Прапиаристические и первые PR-явления в античном обществе.
Умение повлиять на точку зрения других людей, равно как и умение изменять их поведение в собственных интересах, высоко ценилось в самые незапамятные времена. Например, на территории древнего Ирака археологи нашли письменные материалы 1800 г. до н. э. представляющие собой, что-то вроде информационных бюллетеней – т.е. их составление и рассылка практиковались уже в то далёкое время. В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» мы то и дело встречаем описания обращения одних героев к другим, а также к народу и воинам с целью укрепления в их глазах собственного имиджа, причём цель указывалась во всех случаях одна и та же: общественное благо. Люди украшали себя и свою одежду; жестами, мимикой, необычным поведением старались выделиться из толпы и тем самым оказать на людей информационное воздействие, поскольку ведь и жесты, и мимика, и речь, и украшения – всё это знаки, которые служили и служат сейчас для передачи информации от одного человека другим. СМИ в этом сегодня нам только лишь помогают, а как, в принципе, ничего-то с тех далёких времён и не изменилось. Таким образом, анализируя историю цивилизации, можно без труда заметить, что современные формы и методы деятельности «паблик рилейшнз» есть применение всего того, что так или иначе уже существовало в отношениях между людьми в прошлом английский философ Давид Юм писал по поводу взаимоотношений правителей и народа, что так как сила всегда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мнения, поэтому «управление основывается только на мнении; и это правило распространяется как на самые деспотические и дикие системы управления, так и на самые свободные и демократические». Ему вторит А.С. Пушкин, который в своей трагедии «Борис Годунов», говоря о причинах силы самозванца, писал: «Но знаешь ли, чем сильны мы, Не войском, нет, не польскую подмогой. 15 А мнением; да! Мнением народным». В этом нас убеждает и вся история развития общества, в котором основополагающие приемы «паблик рилейшнз» существовали многие тысячелетия тому назад. Как мы уже отмечали, функционирование системы ПР имеет свой механизм, который включает в себя: 1. источник информации; 2. передатчик; 3.канал связи; 4. приёмник; 5. адресат (объект, для которого поступило сообщение). Важнейшим элементом здесь является обратная связь, дающая информацию о реакции адресата на поступившее сообщение. Фоном для этого процесса служит социальная обстановка, влияющая на каждое звено механизма общественных связей. Признавая это, мы можем сделать вывод, что уже самые первые древнейшие изображения на стенах первобытных пещер были обращены ко всем соплеменникам, и что-то им, безусловно, говорили. Царь Вавилона Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э) приказал разместить свой знаменитый свод законов на двухметровом столбе, украшенном рельефом с его изображением и благословляющей фигурой божества. Этим достигался образ публичной власти и более открытого, по крайней мере, по видимости, механизма управления массами. Можно сказать, что приёмы имиджмейкинга также были известны еще со времен Древнего Египта, где кроме создания гигантских пирамид и олицетворяющихся власть правителя статуй, фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) (1364-1347 гг. до н.э.), осуществил свой знаменитый солнцепоклоннеческий переворот. Его кампания была организована по всем правилам современных «паблик рилейшнз». Главный «имиджмейкер» жрец Эйе разделил ее проведение на несколько этапов. Сначала – введение имени бога-солнца Атона в титулатуру царя, что, по сути дела, являлось презентацией идеи или ее «позиционированием». Затем последовало перенесение столицы в другое место и посвящение нового города Ахетатон богу Атону, что определялось невозможностью проведение новой идеи на старом месте, пронизанном древними традициями. Вслед за 16 этим - введение культа солнечного диска по всему Египту. И, наконец, когда, по мнению организаторов этой кампании, население было готово, последовал запрет культа старых богов. Но введение единобожия в Древнем Египте не удалось. После смерти фараона Египет вернулся к старым богам, т.к. не были учтены социальные потребности общества, а также не проработана в достаточной мере специфика менталитета египтян – обстоятельство, которое следует учитывать и современным имиджмейкерам. На стенах гробницах Древнего Египта мы видим множество реалистических картин и надписей, поясняющих изображения – по сути дела современные плакаты! Известно, что подчас одной меткой фразой можно достичь большего, чем длинной, но маловразумительной речью. Древние египтяне это хорошо знали и именно такие вот броские фразы дополняют их рисунки. «Любезные, эти здоровенные!» - уверяет дюжий детина, имея ввиду разложенные перед ним сандали, которые он тычет чуть ли не в лицо каждому покупателю. «Рыба весьма добрая, мастер» - хвалит свой товар рыбак, которому по мере сил помогает его сынишка, приговаривая: «Мастер этот! Ты муж изрядный!». В Древней Греции важным условием успеха оратора являлось отношение к нему публики. Греческие мастера слова считали, что убедить аудиторию, можно только добившись ее симпатии и расположения – важный постулат в работе любого пиармена современности. В Древнем Риме известное и сегодня изречение «вокс популос – вокс деи» («глас народа - глас божий») стала своеобразным показателем того, насколько римские правители прислушивались к народному мнению. Недаром один из политических деятелей тех времен Гай Гракх был первым, кто в момент выступления повернулся лицом к народу, признавая тем самым его силу и считая его мнение решающим. Впоследствии его пример был превращен в установленное правило. Помимо устной речи налаживанию связей с общественностью служила и речь письменная: всевозможные надписи, объявления, включая откровенную рекламу на стенах древних зданий и сооружений. В период заката Республики, когда Гай Юлий Цезарь еще только боролся за власть, добиться избрания в консулы ему удалось исключительно благодаря поддержке народных масс, для развлечения которых им тратились огромные деньги. Цезарю постоянно противодействовал Сенат, с которым ему пришлось вести острую борьбу. Чтобы добиться победы, Цезарь готов был пойти на любое преступление, однако в первую очередь, став консулом, он позаботился о сохранении своей популярности в народе. Для этого он распорядился писать на стенах римских зданий изложение событий, которые происходили в Риме, а также отчеты о дебатах в Сенате, что очень понравилось жадной на новости римской публике. Так, именно с его легкой руки родилось нечто подобное современной газете, а всевозможные объявления писались на стенах и до этого. «Фруктовщики желают видеть эдилом Аврелия Доната, вполне достойного нашего прекрасного города»; «Трактирщики просят вас сделать дуумвиром прекрасного человека Цецилия Пицента, и да будет благосклонна к вам Венера». Даже корпорация мелких воришек (в Риме, как видите, были и такие объединения «по интересам») и та призывала голосовать за «своего» человека посредством надписей на стенах. Со времен Рима дошла до нас и традиция настенных объявлений, которые, прежде всего, давались о гладиаторских боях - любимейшем римском развлечении. Уже тогда информирование народа об игрищах устроители игр поручали знающим и опытным людям. Те начинали с того, что сочиняли короткий, но доходчивый текст, который специально обученные рисовальщики большими буквами и, как правило, красной краской писали на видных местах - у городских ворот, на стенах домов и даже на надгробиях! При раскопках погребенного извержением вулкана города Помпеи было обнаружено более 80 таких надписей, а уж, сколько их, наверное, было в самом Риме! Одна из них была составлена так: «31 мая в Помпеях выступят гладиаторы эдила Авла Светтия Церта. Под навесом амфитеатра состоится травля диких зверей. Удачи всем бойцам из школы императора Нерона! Писал Секунд; стену белил Виктор; помогал Всесбин; по поручению (неразборчиво)». Порой посетителя заманивали уверениями, что объявленная труппа бойцов «приводит в восхищение весь мир!». Известные исследователи проблематики связей с общественностью А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров в своей книге «Связи с общественностью. Теория и практика», отмечают, что в эпоху протоПР сила убеждения одних людей другими во многом базировалась на проповедях, молитвах и всякого рода иных мистических церемониях. А те в свою очередь основывались на религиозных канонах. «Античная эпоха, - указывают авторы, - не оставила нам символов веры – только мифы и легенды Вавилона, Индии, Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Эта эпоха дала миру богов и героев, которые дошли до нас в письменных источниках или в скульптурах, украшениях храмов и триумфальных арок. Покровитель путников и торговли греческий бог Гермес-Меркурий; киприйский скульптор Пигмалион, сделавший статую девушки. оживлённую богами; покровитель виноделия и праздников-шествий Дионис-Вакх стали олицетворением коммуникаций в античную эпоху с точки зрения умения получать доход и богатство, создавать некий волшебный «живой» образ действительности и вовлекать в массовые театрализованные праздники широкую общественность. В одной из первых в России отечественных книг по ПР – «Паблик релейшенз» - кому это нужно?». Ее автор Л. Б. Невзлин указывал, что важнейшие положения демократического диалога, который является в настоящее время основополагающей формой коммуникации в СО, были заложены еще древнегреческим философом и воспитателем Сократом. Именно Сократ и его ученики выработали основные правила такого диалога: признание уникальности каждого из партнеров и их принципиальное равенство; возможное различие точек зрения; взаимное обогащение участников диалога.
Значительную роль в развитии протоПР сыграли литературные произведения и памятники античного искусства, прославляющие царей и героев. Драматургия Софокла и Эсхила, знаменитые «Георгики» Вергилия и письмена Юлия Цезаря имели назидательное значение для жителей греческих и римских полисов. Эти произведения произносились с подмостков древних театров, на античные спектакли публику собирали зачастую насильно (особенно на трагедии в эпоху Нерона), чтобы люди испытывали катарсис (очищение страданием). После перевода на греческий и латинский языки во II в. до н.э. достоянием всей цивилизации стала Библия - кладезь величайшей мудрости человечества. Её герои также несли заряд ПР. Взять хотя бы сотворение человека по образу и подобию Бога (аллегорическая идентификация идеального образа Бога в имидже человека) или освобождение иудейского народа Моисеем с помощью Божьего посланника Аарона, ставшего братом Моисею, который был всегда «при устах его» (прообраз спичрайтера), или деятельность библейских пророков, консультирующих царей и дающих им аллегорические (креативные) объяснения того, как надо действовать в той или иной обстановке. Библия прославляет мудрость: «Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие». Именно мудрость - то качество, которое должно быть присуще политконсультантам владык. Традиция пророчества, мудрости продолжается в Новом завете. Христос, конечно, был великим пророком и проповедником и в этом смысле ПР-технологом. Поэтому для нас знаменательно, что в первые столетия от Рождества Христова самый живой отклик в сердцах верующих находил образ заботливого пастыря, оставившего всё и отправившегося на поиски всего лишь одной заблудшей овцы. Нашедши её, он клал ее на свои плечи и, не обращая внимания на тяжесть ноши и превратности судьбы, непогоду, скалы и перевалы, возвращал в стадо. Тем самым Христос как великий пастырь демонстрировал действия, а не слова, не сообщение истин, а воплощение смысла в реальность при общедоступности этого воплощения. В Нагорной проповеди Христос изложил нравственный императив, которым сегодня руководствуется вся христианская цивилизация. Девять заповедей блаженства легли в основу жизни и деятельности человека, определили принципы корпоративной этики, и прежде всего для тех, кто работает с «царями земными» (для социальных технологов), берущих на себя великую миссию консультирования людей в серьезных обстоятельствах их жизни. Анализируя христианское учение, степень его соотнесения со светской жизнью, и особенно в сфере ПР, нельзя не отметить, что основной заповедью Богочеловека, которая стала ключом ко всем земным тайнам, стала любовь к ближнему (относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе), провозглашенная Христом. Это подтверждается многочисленными христианскими притчами (о жизни, смерти и воскрешении самого Христа, о блудном сыне, о талантах, о фарисее и мытаре), которые в качестве мистерий (специальных мероприятий, организованных церковью в храмах или на рыночных площадях) «в назидание юношеству» разыгрывались и в последующие периоды истории человечества». Интересно отметить, что изучение самой общественности, без чего современные СО абсолютно немыслимы, также имеет тысячелетнюю историю. Например, учёт населения и сбор о нём статистической информации проводились ещё в деспотиях Древнего Востока. Древние инки государства Тиуантинсуйю (современное Перу), не имея письменности (по приказу жрецов она была запрещена, чтобы прекратить эпидемию какой-то страшной болезни), тем не менее, вели строжайший учет всего достояния страны при помощи кипу - особых памятных узелков, где каждый по-особому завязанный узел соответствовал определенному количеству людей, скота или какой-либо продукции. Предвосхитив, таким образом, устройства современных электронных машин, инки совершенно точно знали о повышении или понижении доходов в стране и проводили весьма совершенную для того времени социальную политику, что отмечали даже покорившие их испанцы
Воспользуйтесь поиском по сайту: