Капитан, старый индеец и врач склонились к раненому.
— Стась, тебе лучше? — спросил врач. — Ответь нам, Стась… — Танто убит, я знаю… — прошептал Сат-Ок и снова закрыл глаза. — Брат мой… Врач и капитан пытались успокоить его. Но он не слышал. Он слышал другое. — Сын мой, готов ли ты пройти испытание? Это был голос отца. — Да, отец. Я готов. И отец простер руку в сторону тотемного столба племени и сказал: — Иди! Прими эту боль и стань воином. И он пошел… Врач, капитан и старый индеец не верили глазам своим. Тяжелораненый человек поднялся с койки, встал на ноги. — Стась, что ты делаешь?! — воскликнул врач. — Тебе нельзя! Вместе с капитаном они подхватили Сат-Ока под руки, но тот жестом отказался от помощи. — Я должен проститься с братом, — сказал Сат-Ок. — Ты же ранен… Ты должен лежать… — пытался остановить его капитан. — Я должен идти, — упрямо сказал Сат-Ок и вышел на палубу. — Сквозное ранение в грудь… Это невероятно… Остановите его… И когда капитан снова попытался его остановить, Сат-Ок повторил: — Я должен идти. Потому что мы сильнее этих подонков. Мы сильнее их пуль. И они должны это знать. И тогда все поняли, что он не отступит. Потому что, кажется, тоже услышали голос его отца — Высокого Орла, вождя племени шеванезов: — Иди, сын мой, и прими эту боль… Прими эту боль и стань воином. Пусть твоя боль дойдет до людей, и тогда наших воинов на земле станет больше… И, как много лет назад, когда юношей готовился принять Боль Посвящения, Сат-Ок поднял голову и пошел вперед. И все, кто был на палубе, последовали за ним. *** ГРАЖДАНИН Польши Станислав Суплатович — Сат-Ок — живет в Гданьске, сейчас ему уже за восемьдесят, но он по-прежнему бодр, любит жизнь и полон творческих сил. Он пишет книги, успешно занимается живописью и верит, что когда-нибудь его судьба и судьба его матери станут основой большого телесериала. (В. Фараджев).
Прирождённый воин / Wojownik Z Urodzenia (Warrior By Birth) Польша, 2005 Продолжительность: 30 минут Фильм можно скачать здесь: http://www.westerns.ru/ - Нужна регистрация. Описание, от переводчика: Польский телевизионный фильм, посвященный личности и творчеству писателя, художника и пропагандиста индейской культуры Станислава Суплатовича (1920-2003), более известного под именем Сат-Ок. Книги Сат-Ока - "Земля Соленых Скал", "Таинственные Следы", "Белый Мустанг" неоднократно публиковались в СССР и странах социалистического лагеря и пользовались большой популярностью (особенно у подрастающего поколения). Единственным биографическим источником по Сат-Оку на русском языке по сей день остается книга Н. Внукова "Слушайте песню перьев", в которой изложена "официальная версия" биографии Суплатовича. Согласно этой версии, его матерью была польская революционерка, а отцом - вождь племени шауни (шеванезов) и потомок великого вождя Текумсе. Представленный вниманию фильм является своего рода визуальным дополнением к книге Внукова, хотя сказать, что он заполняет все белые пятна в биографии Сат-Ока нельзя. Фильм состоит из интервью самого Сат-Ока, данного корреспондентам польского телеканала PVT, показаний его сослуживцев из Армии Крайовой, а также выступлений польских индеанистов и индейцев из племен лакота и черноногих. В этом фильме много уже известного ранее, что мы уже читали в изложении Ю.Стадниченко и Н.Внукова. Вместе с тем, было интересно услышать воспоминания боевых товарищей Сата - тех, кто воевал вместе с ним в партизанах и подполье. Довольно любопытно слушать их воспоминания о том, как Сат запутывал следы и добывал пищу в лесу. В особенности меня заинтересовали слова одного дедушки, который говорит, что Сат-Ок плохо говорил по-польски, когда попал в партизанский отряд. Значит, всё-таки он приехал откуда-то? Плохо говорить по-польски и говорить на одном из польских говоров - это разные вещи. Я думаю, что поляки в те времена в этом прекрасно разбирались, и могли отличить коренного поляка, пусть и говорящего на одном из польских говоров, и иностранца, вообще плохо говорившего по-польски. Значит Сат всё-таки откуда-то приехал. Тогда откуда, если не из Канады? Ваши варианты?
Вот так и рождаются мифы. Ну не до Альберты же, а до Маккензи и Большого Медвежьего озера. А почему бы и нет? Она что, к срокам каким-то была привязана. Теоретически, могла ведь добраться, хотя согласен, далековато от Берингова пролива. А вот в слове "шеване ЗЫ " нет ничего удивительного. Насколько я понимаю, это просто калька с польского произношения названия племени шауни, с окончанием во множественном числе. Существуют также менее употребимые названия племени шауни (шони) - шавано, шаванаки и др. похожие, что в переводе означает "южане". В русском языке уже давно прижились подобные неудачные кальки, слова-недоразумения, к примеру "мети СЫ " (правильно - мети, без "с" (намёка на множественное число в англ. яз.)) или хотя бы те же "ироке ЗЫ ". Исправлять никто не торопится, да и незачем. А теперь вот "шеванезы" пополнили эти ряды. Ну и пусть будут, как дань памяти Сат-Оку. Не думаю, что дедушки - бывшие партизаны - врут или за деньги что-то говорят. Зачем им это? Вряд-ли. Почему же он всё-таки плохо говорил по-польски? Это может быть только в двух случаях: либо от дефектов речи (заикание, например) или не носитель родного языка (иностранец, к примеру). Первое отпадает, поэтому остаётся второе. Что касается похожести или непохожести на индейца - не принимается. Сколько угодно примеров, когда невозможно отличить индейца от европейца, стоит взглянуть на фотографии. А людей в возрасте, стариков, и подавно. Бабушки лакота и черноногих из резерваций в своих платках, кофточках и юбках как две капли воды похожи (и одеждой, и лицами) на наших старушек из российской, украинской и белорусской глубинки. А Сат, к тому же, как он говорит, не чистокровный индеец, а метис.
В этой магистерской работе есть один интересный вывод, который звучит примерно так. Почему, если это неправда, ни один из коренных поляков до сих пор не встал и не сказал: "Я знаю, откуда родом Сат-Ок, он из такого-то города или такой-то деревни, это можно узнать там-то и там-то". Вот такой вот парадокс. А казалось бы всё просто: если он родом из Польши, расскажите об этом, докажите. Поляки, между тем, как по сговору дружно молчат. Не потому, что они скрывают, а именно потому, что нет никаких документов, кроме тех, что он приехал с матерью из Канады в 1938 году. Эти-то документы как раз нотариально зарегистрированы. Подделка?
То то и оно, что разоблачающих статей было опубликовано в Польше несколько. Если бы они боялись рассказать, то вообще наложили бы вето на их публикацию. Но все эти разоблачения в этих статьях сводятся к тому, что дескать это неправда, потому что нет там шауни, что культура не совпадает и т.д. - то есть всё то, что всем "знающим" индеанистам давно ясно. Но беда этих разоблачительных статей в том, что ни одна из них, кроме недоверий, не приводит документов и свидетельств о его происхождении. НИ ОДНОГО ДОКУМЕНТА, НИ ОДНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА!!! В подтверждение того, что Сат-Ок (Станислав Суплатович) родился в Польше. Индейцы же (коренные) как раз спокойно относятся к истории Сат-Ока. Типа того: Ну раз он так говорит, значит это так и есть. Он похож на индейца, он наш. И шавал, была такая группа когда-то у нас, ставила палатки с нашим племенем. Типа, раз он так говорит, то вполне может быть. В общем проблема тут одна - информационный вакуум по первым 18 годам жизни Сат-Ока. В них-то все и скрыто - что за человек, какого роду-племени, как стал тем, кем он стал. Данных пока что нет никаких. И пока они не появятся, можно сколько угодно на основании его книг говорить о том, что все это "липа". Это художественный текст. Он написан с определенными целями, в определенное время и месте. И вполне может быть, что перед автором вовсе не стояла задача точного (или даже приблизительного) описания своей биографии и конкретной реальности, с которой он сталкивался. Может (грубо говоря) он "шифровался" и не хотел выдавать белому читателю действительное месторасположение своего племени и с этой целью специально путал следы и этнографические детали, выдумывал имена. Почему бы и нет? В разведке и не такое бывает . Ходить задом наперед он похоже и впрямь умел. А может быть и не входило это в его задачи вовсе - вспоминать свое детство - просто сказку хотел написать - себя развлечь и людей порадовать. И при этом он мог являться кем угодно - и поляком, и индейцем пусть даже из племени шеванезов. Индейцы тоже любят рассказывать сказки и они не обязаны быть аутентичными - могут быть какими угодно (особенно в 20 веке).
Кто здесь хотел увидеть западные источники? Пожалуйста, получайте. Была в действительности такая группа среди лакота. Правда там в отличии от польского источника, сказано, что не хункпапа, а брюле, но это не меняет сути. И это подтверждено документом. Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts, Vol. 3, P. 530: Shawala (Shawnee). A Band of the Brule Teton Sioux.... http://books.google.ru/books?id=t83yREnk1jsC&pg=PA530&lpg=PA530&dq=shawala+shawnee&source=bl&ots=SDLxY61BlU&sig=5AhJjrS_Go28nCPVrUPQyZRn5Fk&hl=ru&ei=ff7_TNvkIZGw8QOJotWMCw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CBgQ6AEwAA#v=onepage&q=shawala%20shawnee&f=false Также, касательно термина "шавала" (Shawala) - у тетонов существовало такое племенное название в целом для племени шауни. http://www.aaanativearts.com/article43.html Shawnee comes from the Algonquin word "shawun" (shawunogi) meaning "southerner." However, this referred to their original location in the Ohio Valley relative to other Great Lakes Algonquin rather than a homeland in the American southeast. Shawnee usually prefer to call themselves the Shawano - sometimes given as Shawanoe or Shawanese. South Carolina colonists knew them as the Savannah or Savannuca. Other names: Ani-Sawanugi (Cherokee), Chaouanons (Chauenon) (French), Chaskpe (Chaouesnon) (French), Chiouanon (Seneca), Cumberland Indians, Ontwagnnn (Iroquois "one who stutters"), Oshawanoag (Ottawa), Satana (Iroquois), Shawala (Lakota), and Touguenha (Iroquois). Более того, имеются сведения, что небольшая группа шауни примкнула к апачам, на Юго-Западе до сих пор живут их ассимилированные потомки. Так что, если судьба закинула шауни жить с лакота и апачами, то почему они не могли жить в Канаде? Список встречающихся племенных названий шауни. Жирным шрифтом выделены наиболее созвучные "шеванезам": Sewanne
Источник: Clark P.R. Tribal Names of the Americas: Spelling Variants and Alternative Forms, Cross-Referenced, Р. 234-235 Да и другое удивляет. Откуда лакота вообще могли подозревать о существовании шауни,чтобы заиметь в своём языке под них отдельное определение???? Заметьте,в списке вариантов названий племени из степняков только лакотский вариант присутствует,а никаких промежуточных,всяких там лесотундровых пауни и прочих саук-и-фоксов,об которых шауни,по идее,должны были споткнуться по дороге к сиу нет. Не странно ли это?
Поехали далее. В этом же томе Хэндбука, в той же статье по шауни, опять же, ИМЕЕТСЯ УПОМИНАНИЕ ПЛЕМЕННОГО НАЗВАНИЯ - ДАКОТА ШАВАЛА (DAKOTA SAWALA), со ссылкой на работу С.Риггса (Riggs, Stephen R., ed. Grammar and Dictionary of the Dacota Language. Washington, 1852, P.441). Или кто-то осмелится предположить, что Риггс (1852), а затем и Ходж (1907-1910) врут? Сат-Ок говорит, что после Литтл-Бигхорн они вместе с Сидящим Быком ушли в Канаду. В свете приведённых мною американских источников это звучит вполне правдоподобно. Разве кто-то составлял списки, кто именно ушёл в Канаду с сиу? Кто именно вернулся, кто остался в Канаде? Общеизвестно, что в лагере Сидящего Быка было много беглецов из разных племён, даже не-персе с ними какое-то время жили, и многие остались в Канаде (в резервации черноногих, и живут там своей общиной в посёлке Пинчер-Крик). Что касается шавалов, то, похоже, они уже давно считались частью лакота (поскольку упоминаются как "шавала-брюле" и "дакота-шавала") и скорее всего переняли их культуру, типи и т.д. Поэтому вполне возможно и такое, что они остались в Канаде и какое-то время скитались там, пока где-нибудь не осели. Так что не надо спешить обвинять Сат-Ока во лжи. Точка ещё не поставлена. Всё возможно. Художественная литература - это, несомненно, не биографическая и не историко-документальная литература. Поэтому не стоит от неё многого ожидать в смысле правдивости. Она пишется по канонам жанра, а эти каноны предполагают художественный вымысел. И это вполне нормально. Не повествуй он всё это от первого лица, не поместив себя в эти события, никто бы и не цеплялся. Хотя есть другие примеры, Шульц, например. Он поместил себя в события, в которых не принимал участия, но к нему почему-то не цепляются. А потому, что всем известны пикуни, и т.д. Но, позвольте, если о шауни-шавалах-шеванезах в Канаде пока никто не нашёл документальных подтверждений, это ещё ни о чём не говорит. А может и нет таких, потому что может это была небольшая кучка людей. Не та красивая и романтичная, художественно описанная в книгах Сат-Ока, а жалкая, голодная, скитавшаяся непойми где кучка беженцев, которая могла скитаться пока не осела где-нибудь в никому не нужном, всеми забытом, отдалённом уголке Канады. Сат-Ок вполне мог родиться там и жить где-то в Канадской глубинке, потом с матерью приехать в Польшу и спустя время написать свои замечательные произведения. Приукрасив всё основательно, написав ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ произведения, не лишённые вымысла. При этом зная о своём происхождении от шавала-лакота-шеванезов. Всё возможно. И даже логичнее предположить, если это была свободолюбивая группа шауни, присоединившаяся когда-то к брюле, а затем к хункпапа в поисках свободы, то логичнее всего, что они в поисках этой же свободы не вернулись в Штаты с Сидящим Быком, а остались в Канаде. Лично у меня сомнения в том, был ли он сам участником тех событий, которые описывает, тогда, соответственно, и вся история с его матерью, вернее всего, придумана (кстати, была ли жива она, когда вышла его первая книга?)
Получается, все это вполне могло быть, насколько это ни фантастично, что называется, "настолько неправдоподобно, что может быть правдой". Пожалуй, окончательный ответ могут дать только канадские источники... которые этот ответ дать не желают потому, что им это неинтересно (?) Или потому, что тогда могут всплыть нелицеприятные факты кровавого геноцида индейцев в цивилизованной стране в цивилизованное время (ведь племя Сат-Ока преследовали и после его отъезда с матерью в Европу, как указано в финале "Земли Соленых скал"), может, здесь зарыта собака, в смысле, этим объясняется отсутствие сведений о нем в самой Канаде и полное молчание канадских властей? Вообще, это тема для серьезного исторического поиска, только по интернетовским материалам ее, пожалуй, не поднять, нужна работа в самих канадских архивах, что, к сожалению, из области опять же фантастики... Сат-Ок утверждает, что они явились в Польшу без серьёзных документов, коих у них естественно не было. У них на руках были только свидетельства, выданные департаментом по делам индейцев. Мне на память приходят мои встречи с Юрием Ивановичем Стадниченко, интервью, которые я у него брал в Харькове, что-то я по памяти записывал, что-то нет. Но вот припоминается, что он мне говорил, что лично видел эти удостоверения личности. Вроде Сат-Ок их ему показывал. Но это было в 1982-1983 гг., 27 лет назад, я уже точно не помню, но что-то такое вспоминается. Надо покопаться в старых записках.
Очень внимательно прочитал полемику по поводу происхождения Сат-Ока и хотелось бы высказать свое мнение на этот счет. Многим здесь очень хочется выяснить, кто же такой был Сат-Ок на самом деле? Точно также это хочется знать большинству индеанистов и не только в России. Ниже я точно отвечу кем он был на самом деле. И поставлю точку на этом. Но прежде я хотел бы спросить всех кого волнует этот вопрос - а вы точно представляете себе свою цель, то что вы хотите добиться в итоге, точнее вы задумывались ли когла-нибудь о последствиях выяснения этого вопроса? О последствиях прежде всего для самого Сат-Ока? Особенно когда он был еще жив? Есть такие люди - папарацци. Любой ценой снять сенсационные кадры, покопаться в "нижнем белье" - их задача. А вот что будет с теми людьми за которыми они следят, их не волнует, и что они будут чувствовать после публикации. Давайте подумаем вот о чем. Предположим Сат-Ок по крови не шауни и не индеец вообще. Он поляк, или из Восточной Европы, или откуда-то еще. Он написал блестящие книги об индейцах на которых выросло не одно поколение индеанистов. Он создал легенду - легенду под именем Сат-Ок, легенду о себе самом и тщательно ее оберегал. Имел ли он право на это, право на личные тайны? Конечно имел, как и любой человек. Тем более после таких отличных книг. Имеем ли мы право вмешиваться в личную жизнь человека? Пусть каждый ответит по своей совести. Подумайте об этом. Ведь если только представить себе последствия разоблачения(то о чем никто и не думает), что Сат-Ока разоблачили и доказали что он никакой не индеец - что тогда было бы с самим Сат-Оком? Я думаю что ему было бы очень больно. Невозможно представить что творилось бы в его душе. Ведь вспомните (а примеров таких немало) что происходило с другими великими людьми в аналогичных ситуациях? Вспомните писателя Карла Мая, например. Когда его разоблачили что он не Олд Шеттерхенд и история о Виннету вымышлена, что с ним случилось? А ведь он при дворе австро-венгерского императора именовался под именем своего героя. Карл Май после такого удара 8 лет не писал книги, замкнулся, уехал из Германии, пережил душевный кризис. И только перед самой смертью один критик написал, что в его книгах "витал огонь добра". Точно также разоблачения или жизненные удары влияли и на других творческих людей. Иногда подобные вещи даже приводили к смерти людей или приближали час их смерти. И тогда хочется сказать словами Верной Руки из фильма, когда предательски в спину убивают сына вождя команчей Тувана: "Вы хотели этого? Вы этого хотели?" Зачем нам выяснять происхождение Сат-Ока? Имеем ли мы право на это? Ведь Сат-Ок еще при жизни видел что многим это хочется знать. А сколько лет ему было в 80-х или 90-х? Возраст-то почтенный. Пережил бы он крушение своей легенды в таком возрасте? Я думаю что после такого разоблачения почти каждый индеанист горько бы об этом пожалел и каялся бы в душе. Вспомните другого великого человека - Серую Сову. Как он переживал и боялся что его разоблачат! И как деликатно это определили сами индейцы (я говорю про эпизод в фильме, конечно может это было и не так). Помните когда Пирс Броснан входит в типи к вождям, Флойд Вестерман подносит ему подарок и определяет что он не индеец. Но он вслух эту мысль даже не высказывает, он только смеется. И тайну Серой Совы открыли после его смерти. Если сами индейцы не говорили ничего о Серой Сове, другие индейцы, которые знали Сат-Ока не говорили ничего такого о Сат-Оке, имеем ли мы право знать правду? С одной стороны - вроде бы имеем, тем более Сат-Ока уже нет в живых, а с другой? Ведь Адам и Ева были изгнаны из рая как раз за это - слишком много хотели знать правды, яблоко с запрещенного дерева сорвали. Но это так, аллегория. Интересная дискуссия, имеющая непосредственное отношение и к обсуждаемой нами теме, разыгралась давеча вот здесь: http://www.mezoamerica.ru/forum1/viewtopic.php?f=5&t=2392&st=0&sk=t&sd=a&start=160 Причём, тема была принудительно закрыта модератором, несмотря на желание участников того форума разобраться в проблеме. Конечно, это право модератора указанного форума, однако кое-что удивляет. Привожу в виде цитаты: ВСЕ ПОСТЫ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ПО ССЫЛКЕ ВЫШЕ. ПОСЛЕДНИЕ ОСТАВШИЕСЯ ПОСТЫ, ЦИТАТА: KwasiND (Ср дек 15 2010): Mo'ohtavone'e [он же Штабс-капитан, он же Black Wolf] (Пт дек 17 2010): Stukalin (Пт дек 17 2010): Волк, это бесполезный разговор, и он бесконечен. Они ничего не услышат, сколько бы об этом не говорилось. Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010): Цитата: Странно, но я не нашел кроме этой ссылки никакых упоминаний об такой книге... weshki' (Пт дек 24 2010): Книга Glantz'а - очередной пересказ Внукова, только по-английски. Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010): weshki' (Пт дек 24 2010): Да нет там никакого подвоха. И книги такой нет. Там нигде не говорится, что книга уже написана, там говориться, что она будет написана. Цитата: И ежу понятно, что при таком раскладе она написана не будет. На его собственном сайте ни о каком Сат-Оке нет ни слова. Он интересуется Холокостом (в том числе в Польше), книжки об этом пишет и кино снимает.
KwasiND (Пт дек 24 2010): Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010): В этом то и дело. Немало людей, читая Суплатовича думают, что это и есть реалность. Лично я имею много чего против именно этого. Чтобы сказать прямо - это роман, а не "реконструкция реальности". Вопрос предпочитания нравится ли этот роман или нет. Но... Когда это говорят тут же поднимается такое - моль, нечего плевать на Сат-Ока. А мы просто говоим, что это - не реальность. И что такие художествение произведения нам не нравятса. Впрочем, произошла заметная перемена позиций. Вначале "сатоковская" команда была готова стоять насмерть на позицию, что все это сущая правда. Когада было показано, что все это весьма далеко от реальности и прото невозможно, тогда заговорили о "обобщенном образе" и "художественом изображении". KwasiND (Пт дек 24 2010): Таракихи (Пт дек 24 2010): По этому поводу вышеупомянутый автор (гений) как-то создал бессмертные строки: Строки гения полностью применимы к любому виду литературы (включая информационные войны и всякие черные легенды). KwasiND писал: К Вашему сведению - никто Вас здесь не поймет, уважаемый. Здесь привыкли измерять не то что линейкой и циркулем, а инда топором и лопатой - и делить токмо на черное и белое. Вы почитайте-ка тему про Черный и белый список книжек - и увидите, что здесь в этом вопросе разумный подход не в чести. Здесь даже Даниила Андреева как-то назвали маразмом. Mo'ohtavone'e (Пт дек 24 2010): weshki' (Пт дек 24 2010): Таракихи (Пт дек 24 2010): Об том и речь. Люди, которые знают "только индейцев", обречены на узко-прикладное понимание окружающей действительности. Весь мир для них делится только на тех, кто "правильно написал об индейцах", и тех, "кто их неправильно".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|