Тропическая и Южная Африка 5 глава
Присоединение Великобритании к «общему рынку», сопровождавшееся некоторыми временными экономическими трудностями для нее, заняло значительное место в политической жизни страны. Поэтому Г. Вильсон 5 июня 1975 года провел первый в истории Великобритании общегосударственный референдум по вопросу об участии ее в «общем рынке». Две трети его участников высказались «за». Британская экономика стала постепенно интегрироваться в систему Европейского экономического сообщества. В послевоенный период в условиях множественности источников права и увеличения числа законодательных актов остро встал вопрос об их систематизации и упорядочении. Для этого использовалась прежде всего консолидация. С одной стороны, она имела форму объединения ранее изданных по одному вопросу источников, особенно законодательных. С другой стороны, консолидация имела форму систематизации законодательства с внесением в него отдельных изменений и усовершенствований. Консолидируемые нормативно-правовые акты проходили утверждение в парламенте посредством упрощенной законодательной процедуры. Чтобы активизировать процесс консолидации, парламент в 1949 году принял акт ее о процедуре. Он установил принцип неизменности консолидируемых источников права. В нем говорилось, что усовершенствование их призвано лишь устранить двусмысленности, сомнительности или устаревшие положения. В соответствии с законом 1949 года изменения и дополнения к консолидируемым актам после утверждения их парламентом приобретали силу закона. Процесс консолидации приобрел значительные размеры и привел к заметным изменениям в правовой системе. Это было связано с появлением акта об уголовном праве 1967 года, актов о краже 1968 и 1978 годов и других консолидированных нормативно-правовых актов.
Работа по консолидации усилилась после принятия в 1965 году парламентского акта об образовании двух правовых комиссий. Им была поручена подготовка материалов по реформе права вплоть до его полной кодификации в Англии и в Шотландии. Немало спорных вопросов возникало во взаимоотношениях фригольдеров (собственников домов) и лизгольдеров (съемщиков домов или квартир). Поэтому в 1967 году был принят специальный закон, который позволил обитателям домов, проживавшим в них на основе длительных арендных отношений, выкупать право собственности на дом или продлевать аренду на срок до 50 лет. Существенные изменения произошли в сфере регулирования брачно-семейных отношений. Это было связано с появлением новых нормативно-правовых актов, в том числе закона о жилище семьи 1967 года и закона о порядке расторжения брака 1969 года. Принятые законы расширили имущественные права замужних женщин, признавали ее право на развод при измене супруга, установили возможность узаконения незаконнорожденных детей. Закон 1970 года отменил юридические последствия помолвки, предшествовавшей браку. До этого отказ от брака после помолвки рассматривался как нарушение брачного договора. В соответствии с актом о порядке расторжения брака 1969 года для развода по причине супружеской измены требовалось, чтобы сторона, инициирующая расторжение брака, доказала, что дальнейшая жизнь с «изменщиком» является для нее непереносимой. Увеличение числа корпораций, в том числе государственных, привело к тому, что в 1948 году появился специальный парламентский акт о компаниях. Монополизация производства и сбыта привела к принятию в 1948 году специального закона. В соответствии сним была создана комиссия по монополиям и ограничительной рыночной практике. Целью ее деятельности было ограничение монополистических устремлений корпораций.
В 1953 году во время правления консерваторов появился новый закон о комиссии по монополиям и ограничительной практике. Он расширил правовые основы для поддержки свободных рыночных отношений. Антимонопольное законодательство пополнилось в 1956 году новым актом — законом об ограничительной торговой практике, который предусматривал создание специального суда по ограничительной практике. В 1964 году был издан закон о ценах на перепродажу товаров, а в 1968 году — новый закон об ограничительной торговой практике, в 1973 году — закон о честной торговле, в 1974 году — закон о потребительском кредите. Социальное законодательство активно проходило в периоды правления лейбористов. В это время появился ряд законодательных актов, отвечавших интересам работающих по найму. Среди них были закон 1970 года о равной заработной плате мужчин и женщин, закон о занятости 1975 года, закон 1975 года о компенсации в связи с нечастыми случаями на производстве и с профессиональными болезнями. В конце 60-х — начале 70-х годов значительный размах приобрело движение «зеленых». Это привело к принятию ряда актов, направленных на защиту окружающей среды. В 1974 году появился закон о контроле над загрязнением окружающей среды. Он обязал промышленников своевременно строить очистные сооружения и предусмотрел высокие штрафы за их отсутствие. Одобрение населения вызвал и закон 1974 года о недопустимости сбросов загрязняющих веществ в море. В послевоенный период произошли некоторые изменения в уголовном праве и уголовном судопроизводстве. Закон об уголовном праве 1967 года отменил традиционное (со времен средневековья) деление всех преступлений и ввел новую классификацию преступных деяний. При этом были выделены более тяжкие преступления, наказывавшиеся лишением свободы на срок более 5 лет. Для обвиняемых в них была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. На совершенствование системы уголовного правосудия были направлены закон 1974 года об исправлении правонарушителей и закон 1968 года о краже. Особенностью развития уголовного правосудия стали гуманизация и оптимизация наказания. С 1969 года перестала применяться как мера наказания смертная казнь.
Были отменены также каторжные работы. Широко стало практиковаться в качестве меры наказания условное осуждение как способ социальной адаптации осужденного. Стал трансформироваться и традиционный институт присяжных в сторону демократизации. В 1974 году появился консолидированный закон о присяжных. Он отменил имущественный и снизил возрастной ценз при подборе присяжных. Подбором их теперь стали заниматься не шерифы, а специальные чиновники, которых назначал лорд-канцлер. В 1972 году начал действовать закон о судах Англии и Уэльса. В соответствии с ним Верховный суд Англии состоял из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны. Одновременно упразднялись суды ассизов, съезды мировых судей. Высшей судебной инстанцией по уголовным делам стал Суд короны. Высокий суд получил полномочия судов ассизов по гражданским делам. Судьи Верховного суда, окружные суды и мировые судьи были отнесены к Суду короны. По судебной реформе 1972 года было создано 6 окружных судов, члены которых назначались королевским указом по рекомендации лорда-канцлера. Судебная реформа сохранила специальные суды, церковные и административные трибуналы. В тоже время она разделила суды на высшие и низшие. А все преступления были разделены на 4 класса. К наиболее тяжким были отнесены государственная измена, умышленное убийство, шпионаж в пользу иностранного государства. Они подлежали рассмотрению только судом высшей инстанции. Издавна полиция находилась в ведении специальных комитетов при совете графств и мировых судей. Однако министерство внутренних дел осуществляло руководство ими в оперативных вопросах. С 1964 года роль министерства внутренних дел возросла. В Лондоне успешно функционировал Скотланд-Ярд — управление уголовного преследования, которое также вело учет преступлений и картотеку преступников. Государственно-правовое развитие Великобритании после второй мировой войны устойчиво строилось на основах парламентской демократии. Много внимания уделялось социальному законодательству, значительно улучшившему положение работающего населения. Особенностью развития правовой системы было то, что она все больше опиралась на нормативные акты.
США В результате второй мировой войны изменилось международное положение США. Они стали ведущей в мире державой в военном, финансовом и экономическом отношении. В 1948 году их промышленное производство составило 55% мирового. Экономическая мощь позволила им осуществить план государственного секретаря Дж. Маршалла, который был направлен на восстановление разрушенной войной экономики Западной Европы. Для этого американцы выделили в 1948-1952 года около 17 млрд. долларов. Усиление после второй мировой войны СССР, насаждавшего советские порядки в оккупированных им странах Восточной Европы, а также активно поддерживавшего коммунистические движения в других странах, вызывало озабоченность в правящих кругах США. С 1947 года они начали проводить программу «сдерживания», главной целью которой было «длительное, терпеливое, но твердое и бдительное сдерживание русских экспансионистских тенденций», защита «западной демократии». Законом 1948 года была введена всеобщая воинская повинность в мирное время. Закон 1947 года привел к созданию совета национальной безопасности. Начали функционировать управление мобилизации для обороны и центральное разведывательное управление. В июне 1948 года конгресс предоставил президенту право заключать с другими государствами договоры для совместной обороны «свободного мира». После окончания второй мировой войны было немало сторонников полного отказа от государственного регулирования экономики. Однако президент Г. Трумэн полагал, что это может привести к серьезным политическим, экономическим и социальным проблемам, особенно в условиях демилитаризации экономики. Он обратился в сентябре 1945 года к конгрессу с посланием о необходимости законодательного урегулирования актуальных социальных проблем. Конгрессу предлагалось принять законы о полной занятости трудоспособного населения, об увеличении минимума оплаты труда работающих, о расширении системы социального страхования. Кроме того, конгрессу рекомендовалось сделать с помощью соответствующей законодательной базы более доступными для населения образование, здравоохранение, узаконить программу государственного жилищного строительства. Законодательная программа Г. Трумэна была продолжением «нового курса» Ф. Рузвельта. Она вызвала противодействие не только республиканцев, но и части демократов. Оно усилилось после того, как во время выборов 1946 года республиканцы получили большинство мест и в палате представителей, и в сенате.
В итоге из программы Г. Трумэна федеральный конгресс принял только закон 1946 года о занятости. В нем лишь декларировалась ответственность президента за состояние экономики страны. Для помощи ему в этом создавался комитет экономических советников. Отступление от либеральных принципов «нового курса» проявилось и в том, что, несмотря на вето президента, конгресс конституционным большинством в июне 1947 года принял антидемократический закон Тафта — Хартли. Его целью, как говорилось в его преамбуле, было стремление «облегчить посредничество в спорах, влияющих на трудовую деятельность, уравнять ответственность нанимателей и организаций нанимающихся». Закон налагал определенные обязанности не только на нанимателей, но и на организации нанимающихся. В частности профсоюзам запрещалось «участвовать, побуждать и поощрять нанимающихся... к участию в забастовке». Профсоюзам также запрещалось вынуждать или требовать «от любого нанимателя, чтобы он признал или вел переговоры с рабочей организацией как с представителем своих рабочих». Кроме того, закон предоставил конгрессам штатов право ограничивать разрешенную федеральным законодательством деятельность профсоюзных организаций. В соответствии с законом вводился государственный контроль над их деятельностью: они должны были регулярно предоставлять о ней отчеты министру труда. Сильно ограничивалось право работающих и их профсоюзов на забастовки в государственном секторе. «Считается незаконным для любого лица на службе Соединенных Штатов.., — говорилось в законе Тафта-Хартли, — участвовать в какой бы то ни было забастовке». Курс коммунистических руководителей СССР на жесткую конфронтацию со «свободным миром», стремление их распространить советскую модель социализма на весь мир привели к тому, что в США проявилось стремление к ограничению коммунистических идей и влияния коммунистов на государственные структуры. В марте 1947 года появилось распоряжение президента Трумэна о проверке лояльности государственных служащих на предмет отношения их к демократическим принципам, установленным американской конституцией. Несмотря на внутренние противоречия в демократической партии, она в 1948 году одержала победу на выборах: ее кандидат Г. Трумэн снова занял президентский пост, а в сенате и палате представителей она получила большинство. В январе 1949 года Трумэн обратился к конгрессу с посланием. Оно содержало программу законодательной деятельности, которая рассматривалась как продолжение «нового курса» Ф. Рузвельта. Эта программа либеральных реформ в социально-экономической сфере получила наименование «справедливого курса». Правительству Г. Трумэна удалось осуществить часть своей программы. Были приняты законы, повышавшие минимум оплаты за час труда с 40 до 75 центов, предусматривавшие увеличение размеров пенсий, расширение социального обеспечения еще на 10 млн. человек, выделение государственных средств для строительства 800 тыс. квартир для семей с низкими доходами. Наступление на демократические свободы граждан США усилились после того, как крайне правый сенатор-республиканец Дж. Маккарти объявил что, весь государственный аппарат страны наводнен коммунистами, которые собираются заставить всех американцев жить при социализме московской модели. В сентябре 1950 года преодолев президентское вето, конгресс принял предложенный Маккареном закон о внутренней безопасности. В соответствии с ним был создан государственный комитет по контролю за подрывной деятельностью из 5 членов, назначенных президентом с согласия сената. В его задачу входило определение, является та или иная организация коммунистической или является коммунистом то или иное лицо. Закон запретил въезд в страну иностранцам, прибывающим с целью «главным образом или время от времени заниматься деятельностью, наносящей ущерб общественным интересам или подвергающей опасности благосостояние или безопасность Соединенных Штатов». К ним были отнесены анархисты, коммунисты, лица, «пропагандирующие или исповедующие оппозицию всем организованным формам правления», приверженцы любой формы тоталитаризма. В 1952 году был принят закон об ограничении иммиграции в США по политическим мотивам. Он дал властям право высылать из страны «политически опасных лиц». Наступление на демократические права и свободы американцев усилились после того, как республиканцы в 1952 году одержали победу на выборах и в конгресс, и на пост президента, который занял генерал Д. Эйзенхауэр. Вскоре он издал исполнительный приказ №10450. «Принимая во внимание, — говорилось в нем, — что интересы национальной безопасности требуют, чтобы все лица, работающие в государственных учреждениях и организациях, были надежны, заслуживали доверия, отличались хорошим поведением и характером, а также абсолютной непоколебимой лояльностью по отношению к Соединенным Штатам, приказываю руководителям всех государственных организаций и учреждений принимать на работу только лиц после предварительного расследования на предмет их лояльности основам американской демократии». На основании этого приказа с федеральной службы было уволено более 8 тыс. государственных чиновников по обвинению в «нелояльности». 24 августа 1954 года федеральный конгресс принял еще один антидемократический закон — закон Хэмфри-Батлера, направленный против узурпации власти коммунистами. «Настоящим, — говорилось в этом законе, — конгресс считает и объявляет, что коммунистическая партия США... является орудием заговора, замышляющего свержение правительства Соединенных Штатов... Поэтому коммунистическая партия должна быть объявлена вне закона». Закон Хэмфри-Батлера был направлен и против «любой Другой организации, ставящей целью установление, контроль, руководство, захват или свержение правительства или правительства любого штата и любого политического Деятеля этого штата, путем применения насилия». В 1957 году Верховный суд США признал неконституционность действий расследовательских комитетов по выявлению антиамериканской деятельности и тем более отправление в тюрьму тех, которые отказываются давать им показания. Верховный суд также признал неконституционным преследование коммунистов. С 1964 года они получили право занимать должности в профсоюзах и государственных органах. Официальной государственной политикой США стало «сдерживание коммунизма». Когда северокорейский промосковский режим в июне 1950 года напал на южную Корею, США встали под флагом ООН на защиту в ней демократических ценностей. Выборы 1956 года закончились переизбранием Д. Эйзенхауэра президентом и преобладанием республиканцев в палатах конгресса. После корейской войны по инициативе государственного секретаря Дж. Даллеса США вместо политики «сдерживания коммунизма» взяли на вооружение курс на «освобождение от коммунизма народов, находящихся под советским господством». Затем доктрина «об освобождении» была дополнена тезисом «о массированном возмездии». Находившиеся у власти республиканцы стремились ограничить государственное вмешательство в частный бизнес. Был отменен государственный контроль над ценами и заработной платой, ликвидирована реконструктивная финансовая корпорация, которая принимала участие в экономическом регулировании. Однако полностью отказаться от государственного регулирования экономикой правительство Д. Эйзенхауэра не считало целесообразным. Оно сократило налоги на корпорации и на личные доходы, облегчило доступ к банковским кредитам. Не могло правительство республиканцев и изменить социальную политику демократов. Наоборот, оно стремилось расширить свою социальную базу. Система социального обеспечения была распространена еще на 10 млн. работающих по найму, а минимум заработной платы увеличен с 75 центов до 1 доллара за час. Были также приняты акты, предусматривавшие продление сроков выплаты пособий безработным. Признавая за американским правительством ответственность за состояние экономики и социальных отношений в государстве, Эйзенхауэр и руководство республиканцев в тоже время отводили основную в этом роль штатам и местным органам власти. Одновременно проводилась политика, направленная на ограничение деструктивной роли профсоюзов в развитии экономики. На это был направлен закон Лэндрама — Гриффина 1959 года, который поставил под контроль государственных органов выборы должностных лиц в профсоюзах. На государственно-правовое и социально-экономическое развитие США оказала большое влияние научно-техническая революция, начавшаяся в конце 50-х — 60-е годы. В результате ее резко возросли автоматизация производства и широкое применение электронно-вычислительных машин. Это привело к заметным изменениям в социальной структуре американского общества. Возрос удельный вес инженерно-технического персонала и работников непроизводственных сфер экономики. Возросла индустриализация сельского хозяйства, а количество фермеров сократилось в два раза. Увеличился и экономический потенциал: ежегодный прирост промышленной продукции составлял 7,9%. Тем не менее, это не помешало демократам победить на выборах 1960 года, когда президентом стал Дж. Кеннеди. А республиканская партия сохранила большинство в обеих палатах парламента. Он выдвинул программу «новых рубежей», которая предусматривала сознательное использование дефицита бюджета и стимулирование потребительского спроса как средство поддерживания стабильных темпов экономического роста. Она включала в себя концепцию «индустриального общества». Эта концепция была направлена на стимулирование капиталовложений, научно-технических разработок за счет государственных средств, повышение квалификации работников, увеличение размеров пенсий и других социальных выплат, обеспечение прав темнокожего населения в сфере образования, обслуживания и во время выборов. Во исполнение этой программы Кеннеди и его администрация в 1961-1962 года заметно увеличили государственные расходы в социальной сфере, рассчитанные на рост платежеспособного спроса населения. Это нашло свое выражение в увеличении государственного кредитования дешевого жилищного строительства для малоимущих, в принятии государственной программы подготовки и переквалификации утративших работу, в увеличении почасовой оплаты с 1 до 1,25 доллара за любой труд по найму. Однако в 1962 году началась постепенная переориентация политики администрации Дж. Кеннеди. Вместо увеличения федеральных расходов на стимулирование экономики применялись налоговые методы. Стали предоставляться крупным кампаниям налоговые льготы, а также поощряться частные капиталовложения. На это был, в частности, направлен закон 1967 года о 7% налоговой скидке на новые капиталовложения. В феврале 1964 года федеральным конгрессом был принят закон, предусматривавший значительное снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. После убийства 22 ноября 1964 года Дж. Кеннеди и вступления на пост президента Л. Джонсона программа администрации Белого дома мало изменилась. Л. Джонсон выступил с программой либеральных реформ, которая получила наименование программы «великого общества». Она предусматривала полную ликвидацию расовой дискриминации, уменьшение налогов, социальную опеку над лицами преклонного возраста, гарантирование гражданских прав. В январе 1964 года президент объявил о начале войны с бедностью путем организации профессиональной подготовки, трудоустройства молодежи, частичной оплаты счетов за медицинские услуги, предоставления нуждающимся продовольственных талонов. Программа ставила своей целью «искоренение бедности» в США. Для осуществления ее в 1964 году был принят закон об экономических возможностях, который предусмотрел оказание государственной помощи малообеспеченным слоям населения страны. Для борьбы с безработицей пропагандировалась программа «сосед, помоги соседу», а для студентов -программа «учись и работай». В 1965 году был принят федеральный закон, который расширил систему социального страхования для пенсионеров и предусмотрел льготные условия медицинской помощи за счет федеральных субсидий штатам. Почасовая оплата труда по найму была увеличена с 1,25 до 1,6 доллара за час. Одновременно стали приниматься законодательные акты, направленные против дискриминации прав негритянского населения. В 1965 году появился закон о защите избирательных прав негров, а в 1968 году закон о запрещении расовой дискриминации при продаже и сдаче в аренду жилищ. В период правления Дж. Кеннеди США стали в области внешней политики руководствоваться новой концепцией — доктриной «гибкого реагирования», а также положением о том, что страна готова «вести мирное соревнование с любой другой системой на земном шаре». После выборов 1964 года демократы сохранили государственную власть в своих руках: в обеих палатах федерального конгресса они имели конституционное большинство, а Л. Джонсон был избран президентом. Ситуация изменилась после выборов 1968 года, когда президентом был избран республиканец Р. Никсон. Он вел избирательную кампанию под лозунгом «защиты закона и порядка». Он выступал против проводившейся демократами политики социальных реформ и расширения полномочий общегосударственных органов в регулировании экономики в ущерб действиям штатов, муниципалитетов и частного бизнеса. В 70-е годы в экономике США имели место кризисные явления, но это не остановило ее поступательного движения. В это время начался новый этап научно-технической революции, что оказало положительное влияние на социально-экономические отношения. В развитии электроники и вычислительной техники имели место коренные сдвиги. А это придало новое качество всем отраслям производства и сфере обслуживания. Успешно развивались генная инженерия, биотехнология, информатика. Президенты-республиканцы Р.Никсон (1969-1974) и Дж. Форд (1974-1977) проводили политику оздоровления экономики за счет уменьшения регулирующих функций федеральной администрации и передачи части ее полномочий в это сфере властям штатов и муниципалитетам. Проводился также режим жесткой экономии государственных средств за счет сокращения расходов на социальные нужды. Однако то, что демократическая партия имела большинство в палатах федерального конгресса, вынуждало президентов-республиканцев делать отступления от проводимого ими курса. В 1971 год по инициативе Р. Никсона был принят федеральный закон об экономической стабилизации. Он предоставил президенту чрезвычайные полномочия в области регулирования экономики. Используя их Р.Никсон объявил о переходе к «новой экономической политике». Она предусматривала государственное стимулирование развития экономики путем регулирования правительством уровней цен и заработной платы для устранения диспропорции между спросом и предложением. «Новая экономическая политика» энергично осуществлялась Белым домом. 28 ноября 1975 года был принят федеральный закон «Национальное производство и условия труда». Он предусмотрел создание нового федерального органа — национального центра роста производства и условий труда, состоящего из 27 членов — представителей заинтересованных федеральных органов. Центру было поручено вырабатывать политику, направленную на поднятие уровня производства, содействовать проведению конкретных мер в этой области, осуществлять для этого необходимые исследования. Однако президентам-республиканцам пришлось отступить от программы сокращения государственных средств на социальные нужды. Но осуществленные ими преобразования привели к улучшению жизни многих граждан. Были приняты законы, которые на 45% увеличили размеры пенсий по старости, пособий по инвалидности и в связи с потерей кормильца. В 1975 году федеральный конгресс установил обязательное автоматическое повышение пенсий и пособий в зависимости от увеличения стоимости жизни. Законодательным путем была усовершенствована программа страхования по безработице. Она стала охватывать на 5 млн. человек больше, чем ранее. Были увеличены и сроки выплаты пособий по безработице с 26 до 78 недель. Возросли расходы на социальное вспомоществование, которое предоставлялось 33 млн. наиболее неимущим американцам. При президенте Форде были уменьшены налоги и осуществлено очередное повышение минимума оплаты труда по найму (с 1,6 до 2,3 доллара в час). В 1972 году были приняты федеральные законы «Об образовании» и «О двуязычном обучении». Эти законы в значительной степени улучшили положение дискриминируемых групп населения по расовому, языковому, имущественному признаку, в сфере образования. Почти 10 лет США вели войну во Вьетнаме, безуспешно пытаясь помешать коммунистам из северного Вьетнама подчинить себе южный Вьетнам. Не добившись цели они были вынуждены подписать 27 января 1973 года соглашение о прекращении войны во Вьетнаме. Существовавший федеральный закон запрещал компаниям оказывать финансовую помощь кандидатам, которые баллотируются на различные выборные должности. Однако они могли передавать деньги кандидату через подставных лиц. Поэтому в канун президентских выборов 1972 года был принят федеральный закон, который ограничил расходы кандидатов на пост президента суммой в 14 млн. долларов (из расчета 10 центов на каждого избирателя). На выборы 1972 года демократическая партия вышла с лозунгом обеспечить всем гражданам США доход, «существенно превышающий уровень бедности». Но это им не помогло: Р. Никсон был переизбран президентом. Однако в августе 1974 года ему пришлось уйти в отставку из-за угрозы импичмента. Причиной послужило то, что с его ведома во время выборов 1972 года были установлены подслушивающие устройства в штаб-квартире демократической партии в отеле «Уотергейт». После «уотергейтского дела», в котором были замешаны государственные спецслужбы, были приняты меры к тому, чтобы рассекретить их деятельность. Федеральный закон «Об охране личных прав» 1974 года установил правило, согласно которому все американские граждане могли официально затребовать о себе информацию из архивов государственных учреждений. Сведения из архивов любого федерального ведомства (исключая правоохранительные органы) должны были беспрепятственно предоставляться любому желающему их получить гражданину США. В послевоенный период и в третьей четверти XX века эффективно действовало ранее сложившееся государственное право. В него были внесены лишь небольшие изменения. Появилось несколько поправок к конституции США, имевших целью дальнейшую демократизацию избирательной системы. XXII поправка 1961 года предоставила жителям столичного округа Колумбия право участвовать в выборах главы исполнительной власти. XXIV поправка 1964 года запретила ограничивать избирательные права американцев из-за неуплаты ими налогов. В 1971 году XXVI поправка предоставила избирательные права всем гражданам, достигшим 18 лет. Поправки к конституции США привели к демократизации избирательных законов и в отдельных штатах. федеральным конгрессом в 1972 году была принята XXVII поправка. В ней говорилось: «Равенство прав перед законом гарантируется всем гражданам США независимо от пола и не может быть нарушено или ограничено федеральными властями или властями штатов».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|