Свободное воспитание в представлениях К.Н. Вентцеля.
Сущность теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля определяется следующими положениями: отсутствие внешней цели в воспитании (ребенок настоящего момента - самодовлеющая цель); ведущий принцип - многообразие воспитания, доведенное до крайних пределов (сколько детей, столько и систем воспитания); содержание - прикладные знания, производительный труд, искусство; ведущий метод - метод освобождения творческих сил ребенка, а также самостоятельная работа, опыты; средства - общественно-необходимый труд, свободное общение, игра, дисциплина естественных последствий; субъект - ребенок и взрослый - равноправные единицы, субъекты педагогической общины. Жизненным фактом, давшим толчокразработке теории свободного воспитания К.Н. Вентцелем было насилие над ребенком и идея его освобождения от всех видов педагогического порабощения. Теоретическая и практическая деятельность Вентцеля имела целью с позиций либерализма и анархизма освободить молодое поколение от цепей видимого и невидимого рабства. «Декларация прав ребенка», «Задача молодого поколения» и другие сочинения Вентцель К.Н. утверждают отказ автора от традиционных представлений о детстве, как подготовке к жизни. Ребенок развивается по своим собственным законам, установленным природой.Вентцель подчеркивал, что главное внимание следует уделять не «наследству, а наследнику». Вентцель закрепил в системе свободного воспитания нерушимый закон: ребенок настоящего мо-мента - самодовлеющая цель воспитания. Мыслитель подчеркивал важность последовательного, планомерного труда для обеспечения свободного развития, устранения всего, что противодействует, тормозит и мешает этому развитию.
К.Н. Вентцель, развивая теорию свободного воспитания, заложил основы педагогики будущего, определенной им как Космическое воспитание. Целью космического воспитания, мыслитель считал преобразование личного, индивидуального в общее, целостное. Ключевым постулатом будущего воспитания, по мнению Вентцеля, должно быть преодоление каждым ребенком и взрослым чувства отдельности и обособленности, формирование чувства причастности к жизни Человечества и Космоса. К.Н. Вентцель был последовательным пропагандистом свободного воспитания. Его педагогические труды носили, бесспорно, револю-ционный характер, а деятельность по организации экспериментальных воспитательных учреждений (Семейного детского сада, Дома свободного ребенка), по пропаганде идей свободного воспитания - характер подвижнический. Призывая общественность к педагогической революции, К.Н. Вентцель не сомневался, что только она может сделать прочными завоевания других революций, так как, педагогическое освобождение молодого поколения влечет за собой осуществление и других форм освобождения. Вентцель был уверен, что в педагогическом освобождении нуждается не только подрастающее поколение, но и все угнетенные классы. Все формы политического, социального угнетения основываются на соответствующем педагогическом воздействии при помощи законодательства, определенных социальных учреждений, прессы и других способов, которыми командующие классы общества педагогически влияют на эксплуатируемые и угнетенные массы. В основе всех существующих форм угнетения лежит социально- педагогический фактор, которым, по мнению Вентцеля, пренебрегают политические партии. К.Н. Вентцелем были заложены основы педагогики будущего, кото-рый воплотил мечты представителей педагогического гуманизма в реальный программный документ «Декларацию прав ребенка» и приступил к разработке теории Космического воспитания.
Идея свободного воспитания положила начало новым образовательным и воспитательным моделям «Новое воспитание», «Свободное воспитание», стала основой педагогического опыта отдельных экспериментальных учреждений: Яснополянской школы Л.Н. Толстого, «Дома свободного ребенка» К.Н. Вентцеля и др. Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель рассматривали воспитание, как главное условие и средство формирования «нового» человека, построения справедливого общества, пересоздания жизни. Понимание сути свободы обусловлено их отношением к таким важным составляющим бытия, как наука, искусство, культура, прогресс. Стоя на позициях субъективного идеализма Толстой и Вентцель разрабатывали идеи о врожденном совершенстве и уникальности человека, о его естественном праве на свободу, самоопределение, индивидуальный выбор жизненного пути. Истинный смысл бытия Толстой видел в единении с Богом и другими людьми, а Вентцель - с творческим космосом. Условием приближения человечества к счастью авторы считали свободу. Ведущим мотивом творчества Толстого, Вентцеля было стремление к пересозданию жизни. Однако способы разрешения поставленной проблемы предлагались ими разные, что связано с их мировоззренческими позициями, базирующимися на различных научных и религиозных представлениях: Толстой отрицал культуру, порожденную неравенством и лицемерием правящего класса; Вентцель задумывался об освобождении человека для построения новой истинной культуры через единение человечества, преодоление каждым своей отдельности для свободной творческой жизни. Характерно, что, они приступили к разработке своих педагогических учений в результате воздействия совокупности факторов: социально-исторических условий, обусловленных изменением ценностных установок общества, требующих пересмотра места и роли человека в историко-культурном процессе; научно-философских взглядов, повлиявших на формирование мировоззренческих позиций; реальной педагогической ситуации, не способной решить намеченные мыслителями цели переустройства жизни. Основополагающим принципом трех теорий свободного воспитания выступает свобода, трактуемая Вентцелем как реализация естественного права ребенка, нестесненное свободное развитие в соответствии с природой, как отсутствие принуждения, насилия, ограничений. Позиция Толстого заключена в провозглашенном им принципе: критерий педагогики - свобода и представляет собой дидактический и моральный принцип. Вентцель рассматривает свободу как основание и смысл всякого воспитательного общения, т.е. не только моральный и дидактический принцип, но и цель воспитания одновременно.
Установлено, что к общим принципам свободного воспитания Вентцеля следует отнести также следующие: принцип природосообразности, принцип любви к ребенку, принцип равного отношения ко всем детям, принцип связи воспитания с жизнью, принцип активной деятельности самого ребенка. На динамику развития принципов свободного воспитания в теориях Л.Н.Толстого и К.Н. Вентцеля повлияли практические попытки внедрения их учений в педагогический процесс, что и определяет специфику их педагогических учений - разработка дидактического аспекта свободного воспитания и формулировка ими целого ряда принципов обучения. Итак, феномен свободного воспитания развивался как в теоретическом, так и практическом русле. Вопрос 39
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|