Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прапиаристские явления Нового времени




Новое время, начиная с открытия Америки Колумбом, являлось эпохой сплошного убеждения одних людей другими. Под влиянием умелой пропаганды люди меняли свою веру («Реформация»), а в своей жизни всё больше и больше руководствовались практицизмом, положенным в основу знаменитой книги Н. Макиавелли «Государь». Недаром тогда же вошёл в обиход и сам термин – «пропаганда», принятый Ватиканом в 1622 году, когда в борьбе против Реформации при нём была создана специальная организация «Конгрегация пропаганды веры», направленная против реформаторов. В годы Великой Французской революции, которая всколыхнула всю Европу, успех совершаемых в её ходе переворотов был сплошь и рядом обусловлен тем, что совершавшие их устанавливали тесные связи с народом, и апеллируя к нему, получали его поддержку. Великим мастером по созданию собственного имиджа был и Наполеон Бонапарт, сделавшую головокружительную карьеру от лейтенанта артиллерии до императора Франции. Так, он не только мастерски использовал прессу, но и не гнушался делать себе имидж, совершая откровенно популистские поступки, которые, однако, очень нравились рядовым французам. Так, обнаружив во время осмотра лагеря солдата спавшего на часах, он, вместо того, чтобы вызвать караул и отдать его под суд, забрал его ружьё и начал вышагивать в карауле, словно простой солдат. Явившаяся смена караула во главе с капралом, была поражена до глубины души, а Наполеон, словно так и должно было быть, попросил их не шуметь и дать молодому солдату поспать. Естественно, что рассказ о таком поведении императора моментально распространился по армии и, несомненно, прибавил ему любви и обожания. Недаром многие французские солдаты в сражениях умирали с именем императора на устах, сам Наполеон неоднократно говорил о том, что «четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия».

Тем не менее, наиболее действенный и яркий характер ПР- мероприятия в это время носили в США, являвшихся в ту пору колонией Великобритании и боровшихся за отделение от метрополии. Неудивительно поэтому, что уже первые ПР-акции в Америке носили антиправительственный и антибританский характер. По мнению ряда историков ПР-деятельности, ПР-технологии работали на рекламирование в Европе преимуществ и дешевизны незаселенных американских земель с целью припривлечения новых колонистов и средств в Америку в XVI веке. Эти акции целью сформировать устойчивый и привлекательный имидж колоний путём манипулирования общественным сознанием. ПР-технологии делали также первые попытки привлечь благотворителей, спонсоров и потенциальных инвесторов для получения пожертвований для новых американских учебных заведений (в 1632 году этим занимался Гарвардский колледж). Следует подчеркнуть, что в 70-80-е годы XVIII века ПР в США развивались преимущественно в политической сфере. ПР-кампании, проводившиеся сторонниками американской независимости А. Гамильтоном, Т. Джефферсоном, Д. Адамсом, Б. Франклином, П. Пейджем, являлись сугубо пропагандистскими. В этот период формируются технологии 29 интенсивного продвижения, как индивидуального имиджа лидера, так и политических и общественных идей. Перед отцами-основателями США в годы подготовки и хода революции стояла сложная задача: позиционировать не слишком популярную идею независимости колоний в условиях продолжавшейся 8 лет Войны за независимость, когда у большей части населения, особенно в начальный период борьбы, не было четкой позиции в отношении независимости. Чтобы подтолкнуть общественность к открытому выражению недовольства Англией, использовались следующие ПР-методы: - создание специальных общественных организаций для проведения агитации и организации событий («Сыны свободы» в Бостоне – 1766 год, «Корреспондентские комитеты» в Бостоне - 1772 год); - использование легкоопознающихся и эмоциональных символов (например, «Дерево свободы»); - формирование имиджа «героев нации» Д. Вашингтону, Э. Аллену и создание легенд; - использование лозунгов как запоминающихся слоганов (например, «Дайте мне свободу или смерть», «Налогообложение без представительства - это тирания); - организация специальных мероприятий для привлечения внимания и формирования общественного мнения в поддержку идеи независимости («Бостонское чаепитие» в 1773 году); - доведение до сведения общественности специально интерпретированной информации как формы агитации (например, С. Адамс представил перестрелку между группой британских солдат и бандой портовых хулиганов как знаменитую «бостонскую резню», которая стала эмоциональным символом грубости Англии и угнетения ее колоний); - использование газет для агитации (37 газет): а) радикальный характер материалов; б) манипулирование «эмоциональными» темами для большего воздействия на читателей (например, ужасающие условия жизни негритянских и индейских поселений); в) издание памфлетов (1500), использовавших сатиру, иронию, аллегорию, даже ругательства для эмоционального восприятия уже опубликованных рациональных аргументов; г) листовки и воззвания (прообраз ньюс-релизов). Итогом работы революционеров с прессой было то, что большая часть американских газет приветствовали революцию, во многом сформировав общественное мнение. Таким образом, в период борьбы за независимость США отрабатывались первичные ПР-технологии, получившие в дальнейшем широкое распространение. Одна из первых политических кампаний по пропаганде и разъяснению первой в истории человечества Декларации прав человека (Декларация независимости США 1776 года, инициатор - Т. Джефферсон) дала толчок развитию ПР в Америке и во всём мире. Сами американские исследователи особую роль в формировании эффективных связей с общественность в ходе политических компаний отводят С. Адамсу, который доказал необходимость: - создания организации, способной возглавить компанию и объединить людей; - использования эмоциональной символики и легко запоминающихся лозунгов; - организация действий, оказывающих эмоциональное воздействие на публику; - опережение оппонентов в интерпретации событий; - постоянного непрерывного воздействия на общественное мнение по различным каналам. Все эти принципы стали основополагающими положениями в становлении американской концепции СО. Заметим, что и сам термин «паблик рилейшнз» впервые употребил третий американский президент Т. Джефферсон, который в 1807 году в черновике своего «Седьмого обращения к Конгрессу» вместо слов «состояние мысли» поставил словосочетание «связи с общественностью» или «отношения с общественностью». Таким образом, в первой четверти XIX века и именно на американской земле было практически доказано значение налаженных связей с публикой в решении глобальных политических вопросов. Освоение Дикого Запада также сопровождался его популяризацией при помощи публикации в СМИ слоганов и кейс-историй его героях. Первой суперзвездой Америки стал Буффало Билл, превратившийся из героя борьбы с индейцами в пресс-агента, шоумена и героя легенды. В первой половине XIX века появилась и фигура первого профессионального пресс-секретаря, которым стал помощник президента Э. Джексона – А. Кендалл. Он готовил публичные выступления президента, писал за него речи, памфлеты, разрабатывал ПР-стратегии, изучал общественное мнение и формировал имидж. Специалисты единодушно отмечают, что полуграмотный выходец из народа Э. Джексон сумел стать президентом США только потому, что его помощники во время его предвыборной кампании умело использовали весь арсенал средств воздействия (особенно прессу) на общественность. Уже во время гражданской войны 1861-1865 года и южане, и северяне прилагали немало усилий, чтобы активной агитацией привлечь население страны на свою сторону. Так, президент Авраам Линкольн по этому поводу, например, говорил, что для того, чтобы привлечь кого-нибудь на свою сторону, прежде всего, убедите его в том, что вы ему друг, тем самым, сформулировав один из будущих принципов «паблик рилейшнз». Он не только использовал традиционные средства агитации (памфлеты, публикации, письма протеста, петиции, организации выпуска новых газет), но и разработал новые приёмы для завоевания общественных симпатий через СМИ: свободный доступ репортёров в Белый дом для получения информации «из первых рук» через секретаря президента, публикация президентских обращений, их адресная рассылка по штатам, налаживание связей с европейскими движениями, например, за отмену рабства, организация корреспондентской сети непосредственно в районах боевых действий Севера и Юга. Во второй половине XIX века в Нью-Йорке провели первое интервью с целью сбора информации. Это стало началом изучения интересов групп, необходимым инструментом, как для выработки стратегии организации, так и для обеспечения паблисити.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...