Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ушинский о педагогич. науке и искусстве воспитания.




 

У. определил, что предмет воспитания – это человек. В работе «Человек как предмет воспитания», или «Педагогич. антропология» У. подчеркивает, что необходимо выделить в ней 2 пласта: 1. педагогика в обширном смысле как собрание знаний, 2. педагогика в тесном смысле как собрание воспитательных правил.

Первый пласт – это знания о человеке по разным отраслям наук и осознание цели воспитания. Второй пласт – правила и законы преднамеренной деятельности наставника, направленной на развитие ума, чувств ребенка. В целом педагогика в понимании У – это наука о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно.

Педагогика как искусство. Педагогич. деятельность – это искусство – «искусство самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». Оно стремится к идеалу «вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому». Поэтому осуществить задачи и быть искусным педагогом – дело, которое «скромное по наружности, но одно из величайших дел истории».

Вопрос 40

Идея народности в педагогич. теории Ушинского. Ушинский о значении родного языка в общественном воспитании.

У был первым обществ. деятелем, котор., подняв проблему народности в воспитании дал ей теоретическое обоснование и воплощение в практике. У предложил свой взгляд на сущность воспитания. Основные положения: 1. у каждого народа своя особенная национальная система воспитания; 2. невозможно заимствовать у др.народа систему воспитания, т.к. подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу; 3. есть только одна общая наклонность – народность. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству.4. У каждого народа – свой идеал человека. Может быть заимствована рациональная сторона – отдельная педагогич. идея. Но народ перерабатывает их в духе своего народа. 5. Необходимо развивать общественное мнение.

Нет теперь вопросов важнее, чем: чем должны быть русские школы? В каком отношении должны находиться народ. школы. Определить, какой должна быть школа, может сам народ. Опека Министерства служит только помехой. Но У понимал, что простой народ забит, невежествен, беден и безграмотен, по этой причине многие крестьяне не видят нужды в школах. Без экономич. Улучшения положения народа невозможен подъем образования, но в тоже время хорошо поставленное народное обр. будет влиять на поднятие уровня эк. жизни. У верил, что развитие государства зависит от степени образования народа, и оно влияет на образ правления государства. У писал, что гимназии и университеты не озабочены изучением истории и культуры своего государства, а ориентируются на изучение ин.языков, лит-ры. Но родной язык есть основа обучения, вместе с языком усваиваются и дух ценности, созданные предшествующими поколениями. Усваивая родн. язык, ребенок усваивает множество понятий, мыслей чувств.

В книге «Родное слово» (1864) есть произведения устного народного творчества.

Вопрос 41

Дидактические принципы в педагогич. системе Ушинского

У считал, что одна из главных целей обр. – это развитие мышления, общих умств. способностей человека. Главные цели обучения: 1. развитие умств. способностей, 2. подготовка ученика к жизни, 3. развитие мировоззрения. Вопрос о подготовке к жизни У рассматривает широко, включая в него обогащение учеников знаниями и развитие воли, характера, трудолюбия. У считал, что важны только те школьн. дисциплины, которые дают многообр. знания (родной язык, география, история отечества, мат., лит.). У приводит в пример историю, знание котор. Помогает чел. уяснить ход историч. процессов. Ребенок должен быть готов к жизни в индустр. веке. А жажда денег неверие в добро, отсутствие нравств. правил, равнодушие к обществу – это враги, с которыми надо бороться.

Задача школы: она должна вызвать у ученика жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Человек имеет врожденную способность – потребность в труде. Но в детстве эта способность может либо развиваться, либо погаснуть. Человек должен приготовиться к труду жизни, полюбить труд. Нередко учитель приучает своих воспитанников убивать время в классе. Например: на другой день уч-ль спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а остальные считают себя свободными от каких-либо дел. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик сам увлечется предметом. Наставнику необходимо помнить, что надо приучить воспитанников к умственному труду. У в ст. «Труд в его психическом и воспитательном значении» 1860г. предлагает средства, способные развить привычку к труду: 1. не учить ученика, а только помогать ему учиться 2. не надрывать сил ребенка, но и не давать им застыть 3. приучать к труду постепенно 4. менять виды трудовой деятельности (физический труд (игра в детстве) после умственного).

У развил общие дидактические идеи: последовательность в изучении наук, продвижение от известного к неизвестного, учет возрастных особенностей. Он пришел к выводу: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно.

Вопрос 42

Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской и советской педагогике (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский)

Существенный вклад внёс К.Д.Ушинский в проблему подготовки учительских кадров. В статье «Проект учительской семинарии» он рекомендовал основывать закрытые педагогические учебные заведения (учительские семинарии) для подготовки учителей народной школы, выдвигал идею создания педагогических факультетов в университетах для подготовки учителей средних учебных заведений, а также педагогических классов при женских средних учебных заведений.

К средствам воспитания он относил личный пример, убеждение, обучение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Он выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе, указывал на единство этих двух начал в деятельности учителя.

Говоря о качествах личности учителя, Ушинский отмечал, что учитель прежде всего воспитатель. Личность воспитателя, по мнению К.Д.Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения.

К.Д.Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Он поднимает на щит педагогическое творчество учителя, которое только одно может спасти его от «дремоты рассудка», когда он «толкует в сотый раз давно выученную наизусть страницу». При этом Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории-то же, что знахарство в медицине».

Отвечая на вопрос: накопление знаний или формирование идей должно составить цель учения, К.Д. Ушинский писал, что «не самое знание, а идея, развиваемая в уме дитяти усвоением того или другого знания,-вот что должно составлять зерно, сердцевину, последнюю цель таких занятий».

Так, преподавая историю, учитель должен давать только необходимые знания, он должен видеть в своём ученике «не будущего историка, а человека, пользующегося плодами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования. При этом не следует забывать, что память человеческая имеет свои пределы, а период учения очень короток».

Имеется в виду школьного учения.

К.Д.Ушинский учителя чаще всего называет воспитателем, подчёркивая тем самым в его деятельности общепедагогические функции. «Воспитатель должен пользоваться всяким случаем, чтобы через посредство ученья закинуть в душу дитяти какое-нибудь семя и связывать хорошее чувство с всяким представлением, с которым оно только может быть связано...»

Особое внимание в своей педагогической практике А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия. Особо педагогов привлекала в те годы позиция А.С.Макаренко по вопросам использования приёмов порщрения и наказания. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищённости личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Каким бы не было наказание, оно всегда должно отражать обоснованное требование коллектива ко всем ученикам пед процесса.

Сухомлинский был одним из первых, кто в 60-е гг. Работал по проблеме развивающего обучения, которая основывалась на идее радости умчтвенного труда для детей. Важнейшим инструментом для достижения этой цели является ощущение учащимися успеха в учении. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей лишь наслаждение и удовольствие. Учение- кропотливое преодоление трудностей, поиск, который приносит радость успеха, радость познания. Для тогоЮ чтобы ребёнок хотел учиться, он должен уметь учиться. Интерес к учению, общее развитие невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона-постоянного обмена знаниями. С этой целью в Павлышской школе добивались, чтобы у каждого ученика было увлечение, любимый предмет, в знании которого он превосходил бы других ребят. Педагог-гуманист призывал учителей помочь ребёнку ощутить эту радость учебного труда, пробудить чувство гордости, собственного достоинства.

Сухомлинский призывал учителей «бережно пользоваться оценкой», имея в виду, прежде всего, уважение достоинства ученика и заботу о всемерном развитии его способностей. Своё право выставлять отметку настоящий педагог использует для того, чтобы вознаграждать трудолюбие, а не покарать лень и нерадивость.

Учитель-это пкрвый советчик и проводник в интеллектуальной жизни школьников. Педагогической мудростью воспитателя называл Сухомлинский умение так построить отношение с ребёнком, чтобы он не терял веры в свои силы. Тогда отношения с учителем будут приносить ученикам радость.

Для того, чтобы исполнить свою высокую и трудную миссию, подчёркивал Сухомлинский, учитель должен быть прежде всего личностью в самом глубоком смысле этого слова. Именно при таком условии только и может осуществляться духовное общение учителя и ребёнка, основанное на взаимности.

Сухомлинский психологически тонко проанализировал одну из сложных проблем воспитания-проблему власти педагога над личностью ребёнка в детском коллективе. Мудрая власть предполагает в качестве естественного составного её компонента-доброту как одно из первейших личностно-профессиональных свойств учителя, которое означает прежде всего большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребёнка.

Сухомлинский видел особенность профессии учителя в том, что 9/10 его труда спрятано от других, как айсберг под водой. Потому секрет педагогического мастерства педагога-в постоянном чтении, духовном обогащении, педагогической культуре. Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь, говорил Сухомлинский.

Вопрос 43

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...