Необычная биография Сат-Ока
Стр 1 из 7Следующая ⇒
Институт Марии Кюри-Склодовской в Люблине / Факультет философии и социологии / Факультет гуманитарных наук. Katarzyna Krеpulec (Катаржина Крепулек)
Станислав Суплатович. Необычная биография Сат - Ока, или как стать легендой.
Магистерская диссертация, написана на кафедре новейшей истории, под руководством проф. доц. Збигнев Запоровского, Люблин 2004
Сокращённый перевод с польского Дым61. Имена и названия на польском оставлены без перевода, в ряде случаев.
Введение.
8 июля 2003r. на Гданьском кладбище (Srebrzyska), закончил свою дорогу человек - легенда. В последнем прощании участвовали многие из тех, кто его знал лично и те, которые только о нем слышали. Кто же оплакивается? Семья крестила любимого мужа и отца. Другие - своего приятеля. Одни отдавали честь соратнику, партизану, защитнику отчизны, вторые пришли попрощаться со знаменитым писателем, которому благодарны за одни из самых ярких воспоминаний своего детства. Были также и те, которые крестили выдающегося горожанина, человека, который в свое время прославил Поморье. Оплакивали его также его ученики, участники польского движения Друзей Индейцев. Некоторые из них прибыли в традиционных нарядах, таких, какие он учил делать. Захоронение не принадлежало к разряду обычных. Индейская атрибутика, кожа, разноцветные перья, костяные нагрудники, мокасины… И большая печаль. Крещен Станислав Суплатович, матрос, капрал Козак, писатель Сат-Ок, Длинное Перо, Дедушка польских индеанистов. Ксендз отговаривал молитвы, официальные лица произносили торжественные речи. Фронтовики прибыли с флагами, а на рукавах имели бело-красные перевязи. На гроб уложили польский флаг. Но было там место и для головного убора из орлиных перьев... Обкуривается гроб шалфеем, сладкой травой, посыпается табаком. Так, как он учил. Под крестом букеты цветов, венки и десятки орлиных перьев… Называют его секвойей славянского леса. Был вождем краснокожих под бело-красным вымпелом, самым знаменитым польским индейцем, одной из наиболее колоритных фигур Польши и звездой тв/канала III RP. Всегда всех очаровывал, и его жизнь инспирировала…
Рассказ будет настоящим, как и сам герой, хоть в его историю жизни и трудно поверить, ибо кажется она фантастической, литературной, вымышленной. Один человек, а словно две разных биографии: детство и ранняя молодость в лесах Канады среди индейских племен, более поздние годы в европейском каменном городе. Сначала, как свободный охотник, воспитанный в школе природы, дышащий воздухом свободной пущи, а потом как судомеханик в ограниченном пространстве машинного отделения торговых судов, отбывающих в далекие рейсы. - пишет автор одной из множества статей, посвященных Сат-Оку. Его история пользовалась неизменной популярностью в течение около пятидесяти лет, а следы прошлого сына вождя Шаванесов, создали ему бессмертную легенду. Родные и близкие любили его, поскольку был он простым и добрым человеком, их образцом, мастером, учителем и просто приятелем, благодаря которому жизнь многих из них изменилось диаметрально. Ему благодарны за свое начало на доброй красной дороге. (...) - я имел это счастье, что я встретил Сат-Ока, который научил меня важнейшим вещам: как любить людей и природу, как жить в гармонии. Для меня это не игры в индейцев. Ежедневно мы стараемся жить как индейцы, руководствоваться их мудрыми духовными принципами.- для Яна Ратковского и многих других почитателей культуры коренных американцев, дорожным указателем на их духовной тропе был сам Длинное Перо. Поэтому также, свою работу я разделила на подразделения, посвященные человеку -легенде как таковому и на подразделения, трактующие собственно о частной жизни Сата. Каждый раздел, в свою очередь, является своеобразным синтезом обоих тех парадоксально противоречивых сторон его необычной жизни.
РАЗДЕЛ 1
Между легендой Сат-Ока и жизнью Станислава Суплатовича.
Анекдоты, которые рассказываются при кострах, веселые истории, кружащие между двумя поколениями индеанистов, телевизионные возникновения Сата или многочисленные публикации, которые появляются почти в течение полувека, в региональной и общегосударственной прессе, распространили и укрепили в сознании заинтересованных необычную, красочную и динамичную картину жизни Станислава Суплатовича. Недюжинная фигура с необычной биографией была благодарным объектом хвастливой заинтересованности камер и микрофонов, темой для разговоров, которые не заканчиваются, с десятками и сотнями журналистов. Мать совершает побег из ссылки и попадает в Канаду, где будет спасена от смерти индейцами и полюбит их вождя. Плодом их любви станет Сат. Железные дороги судьбы, бросают в последствии молодого воина к отчизне матери, за которую и придется ему воевать в AK. Потом - жизнь скромного матроса и дальние путешествия… Позже - первые книги, первые интервью. Даже такая схематическая его версия биографии является прожорливым куском для искателей необычных тем. От первых упоминаний в прессе во второй половине 50-х годов и вплоть до последних предсмертных статей 2003 года, магнетизировал Сат своих читателей… Многолетнее присутствие в колонках прессы или телевидения, связанное с непрерывной литературной работой, сделало его лицом очень популярным. Имел сотни встреч с читателями, принимал гостей во многих школах, домах культуры и различных ячейках по всей Польше, открывал много выставок и культурных мероприятий. Был неутомимым популяризатором культуры индейцев Северной Америки. И очень заметным в медиа пространстве. А в связи с этим, его романтичная история подлежала, на протяжении очень многих лет, своеобразным стиркам.
Одним из более важных факторов создания его имиджа на протяжении многих лет, была политическая корректность. В годах 50-х и 60-х журналисты могли представить только всего лишь единственную версию событий. Например Трибуна Люду с 1958 г. описывает как вместе с матерью Длинное Перо прибыл в Польшу в 1939 г. где уже и остался. И ни слова о его военных судьбах, о тюрьме и нехватке возможности возвращения в Канаду. Следующий пример: Станислав Суплатович был в 1940 году арестован (через гитлеровских защитников чистоты расы) и выслан в Освенцим, к которому однако не доехал, ибо сбежал из транспорта и добрался до партизанских отрядов. И ни слова о которых…. Государственная Армия вошла штурмом в биографию Сата в 70-х годах. «Люблинский Курьер» с 1972 г. с подробностями описывает партизанские дела Сат-Ока: участвовал в освобождении узников в Koskiem, прорывался из окружения в Grkach Mielejowieckich. Похожая судьба встретила также его мать. Газеты засылали ее в разные части Сибири, по разным обстоятельствам, впихивая ее в ряды разных политических партий. В 60-х годах писано о ней преимущественно так: () революционерка с 1905 г., заслана через царские власти на Чукотку. В «Мире Молодых» с 1975 г. фигурирует как уже член SDKPiL Radomia и попадает на землю Якутов. «Панорама», двумя годами ранее, пишет о ней как об учительнице из губернии, засланной за убеждения и конспиративную деятельность, аж в побережье Берингова Моря… Лишь в девяностых годах «разрешена» ей национально-освободительная борьба. «Республика» в 1994 г. вместила статью, в которой Станислава Суплатович - Околска, осталась за политическую деятельность в кружках, которые борются за свободу Польши, но на этот раз - в околицах Иркутска. Подобных неточностей есть в биографии Сата значительно больше. Однако не все можно объяснить господствующими в определенном времени тенденциями. Часть из них выросла из самой специфики событий в революционном замешательстве; в канадской пуще или во время войны трудно вести расширенную документацию событий. Часть биографических белых пятен повлек сам Сат-Ок никогда не привязывая числа к датам, потому что далеким был от объятия своей жизни в тесные рамки центрально-европейского времени. Имел своё собственное индейское время. Кроме того кажется, что был не в праве подробно обсуждать жизнь своей матери, поскольку сама она говорила о ней немного. Сат однако, значительную часть прессовых неточностей, приписывает обычной журналистской фантазии. Цитируемый уже автор статьи «Индеец- матрос, или история Длинного Пера» Барбара Tylicka, поместила в ней самую неожиданную информацию, которая потрясла наверное читателей, а Станислава Суплатовича в частности, потому что оказался он правнуком самого Текумсе, великого вождя Шауни. Ян Ратковский, ближайший приятель Сат-Ока и его ученик вспоминает и историю с нескрываемой иронией: Каждый большой человек имеет запутанную биографию. Связано это с тем, что журналисты писали глупости, без договоренности с заинтересованным. Одной из таких глупостей есть то, что он был правнуком Текумсе. То было какое-то лицо, которое об индейцах имело бледное понятие, узнало, что живет себе такой Сат и целая статья был надумана. Расцвечивание, переиначивание, такие ситуации имели место неоднократно. (в «Земле Соленых Скал» написано, что автор – правнук Текумсе. Здесь не о чём спорить, просто взять книгу и прочитать. На «ошибку редактора» не спихнуть никак, ибо было множество переизданий…)(прим. пер.)
Я хотела бы в этом месте всего лишь сигнализировать о некоторой проблеме, которая касается несоответствия фактов в биографии Станислава Суплатовича и связанной с ней, своеобразной люстрацией Сата в среде индеанистов. Много лет биография Сата богатела и выросла в медийную силу. Короткие заметки заменены были циклами статей в обще-польской прессе. Расписывается о нём и о его творчестве, о деятельности на поле Польского Руха Друзей Индейцев. Однако, больше всего различных публикаций было посвящено именно его необычной биографии. Телевидение экспонировало его экзотическую привлекательность, пресса год от года представляла проторенные уже сто раз, пути его биографии, журналисты задавали непрерывно одни и те же вопросы. Сат-Ок, сын вождя Шаванесов, солдат Армии Крайовой (АК), популярный писатель, удалил в тень человека - Станислава Суплатовича, который должен был бы, по логике, сообщить значительно больше, чем герой романтических историй. То была именно проблема Сата, как утверждает Ян Ратковский. Десятки тысяч людей задавали ему этот самый вопрос: «Или он есть или не является индейцем?» Сопоставляя десять или пятнадцать вопросов, будучи раздавливаемым в телевидении или прессе, сквозь толпу на излёте, можно понять, что не далёк час безумства. Вообразите себе человека, который через двадцать, тридцать лет слышит непрерывно одинаковые, банальные вопросы... Позже, начал переводить все в шутку, выдумывая разные интересные и веселые истории, дабы не ощущать себя роботом, либо секретаршей. Никто даже не желал говорить с ним о чем-нибудь другом. Так и ушло всё в прессу, везде только одна биография, больше ничего. Не мог себя реализовать, как духовный человек.
И так, в определенном смысле вопреки самому себе, уже при жизни Сат превратился в легенду.
Мать
История Сат – Ока начинается задолго до его рождения. Его жизненные тропы определены были судьбой матери.
Станислава Oколска, согласно заявлению, составленному у нотариуса 22 сентября в 1958 г., родилась 29 октября в 1880 г. в Radomiu. Юрий Стадниченко, переводчик (представлявшийся приятелем Сата), в авторской ноте русского издания «Белого Мустанга» пишет, что умерла она в 1963 г., прожив 82 года, родилась бы следовательно, в 1881 г. В свою очередь во многих государственных публикациях представляется, что в момент ссылки (в 1905 г.) была она подростком 17-ти лет, что рекомендовало бы еще более позднюю дату рождения. Однако, регистрационная книга постоянного населения города Radomia подтверждает однозначно, что год рождения - 1880г. Согласно большинства публикации Okоlska была учительницей из-под kieleckiej wsi, зато русский писатель Николай Внуков в повести о жизни Сата «Слушайте песню перьев», с 1958 г. пишет о ней как об учительнице kieleckiego прогимназии. Я не добралась до источников, которые могли бы этот факт подтвердить.
В вышеупомянутом нотариальном заявлении с 1958 г., мы читаем, что Станислава Oколска вышла замуж за Леона Суплатовича, химика, в 1903 г. В глазах землевладельческой семьи, которую представляли Околские, эта связь считалась мезальянсом - вспоминает Сат-Ок. Выехали в Радом. Действительно, оба как супруги, фигурируют в регистрационной книге Радома. Проживали в Zamyniu (когда-то было это село), теперь уже участок Radomia. Как уже раньше я вспоминала, приписывались ей передовые убеждения и деятельность конспиративная, членство в партии SDKPiL, для которой и переносила в длинных, светлых волосах зашифрованные послания, как хотел бы того пан Стадниченко и патриотическую деятельность, которая исключалась с этим вторым, в кружках, которые борются за польскость. Однако в цитируемом уже раньше заявлении, Станислава Суплатович вспоминает, что принадлежала с мужем к PPSL, действующей в Radomiu и что в 1905 в их г. ячейка была накрыта через царских жандармов, в связи с чем Леон Supatowicz был заслан в Сибирь на бессрочное поселение. Д-р Мария Малгожата Wink, которая занимается деятельностью социалистического движения установила, что в 1903 1905 годах на этой территории существовали небольшие зачатки PPS. Четыре, пять лиц пробовали действовать. О процессе членов партии, ни в Kielcach, ни в Radomiu ничто неизвестно. И такая показательная вещь должна была бы иметь подтверждение в источниках. PPS была здесь сильной, но в периоде между войнами. Немного к высказыванию на тему Леона Суплатовича и его судеб имеет также Барбара Jonka, руководительница отдела Воеводского Государственного Архива, ища его фамилии в тюремных актах: Мы не имеем такого лица в реестрах. Не значит это однако, что кто-то такой не мог находиться в этой тюрьме. Наши источники не способны того подтвердить. Бедность исходных документов то не единственный элемент, который оставляет тайну исчезновения Суплатовича не открытой. На маргинесе упомянутой ранее регистрационной книги при фамилиях этой пары членов семьи, есть вписанные карандашом примечания об их смерти -Леона в 1912 г., а Станиславы в 1928 г. Можно только спекулировать об авторах и поводах возникновения этих аннотаций. В русской биографии Sata авторства Wnukowa можно прочитать, что после возвращения на родину, после многолетнего отсутствия Станислава оставила свою семью, которая давно уже примирилась с ее смертью. Больше того, не погруженная в печаль семья быстро заняла надлежащую ей часть состояния. Трудно сказать откуда писатель черпал информацию на эту тему. Сам Sat о первом муже своей матери знал немного, также и о его более поздних судьбах: -О муже своей матери ничего в принципе я не могу сказать. Очевидно, что я спрашивал о нем в молодости, но мама отвечала, что я всё узнаю, когда дорасту. Никогда однако к такому разговору потом не дошло. В цитируемых из-за меня ранее прессовых публикациях вообще не вспоминается о Леоне Supatowiczu, больше того Станислава не была заслана Сибирь с ним, а осталась со своим отцом. Роман Warszewski из Республики вспоминает, что ее отец воевал в январском восстании 1863 r. и строит на этом основании теорию на национал освободительных традициях семьи Околских и карме, управляющей их судьбами. Стадниченко в свою очередь засылает Станиславу в Сибирь за отчий грех патриотизма именно, не при вине мужа. Зато Внуков в своем романе «Слушайте песню перьев» осуждает ее за революционную деятельность и отправляет с несколькими товарищами в особо опасную ссылку на самый край Сибири. Имя Сата не упоминает в заявлении, сложном у kieleckiego нотариуса в 1958 г., ни о том, что то именно с ним пришлось ей делить каторжную судьбу. Больше того, не вспоминает также о своем аресте, ни о приговоре, который осуждал бы ее на пребывание в этой наибольшей тюрьме мира. Заявляет зато, что ее муж Леон, осужденным был на бессрочное поселение в Сибири, а она через два года выехала вслед за ним. И как уже я упоминалаа, разные публикуемые в стране и за рубежом статье, ноты или романы определяют ее разные направления, так и сама Станислава Supatowicz заявляет в 1958 г., что прибыла в Kiryska, где находился ее муж и где застала его тяжелобольного. После нескольких месяцев Леон Суплатович умер. После смерти мужа выезжает на Чукотку где работает в поселке чукчей. Возможно, что уже в момент принятия решения об этом выезде планировала побег отчаяния. Так как подавляющее большинство ссыльных выбирали направление побега на запад Европы, то от молодой вдовы никто и ничего подобного в той части света не ожидал. Время было - добрый 1917 год и можно было удачно использовать революционное кипение. Целью своего путешествия выбрала Аляску. И хоть некоторые журналы определяют то путешествие как одиночное (как напр. Люблинский Курьер с 1972 г то однако Sat в большинстве интервью подчеркивает, что была то экспедиция с большей группой ссыльных. Помогли им чукчи, предоставили свои лодки, обеспечили провиантом в дорогу. Драматическими были судьбы этой экспедиции зимой в 1917 г. В некоторых статьях даже незаурядно драматические. Согласно Барбаре Tylickiej В начале побега было с ней 11 товарищей, добралась только она одна единственная (). В более резких версиях товарищи Stanisawy Supatowicz замерзают. В свою очередь Роман Warszewski утверждает, что уже у берегов Тихого Океана одну из групп догоняет погоня. Части, я сдержусь однако от спекуляции как многочисленной, удалось прорваться через Пролив Беринга на Аляску. Не могли однако там остаться из-за американо- русского соглашения об отсылке пойманных беглецов. Двинулись, следовательно на юг в Канаду. По дороге, истощенная Станислава занемогла. Товарищи оставляют ее одну и отправляются на поиск помощи. Вот как вспоминает это сама героиня этих событий: Я хотела добраться до какого-то города, однако не хватало мне сил (). Нашли меня индейцы тлинкиты. Более художественное и романтичное описание этих случаев мы можем найти в обще-польском еженедельнике "Миллиардер" 1993 r. Северо- западная Канада. 1917 год. В этих районах зима длится без перерыва восемь месяцев. Месяц Воющего Волка есть ее самым морозным периодом. Курень из веток на половину завален снегом. Внутри лежало тело девушки. Высокий Орел, сын вождя Szawanezw, наткнулся на курень во время охоты. Доставил девушку к лагерю на деревянных носилках. В течение трех недель индейцы воевали с ее болезнью… ……………………………………………………………………………………… Локализовать место, в котором Сат родился, не легко. Люблинский Курьер с 1965 г., описывая судьбу его матери, вспоминает о том, что оказалась в околицах полярного круга у реки MacKenzie. В свою очередь Зеленый Флаг с 1987 г. пишет, что родился в Канаде над Медвежьим озером. Sat в Poznaniaku объясняет, что его племя проживало в потайных селах, без контакта с белыми, в согласии с извечными традициями. Индейцы, которые убежали в те районы, оставлены в покое. Такие потайные села не оказывались никогда в канадском реестре Департамента по делам индейцев. Неоднократно воевали с белыми. () Не остались жить в резервациях. Отошли далеко на север, чтобы жить на свободе - вспоминал Сат.
Поселение, которое создано между рекой МакКензи и Медвежьим озером, не было уже лишь только селом Шаванезов. Но группа не была уже той же из-за Огайо. Приведенная мной короткая история Szaunisw изображает в какой мере факторы, то есть межплеменная борьба, взаимоотношения братства с соседями, или миграции, вызывают изменение структуры племени. Налету в языке, перенимаемые обычаи, церемонии, ритуалы, наследование в искусстве и ассимиляция чужих элементов в быту. Кроме того в том поселении очутились также беглецы из других племен Tahltan, Sekani, Kaska, Cree, Tlingit. В сумме приблизительно 700 лиц. Потайное село, в котором родился Sat, представляло настоящий котел национальностей. А когда собственно Сат родился? Определенности не имел даже он сам. Что же, винить следовало бы обстоятельства индейского села у североканадской пущи, в которой почти ежедневно борются за существование не принадлежат к местам, содействующим мемуарному творчеству. Сат-Ок знал всего лишь, что наверное была то весна. Авторская нота из Белого Мустанга с 1987 г. подает, что Сат-Ок (собственно Станислав Суплатович) родился в 15.04.1920 г. в Канаде, зато изданная на три года позже книга "Голос прерии", что в 1922 г. Между этими датами колеблется большинство публикаций в прессе. Относительно немного информация заключает они на тему детства Сата, его взросление в Канаде. Большинство воспоминаний передал он сам в своих повестях.
Был индейским парнем. пишет Тереза Войтек согласно его обычаю племени, звался тогда Ути. () Шаванезы не получают имен сразу после рождения. Должны имя своё заслужить, закалкой, отвагой, многими другими преимуществами. Так также было в случае Sata. Его любимая собака внезапно заболела. Согласно колдуну (или шаману), чтобы спасти её от смерти следовало получить свежую кроличью печенку... ………………………………………………………….
3. Возвращение
Любил играть с материнскими волосами. пишет Тереза в своей статье Сын Высокого Орла. Удивлялся всегда, что они такие светлые, совсем не похожи на волосы других женщин племени. Спрашивал: почему? Когда-то отец сказал ему, что мать происходит из страны за Большой Водой и зовется та страна Польша. Там женщины имеют другой цвет тела и другой цвет волос. Когда мать узнала язык племени своего мужчины рассказывала сыну не раз о своей отчизне, полной лесных холмов, зеленых лугов, о стране, где растут березы, ивы и тополя. …………………………………………………………..
Относительно двух белых охотников, изменивших судьбу Станиславы и Сат-Ока. В некоторых публикациях приезжим помог также брат Sata Tanto (напр. в Республике с 1994 г.), однако фактом, подтвержденным через большинство публикации есть то, что оказались они в селе Высокого Орла. Там оказалось, что одним из спасенных был поляк (в части публикации, напр. в Миллиардере, был он сын строителя порта в Гдыне), который проинформировал несознательную TaWach, что давно уже покинутая ей Польша вернула независимость. Воспоминания вернулись вместе с тоской по родине. Станислава Supatowicz решила посетить землю своих предков, за которую когда-то воевала, из которой её вырвали. Не хотела однако возвращаться туда сама. Была заинтересована она в том, чтобы также ее дети узнали покинутую ей Польшу. Высокий Орел согласился только на выезд Сат-Ока, ибо был он самым молодым и наиболее похожим на мать. Через несколько месяцев должны были они вернуться.
……………………………………………………………..
Подробная дата выезда из Канады ни её обстоятельства мне не известны. В ни одной из статей ни в документах мне доступных я не нашла наименьших о том упоминаний. Если идет речь о дате приезда в Radomia, то часть публикации подает 1937 год, а часть - 1938 г.
Хоть Сат многократно подчеркивал в интервью, что трактовал ту длинную экспедицию к отчизне матери не иначе, как экскурсию к интересной, отдаленной стране, о которой слышал в детстве сказочные рассказы, то однако быстро понял, что то, что должно было быть его приключением жизни, оказалось на деле чем-то другим. В цитируемом уже раньше заявлении,оформленным Станиславой Суплатовиче у kieleckiego нотариуса в 1958 г., мы читаем: По приезде в Польшу, ни какой помощи со стороны семьи я не получила, я должна была сама работать физически, до получения пенсии. По-видимому оказалось зерно правды в том, что писал Внуков в своем романе об Окольских. Должны были они признать свою родственницу умершей и принять надлежащую ей часть состояния. Несомненно, трудно было матери SatOkha согласиться с нехваткой теплого приёма, столкнуться с грубой реальностью и начинать жизнь заново. По-видимому даже было более тяжелей, чем на канадском севере. Но в еще худшей ситуации оказался сам Сат. Не мог рассчитывать на никого, ничего здесь не знал, ничего не понимал, ведь рос с мужчинами, был воспитан на охотника и воина. Не имел времени на длинные разговоры с матерью, ни на науку польского языка. Когда пересекал границы объяснялся на двух индейских наречиях, умел также прочитать Наш Ojcze и Кто ты есть. Ничего, кроме этого. Изначально брал уроки польского языка в их radomskim квартире, мать оплачивала учительницу. Но когда Станислава Supatowicz нашла роботу в доме социальной защиты, то отдала сына в школу. - Сестры обрезали мне волосы и посадили на скамейку к первоклассникам. - вспоминает взволнованно Sat. А как вспоминают эти школьные дни приятели Сат-Ока тех лет? – Станислав Суплатович, сын Leoo - Karko - Ono - Ma и Станиславы Суплатович, из дома Околских, рожденный 15 апреля 1920 года есть со стороны отца индейского происхождения и в момент приезда в Польшу носил индейскую фамилию SatOkh (). Выше упомянутые обстоятельства известны нам точнее всего, поскольку Станислава мы знаем от момента приезда в Польшу вместе с матерью и поселяется в городе Радоме, мы констатируем, что упомянутый приехал (...) в индейском наряде и согласно индейским обычаям, носил длинные волосы и что в момент приезда мы были с ним, а также и с его матерью в постоянном контакте и учили его польскому языку - читаем мы в заявлении, составленном через Евгения P. и Mieczysawa Z., в Государственном Нотариальном Офисе в Сопоте в январе в 1958 г. - что же, волосы были отрезаны, а оленья кожа, заменена простой рубашкой. В дополнении чужие люди, в чужом месте, которое ни в чем не напоминало известную ему лесную школу, в иностранном языке старались склонить его к вере в чужого бога. Мир матери и его запросы переросли подростковый возраст. -То был шок, на протяжении года вообще я не отзывался. Мать думала, что у меня отнялась речь - признает Sat. Молчал до той минуты, когда в доме соседа вспыхнул пожар. Горит! -то были первые польские слова которые произнес. - мы читаем в Newsweeku с 2001 г. Потом наука языка пошла уже гладко. И поскольку не печалило его добывания этого нового умения, то должна его была огорчить потеря тождественности. Мать лишила его, потому что, его и имени и отчизны и отца.
Я не добралась ни до каких публикаций ни отчетов, которые трактовали бы о том, что отбывая из Канады Сат распоряжался канадским загранпаспортом, но кажется мне быть невозможно, чтобы удалось ему пересечь границу, не предъявляя собственно такового. Подобное и в вопросе о матери. Только в одном интервью (Миллиардер с 1993 г.) Sat признает, что в начале 1940 г. имели с матерью всего лишь канадские удостоверения личности индейцев. Вопреки этому, после возвращения в Польшу, Станислава Supatowicz произвела сыну метрику, в которой затерла всевозможные его следы происхождения. При выработке метрики моего сына - признает в нотариальном заявлении с 1958 г., - побаиваясь неприятностей со стороны влиятельной семьи, я вписала его на фамилию первого своего мужа и я предоставила ему имя Станислав. Так же я изменила дату и его место рождения, чтобы не имел от коллег досады в школе. Ребенок канадских диких лесов, сын Высокого Орла, стал мгновенно порослью ближе ему неизвестного Леона Суплатовича, рожденного 15 апреля в 1925 г. в Алексеевке. Поскольку предоставление Сату фамилии первого мужа полностью понятно, то изменение места и даты рождения для меня слишком не прозрачно, больше того, не понимал этого сам Станислав Supatowicz. В более позднем времени, когда удалось ему вернуться к своему индейскому имени, когда не должен был уже ни перед кем скрывать своего происхождения, когда стал благодаря ему лицом, которое будит широкую заинтересованность, форма той метрики вернулась, выставляя его под обстрел вопросов и обвинений. Выдвинуты против него серьезные обвинения, поставлены самые неожиданные тезисы, а все из-за Алексеевки, Леона Суплатовича и 1925 года.
5. Война
Моя мать сказала, что причинила мне в жизни наибольшую несправедливость. Тогда, когда привезла меня в эту страну. - говорит Sat в интервью для Миллиардера в 1993 г. Принимая во внимание более поздние случаи, трудно удивляться, что она жалела о решении выехать из Канады. Если бы там остались или если бы удалось им вернуться, Sat дорастал бы в мире, который не требовал от него таких самопожертвований как каменный, европейский город. Жил бы среди своих братьев, в стране бесчисленных озер и лесов. Со временем стал бы наверное вождем племени Szawanezw и был во главе так как его отец Высокий Орел. Война перечеркнула все их планы. К своей Земле Соленых Скал, как называл он свою отчизну, никогда не удалось ему вернуться. Судьба определила ему другую дорогу.
Сат-Ок учился очень быстро. "Балтийский Дневник" с 1988 г. пишет, что получил он малый аттестат зрелости. Кроме языка, учился также любить свою новую отчизну. Патриотизм матери, болезненный опыт ее жизни предназначены были также ее сыну. Приятели семьи Supatowiczw помогли молодому Сату найти работу на почте. () - я работал в окошке, где я выдавал посылки poste resante. Там я был арестован, - вспоминает Сат. Его смуглая кожа лица и орлиный нос не понравились гитлеровским защитникам чистоты расы. В 1940 г. попал в radomskiego тюрьму гестапо (та же, которая в начале века была еще царской тюрьмой, и где сидел Леон Суплатович и вероятно также его жена), где находился восемь (согласно Панорама с 1992 г.), десять (согласно "Миллиардер" в 1993 г.) или двенадцать месяцев (Республика в 1994 г.). В разработке Всемирная Связь Солдат Государственной Армии. Около Szydowiec. Биографии и Воспоминания, в описании службы Станислава Supatowicza мы читаем: После начала войны проявил деятельность в организациях Служба Победы Польши и Союз Вооруженной Борьбы. Арестован гестапо, был следствием осужден на пребывание в концлагере Owicim, но вместе с группой сделал 12.04.1942 попытку побега из железнодорожного транспорта в местности Тоннель. Часть публикации подает, что удалось провести эту акцию, благодаря неприкрытому окошку, а часть, что благодаря неприкрытым дверям вагона. Но кажется мне, что это не существенные подробности, принимая во внимание, что Sat не вышел из того без вреда. Одна пуля из винтовки караульного попасла ему в лицо, вторая в ногу. Разработка истории Кола Szydowiec добавляет еще травму левой руки (хоть из известных мне анекдотов, Сат получил её значительно позже, играя с африканским котёнком, перевозимым на борту Батория). Лечился, как мы читаем дальше, в избе около Jdrzejowa (в публикациях -был то дом лесничего.) и скрывался до 1943 г. по селам на территории под Конскими. В 1943 г. вступил в отдел пана Boczy, 25 pp AK. (Армия Крайова)
Я имел возможность в Варшаве узнать людей из партизанки. - вспоминает Ян Rzatkowski, приятель и ученик Сата. Я разговаривал с Bocz, я имел возможность задать ему пару вопросов, потому что интересовало меня каким был Sat в партизанке. Сказал мне, что был то молодой человек, который мало говорил. С обеспечением имели хлопоты. Sat учил их выживанию. Было с нами в Варшаве двое – трое господ, которые рассказали, что когда бы не Sat, не знали бы как пользоваться ножом. Сат учил простых людей, которые ежедневно не воевали, как им пользоваться. В конечном итоге, имел псевдоним Козак, что в те времена означало, что был человеком для специальных заданий, хранился просто как воин. Bocza говорил, что всегда мог на него положиться. Много людей не выдерживали нагрузок, а Сат всегда был на высоте и притом всегда был спокоен, хладнокровен, быстр, всегда готов помочь. Эти слова находят свое подтверждение в партизанских подвигах Sata. Участвовал в акциях на немецкий транспорт, участвовал в освобождении узников в Koskiem, прорывался из окружения в Grkach Mielejowickich.68 мы читаем в Мире Молодежи с 1975 г. В 1944 г. вступил к отделу 72 pp AK Подокружности Szydowiec и остался zaprzysiony через Rena S. H. Podkowiskiego. Поскольку командующие высоко ценили его натренированность, разведывательные способности и дух борьбы, участвовал во многих боевых акциях: 26 сентября в 1944 г. в битве под Шариками, 27 сентября в сжигании и уничтожении немецкого отряда в зданиях в Przysusze (была то отплата за сжигание отрядом SS села Стефана), 5 ноября в акции против немецкой облавы в районе Hucisko - Rdociny.
Сат не имел проблем с выживанием. --- говорит Аня Пайчерт, приятельница Сата --- Для других было это изнурительно, а для него нормально. В таких условиях прожить целый год? В лесу? Мы выезжаем летом, когда тепло и мы возвращаемся через неделю, потому что холодно и мы промокли. Он там был очень долго и обожал о том рассказывать. Действительно, Сат часто повторял, что в те годы было ему очень хорошо. Прежде всего потому, что именно мог проживать в лесу. - Партизанка дала мне шанс возвращения к деревьям, ближе к природе, которую понимал. ---Леса kielecczyzny, Горы witokrzyskie напоминали ему дом. Кроме того его необычные способности, которые наблюдаются товарищами по оружию, ценятся командующими, позволили ему в конечном итоге почувствовать себя кем-то важным, не анонимным воином, каким он был. В цитируемой раньше разработке Всемирной Связи Солдат AK, Szydowiec, что касается Сата, мы читаем: Прошел переподготовку в Школе Курсантов 72 pp AK, где получил степень капрала курсанта (). Многократно награжден:
Крест Доблести Крест А К / Лондон, в 10.08.1981 г. Отличие Солдат AK Войцех Borzobochaty (в II изданию Пихты того же автора, можно найти снимки Sata с оружием и даже в индейском наряде Szawanezw.) Медаль Войска Польского / Лондон, 15.06.1948 Отличие Акции «Буря». Отличие Корпуса «Пихта».
Зеленый Флаг с 1987 г. вспоминает также о Партизанском Кресте. К самым ярким анекдотам, которые касаются партизанки, которое я слышала от приятелей Сата, относится его история знакомства с Веславом Goasem.
Сат служил в отделе вместе с отцом господина Goasa, и молодой Wiesiu должен был быть курьером, который обеспечивает переписку между отдельными группами. Однажды, во время хода острого немецкого наступления, ударяет бомба. Молодой курьер присыпан мусором. В азарте борьбы никто не спешит ему с помощью, всего лишь Sat. Откопал парня и донес его на спине в безопасное место. Позже через много лет потерпевший Веслав Goas и спаситель Станислав Supatowicz встречались уже в самостоятельной Польше, чтобы вспоминать старые времена и рассказывать еще много красочных анекдотов с тех дней.
6. На суше и море
Не хотел бросать леса. pp AK было расформировано в конце 1944 г., его солдаты должны были скрываться. Отдел Сата остался однако в лесу, ожидая приказов. Лишь когда закончилась война, с грустью вышел из леса. После войны сидел за AK, - пишет Warszewski в "Республике" за то, что не открылся. Перед худшими санкциями защитила его служба в Военно-морском Флоте. Факт появления моря в биографии Sata подтверждаемый через все публикации, однако есть нехватка согласия в подробностях. Люблинский Курьер с 1965 г. доносит, что Сейчас по завершении войны явился к войскам, где начался новый его этап жизни. Служба на море. Новый его этап жизни хоть бы в Панораме с 1972 г. или публикациях с лет 90-х не был избран им самостоятельно. Немного есть информации на тему этого периода жизни Sata. В Мире Молодых с 1975 г. мы можем читать о том, что очищал из мин польское море, в Люблинском Курьере с 1972 г., который плавал на подводной (подобно в Панораме с 1972 г. и Вечере Побережья с 1997 г.) лодке И только одна газета Республика с 1994 г. подает как будто Sat должен был также работать как волонтер в спасательной Морской Службе. Я не владею ни одной подробной информацией на тему образования, которое получил Сат после войны. В прессовых публикациях представляется всего лишь факт получения им технического образования. В двух статьях в Республике с 1994r. и Миллиардере от 1993r. мы можем читать также о его изначально неудачных, попытках поступления в высшие учебные заведения, а в конце - об окончании Академии Физкультуры (не ясно однако, в котором из академических городов и в каком году).
Сат-Ок желал вернуться на отчизну, но отказано было в получении загранпаспорта. Поискал следовательно других путей, чтобы добраться до долгожданной Земли Соленых Скал. Получил
|
|
|