С первых дней Великой Отечественной войны в армии. Закончил ускоренный курс Ленинградского артиллерийского училища. Участвовал в боях на Воронежском, Сталинградском и других фронтах, в войне с Японией. Награждён тремя орденами Красной Звезды и 14 медалями. Уволился в запас в 1965 году в звании подполковника-инженера. Начал печататься в армейских газетах в 1943.
Сат-Ок. Фотография предоставлена Шарафутдиновой Рукией Шейхудиновной в 2010 г.
А. Черевченко
Воспитанник «Школы молодых волков»
Редакция «7 суперсекретов» |Март 23, 2014 19:52
Кто из нас, людей старшего поколения, не зачитывался в детстве или юности книгами польского писателя Станислава Суплатовича «Земля соленых скал» и «Таинственные следы»? В них вдохновенно рассказывалось о мужественном индейском племени шеванезов, кочевавшем в долине канадской реки Маккензи. Впрочем, на обложках этих книг значилось совсем другое имя их автора — Сат–Ок. Так назвал своего младшего сына вождь племени Леоо–карко–оно–маа, что означает Высокий Орел. А Сат–Ок в переводе с языка шеванезов означает Длинное Перо.
Тем, кто не читал этих книг, напомню вкратце их содержание. После разгрома революции 1905 года ее участницу — члена Польской социал–демократической партии Станиславу Суплатович выслали в Сибирь. Каким–то образом она добралась до поселка Лаврентия, расположенного на берегу Берингова пролива, откуда чукчи переправили ее на Аляску. Скитания привели беглянку в долину канадской реки Маккензи, где ее, полумертвую, обнаружили индейцы из племени шеванезов. Белокурая Станислава получила имя Та–Ва (Белая Тучка) и стала женой вождя. В вигваме Высокого Орла она родила сына. Сат–Ок наравне с другими подростками–шеванезами прошел суровую подготовку в «школе молодых волков» и в совершенстве овладел всеми приемами и хитростями, необходимыми охотнику–индейцу, в том числе и стрельбой из лука. Это позднее пригодилось юноше, ставшему бойцом партизанского отряда польского Сопротивления в годы Второй мировой войны.
В 1937 году Белая Тучка и ее 17–летний сын Сат–Ок с позволения Высокого Орла отправились на родину Станиславы, в Польшу. В сентябре 1939 года Польша была оккупирована гитлеровцами. Белую Тучку и ее сына арестовало гестапо и отправило в Освенцим. Сат–Оку удалось бежать из эшелона, следовавшего в лагерь уничтожения, он стал бойцом партизанского отряда Армии Крайовой (АК) под псевдонимом Казак. Белая Тучка погибла в Освенциме.
После победы за участие в АК Станислава Суплатовича новые польские власти упрятали в тюрьму на три года. По другим сведениям, он служил на военном флоте ПНР, а затем в должности второго механика — на сухогрузе «Болеслав Храбрый»…
Сегодня многие факты биографии Сат–Ока ставятся под сомнение. Тогда, в 60–х годах прошлого века, сомневаться в их достоверности просто никому в голову не приходило. В том числе и мне — молодому литератору и журналисту. Тем более что мне посчастливилось лично познакомиться с легендарным сыном индейского вождя. Произошло это в середине 60–х.
В харьковском литературном журнале «Прапор» была опубликована повесть Сат–Ока «Земля солоних скель» в переводе моего хорошего товарища, прекрасного украинского писателя Юрия Стадниченко. Затем она была издана сначала на Украине, а затем, тоже в переводе Стадниченко, — уже на русском языке в издательстве «Детская литература». И, как теперь принято говорить, на презентацию этой книги Сат–Ок, он же Станислав Суплатович, приехал к нам в Харьков. Оказалось, что они с Юрой давние друзья. В облачении воина племени шеванезов Сат–Ок выступил по местному телевидению. Передача так взволновала харьковских телезрителей, что запись ее пришлось повторить несколько раз. А после передачи Сат–Ок с красавицей женой (если мне не изменяет память, «прекрасную полячку» звали Ванда), Юрий Стадниченко, украинский прозаик Радий Полнский и я, русский поэт, зашли в ресторан гостиницы «Интурист», чтобы обмыть успех гостя.
Здесь следует заметить, что в те годы в среде харьковских литераторов и журналистов наблюдался повышенный интерес к польской культуре. Фильмы Анджея Вайды и Ежи Кавалеровича, блистательная игра Збышека Цыбульского были у всех на устах. На фоне советского кинематографа, штамповавшего псевдопатриотические ленты на производственные темы, польский неореализм был для нас окошком в иной, неведомый мир.
Более того, украинский поэт Виталий Коротич, с которым я тогда приятельствовал, привез мне из Варшавы роман Хемингуэя «Кому бие дзвон» («По ком звонит колокол») на польском, понятное дело, языке. Публикацию этого романа проанонсировал журнал «Иностранная литература», все ждали ее с нетерпением, но по просьбе Пассионарии — лидера испанских коммунистов Долорес Иббарури — Хрущев распорядился рассыпать набор эпохального произведения великого Хэма. Пришлось купить украинско–польский самоучитель и осваивать язык братского славянского народа. Так что к моменту той встречи я уже вполне прилично изъяснялся по–польски…
Сат–Ок, сменивший боевое индейское оперение на мирную европейскую «тройку», уже ничем не напоминал сына вождя племени шеванезов и вел за столом вполне цивилизованную беседу, касавшуюся, как я понял, дальнейших изданий его книг в СССР и суммы предполагаемых гонораров. Тема эта меня не интересовала, пани Ванду, как я заметил, тоже, и, набравшись храбрости, я пригласил ее на танец. Слегка захмелевшая от выпитого шампанского «прекрасная полячка» танцевала великолепно, что, впрочем, вовсе не мешало ей со страшной скоростью что–то щебетать мне на ухо. Понял я лишь то, что муж ее, несмотря на внешнюю респектабельность, остается дикарем:
— Пан будет смеяться, но я никак не могу приучить его смывать за собой в туалете!
Тогда это «откровение» просто резануло мне слух, особого значения я ему не придал. Но запомнил, как запоминается все несуразное. Позже я понял, что таким вот образом пани Ванда пыталась утвердить во мне уверенность в индейском происхождении мужа.
Значительно позже я обнаружил множество несоответствий, нестыковок в биографии Сат–Ока и его семьи. Это произошло в бытность мою на Колыме и Чукотке.
Итак, по официальной версии, Станислава Суплатович была сослана в Сибирь. Как же ухитрилась она добраться до Берингова пролива? При царе в России самым восточным пунктом ссылок была Якутия, точнее Верхоянский уезд. Оттуда по безлюдной и опасной во всех отношениях тундре, через промороженные насквозь горные хребты до восточного побережья Тихого океана «всего–навсего» — три часовых пояса, три тысячи километров! Ну, поверим в невероятное — Станислава каким–то чудом добралась до Берингова пролива. Сат–Ок утверждает, что перебраться через пролив шириною более 80 км ей помогли чукчи из поселка Лаврентия. Начнем с того, что в этом поселке живут не чукчи, а эскимосы. Чукчи никак не смогли бы помочь ей в переправе через пролив, поскольку с водой не дружат. Это могли сделать только отважные морские зверобои из племени науканских эскимосов. Наукан в то время был единственным населенным пунктом на побережье, поселок Лаврентия появился на карте значительно позже — в 1952 году…
Позже исследователи феномена Сат–Ока обнаружили в его «официальной» биографии целый ряд других нестыковок. Сведущие люди утверждают, что Станислав Суплатович родился вовсе на в вигваме, а в нормальном польском роддоме под Сандомиром. Он с юности увлекся индеанистикой, и вся его литературная биография не более чем увлекательная мистификация. Многие слова и понятия, приведенные им в книгах, к языку шеванезов не имеют никакого отношения, взяты из лексикона других племен… Словом, полностью достоверно в ней лишь участие автора в польском Сопротивлении нацистам.
В ранних публикациях Сат–Ока говорилось о том, что оба его брата и сестра Тинегет погибли в стычках с канадской конной полиции. В более поздних, приплыв на сухогрузе в Канаду, он встречается с братом Танго, неожиданно воскресшим. Да и якобы погибшая в застенках Освенцима мать Длинного Пера Белая Тучка тоже каким–то чудом воскресла, прожила долгую жизнь и похоронена где–то на Северном Кавказе…
Так что же все–таки стоит за драматической историей этой семьи — правда или вымысел? Лично я в итоге решительно отбросил все сомнения в ее достоверности. Поскольку такие ребята, как Сат–Ок — вымышленный или реальный, почти перевелись на этом свете. И печально, что нынешнее молодое поколение не видит в нем примера для подражания.
Кстати, однополчане Сат–Ока в один голос восхищались его меткостью — во время рейдов партизанского отряда он бесшумно снимал часовых выстрелами из лука. В лесах под Сандомиром этому не научишься. «Школы молодых волков» там нет.
Александр ЧЕРЕВЧЕНКО.
Сат-Ок и Ю. Стадниченко, переводчик.
Сат-Ок и В.Фараджев. 1974г.
Сат-Ок и И.Л.Миксон в Гданьске. 1989г.
Ю. Стадниченко и Сат-Ок.
Интернет. Форумы. Статьи. Обсуждения.
Здравствуйте! Я занимаюсь исследованием жизни и творчества знаменитого детского писателя по имени Станислав Суплатович (1920/1925 - 2003) и обращаюсь к вам по просьбе многочисленных поклонников его творчества. По имеющейся у меня информации, его мать Станислава Суплатович (девичья фамилия Станислава Окольска (Окульска)), полька по происхождению, проживала в деревне Алексеевка, Киренского уезда с 1907 по 1930-1938 (?) годы. Приехала туда к мужу Леону Суплатовичу, ссыльному польскому поселенцу, который отбывал наказание в Алексеевке с 1905 года и, по неуточнённой информации, скончался там после тяжёлой болезни в 1912 или 1913 году. Возможно, дата смерти неточная. Возможно, Станислава проживала в Алексеевке до 1930 или 1938 (?) года, а затем вернулась на родину в Польшу. Также, возможно, в 1920 - 1926 годах, проживая в Алексеевке, она родила сына, которого по приезду в Польшу записала по имени Станислав Суплатович, указав место рождения "Алексеевка, СССР". Другой информации о месте рождения в польских архивах не сохранилось. Информация из польских источников противоречива: дата рождения указывается как 1920, 1922, 1925, 1926 гг., дата возвращения их в Польшу - 1930 и 1938 г. По другой, противоречивой информации, она уехала на Чукотку, оттуда в Канаду, а из Канады - в Польшу.
Всвязи с этой информацией, ищу любую информацию или метрические книги по деревне Алексеевка, Киренского уезда Иркутской области за 1920-1926 годы. Интересует:
1) Сохранилась ли запись о рождении сына у Станиславы Суплатович в метрических книгах по деревне Алексеевка. 1) Точная дата рождения её сына - Станислава Суплатовича: 1920, 1922, 1925 или 1926 год? 2) Мог ли быть отцом ребёнка её муж Леон Суплатович, или он всё же умер в 1912-1913 году? 4) По возможности, до какого года фиксируется их проживание в Алексеевке, до 1930 или 1938 года.
К сожалению, по имеющейся у меня информации из интернета, от деревни Алексеевки осталось 2 дома, а жители перехали в находящийся рядом посёлок Алексеевский (население - ок. 3 тыс. жителей). А, возможно, Станислав Суплатович родился в этом посёлке, который в то время назывался Алексеевским затоном. Буду благодарен любой возможной информации.
Станислав Суплатович (литературный псевдоним Сат-Ок) - польский писатель, автор 10 книг, четыре из которых переведены на русский язык. Готов оказать посильную помощь в организации мемориального музея жизни и творчества вашего великого земляка - в Иркутске или на его родине в Алексеевке (Алексеевске), так как являюсь давним поклонником его творчества и собрал немалый архив. Но, хотелось бы восстановить имеющиеся пробелы в его биографии.
С уважением, Олег из Питера.
Григорий "Это ж Гест"(с) - Настоящему поляку завсегда везде ништяк
Настоящему поляку завсегда везде ништяк
Мне на днях кинули ссылку на старый пост: " Вот интересно, сколько мастеров, получив квенту "Сына индейца и польской революционерки, бежавшего из гестапо, партизанящего в Польше, псевдоним "Козак", начали бы занудствовать на тему "Так не бывает, это нереально, уйди вон, презренный мэрисьюшник"? " И мастера, скорее всего, были бы правы, сказал я, достаточно там дальше походить по ссылкам. (Мэри Сью опять помянули без повода, ну это неизбежно.) А так... индеанист - это помесь реконструктора с толкинистом, в той или иной пропорции. Меня лично продавала неизменная политкорректность биографии автора. В советское время - сын польской революционерки, жертвы русского царизма, сбежавшей в Канаду через Сибирь, Чукотку, Берингов пролив и Аляску. Вырос в племени последних непокорённых индейцев, ведущих борьбу с белыми угнетателями. Вернулся в Польшу, стал бойцом антифашистского сопротивления. Воевал за Москву и советскую власть, в новой народной Польше служил в армии и на флоте. После 89-91 годов биография слегка изменилась - теперь он сын героини борьбы за польскую независимость, жертвы русского государства, сбежавшей от русских палачей в Канаду. В роду сплошные шляхтичи, естественно (" His mother, the daughter of Polish nobility... "). В Польше был бойцом _правильного_ антифашистского сопротивления, сражался на стороне лондонского правительства и против советской власти. После войны коммуняки арестовали его и бросили в лагерь, и так далее. И ещё. В польской Википедии, где излагается официальная версия, сказано, что "Сат-Ок" Суплатович и его мать перебрались в Польшу в 1937 году, и по документам Станислав родился в селе Алексеевка, в СССР, в 1925 году. (Одно это уже объясняет, почему в партизанском отряде у него была кличка "Козак".) Хотя на самом деле он родился в 1920 году, в Канаде, а документы были подделаны конспирации ради. Так? Но вы себе представляете эту картину? "Мне 12 лет, я живу с матерью и хожу в школу, но на самом деле мне уже 17, я гордый воин племени шеванезов, собравший немало скальпов!" Каким образом семнадцатилетний юноша может выдавать себя за двенадцатилетнего мальчика? А вот пацан-партизан, которому ещё нет двадцати, вполне может утверждать, что ему уже за двадцать, это гораздо правдоподобнее. И ещё проще тридцатипятилетнему сойти за сорокалетнего. Коротенькая статья на Википедии. Статья в "МК". Начало обсуждения в журнале kiowa_mike. "Вот, перечитывал вечерами Сат-Ок'а..." "Ещё о Сат-Ок'е. Закрывая вопрос лично для себя" + комменты. Краткий вывод - в книгах описаны фэнтезийные индейцы, помесь американских индейцев начала 18 века и индейцев-всадников прерий 19 века. Фэнтезийные индейцы скачут на лошадях по канадской тайге, не знают огнестрельного оружия и по-прежнему пускают поезда под откос воюют с бледнолицыми. В двадцатых-тридцатых годах 20 века! Тред с верующим. Колеблющиеся фанаты:
"Есть целый ряд неточностей, касающихся происхождения и биографии Сат-Ока. Мать при его рождении не имела возможности внести информацию в метрику. Многие журналисты старались адаптировать ее историю к текущим требованиям политики или согласно своим собственным целям. Некоторые исследователи биографии Сат-Ока сомневаются в его индейском происхождении, утверждая, что он родился в бывшем Советском Союзе".
"Сат-Оку было очень нелегко. Советские журналисты скрывали факт его ареста коммунистическими властями Польши за участие в Армии Крайовой и пребывание в заключении. Наоборот, некоторые польские журналисты в посткоммунистический период пытались создать миф об "агенте из Советского Союза", мотивируя это популярностью книг Сат-Ока у нас и отсутствием документов о его рождении".
Мнение типичного скептика:
"...Кстати, про Сат-Ока. Очень забавно перечитать "Землю соленых скал" и тут же запросить несколько ссылочек о недавней истории Канады. Сразу видно, что книжка написана в доинтернетные времена. Все-таки, в книжках других любимцев маленьких детей - Вельскопф-Генрих, Фенимора Купера, даже Карла Мая, был хоть какой-то исторический бэкграунд. А тут - ну такая усредненная история (с усредненной географией) индейских войн, что любому дачному мальчишке и выдумывать ничего не надо для очередной игры в индейцев".
Подведение итогов:
"Но сразу хочу предостеречь тех, кто, вполне возможно, заявит - дескать, Кречмар разоблачает Сат-Ок'а! Ничего я не разоблачаю, и не собираюсь никого переубеждать - особенно любителей индейских мифов. Ну, во-первых, мифы - они на то и мифы, чтобы специалисты точно знали как, а верующие - верили... Во-вторых - объективно дядька сделал очень хорошее дело, привив любовь к природе и индеанистике многим и многим людям. В-третьих - Суплатович - писатель. Создал свой мир, в который поверило огромное количество горожан. Нам же наплевать, замерзает ли плевок на лету, как это описано у Джека Лондона - хотя он никогда не замерзает? Дж.Лондон создал свой мир, который, скорее всего, имеет весьма отдалённое отношение к реальной Аляске того времени. Ламур - свой Запад. Толкин - своё Средиземье. Степень достоверности каждого из этих миров для читателя напрямую зависит от уровня таланта автора. У Станислава Суплатовича - Сат-Ока - такой талант был".
"Вот я и думаю - явно ведь Сат-Ок про какую-то изнанку пишет, параллельный мир, остров Гдетотам. Воодушевляющие войны с индейцами не напоминают ли Питера Пэна? Это же настоящая фэнтези для младшего школьного возраста, поэтичная и прекрасная".
Голос настоящего индеаниста:
"Это всё смотря с какой стороны на всё это посмотреть! Для развития ДУШИ и ФАНТАЗИИ книги Сат-Ока дают неизмеримо больше, чем все вместе взятые правдивые до скучной тошноты этнографические и исторические исследования каких-нибудь там Гриннелов, Еверсов, Лоуи и остальных, где индейцы - обычные туземцы на карте мира. Это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение - ну, как картина маслом. Оно живёт по своим законам ИСКУССТВА и не обязано подчиняться реальной действительности. Я сам - индеанист "второго призыва" мне уже 44 года (не сказать, что я был совсем у истоков), но, изучив ДОСКОНАЛЬНО всю научную информацию о равнинных индейцах, я пресытился ею по горло и снова вернулся к Сат-Оку - и с тех пор чувствую себя гораздо лучше. Кому что..."
Читал про настоящих индейцев - не торкает. Читал про индейцев Сат-Ока - торкает! И кто-то правильно сказал, что торкает именно потому, что эти книги написаны человеком близкой нам культуры, а вовсе не "воином племени шеванезов". Конечно, отсюда можно было бы замахнуться на интересное исследование "советский культ дикаря", но это находится за пределами моих возможностей. (Где-то существует красивый ответ на вопрос, почему в "Последнем самурае" на пушки и пулемёты скачут самураи 15 века, но мне он неизвестен, я такие вещи понимаю на уровне ощущений. Вот и с фэнтезийными индейцами Сат-Ока та же история.) Меня привлекло другое. Это же классический персонаж Галковского! Представляете, как Галковский о нём бы писал? "Станислав" "Суплатович", он же "Большое Перо". Биография совершеннокарнавалистская - польско-канадский индеец. Отец неизвестен. Год и место рождения неизвестны. По собственным словам - потомок польских боевиков-террористов (английская пятая колонна в Российской империи). Возможно, британский подданный (если родился в Канаде) или советский гражданин (если родился в России). По-польски говорил с акцентом. Профессиональный диверсант. Оперативный псевдоним - "Козак". После войны вроде бы сидел в лагере. Служил на флоте (морячок!). Любил играть в индейцев. В социалистической Польше пользовался невероятным авторитетом - книги, музей на родине героя, пионеры с букетами. Неплохо для фальшивого поляка с поддельными документами, родственниками заграницей, тюремным сроком и орденом от "лондонского" польского правительства! Перед нами масон с градусом и "смотрящий" от метрополии... (И дальше Галковский выложил бы какую-нибудь фотографию с глумливой подписью, ну например - *ВОЖДЬ ПРЕДПОЧИТАЛ МОЛОДЕНЬКИХ*.)
Литературная мистификация или героическая судьба?
Самый польский индеец
Сат-Ок по-индейски значит «Длинное Перо». Это имя маленький индейский мальчик - ути - завоевал в жестокой схватке с могучим орлом. А еще он был сыном вождя индейского племени шеванезов и польской революционерки...
В 70-е годы мальчишки зачитывались его автобиографическими книгами "Земля Соленых Скал", «Таинственные следы», «Белый мустанг», «Сыновья Великого орла», «Свой среди чужих»...
Прежде всего они притягивали тем, что человек рассказывал о себе, сам был мальчишкой в тот период, о котором писал, и все это было рядом, еще несколько десятилетий назад. А настоящий индеец жил в соседней Польше и даже мог приехать к нам в гости... За книгами Сат-Ока выстраивались очереди в детских бибилиотеках. А диафильм о приключениях маленького индейца и его матери в Канаде и в Польше стал большим дефицитом
Сейчас его книги, к сожалению, можно найти только в букинистических магазинах или в электронном виде. Сат-Ока почему-то перестали издавать в России. Но для любителей жанра он остается настоящей легендой. А в его жизни там много тайн и загадок, недомолвок и настоящих подвигов, что он и сам, похоже, не всегда знал, где вымысел, а где правда. Жаль, что его судьба пока не заинтересовала кинорежиссеров. Фильм мог бы получится захватывающим и необычным.
Многое Сат-Ок не рассказывал в своих книгах Это было опасно, да и никто бы такое не напечатал. Но теперь, по прошествии стольких лет, его судьба только начинает нам открываться...
Осенью 1908 года отряд охотников обитавшего в Заполярной Канаде индейского племени шеванезов наткнулся на лежавшего посреди болота белого человека...
Это была 28-летняя Станислава Суплатович, сбежавшая со своими друзьями из ссылки в Сибири и перебравшаяся на американский материк. К сожалению, все ее товарищи погибли. А сама Станислава была еле жива: обморожена, голодна, практически без сил. Да еще непривычные для индейцев белые волосы. Не мудрено, что они ее приняли за старого человека.
«Старый человек стоит на дороге, ведущей к Солнцу. Он мудр, ибо знает тайны ушедших предков», - гласит первый непреложный закон индейцев. Второй звучит примерно так: «Помоги попавшему в беду, тогда духи, живущие на небе и земле, не оставят тебя своей заботой».
Командовал охотниками молодой индейский вождь Высокий Орел. Он сам решил заняться незнакомцем. И каково было удивление шеванезов, когда они поняли, что перед ними женщина. Глядя на ее светлые волосы, Высокий Орел заявил: «Ее имя отныне Та-Вах - Белая Тучка. Она - гость и находится под моей защитой».
Через много лет Станислава расскажет своим детям, что она родом из далекой Польши, из хорошей дворянской семьи. Но как это было обычно в то время, девушка увлеклась революционными идеями, желанием добиться свободы своей страны от Российской империи.
А потом была революция 1905 года, разгон демонстрации и долгий путь в ссылку на Чукотку. А потом побег. Мужчины оберегали свою единственную подругу-полячку, а сами гибли один за другим. Переправиться им помогли чукчи, симпатизировавшие ссыльным. До Берингова пролива добрались единицы. А встречи с индейцами, жизнь среди которых продолжалась для нее 30 лет, дождалась она одна.
Помог ей бежать, но пот ерялся в Сибири ее любимый человек — Георгий Пашковский. Через много лет сын Станиславы найдет его могилу где-то под Владикавказом, почти случайно. Станислава не знала, что ее жених погиб еще в 1918 году. В самом начале гражданской. Она никогда, ни на минуту не могла себе представить его мертвым. Твердила только: «Боюсь, что Георгий забыл меня. Встретит - не узнает...»
Мужем Белой Тучки стал храбрый и справедливый Высокий Орел. Затем у нее родилось трое детей. Два мальчика и девочка. Младший - Сат-Ок, первый и единственный шеванез, появившейся на свет с голубыми глазами и золотистыми, как лен, волосами.
В пять лет братья друг за другом отправились в лагерь Молодых Волков. Там малыши одни, без родителей, жили в лесной чаще под присмотром лишь строгого наставника. Питались тем, что добывали сами.
А потом от случайно попавших в лагерь охотников Белая Тучка узнала о больших перемепнах, которые произошли в мире, о Первой Мировой войне, об Октябрьской революции, независимости Польши...
И печаль поселилась в сердце Белой Тучки, оно разрывалась между семьей, новым домом и любимой родиной, которую женщина так давно не видела.
Высокий Орел был мудрым человеком. Он прекрасно понимал, что происходит с женой. И сам предложил ей съездить в Польшу, чтобы самой узнать, что стало с ее страной. И в возрасте 50 лет все-таки вернулась. Вместе с ней поехал и 16-летний Сат-Ок - Длинное Перо, «охотник, чьи стрелы всегда достигают цели». Вскоре эти стрелы ему понадобились.
Станислава выбрала не самое лучшее время для возвращения. 1937 год. В стране экономический кризис. Со дня на день ожидалось вторжение фашистской Германии.
Для мальчика вообще все увиденное было потрясением. «Мертвая земля, мертвые деревья, железные и каменные ловушки, куда попадают люди... Для охотника здесь нет доброй добычи» - так он воспринял Европу. Но ради мамы юноша был готов на все. Так его воспитали индейцы..
Станислава сразу устроила мальчика в школу. За два года он смог получить начальное образование, несмотря на насмешки ребят, которые были гораздо младше.
После оккупации молодого индейца, как расово нечистого, арестовало гестапо. Он попал в тюрьму. Религиозные обычаи шеванезов запрещали мужчинам стричь волосы. И длинные светлые локоны Сат-Ока стали для фашистов развлечением. Они наматывали их на руки и рвали с кровью. Пока соседи по камере не наточили ложки и побрили его наголо. Сам он это сделать не имел право. А через пару месяцев Сат-Ока отправляют в один из самых страшных концлагерей — Освенцим.
По дороге юноше и его новым друзьям удалось бежать из вагона в Борковицкие леса. Так Сат-Ок стал партизаном и бойцом Армии Крайовой. Но к огнестрельному оружию он так и не привык. В лесу Длинное Перо сделал себе лук и воевал с фашистами с его помощью. Впрочем, его меткая стрельба очень помогала партизанам. Он бесшумно снимал часовых, открывая отряду дорогу для нападений.
А его излюбленным оружием стал короткий индейский нож, с ручкой, покрытой мехом.
Дальше его реальная и официальная судьба несколько отличаются.
Во всех «книжных» биографиях рассказывается, что после освобождения Польши советскими войсками он стал бойцом польского народного войска и был направлен в военно-морской флот. А после демобилизации Суплатович остался в Польше и его судьба сложилась благополучно. Он получил техническое образование, работал механиком на торговом флоте.
Ну, а матери Сат-Ока, той, о которой в племени шеванезов уже сложены легенды, Станиславе Суплатович, обосновавшейся в Кельцах, правительство Народной Польши определило пожизненную пенсию за политическую деятельность в 1905 году.
Сат-Ок так и остался индейцем. Во время своих заокеанских плаваний он всеми силами пытался узнать, что стало с его отцом и племенем. Так он узнал, что его старший брат Танто погиб во время одной из вооруженных стычек с белыми еще в 1947 году, были убиты сестра Тинагет, и ее муж и друг детства Станислава — вождь могавков Дана Игла... Сестра была активной участницей индейского женского движения. Она была убита и сожжена в машине в окрестностях Монреаля. Трое детей остались сиротами. А отец до 90 лет продолжал водить племя, кочуя в окрестностях Медвежьего озера...
Параллельно с океанскими походами Суплатович стал записывать истории из своего детства, которые то и дело всплывали в памяти. Так постепенно он стал известным в Польше, а потом и в других странах писателем. Не раз приезжал и в Россию.
Предисловие к его первому советскому изданию «Земли соленых скал» написал Лев Кассиль, восхищавшийся судьбой и силой духа «польского индейца».
Все это так. Но перед тем, как все действительно наладилось, Сат-Оку, а теперь Станиславу Суплатовичу, пришлось еще раз попасть теперь уже в советские лагеря за службу в Армии Крайовой.
Но это не последняя нестыковка. Во многих статьях упоминается, что его мать погибла в Освенциме. А кому же тогда платили пенсию до середины 60-х годов прошлого века?
Есть и еще один странный эпизод. Сам же Суплатович рассказывал, что его брат погиб в бою в 1947 году. Но в 1958 году, как описано в статье в центральной российской газете, он приплыл в Канаду на сухогрузе «Болеслав Храбрый», где встретился с братом Танто!..
В статье подробно описывается их встреча. А потом они идут по улице и из проезжающей машины обоих обстреливают. Танто убивают, а Сат-Ок получает сквозное ранение в грудь.
«— Это скинхеды, — тихо сказала пожилая чернокожая женщина. — Бритоголовые… Я их узнала…». Потом прибегают моряки, спасают Сат-Ока и отвозят его сначала в больницу, а потом на корабль, поскольку на берегу ему продолжает грозить опасность.
История красивая, но мало похожая на правду и отдающая политическим заказом. Суплатович действительно был очень уважаемым индеанистом, которого хорошо знали во всем мире.
Но сами же индеанисты утверждают, что его биография — хорошо выдуманная история. А в книгах очень много нестыковок, на которые нередко обращали внимание специалисты.
Например, хотя Сат-Ок довольно подробно описывает быт племени шони (шеванезов), упоминаемые им слова языка шони («мокве» — медведь, «вабассо» — кролик и др.) относятся к соседним алгонкинским языкам, тогда как в современном шони вместо них используются другие слова.
Индеанисты утверждают, что вся биография Суплатовича — хорошо продуманная мистификация, которая всех устраивала.
Сат-Ок чистокровный поляк, родился в Польше под Сандомиром. Скорее всего, в юности был увлечённым индеанистом, а во время Второй Мировой нетрудно было выдать себя за кого угодно. Напридумывать сказочную биографию и пересказать ее польским партизанам, вряд ли представляющим о чем идет речь, подготовленному человеку тоже было легко.
Когда начали выходить книги с ошибками: историческими, этнографическими, лингвистическими с польскими индеанистами у Сат-Ока стали появляться проблемы. По мере развития движения и приобретенных знаний, несуразицы из его книг и рассказов стали вылезать одна за другой.
А последней каплей стало то, что Сат-Ок выдал себя за прямого потомка действительно великого индейского вождя Текумзе. Документально подтверждено, что оба сына Текумсе погибли у Ва-па-ку-не-та.
Станислава Суплатович (1881–1963), — жительница города Кельце, член партии Социал-демократия Королевства Полького и Литвы (СДКПиЛ) – наиболее «правильной» с большевистской точки зрения социалистической партии Польши, – сослана около 1906 г. на Чукотку (поселок Св. Лаврентия), откуда бежала в Америку. Персональная пенсионерка, ум. в 1963 г.
Маршрут ее побега, изложенный в 70-е годы в наштх книгах, по меньшей мере выглядит странно. Планируя добраться до Калифорнии, она движется в сторону реки Маккензи с помощью индейцев-тлинкитов — что тоже нонсенс! Маршрут: А дальше начинает петлять по рекам, накрутив лишние полторы тысячи километров.
В 1938–1939 гг. — Станислав Суплатович находится в интернате при Радомском монастыре, а потом работает на местном почтамте. В 1940 г. его арестовывает гестапо. Через год он совершает побег и оказывается в партизанском отряде «капитана Лёньки» до недавнего времени подполковника в отставке С. Ф. Лесниковского, жившего после войны в Житомире. В отряде Суплатович был до 1944 года. Его там прозвали «Казак». Имеет несколько польских боевых наград, включая медаль Войска Польского, Крест Армии Крайовой и другие. Затем шесть лет служил в польском ВМФ.
В том, что Суплатович воевал, сомнений не было ни у кого...
Его заслуги и просветительская деятельность Суплатовича были так велики, что разоблачать его мистификацию (если она действительно была) не стали. Он так и остался одним из самых уважаемых индеанистов страны и жил с любимой собакой и множеством кошек, которых собирал по всему городу.
До самой смерти 3 июля 2003 года Сат-Ок Суплатович жил в городе Гданьске на аллее Войска Польского. Существует музей Сат-Ока в Тухоли. Официальный сайт Сат-Ока http://www.sat-okh.art.pl/las.html
В прошлом, 2010 году американский публицист и журналист Стивен Глантц, лично знавший Сат-Ока и его боевых товарищей по партизанскому отряду - Рихарда Выховски и Барбару Зелт, партизана и курьера — написал книгу «Как герой, возвращающийся домой. Повесть, основанная на подлинной истории Сат-Ока, шауни Черной Реки». Глантц утверждает на основе американских архивов, что Сат-Ок родился на берегу реки Макензи в индейском типи и был сыном вождя клана Совы Леоо-Карко-Око-Маа (по другим источникам Высокого Орла и польки Станиславы Суплатович. Именно в этой книге утверждается, что Высокий Орел был сыном вождя Черное Копыто, который в свою очередь являлся внуком легендарного Текумзе (1768-1813 гг.), духовного и военного лидера, пытавшегося объединить индейские народы и создать независимое индейское государство. Мистификации продолжаются?
Индеец против Гитлера
Человека с этой фотографии в наше время мало кто помнит. Иные времена - иные песни... А в советские годы многие мальчишки (и аз, многогрешный в том числе) знали его в лицо - ибо зачитывали до дыр его книги в библиотеках. Знакомьтесь: польский писатель Станислав Сат-Ок (настоящая фамилия - Суплатович). Родился в 1920 году. Скончался 3 июля 2003 года. Его биография - сама как увлекательный приключенческий роман.
В 1907 году первая русская революция закончилась поражением. Десятки мятежников, на японские и английские деньги потрясавших основы тысячелетней русской монархии, оказались в сибирской ссылке. Среди них - польская аристократка Станислава Суплатович, мечтавшая о независимости родной Польши. Вопреки ожиданиям, молодой женщине удалось бежать из ссылки, перебравшись через Берингов пролив - сначала в Аляску, а потом - в Канаду. Где её, замёрзшую, полуживую, подобрали индейцы-кочевники. У индейцев Станислава освоилась быстро. Жизнь на лоне природы способствовала переоценке ценностей. "Я обрела здесь внутреннюю гармонию, которую тщетно искала всю