Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тропическая и Южная Африка 2 глава




«Положение о прокуратуре СССР» 1933 года регламентировало функции теперь якобы автономной системы прокуратуры, охватывавшей всю огромную страну.

На нее была официально возложена очень нужная и полезная функция: осуществление конституционного надзора за деятельностью центральных и местных органов власти и управления.

На практике получилось иное: система прокуратуры осуществляла надзор за деятельностью местных советов и их органов на предмет выполнения ими указаний и идей «вождя народов».

Весьма актуальной и необходимой была и другая функция, возложенная на систему прокуратуры: осуществление надзора за законностью действий судебных учреждений, органов милиции, ОГПУ, при обвинении в суде.

Эта функция прокуратуры и не по ее вине в условиях беззакония и партийного беспредела тоже не была выполнена. А сама она использовалась для прикрытия этого.

Была унифицирована и централизована судебная система, которая стала еще более послушным орудием партийного аппарата, а суды являлись важным звеном системы «убеждения» населения в преимуществах строительства самого «социализма».

Закон 1938 года «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» определил структуру судебной системы, которую возглавил Верховный суд СССР.

Наименование «народный суд» сохранилось только за судами первой инстанции. Краевые, областные, окружные суды и суды автономных областей были отнесены к судам второго уровня. Эти суды состояли из двух коллегий — по гражданским и уголовным делам.

К разряду судов высшего уровня относились Верховный суд СССР, верховные суды союзных и автономных республик. В систему общей юстиции не входили специальные суды, в том числе военные, транспортные и водные. В первой половине 30-х годов были ликвидированы «остатки эксплуататорских классов»: у крестьян была отобрана земля и другие средства производства, а сами крестьяне загнаны в колхозы.

За счет ограбления крестьян и принудительного труда репрессированных (и не только) было построено несколько крупных промышленных объектов.

Крепко были почищены ряды коммунистов, партийных и государственных органов, из которых были изгнаны все сомневавшиеся в необходимости насильственного строительства социализма и вообще «классово-чуждые элементы».

Личные противники «вождя народов» тоже перестали существовать или оказались за решеткой. Это дало возможность И.В. Сталину, единолично управляющему страной, объявить о «победе социализма» в СССР.

Появилось у него и желание законодательно ее оформить, а также законодательно убедить уцелевших граждан в том, что они «счастливые люди», поскольку проживают в самом «народном и правовом» социалистическом государстве и пользуются всеми демократическими правами и свободами.

«Вождь народов» предписал внести соответствующие изменения в конституцию 1924 года, которую сам постоянно нарушал. Возглавляемая им конституционная комиссия подготовила проект новой конституции СССР, который был вынесен «на всенародное обсуждение», во время которого дозволялось только ее одобрять. В начале декабря 1936 года проект был утвержден на VIII всесоюзном съезде советов.

Основополагающим в новой конституции СССР было положение о том, что всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) является «передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющим ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Конституция 1936 года провозгласила для всех граждан СССР свободу слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, но на практике право на эти свободы население могло использовать только для восхваления «вождя народов» и установленных им порядков.

Особенностью новой конституции СССР было и то, что она налагала на граждан многочисленные обязанности, в том числе обязанность «радостно» строить социализм.

Конституция оставила место для существования только «социалистической системы хозяйства» и «социалистической собственности на орудия и средства производства».

Кроме «социалистической собственности», допускалось в ограниченном размере лишь мелкое частное, основанное на личном труде, хозяйство.

Конституция подтвердила федеральное устройство СССР, как объединения советских социалистических республик, из которого они якобы имели право в любое время выйти.

По конституции 1936 года количество составляющих в СССР увеличилось. В Москве решили разделить ЗСФСР на три республики, которым присвоили статус союзных.

Это были Армянская, Азербайджанская и Грузинская советские социалистические республики. Из автономных в союзные были преобразованы Киргизская и Казахская республики. Они тоже были включены в состав союза.

Конституция СССР 1936 года не предусматривала принцип — разделения государственной власти, который отвергался как сугубо «буржуазный».

В ней декларировалось, что вся полнота власти принадлежит Верховному совету СССР, а в период между его сессиями — его президиуму и совету народных комиссаров СССР.

Верховный совет СССР состоял из совета союза и совета национальностей. Совет союза должен был избираться на основе всеобщего и равного избирательного права по территориальным округам.

А лица, заседавшие в совете национальностей, должны были на основе установленной квоты избираться в союзных и автономных республиках, автономных областях и национальных округах.

Устанавливалось, что Верховный совет будет заседать сессионно, несколько дней в году, чтобы проголосовать за указы президиума верховного совета, который был постоянно действующим органом.

Исполнительная власть вручалась совету народных комиссаров СССР, который утверждался на совместном заседании палат. В его состав входили союзные и союзно-республиканские наркоматы.

В новой конституции приводился перечень полномочий союзных органов, а остальные полномочия передавались в ведение органов союзных республик.

В соответствии с новой конституцией во второй половине 30-х годов была произведена перестройка центрального звена государственного аппарата. В 1937 году состоялись выборы в Верховный совет на «демократической основе», когда граждане могли, а вернее обязаны были голосовать только за одного включенного в избирательный бюллетень кандидата, предложенного органом ВКП(б).

На первой сессии депутаты Верховного совета проголосовали за утвержденные Центральным комитетом ВКП(б) составы своего президиума, СНК СССР и других высших государственных органов.

На наркомат юстиции СССР были возложены функции контроля за деятельностью судебных органов, организация кодификационной работы и оказание юридической помощи населению.

Органы, осуществлявшие репрессивные функции, остались вне его ведения. А основной орган этого — НКВД был разделен на две самостоятельные структуры — собственно народный комиссариат внутренних дел СССР и наркомат государственной безопасности СССР. Функции политического сыска и расправы были сконцентрированы во втором наркомате.

В предвоенные годы в СССР были осуществлены предельная централизация и усиление государственного аппарата, не оставлявшие никаких возможностей «для самодеятельности» населения. Широкое распространение получили система доносительства и политической слежки за населением, «охоты за ведьмами».

Важным объектом централизации стали военные структуры государства. Вместо территориально-милицейской системы формирования армии была создана кадровая регулярная армия.

Но ею в основном руководили не командиры, а военные отделы партийных комитетов различного уровня. Для еще большего усиления партийного влияния на вооруженные силы в 1937 году был введен институт заместителей командиров по политической части.

После принятия конституции СССР 1936 года в союзных республиках были приняты их конституции, повторявшие ее положения.

Такая конституция в РСФСР появилась в 1937 году. Она закрепила существовавшее на то время ее административно-территориальное деление. РСФСР состояла из 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и 6 автономных областей.

Конституция РСФСР также определила систему высших и местных органов власти и управления, порядок их формирования. Источниками права были не столько акты законодательной и исполнительной власти, сколько решения партийных органов. Они имели значение нормативных актов, обязательных для исполнения советскими органами и населением.

Нормативный характер партийных решений усиливался и за счет того, они стали одновременно оформляться и от имени государственных органов (например, совместные постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР). Утверждалось представление о праве как об инструменте государственной политики. Господствовавшая в 30-е годы доктрина «социалистической законности» отвергала верховенство закона и выступала за использование при его применении принципов целесообразности, «классового подхода», аналогии и объективного вменения. Ими «оправдывались» массовые нарушения законов, общегосударственный правовой беспредел.

Всевластие номенклатуры (замкнутого узкого круга партийных и государственных чинов) сопровождалось массовым нарушением декларированных конституцией 1936 года гражданских прав и свобод населения.

Нарушались и сужались они и в законодательном порядке — путем издания государственных нормативных актов в области уголовного, гражданского, трудового и т.д. права.

Население все более теряло право на свободный выбор места жительства и вида трудовой деятельности. Для усиления административного контроля за гражданами были введены система паспортов и институт прописки.

Крестьяне, которым было отказано в паспортизации, не могли изменить место своего постоянного жительства и работу в колхозе, то есть они фактически были прикреплены к колхозной земле, на которой были обязаны постоянно работать.

Подобные процессы стали происходить и в сфере промышленного производства после введения для рабочих и служащих трудовых книжек, в которых фиксировалось все, связанное с их трудовой деятельностью.

Партийно-государственная политика в отношении подрастающего поколения тоже регламентировалась. В июне 1936 года появилось совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Другие постановления определили уголовную дееспособность за убийство, изнасилование, кражу, нанесение увечья и другие тяжкие преступления для несовершеннолетних начиная с 12 лет. Полная же дееспособность в сфере уголовного права была установлена для несовершеннолетних с 14 лет.

В 30-е годы в СССР был установлен авторитарный режим личной власти И.В.Сталина, который строился на партийной монополии коммунистов на все ее виды и на всевластии репрессивных органов. Он отличался не только насильственным построением «социализма» сталинского образца, но и государственным и партийным беспределом и массовыми репрессиями.


РАЗДЕЛ IV ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939 — 1945 ГГ.)
   

США

После начала второй мировой войны США под давлением изоляционистов объявили о своем нейтралитете по отношению к воюющим сторонам.

Тем не менее, администрация президента Ф. Рузвельта стала проводить политику «национальной обороны». Она предусматривала постепенную подготовку к войне против Германии, усиление мощи армии и флота, дипломатическое противодействие Германии и ее союзникам.

В июле 1940 года по предложению американского президента латиноамериканскими государствами была подписана Гаванская декларация, направленная против попыток Гитлера закрепиться на американском континенте. В ней заявлялось, что они не допустят перехода владений европейских держав к другой европейской державе, то есть французских и английских владений в руки Гитлера.

28 июня 1940 года федеральный конгресс принял закон Смита, который был направлен прежде всего против деятельности в США различных организаций и сообществ, пропагандировавших идеи Гитлера.

«Умышлено учить, — говорилось в нем, — подстрекать, проповедовать необходимость, желательность или уместность свержения или уничтожения правительства Соединенных Штатов силой или бунтом или путем убийства любого должностного лица, находящегося на правительственной службе, является незаконным».

Закон предусмотрел уголовное наказание для лиц, которые с целью свержения или уничтожения правительства США, будут издавать или распространять рукописные материалы, призывающие к этому.

Закон Смита также запретил деятельность «любого общества, группы или сборища лиц, которые учат, проповедуют или подстрекают к свержению или уничтожению правительства Соединенных Штатов силой или бунтом». Ф. Рузвельт и его администрация оказывали все большую финансовую, материально-техническую и военную помощь Великобритании. В сентябре 1940 года ей было предоставлено 50 эсминцев для охраны от немецких подлодок и авиации английских торговых судов.

На увеличение производства вооружения и необходимых для войны материалов был направлен принятый федеральным конгрессом закон об амортизации вложенного в развитие оборонного производства капитала. Он позволил предпринимателям в военном производстве законно получать сверхприбыль.

Профсоюзы неоднозначно относились к европейской войне и к политике администрации Ф. Рузвельта по отношению к ней. Конгресс производственных профсоюзов выступал за невмешательство в европейскую войну и подвергал критике политику президента. Американская же федерация труда наоборот критиковала Ф. Рузвельта за недостаточно активное вмешательство в вооруженный конфликт в Европе.

Во время президентских выборов в ноябре 1940 года Ф. Рузвельт третий раз выставил свою кандидатуру и снова победил. Он продолжал политику «национального единства» для укрепления «национальной обороны», политику подготовки к войне и помощи Великобритании.

11 марта 1941 года по инициативе президента был принят закон о ленд-лизе. Он позволил правительству предоставлять по его усмотрению оружие или необходимое для войны снаряжение взаймы или в аренду тем государствам, оборона которых важна для жизненных интересов США.

После этого американская помощь Англии и другим участникам антигитлеровской коалиции значительно возросла.

Одновременно в США было усилено внимание к модернизации и совершенствованию оружия, в том числе ядерного. 24 июня 1941 года, после нападения Германии на СССР, президент США заявил, что СССР тоже будет получать американскую помощь.

В августе 1941 года США и Великобритания подписали Атлантическую хартию, в которой говорилось, что они будут добиваться восстановления «суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем», «лишены права избирать себе форму правления, при которой они хотят жить».

Начала формироваться антигитлеровская коалиция, к которой вскоре присоединился СССР. Он по закону о ленд-лизе начал получать от США значительную военно-материальную помощь. Они взяли на себя обязательство поставить ему 4 тыс. самолетов, 5 тыс. танков и различное военно-техническое снаряжение.

Формально США придерживались политики нейтралитета до неожиданного разгрома японцами 7 декабря 1941 года американского тихоокеанского флота у Перл-Харбора. После этого они немедленно объявили войну Японии. В свою очередь, обвинив их в нарушении нейтралитета, Германия и Италия объявили войну США.

Война на Тихом и Атлантическом океанах между США и их союзниками и гитлеровской коалицией приобрела затяжной характер.

В июне 1942 года было подписано соглашение между США и СССР «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». Это привело к оформлению антигитлеровского союза трех великих держав — США, Англии и СССР.

После вступления в войну США быстро развернули для удовлетворения военных нужд свой гигантский экономический потенциал. В течение только 1942 года было произведено 49 тыс. боевых самолетов и 32 тыс. танков. А самолеты и корабли оснащались радиолокационными приборами, которых еще не было у противников.

Сразу начали строить 28 авианосцев, чтобы добиться превосходства над противником в океанах и морях. Были интенсифицированы работы по подготовке атомной бомбы.

В 1942-1943 годах американские войска принимали участие в освобождении от германцев и итальянцев северной Африки, в военных действиях на территории Италии.

В 1943 году США полностью завершили перевод своей экономики на военный лад, что позволило еще больше увеличить производство вооружения и снаряжения и увеличить их поставки союзникам.

Для усиления государственного регулирования экономикой и финансами законодательными актами была учреждена сеть специальных государственных органов. Они распределяли правительственные заказы на военные нужды и следили за их исполнением, разделяли между предприятиями сырье и рабочую силу, устанавливали уровень заработной платы и цен.

В октябре 1942 года была создана правительственная служба экономической стабилизации (служба военной мобилизации) с широкими полномочиями.

Ряд актов, принятых в годы войны, несколько ограничивал демократические права и свободы американских граждан. Был запрещен самовольный переход работающих с одного предприятия на другое.

Изданный в середине 1943 года закон Смита — Корнели о трудовых конфликтах предоставил американскому президенту право запрещать стачки и забастовки на предприятиях, производивших продукцию для военных нужд.

Американские войска, высадившись в июне 1944 года во Франции, приняли участие в завершающем этапе второй мировой войны на Европейском континенте.

На Тегеранской конференции глав государств антигитлеровской коалиции в конце 1943 года Ф. Рузвельт предложил после победы разделить Германию на пять отдельных государств, чтобы впредь не допускать возрождение в ней реваншизма и развязывания агрессии. Однако такое решение не было принято, поскольку И. Сталин идею не поддержал.

США сыграли ведущую роль в создании международной организации по поддержанию мира и безопасности — ООН. 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась учредительная конференция ООН, на которой присутствовали представители 42 государств, объявивших войну Германии и ее союзникам.

США стали постоянным членом Совета безопасности, что давало им возможность, как и другим постоянным членам, блокировать принятие любого не угодного им решения с помощью права вето. Принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности при принятии им решений свел остальных его членов к роли простых статистов.

Усилия по созданию ядерного оружия закончились успешно: 16 июля 1945 года в США было произведено первое в мире испытание атомной бомбы. В начале августа 1945 года американцы сбросили ее на Хиросиму и Нагасаки, что привело к капитуляции Японии.

В годы второй мировой войны возросло не только экономическое, но и военное могущество США, что оказало определяющее влияние на последующее развитие мира.

Великобритания

Выполняя союзнические обязательства по отношению к Польше после нападения на нее Германии, 3 сентября 1939 года Великобритания объявила последней войну. Следом за метрополией объявили войну Германии английская колония Индия и все английские доминионы.

В связи с началом второй мировой войны был принят ряд законодательных актов, сильно расширявших полномочия исполнительной власти. Ими она должна была пользоваться с помощью королевских указов.

22 мая 1940 года появился закон о чрезвычайных полномочиях, поскольку, как в нем говорилось, ввиду развертывания военных действий возникла необходимость расширить эти полномочия, чтобы все ресурсы общества сделать доступными для обороны государства.

«Полномочия, — говорилось в этом законе, — предоставленные его величеству.., будут включать...право...издавать такие директивы по обороне.., какие он сочтет необходимым или целесообразным для обеспечения общественной безопасности, защиты государства, поддержания публичного порядка или для эффективного ведения...войны...»

Акт о чрезвычайных полномочиях содержал в себе и нормы, которые ограничивали традиционные для британцев демократические права и свободы. В частности, государственному секретарю было предоставлено право издавать постановления «об аресте, суде и наказании лиц, нарушающих...предписания [оборонные], и о задержании лиц, задержание которых представляется государственному секретарю соответствующим интересам общественной безопасности или защиты государства».

В акте о чрезвычайных полномочиях было и неприемлемое для британцев в мирное время положение, которое дозволяло представителям властей право входа и обыска любого помещения без судебной санкции.

Кроме того, исполнительной власти было предоставлено право дополнять, производить отсрочку вступления в силу или применять с собственными изменениями любой законодательный акт.

Чрезвычайное законодательство также предоставило право правительству для военных нужд устанавливать государственный контроль «над любой собственностью или предприятием».

После начала первой мировой войны был издан ряд законов, которые усиливали государственное регулирование экономики по переводу ее на военные рельсы. 1 сентября 1939 года был принят акт о компенсации владельцам реквизированных для военных нужд земли и другой собственности из государственных средств. «Компенсация..., — указывалось в этом акте, — в случае реквизиции или приобретения любых товаров, будет составлять сумму, равную цене, которую собственник товаров мог с основанием ожидать получить при совершенной им продаже этих товаров...».

Принятый 16 ноября 1939 года акт о ценах на товары устанавливал, что нельзя продавать товары, цена на которые определена советом по торговле, «по цене, превышающей разрешенную». За нарушение этого предусматривалось тюремное заключение (до 2 лет) или денежный штраф до 500 фунтов.

Усиление государственного регулирования экономикой для военных нужд было предусмотрено и «Общими оборонными предписаниями». Они предоставили компетентным властям право брать «во владение особую землю» и использовать тем способом, который они сочтут необходимым для осуществления общественной безопасности и успешного ведения войны. Власти получили также право в тех же целях реквизировать «любое движимое имущество», за исключением валюты, золота и ценных бумаг.

Государственные органы получили право на каждом предприятии «регулировать или запрещать производство», давать «указания относительно обработки, управления и использования земли для поощрения, увеличения или продолжения производства».

В связи с началом второй мировой войны в Великобритании были приняты и законы в сфере регулирования трудовых отношений. Акт о контроле за занятостью от 21 сентября 1939 года сильно ограничил рынок рабочей силы и воспретил предпринимателям производить свободный (без согласия министра труда) прием на работу.

Еще больше расширяли полномочия министра труда «Общие оборонные предписания» 1940 года. Теперь он мог «предписать любому лицу» выполнять те обязанности, которые сочтет необходимыми.

Министр также получил право издавать предписания «о запрещении... лицам отсутствовать на работе без уважительной причины, опаздывать, отказываться от сверхурочной работы или от работы в такое время, когда она необходима», определять размер оплаты за наемный труд, запрещать забастовки и локауты, создавать трибуналы для урегулирования трудовых споров.

Успехи немецких войск в Европе привели к отставке правительства Чемберлена, которое было обвинено в пассивном ведении войны. 10 мая 1940 года было сформировано во главе с У. Черчиллем коалиционное правительство из консерваторов, лейбористов и либералов.

Если прежнее правительство стремилось к соглашению с Германией, то новое поставило своей задачей победу над ней. Однако военные действия развивались неудачно: в конце мая 1940 года в северной Франции немцы окружили крупную группировку английских и французских войск.

Тем не менее, британцам удалось эвакуировать из окружения свой экспедиционный корпус. Гитлер предложил заключить Британии с Германией мирный договор на условиях признания ею немецких захватов в Европе. В ответ Черчилль заявил: «Мы не сдадимся никогда».

В Великобритании были созданы большая сухопутная армия, массовые «отряды гражданской обороны», организованно масштабное производство вооружения. Летом и осенью 1940 года Германия с помощью флота и авиации неудачно попыталась «устранить английскую метрополию как базу для продолжения войны против Германии», высадить десант в Великобритании.

Английское правительство активно использовало ресурсы своей колониальной империи и помощь США. 12 июля 1941 года было подписано соглашение о совместных действиях Англии и СССР в войне против Германии. В августе 1941 года у берегов Канады У. Черчилль и Ф. Рузвельт подписали Атлантическую хартию, которая заложила основы антигитлеровской коалиции и определила ее цели. А в мае 1942 года был подписан англо-советский договор о союзе в войне против Германии.

Однако Черчилль не торопился открывать второй фронт против Германии в Европе, как того требовали в Москве. Английские войска в 1942-1943 годах приняли участие в военных действиях союзников по антигитлеровской коалиции против Германии и ее союзников на Ближнем Востоке, в Восточной и Северной Африке, в Италии. Лишь в июне 1944 года союзники открыли такой фронт на севере и юге Франции.

Великобритания стояла у истоков создания ООН и оговорила себе место постоянного с правом вето члена ее Совета Безопасности. Она также приняла активное участие в решении вопросов послевоенного устройства Европы и мира.

Система государственного управления в Великобритании в годы второй мировой войны в отличие от других стран мало изменилась, но работала весьма эффективно.

Франция

Связанная союзными обязательствами по отношению к Польше, 3 сентября 1939 года Франция, как и Англия, объявила войну Германии. Началась вторая мировая война. Но никаких военных действий Франция и Англия против Германии не предприняли, началась так называемая «странная война».

Парламент предоставил в связи с войной правительству чрезвычайные полномочия. Теперь оно могло по своему усмотрению изменять законодательство о труде, запрещать проведение стачек и демонстраций, закрывать газеты, производить аресты. В конце сентября 1939 года была запрещена компартия, поддержавшая советско-германский пакт о ненападении.

Правительство ввело государственный контроль над экспортом и импортом, распределением рабочей силы и сырья, валютными операциями. Были приняты решения об увеличении продолжительности рабочего дня, о замораживании оплаты труда.

Тогдашние руководители Франции, так же как и Англии, упустили благоприятный момент, когда их войска имели подавляющее преимущество против немецких. В довоенный период французы построили на границе с Германией сильно укрепленную линию Мажино.

10 мая 1940 года германские войска начали ее обход через Бельгию и Люксембург. Французское командование (совместно с английским) действовало весьма нерасторопно, а германское наоборот. Немецкие танковые колоны, не встречая серьезного сопротивления, устремились к Парижу.

10 июня 1940 года французское правительство эвакуировалось в Бордо. 16 июня премьер-министром стал маршал Петэн, который обратился к Гитлеру с просьбой о перемирии. Гитлер согласился его подписать в старом вагоне, в котором Германия в 1918 году вынуждена была подписать Компьенское перемирие, положившее конец первой мировой войне.

По условиям перемирия Германия оккупировала 2/3 территории Франции. Не были ею заняты южная Франция и французские колонии. В маленьком городке на юге страны Виши располагалось правительство Петэна.

В его распоряжении Гитлер оставил небольшую «армию перемирия», а остальные французские войска были демобилизованы. Французский флот разоружался и оставался в портах Франции и ее колоний. Ежедневные репарационные платежи Германии составляли 400 млн. франков.

Не признал перемирие с Германией бывший заместитель военного министра Ш. де Голль, эмигрировавший в Англию и призвавший французов к продолжению борьбы. Здесь он создал движение «Свободная Франция» и начал формировать воинские части. Часть французских колониальных владений поддержала де Голля, но большинство их осталась под управлением правительства Виши.

Английское правительство, опасаясь, что французский военный флот попадет в руки германцев, направило свою эскадру в алжирский порт Мерс-эль-Кебир, где располагалась часть французских кораблей.

Французскому командованию здесь был предъявлен ультиматум: или перейти на сторону Англии, или затопить корабли, или подвергнуться интернированию в Южной Америке. После отказа французских адмиралов англичане открыли огонь: многие французские военные корабли Утонули или были выведены из строя.

Правительству Виши подчинялась французская администрация и в «свободной», и в оккупированной немцами зонах, а также в большей части колоний. Оно сотрудничало с Германией, запретило деятельность политических партий, упразднило демократические свободы, распустило профсоюзы.

Остров Мадагаскар, являвшийся французским колониальным владением, Гитлер намеревался использовать для размещения евреев, которых он предполагал выселить из Европы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...