Личность учителя и требования к его педагогической деятельности в западно-европейской педагогике (Я.А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В.Г. Дистервег)
Я.А.Коменский: Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой-сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить своё дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному». В качестве наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда чётко представляя, что должно быть достигнуто в ходе обучения. Ж.Ж. Руссо: Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло-жизнь. Воспитатель и учитель-это одно и тоже для Руссо. Он не разделяет обучение и воспитание, ибо считает, что ребёнка нужно обучить только одной единственной науке-науке об обязанностях человека. И главное не обучение, а руководство, не учитель, а руководитель, задача которог не давать законы детям, а научить их самих найти эти законы. Воспитатель Эмиля в своей деятельности пользуется творческим характером ребёнка, его способностью подражать, желание активно проявить себя в деле; когда ребёнок видит, как люди работают в огороде, выращивают и убирают урожай, у него тоже появится желание делать то, что он видит. И тут воспитатель преподносит своему воспитаннику уроки морали и знание добра и зла, не давая ему самих понятий, не обсуждая с ним этих вопросов.
Отвергая всяческое насилие в воспитании ребёнка, Руссо считает, единственным эффективным методом обучения явл-ся собственное желание ребёнка обучаться. Задача воспитателя-дать ему это желание. На многих страницах книги об Эмиле развивается мысль о том, что главный воспитатель-природа самого человека, что педагог лишь следует её естественному ходу и не мешает ей развиваться. На первый взгляд создаётся впечатление, что в представлении Руссо воспитатель-сторонний наблюдатель и не более как помощник природы. Руссо пишет: «Вы, начав с того, что ничего не делали, произвели бы чудо в деле воспитания». Но Руссо буквально ни на шаг не отпускает от себя своего подопечного, постоянно следит за его поступками и дейсвиями. Педагог не пассивен. «Пассивность» педагога Руссо допускает лишь в том случае, когда происходит воспитание природой, т.е. внутреннее развитие способностей и органов. Воспитатель не властен над природой, он лишь ждёт, когда организм созреет, и следует за развитием ребёнка. И.Г. Песталоцци: Воспитатель должен учить детей наблюдать, постепенно расширяя круг наблюдений, должен знакомить учеников с самими предметами и явлениями, а не только рассказывать о них. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы задержать или отклонить в сторону. Главная задача воспитания-сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребёнка, и задача учителя-организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Призывая воспитателей к любви и человечеству, Песталоцци не помышляет о воспитании у детей протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа.
Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он должен прежде всего искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что всё необходимое для них воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребёнок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по мнению Песталоцци, дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить всё воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся. Ф.В.Г. Дистервег: Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придаёт большое значение в обучении чётко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчёркивал, что в конечном счёте успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом. Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости. Учащиеся всё время должны чувствовать, что они двигаются вперёд. Хороший учитель твёрдо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Дистервег говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твёрдый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. Огромное значение Д. Придавал систематической работе учителя над собой. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием...» Он рекомендовал учителям в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также всё время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.
Вопрос 26 Педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака Януш Корчак (1878–1942)- известный польский писатель, врач и педагог; был директором двух воспитательных учреждений для детей-сирот в Варшаве - Дома сирот (1911) и Нашего дома (1919); создатель гуманистической педагогической системы, основанной на ненасилии, уважении и любви к ребенку. Автор повестей «Дети улицы», «Дитя гостиной», «Король Матиуш Первый»... Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде «Школа жизни», а позже – в получившей широкую известность книге «Как любить ребенка». Януш Корчак родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье. Его отец был известным в Варшаве адвокатом. Когда он тяжело заболел, молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру. Однако он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. В это же время он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе и берет себе псевдоним «Януш Корчак», под которым становится одним из самых известных мыслителей педагогики и детских писателей. После окончания университета он работает в детской больнице, в качестве военного врача принимает участие в Русско-Японской войне, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, Корчак становится знаменитым врачом. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию «Помощь сиротам», быстро становится там незаменимым членом правления и душой маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в замечательное учреждение. Это был «Дом сирот», который просуществовал тридцать лет. Всю свою жизнь его создатель посвятил чужим детям, своим воспитанникам, сделав выбор и отказавшись от возможности построить собственную семью. В «Доме сирот» было более ста детей и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причем все - даже повар и прачка - были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли. Это было маленькое «государство» детей, во главе которого стояли сами дети.
Корчак выступил продолжателем идей великого русского писателя и педагога Л. Н. Толстого, выраженных в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в «Дневнике Яснополянской школы» и в позднем творчестве Л. Н. Толстого. Главной целью воспитания в детских домах Корчака было объявлено благо ребенка и воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами. Важнейшими принципами его воспитательной системы стали: уважение личности ребенка и доверие к нему; взаимодействие воспитания и самовоспитания; безоговорочное соблюдение прав ребенка, особенно ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании («…права ребенка на уважение его незнания и труда познания, его неудач и слез, текущего часа и сегодняшнего дня, усилий и доверчивости; права ребенка быть тем, что он есть; права на участие в рассуждениях о нем и приговорах, на внимательное отношение к его проблемам, на высказывание своих мыслей, на самостоятельную организацию своей жизни, на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на протест, на ошибк, на движение,на игру» и др.) Задачи изучения ребенка и законов, которые управляют психическим и физическим развитием личности, подготовки воспитанников к жизни и помощи им в выборе профессии, изучения и «выяснения причин отравляющей атмосферы в детском доме и поиска путей ее изменения», создания условий для самовоспитания, самосовершенствования, привития навыков самопознания, самообладания и самостоятельности стали в детских домах Я. Корчака задачами первостепенной важности.
Цели и задачи, поставленные польским педагогом при воспитании детей-сирот, требовали новых, активных, воспитательных технологий. Главным средством достижения целей воспитания в воспитательной системе Я. Корчака, несомненно, стала организация жизни детей на основе самоуправления, которое обеспечивало развитие самостоятельности, способствовало созданию детского сообщества на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей, создавало реальные условия для самосовершенствования ребенка. Система самоуправления имела разветвленную структуру и включала в себя суд, который отнюдь не копировал задачи и функции суда в государстве, был не органом насилия, наказания и возмездия, а органом, деятельность которого направлялась на создание условий защищенности для каждого ребенка, утверждение в жизни детского дома законов равноправия, регулирование отношений между всеми обитателями дома; совет самоуправления – законодательный орган; сейм – высший орган детского самоуправления; педагогический совет; общие собрания детей и педагогов. Корчак несколько раз сам подавал на себя в суд: когда необоснованно заподозрил девочку в краже, когда сгоряча оскорбил судью, когда выставил расшалившегося мальчишку из спальни и т.д. В этом не было и тени позы. Он сам был частью созданного им государства. В 1940 году гитлеровская администрация переселила «Дом Сирот» с Корчаком и его восемью сотрудниками целиком в Варшавское гетто. Впереди был лагерь смерти в Треблинке. Сотни людей пытались спасти Корчака. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти... Можно пропустить, почитать для себя: Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими. По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми и писал дневник. И он остался только для того, чтобы скрыть от них правду, чтобы до последней минуты, искренне и с любовью глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню... Обман, на который способны только родители умирающего ребенка... А потом наступил такой день, когда «Дому сирот», детям и воспитателям было приказано явиться с вещами на Умшлягплац - так называлась площадь у Гданьского вокзала при немцах. Когда на заполненной массой избиваемых людей площади появились двести умытых и аккуратно причесанных воспитанников детского дома с Корчаком впереди, немцы, дошедшие до неистовства, кричавшие, хлеставшие бичами и стрелявшие, опешили и остановились. 6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Похоронен Корчак на еврейском кладбище в Варшаве. Имя Януша Корчака навсегда останется символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям. Педагогические идеи Корчака, получив дальнейшее развитие, реализуются сегодня через деятельность Всемирной ассоциации Януша Корчака с центром в Варшаве, через проходящий в Израиле Корчаковский семинар, через корчаковские общества, которые есть в тридцати странах мира. Вопрос 27 1.Дохристианский период 2.Христианский период (Киевский (10-13), Московский(14-17)) 1. особенности: большая роль матери, воспитание осуществляется в соответствии с языческим мировоззрением, воспитание в семье. Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Общины уже могли позволить себе содержать дружины. Разделение видов труда, обособление ремесел и их усложнение => в 6-9 вв у восточных славян обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Мастер помимо обучения ремеслу, знакомил ученика с определенными культовыми знаниями. Языческая культура не знала письменности, все знания передавались устным путем. Киевский период. Особенности: ветхозаветный идеал воспитания (Псалтырь), служение ребенка отцу и матери, женщина/ребенок не является самостоятельной личностью, непререкаемый авторитет отца, язык литературы/школы – славянский. 988 г. Владимир открывает 1ую школу «учения книжного». Ярослав Мудрый создает школы в Новгороде. Акцент в новой религии ставился не на истинную добродетель, а на требование исполнения внешних обрядов. С одной стороны популяризация славянского языка обусловила самобытность древнерусской школы, с другой – затрудняло доступ учителей и учеников к первоисточникам. Определенная образованность не требовалась, так как возникала опасность из-за науки потерять веру. В школах учения книжного особое внимание отводилось изучению тривиума + эти школы представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. Простое обучение письму. Чтению и счету осуществлялось «мастерами грамоты». Мастер мог иметь несколько учеников, которые составляли «училище». В 13 эти школы приходят в упадок, таким образом традиции семейного воспитания и обучения оказались сильнее. Монастыри – крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких центров считается Сергей Радонежский. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси. Ученость того времени часто сочеталась с фанатичной религиозностью. Семейное воспитание по-прежнему строилось на основе народных традиций, однако делались попытки взять его под государственный контроль. В «Русской правде» говорилось, что родители обязаны готовит своих детей к трудовой и семейной жизни. В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что у ровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения. Вопрос 29 Подготовка ребенка ко взрослой жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Иногда детей отдавали на выучку «мастеру грамоты». Такое обучение частным, платным. В конце 16в на Руси появились первые печатные учебники – азбуки (Иван Федоров). За религиозное воспитание отвечала церковь. Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением, большая часть «училищ» находилась при приходских церквях. Грамота изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги. Существовало представление, что школа есть «церковный угол». По Каптереву, три черты были свойственны русскому обучению того времени: «продолжительность, многий труд и битье». Ключевский отмечал, что главное внимание тогда уделялось усвоению детьми житейских правил. Кодекс, необходимый для их усвоения, состоял из 3 частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии усвоение правил ведения домашнего хозяйства. В целом, дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Повышенный уровень образования был нужен будущим государственным служащим и духовенству. Духовенство было самым образованным сословием. Одной из вершин педагогической мысли того времени является «Домострой», написанный попом Сильвестром. У высших сословий со второй половины 17в наметилось стремление давать своим детям давать своим детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам. В боярских семьях появились учителя-иностранцы. Православными братствами создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие (Киево-Могилянская академия, 1615г., основатель – Петр Могила, 3 отделения: философия, богословие, юридические науки). Симеоном Полоцким была открыта школа в Спасском монастыре, где изучались: грамматика, риторика, логика, богословие, философия. Эти школы являлись общественными. Там основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, греческий и латинский языки, «семь свободных искусств». Братства заимствовали опыт иезуитов в устройстве драматических представлений. Эти уч заведения имели устав, в котором разграничивались обязанности ректора, его помощников, учителей, учащихся и их родителей. Наибольшего развития достигла школа Львовского братства. Границы между средними и высшими школами в России в 17в были размыты. В 1687г. В Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Здесь изучалось не только богословие, но и светские науки. Однако весь учебный материал трактовался с позиций православия. В 17в в России появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ. Вопрос 31 Задачи: создание национальных кадров, создание российской системы государственного образования. 1701 – школа математических и навигаацких наук (жесткая дисциплина), 1703 – лингвистическая гимназия Глюка, 1714 – цифирные школы (подготовка низшего обслуживающего персонала для светской и военной службы,подготовительный этап для последующей профессиональной подготовки. Эти школы были первой попыткой создать сеть государственных начальных школ.), 1715 – морская академия. Создаются хирургические школы. С приходом к власти Петра I начался новый, «государственный» период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования, стало подчиняться интересам государства. История просветительской педагогики в России начинается с деятельности 2 академий – Киево-Могилянской (большое значение придавали проблеме изучения человека, его места в мире, воспитанию) и Славяно-греко-латинской (место греческого и церковнославянского занял латинский язык). Непременным атрибутом процесса познания стала признаваться «рассудительность», т. е. действие рассудка и ума. Ивану Посошкову принадлежит идея организации общедоступных школ для крестьянства. Однако Петром она не была принята во внимание. Посошков пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением, как государственная школа. Сторонником реформ был и Федор Салтыков. Он советовал обучать родному языку, используя светскую литературу. Кроме того, он ратовал за женское образование. Особое место в кругу «ученой дружины» Петра 1 занимал Феофан Прокопович. Он составил «Духовный регламент», в соответствии с которым светская идея преобладала над религиозной. Согласно ему, необходимо одновременное изучение нескольких предметов. Также, по его мнению, в академии обязательно должна быть библиотека. Обеспокоенность у Прокоповича вызывало качество преподавателей. В 1721г. Он открыл в своем доме школу. В новых учебных заведениях главное место занимали специальные предметы. Еще одной важной чертой была сословность образования. Акцент на профессиональную подготовку в начале 18в привел к тому, что государственных школ общеобразовательного характера в России долго не создавалось. Эту задачу пытались решить частные школы. Вопрос 33 Иван Иванович Бецкой (профессиональный педагог, получивший образование за границей). Полностью разделял идею Екатерины 11 о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера. В своих трудах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества». Бецкой в воспитании видел «корень всему злу и добру» и считал, что образование без воспитания только вредит натуре ребенка, портит его. Оптимальной формой организации воспитания и обучения, по его мнению, должно было стать закрытое воспитательное учреждение, куда должны приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. + они должны быть изолированы от родителей, от воздействия окружающей среды. Были созданы Академия художеств, Воспитательное общество благородных девиц в Петербурге. Однако отсутствие в России специально подготовленных людей свело на нет практически все благие намерения Бецкого. Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц Смольного института, положившая начало женскому образованию в России (содержание обучения было разработано с учетом педагогических новаций того времени и включало изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, рисованию. План реформы образования и воспитания, задуманный Екатериной 11, и сопутствующие ему материалы были подготовлены Федором Янковичем де Мириево. Играл важную роль в комиссии об учреждении народных училищ. Согласно уставу которой, по все России должны были создаваться народные училища 2 типов; в губернских городах – главные народные училища (5 лет), в уездных городах и селах – малые народные училища (2 года). Рекомендовано было вводить классно-урочную систему. Янкович перевел и адаптировал к русским условиям «Руководство учителям первого и второго классов», где были разъяснены принципы и смысл классно-урочной системы (главным методом обучения считалось работа учителя со всеми детьми одновременно). Комиссия издала также «Правила для учащихся в народных училищах», где перечислялись обязанности школьников (занятия начинались молитвой, телесные наказания запрещались…). По плану Янковича вновь открываемые училища должны были содержать местные власти, подбирать помещения, готовить учителей, давать средства. Однако на самом деле почти ничего этого сделано не было. В 40е – 50е гг. 18 в. у М. В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологи Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. Он считал, что научное образование приводит к пониманию главенствующей общественной пользы над личными интересами. В 50х гг. он начал работу по созданию в Москве университета, и его план был осуществлен в 1755 г. + были созданы 2 гимназии при нем, что позволило создать в Московском университете преемственную систему среднего и высшего образования. Сам Ломоносов был не только профессором университета, но и руководил университетскими гимназиями. Для более полного усвоения учащимися учебного материала он считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы. Ведущими дидактическими принципами Ломоносов считал, принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес. Значение деятельности Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, который своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу. Вопрос 35 Состояние школьного дела в Беларуси в пер.пол 19 в. В результате разделов РП Беларусь в конце 18 в. Была присоединена к России. Школьная политика царизма на нашей терр. хар-сь 2-мя особенностями: 1. терпимым отношением к системе образования в Беларуси; 2. постеп. внедрением российской системы обр-ния. Большая часть бел. губерний вошла в состав Виленского учебного округа. Была цель – создать в Беларуси приходские училища, уездные училища, семилетние гимназии. В 1805г. на средства графа Тышкевича – открыта первая гимназия в Свислочи. В 1812г. в Полоцке была открыта иезуитская академия. Но в 1820г. иезуиты были выдворены из России, а их учебные заведения были закрыты. Значительный ущерб сист.обр. Беларуси нанесли воен.событ.1812г. А после подавления восстания 1830 - 1831г.г. положение дел в образовании еще более усугубилось – был закрыт Виленский ун-т как «рассадник» польского влияния (восстановлен в 1850г.). Стала прослеживаться русификация всей системы обр. В связи с острой нехваткой учителей на терр. Беларуси в Витебске разрешается открыть учительскую семинарию в 1834г. Это была первая на терр. Беларуси учительская гимназия, котор. подготовила 62 учителя нач.школы. В 40-е годы создаются светские женские пансионы, в кот. обучались воспитанницы из богатых семей. В 1840г. в Горках создается первая в России земледельческая школа, на базе которой в 1848г. был открыт первый в России Горы-Горецкий земледельческий институт. В перв.пол. 19 в. В Беларуси было 560 уч. заведений, обучалось 17 тыс.человек. Вопрос 36 Представители революционно-демократического направления в педагогической теории в России в середине 19 века (В.Г.Белинский, А.Н.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов) Революционно-демократическая мысль в общественно-педагогическом движении 19 в. В России была представлена В.Г.Белинским, А.И.Герценым, Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым. В центре их внимания оказались такие проблемы как цель, сущность и задачи воспитания, факторы формирования личности, вопросы дидактики, проблемы свободы личности и воспитания дисциплины. Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), великий критик, выдающийся представитель русской философской мысли. Дал острую критику крепостнического воспитания, выдвинул идеал воспитания высоконравственного и всесторонне образованного человека, борца с крепостничеством и самодержавием. Он требовал, чтобы в основу воспитания был положен принцип народности, был горячим сторонником равноправия женщин, в т.ч. и в области образования, мног внимания уделял семейному воспитанию, по-новому поставил вопрос о средствах воздействия на детей, решительно возражал против телесных наказаний. Много ценных мыслей он высказал по вопросам дидактики. Считал, что образование должно быть всесторонним, в его основу должны быть положены с одной стороны родной язык, литература и история, с другой-математика и естествознание. Белинский написал около 60 рецензий на учебники, в которых дал много ценных методических указаний по преподаванию и подробно разработал требования к хорошему учебнику. Александр Иванович Герцен (1812-1870), демократ, социалист-утопист, революционер, один из основоположников (вместе с Белинским) русской революционно-демократической педагогики, дал острую критику системы школьного и семейного воспитания в России, сумел увидеть отрицательные стороны буржуазного воспитания в Западной Европе, подверг глубокой критике педагогические системы Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци, указал на ряд ошибочных положений в педагогических взглядах Р.Оуэна. Цель воспитания по Герцену-подготовка свободной, деятельной, борющейся с общественным злом, гуманной, всесторонне развитой личности. Как и В.Г. Белинский, он уделял большое внимание народности воспитания. Наука, просвещение и школа не должны отрываться от народа. Задача воспитания- подготовить людей, которые содейсвовали бы освобождению народа. Содержание образования, по Герцену, должно быть не классическим, полусхоластическим, далёким от жизни, и не реальным, как оно понималось в то время (с большим уклоном в прикладные науки), а всесторонним общим, основой которого являются языки, литература, история, с одной стороны, и математика с естествознанием-с другой. Герцен был атеистом и в основу нравственности ставил не религию, а знание. Одной из главнейших черт нравственного воспитания считал воспитание гуманного отношения к людям. Выступал против телесных наказаний, против прусской фельдфебельской муштры детей, требовал уважения их личности, гуманного обращения с ними, воздействуя на них, главным образом, путём нравственного примера, развития у них активности и творчества. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), выдающийся философ, экономист, писатель. Придавал просвещению, народному образованию громадное значение. Как и его предшественники, революционеры-демократы 30-40-х гг., он критиковал крепостническое воспитание, считая, что подлинное просвещение народа станет возможным только тогда, когда народные массы революционным путём возьмут власть в свои руки. Цель воспитания Чернышевский видел в подготовке граждан-борцов с крепостничеством и царизмом, в подготовке человека, который ставит общественные интересы на первое место и горячо любит свою родину. Образы таких людей, отдающих свои силы на общественное благо, всесторонне образованных, высоконравственных он показал в своём романе «Что делать» (1862-1863). Протестуя против угнетения и муштры детей, Чернышевский требовал уважения к личности ребёнка, развития его творчества и инициативы. Самым решительным образом он выступил против телесных наказаний детей. Главнейшим средством воздейсвия на них он считал личный пример учителей и родителей. Чернышевский критиковал раннюю профессионализацию, которая была характерна для дореформенной школы, полагая, что молодому поколению нужно дать основательное общее образование, на базе которого может затем развиваться профессиональное. Выдвигая идею всестороннего образования, он указывал разницу между наукой и учебным предметом, доказывал, что обучение должно не только вооружить учащихся суммою знаний, но и развить их самостоятельное мышление, способствовать выработке правильного целостного мировоззрения. Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), видный представитель революционно-демократической педагогики, в своих критических статьях, анализирующих произведения лучших русских писателей, уделил много внимания вопросам воспитания. Критикуя систему крепостнического воспитания, он отмечал, что она порождает у молодого поколения несамостоятельность суждений, слабоволие, отсутствие сознания общественного долга. Он разоблачал половинчатость либеральной педагогики, указывал, что для распространения истинного образования необходимо «изменение общественных отношений», т.е. революционная перестройка общества. Целью воспитания он, как и Н.Г.Чернышевский, считал подготовку гражданина, всесторонне развитого в умственном, нравственном и физическом отношениях. Добролюбов в период ожесточённых споров между сторонниками классического и реального образования выдвинул идею всестороннего образования, в котором основными предметами являются русский язык и литература, история, новые иностранные языки, математика, физика, естествознание и география. При этом он указывал, что обучение должно быть воспитывающим: развивать умственные способности, воспитывать любовь к родине, благородство чувств, стремление отдать свои силы на служение обществу. Преподавание должно учитывать возрастные особенности детей, быть наглядным, развивать привычку самостоятельно мыслить. Много внимания Добролюбов уделил вопросам нравственного воспитания, которым посвятил свою главную педагогическую статью «О значении авторитета в воспитании» (1857). В ней он бичевал дрессировку и подавление личности детей, требовал уважения к ребёнку, выступал против применения телесных наказаний в школе и семье. Вопрос 37
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|