

Если карточка утеряна, владелец карт-счета и (или) держатель должен немедленно известить об этом сервисную службу БПЦ или учреждение банка по телефону с последующим представлением в установленные договором сроки письменного заявления.

Если карточка, ранее объявленная утерянной, найдена, владелец карт-счета должен незамедлительно вернуть ее в банк, при этом ранее уплаченная плата за утерю карточки не возвращается.

Для занесения карточек в стоп-лист учреждения банка действуют в соответствии с подпунктом 2.6.6 настоящих Правил.

2.6.3. При наложении ареста на денежные средства (приостановлении операций по счету) юридическая служба учреждения банка обязана проверить:

вправе ли соответствующий орган налагать арест на денежные средства, находящиеся на счете в банке (приостанавливать операции по счету);

соответствует ли требованиям законодательства Республики Беларусь документ, которым налагается арест (приостанавливаются операции).

При наложении ареста на денежные средства физического и юридического лица @@ (индивидуального предпринимателя) @@, находящиеся на карт-счете, учреждение банка прекращает расходные операции по карт-счету этого лица, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь или соответствующим решением государственного органа (должностного лица) о наложении ареста.

Если в соответствующем документе, которым налагается арест, указано о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на карт-счете, без указа­ния суммы, на которую налагается арест, то учреждение банка направляет в течение одного рабочего дня в РЦПК в электронном виде информацию о включении в стоп-лист всех карточек, оформленных к данному карт-счету.

Если в соответствующем документе, которым налагается арест, указано о наложении ареста на конкретную сумму денежных средств, находящихся на карт-счете, для блокировки определенной суммы денежных средств учреждение банка в течение одного рабочего дня направляет письмо в РЦПК с приложе­нием соответствующих документов. РЦПК в день получения письма осуществ­ляет мероприятия по ограничению доступной суммы в системе авторизации.

При приостановлении операций по счетам физического и юридического лица @@ (индивидуального предпринимателя) @@ в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь, учреждение банка прекращает все расходные операции по карт-счетам этого лица и направляет в течение одного рабочего дня в РЦПК в электронном виде информацию о включении в стоп-лист всех карточек, оформленных к данным карт-счетам.

При получении информации о снятии ареста на денежные средства или о восстановлении операций по счетам учреждение банка направляет в РЦПК в электронном виде информацию об исключении карточек из стоп-листа. Для разблокировки конкретной суммы денежных средств учреждение банка направляет письмо в РЦПК в электронном виде с приложением документов о снятии ареста.

@@ Наложение (снятие) ареста на денежные средства физического или юридического лица (индивидуального предпринимателя), находящиеся на карт-счете, приостановление (восстановление) операций по карт-счету производятся уполномоченными службами учреждений банка, осуществляющими ведение аналитического учета по карт-счетам физических лиц. В должностных инструк­циях работников данных служб должны быть закреплены соответствующие функции и предусмотрена ответственность за несвоевременность или некорректность их выполнения.

Руководители служб, уполномоченных осуществлять наложение (снятие) ареста на денежные средства физического или юридического лица (индивиду­ального предпринимателя), находящиеся на карт-счете, приостановление (восстановление) операций по карт-счету, обеспечивают постоянный контроль за совершением ответственными исполнителями указанных операций. @@

2.6.4. Невозвращенная в банк карточка с истекшим сроком действия в стоп-лист не включается.

2.6.5. С клиента взыскивается плата за нахождение карточки в стоп-листе (за блокировку карточки), за утерю карточки, за утрату ПИН-кода (за замену карточки), штрафные санкции за нарушение правил пользования карточкой в соответствии с условиями договора и вознаграждениями банка, действующими на дату письменного заявления клиента или дату установления факта нарушения. Если клиент представил в банк документ о хищении карточки, зарегистрированный в органах внутренних дел государства, где произошло хищение, плата за утерю карточки не взимается.

2.6.6. Учреждение банка, в котором открыты карт-счета клиентам, обязано немедленно передавать информацию о необходимости блокировки операций по утерянным карточкам в РЦПК и БПЦ.

Если от держателя карточки поступило устное заявление об утере карточки, учреждение банка должно немедленно устно известить сервисную службу БПЦ о блокировке операций по карточке и в день поступления письменного заявления от владельца карт-счета направить в РЦПК в электронном виде информацию о внесении карточки в стоп-лист.

Если от владельца карт-счета поступило сразу письменное заявление об утере карточки, учреждение банка должно немедленно устно известить сервисную службу БПЦ о блокировке операций по карточке и направить в течение одного рабочего дня в РЦПК в электронном виде информацию о внесении карточки в стоп-лист.

Если держатель карточки известил об утере карточки непосредственно сервисную службу БПЦ, учреждение банка должно после поступления от владельца карт-счета письменного заявления об утере карточки направить в РЦПК в электронном виде информацию о внесении карточки в стоп-лист.

Если держатель международной карточки MasterCard или VISA (кроме Maestro и VISA Electron) уведомил банк об утере карточки за пределами Республики Беларусь, учреждение банка дополнительно направляет в РЦПК письмо о необходимости включения карточки в стоп-лист с указанием информации о месте (стране) и обстоятельствах утери карточки.

***2.6.6-1. При обращении в учреждение банка клиента, карт-счет которого открыт в другом учреждении банка, ответственный исполнитель учреждения банка обязан принять от клиента письменное заявление об утере карточки и немедленно устно известить сервисную службу БПЦ о блокировке операций по карточке (если клиент самостоятельно не известил сервисную службу БПЦ).

Отправка заявления клиента в учреждение банка, в котором открыт карт-счет клиента, осуществляется в соответствии с подпунктом 2.4.3‑1 настоящих Правил.

Учреждение банка, в котором открыт карт-счет клиента, в день поступления копии заявления из учреждения банка, принявшего заявление клиента, должно направить в РЦПК в электронном виде информацию о внесении карточки в стоп-лист.***

2.6.7. Занесение карточек в стоп-лист может осуществляться по инициа­тиве РЦПК в случае получения сведений о компрометации номера карточки, выявления попыток проведения мошеннических операций с использованием карточки, наличия у банка информации о нарушениях клиентом (держателем карточки) договора карт-счета, правил пользования карточкой.

При занесении карточки в стоп-лист на основании полученной банком информации о компрометации номера карточки или установления попыток проведения мошеннических операций с использованием карточки банк выпускает клиенту карточку с новым номером. Заблокированные карточки должны быть сданы в банк. В указанных случаях плата за блокировку и перевыпуск карточки с клиента не взимается.

Если банк располагает сведениями, что в результате мошеннических операций произошло списание сумм, оспариваемых клиентом, то в начале процедуры оспаривания операций в платежной системе (до поступления денеж­ных средств на корсчет банка и (или) до обращения в правоохранительные органы) денежные средства возвращаются на карт-счет клиента на основании подготовленного РЦПК заключения **, согласованного с департаментом безопасности, ** с разрешения заместителя Председателя Правления банка, направляющего деятельность РЦПК.

Расторжение договора.

2.7.1. Закрытие карт-счета и аннулирование карточки может происходить как по инициативе банка, так и по инициативе владельца карт-счета.

2.7.2. По инициативе банка закрытие карт-счета и аннулирование карточки возможно в случае:

одностороннего расторжения договора банком, если владелец карт-счета и (или) держатель нарушил условия договора, правила пользования карточкой, действующее законодательство Республики Беларусь;

в других случаях, предусмотренных настоящими Правилами **и (или) договором карт-счета **.

Решение о закрытии карт-счета и аннулировании карточки принимает руководитель учреждения банка или уполномоченное им лицо.

2.7.3. По инициативе владельца карт-счета карточка может быть аннулирована, а карт-счет закрыт в случае одностороннего расторжения договора по инициативе клиента.

2.7.4. В учреждении банка карт-счета ***слова исключены*** закрываются после закрытия карт-счета в РЦПК. Закрыт может быть лишь ранее остановленный карт-счет.

2.7.5. Ответственный исполнитель РЦПК:

получив от учреждения банка в электронном виде информацию об остановленных карт-счетах, переводит их в неактивный статус (останавливает счета) в системе эмиссии;

когда остаток на начало предыдущего расчетного цикла, на начало текущего расчетного цикла и конечный остаток счета равен нулю, закрывает карт-счета в системе эмиссии.

РЦПК ежедневно представляет учреждениям банка информацию в электронном виде о закрытых карт-счетах.

2.7.6. Закрытие карт-счета по инициативе владельца карт-счета осуществ­ляется на основании ***заявления (приложение 47)***. Если карточка не воз­вращается в банк, с клиента взимается плата как за утерю карточки в соответствии с договором карт-счета.

2.7.7. Ответственный исполнитель учреждения банка, получив заявление от клиента о закрытии карт-счета ***слова исключены***:

изымает все связанные с этим счетом карточки и делает об этом отметку на заявлении клиента;

***направляет в РЦПК в электронном виде информацию о внесении карточек, срок действия которых еще не истек, в стоп-лист (в этом случае плата за нахождение карточки в стоп-листе (за блокировку карточки) не взимается);***

уточняет в сервисной службе БПЦ текущее состояние карт-счета, и в случае если клиент имеет задолженность перед банком ***(по овердрафту и процентам, плате за просроченные платежи, штрафным санкциям, плате за утерю карточки, утрату ПИН-кода, нахождение карточки в стоп-листе и др.)***, предлагает ее погасить. При наличии на карт-счете клиента денежных средств в размере, достаточном для полного погашения задолженности, списывает сумму задолженности с остатка на карт-счете;

если у клиента установлен лимит овердрафта и нет задолженности перед банком, устанавливает в программном обеспечении лимит овердрафта равным нулю;

не ранее чем через десять дней (по карточкам, используемым только на территории Республики Беларусь, а также по карточкам БелКарт с магнитной полосой) и не ранее чем через сорок дней (по международным карточкам) после получения заявления от клиента останавливает карт-счет (кроме счетов с дебетовым остатком) и на следующий день направляет в РЦПК в электронном виде информацию об остановке карт-счета;

присоединяет к остатку по этому карт-счету проценты на двадцатый день (по карточкам, используемым только на территории Республики Беларусь, а также по карточкам БелКарт с магнитной полосой) и на пятидесятый день (по международным карточкам) со дня заявления одной из сторон о расторже­нии договора карт-счета (включая день подачи заявления). После этого до окончательного закрытия карт-счета проценты на остаток не начисляются;

если после остановки карт-счета до его окончательного закрытия прихо­дят запоздалые, принадлежащие данному карт-счету транзакции, они отража­ются по карт-счету;

руководствуясь выпиской с карт-счета, выдает клиенту остаток денежных средств (перечисляет по назначению) либо предлагает клиенту погасить задолженность по карт-счету;

получив от РЦПК в электронном виде информацию о закрытых карт-счетах, закрывает карт-счета и счета по учету кредитной задолженности (при наличии), открытые в учреждении банка.

Заявление клиента о закрытии карт-счета хранится у ответственного исполнителя учреждения банка вместе с договором карт-счета согласно утвержденной номенклатуре дел.

2.7.8. **Банк имеет право закрыть карт-счет физического лица в следующих случаях:

если карт-счет остановлен на основании заявления клиента о закрытии карт-счета, но клиент не распорядился остатком денежных средств в течение одного года со дня подачи заявления, не включая срока наложения ареста и приостановления операций по счету в случаях и порядке, определенных законодательством Республики Беларусь;

если по карт-счету в течение одного года, не включая срока наложения ареста и приостановления операций по счету, отсутствует движение, кроме зачисления процентов, начисленных на средства, хранящиеся на карт-счете, при условии, что срок действия карточки истек;

если клиент не получил карточку в течение одного или более лет и при условии отсутствия движения и остатка на карт-счете.

При этом не требуется уведомлять владельца карт-счета об отсутствии движения по его счету в течение одного года и закрытии карт-счета (если иное не определено договором карт-счета).

Неиспользованный остаток денежных средств с закрываемого карт-счета перечисляется на отдельный лицевой счет по учету расчетов с прочими кредиторами **.

2.7.9. **При закрытии карт-счета ** ответственный исполнитель учрежде­ния банка:

в случае если карт-счет остановлен на основании заявления клиента о закрытии карт-счета, перечисляет остаток средств на отдельный лицевой счет по учету расчетов с прочими кредиторами;

в других случаях:

***- если у клиента установлен лимит овердрафта и нет задолженности перед банком, устанавливает в программном обеспечении лимит овердрафта равным нулю;***

- направляет в электронном виде информацию об остановке карт-счетов в РЦПК;

- в тот же день начисляет проценты на остаток по этим карт-счетам и перечисляет остаток средств с начисленными процентами на отдельный лицевой счет по учету расчетов с прочими кредиторами.

Проценты на денежные средства, хранящиеся на отдельном лицевом счете по учету расчетов с прочими кредиторами, не начисляются.

**Часть исключена **

Выплата (перечисление по назначению) остатка карт-счета, перечислен­ного на отдельный лицевой счет по учету расчетов с прочими кредиторами, осуществляется в учреждениях банка, где открыты и ведутся карт-счета клиен­тов, на основании заявления владельца карт-счета, составленного в произволь­ной форме, или платежной инструкции при предъявлении документа, удостове­ряющего его личность. В заявлении должна быть отметка ***банка*** о возврате всех связанных с этим счетом карточек. Если карточка не возвращается в банк, с клиента взимается плата за утерю карточки в соответствии с вознаграждениями банка.

Выдача остатка денежных средств с карт-счета, перечисленного на отдельный лицевой счет по учету расчетов с прочими кредиторами, наличными из кассы учреждения банка осуществляется по расходным кассовым ордерам ф. 0402540102 (приложение 6 к [9]), расходным валютным ордерам ф. 0402540150 (приложение 7 к [9]).

2.7.10. ***Подпункт исключен***

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...