Тема 10. Проблема улучшения условий труда социального работника
Цель изучения данной темы: изучить возможности улучшения условий труда социального работника Содержание темы: Понятия «условия труда» и «работоспособность человека». Предупреждение травматизма. Предрасположенность к несчастным случаям. Психологические аспекты травматизма. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях.Гуманизация условий труда. Понятие «условия труда» имеет различные толкования. В данном вопросе мы будем рассматривать условия труда как внешнюю предметную среду, которая окружает человека в процессе трудовой деятельности. Все факторы можно объединить в четыре группы: психофизиологические, санитарно-гигиенические, социально-психологические и эстетические. Психофизиологические факторы связаны с конкретным содержанием трудовой деятельности, характером труда. Данный вопрос довольно широко рассматривается в теории и технологии социальной работы, но не определяет специальные нормативы для формирования благоприятной деятельности. Разработка вопросов профессиональных рисков и синдрома «эмоционального сгорания» отражают лишь часть психофизиологических факторов влияющих на трудовую деятельность. Другие психофизиологические особенности деятельности не рассматриваются. Эстетические факторы способствуют формированию у работника положительных эмоций. Данная особенность условий труда вообще не рассматривается в соответствующей литературе, хотя является особенно важной для работы в системе «человек-человек», так как именно настроение и ощущение комфорта располагает к общению, снимает напряжение и позволяет наладить соответствующие контакты для дальнейшего разрешения проблем клиента.
Исследования состояний человека проводятся прежде всего в интересах оптимизации рабочей деятельности человека. В этом плане состояние соотносится в первую очередь с работоспособностью. Говоряо работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) н фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма. В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. Прифазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы. Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки, и то по причине, объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования. Затем, во время фазы неустойчивости компенсации (или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты. Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва».
При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащением дыхания,пульса, нарушением точности координации движений, ощущением усталости, утомления. При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазусрыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки). Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическоесостояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражается прежде всего воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе — состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т. е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях: в области ощущений утомление проявляется в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием; снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать, в результате человек отвлекается от трудового процесса, совершает ошибки;
в состоянии утомления человек меньше способен к запоминанию, труднее также вспоминать уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочными и человек не может применитьсвои профессиональные знания в работе в результате временного нарушения памяти; мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту, человек с трудом соображает, не может принять правильное решение; в области эмоциональной под влиянием утомления наступает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость; утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается, а, следовательно, он медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет ловкость, координация движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям. Кик показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на четвертом пятомчасу работы, а в вечерней и ночной сменах уже в самом начале смены возникает подобный кульминационный — момент утомления, который в последующие часы, уменьшается, в середине смены возникает вновь, а затем, после относительного уменьшения, вновь усиливается в последние часы работы. Для безопасности труда наблюдение за периодичностью таких колебаний имеет очень важное значение, т. к. именно в эти отрезки времени кульминации утомления происходит большинство несчастных случаев. Утомление проявляется также в физиологических ощущениях: боли в мышцах, головные боли, ощущение шума или пульсации в висках, чувство нехватки воздуха, тяжесть, боль в сердце, слабость, обморочное состояние. После прекращения работы наступаетфаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма, однако, не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро, после сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6—8 часов ночного сна, порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.
В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев. Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят отстепени переутомления (табл. 2.). Таблица 2 Степени переутомления (по К. Платонову)
Для начинающегося переутомления(I степень) эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления (II степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение. Вероятность возникновения несчастного случая повышается также, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При монотопии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми гласами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что, в конечном счете, приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям. Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они более долго сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.
Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что от 60 до 80 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших. Это связано с низким уровнем профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточным воспитанием, слабой установкой специалиста на соблюдение безопасности, допуском к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребыванием людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих безопасности деятельности специалиста. Еще в 1919 году Комиссия по изучению промышленного утомления Великобритании установила большую частоту несчастных случаев (при прочих равных условиях) у тех рабочих, которые ранее уже травмировались. Был сделан вывод о наличии у рабочих разной индивидуальной предрасположенности и подверженности несчастным случаям. Позже немецкий психолог Марбе сделал вывод о наличии определенных индивидуально-психологических свойств, обусловливающих подверженность несчастным случаям, установив прямую зависимость от следующих причин: скорость реакции, концентрация внимания, легкомыслие, беззаботность и т. п. Ученый Фармер разделил понятия «предрасположенность к несчастным случаям» и «подверженность несчастным случаям». По его мнению,предрасположенность - это врожденное, устойчивое качество человека. Термин «подверженность» Фармер использовал как обобщающий все факторы, определяющие причинность травмы. Подверженность включает и предрасположенность. Но подверженность можно уменьшить воспитанием, обучением, использованием технических средств безопасности, хотя предрасположенность при этом: не меняется. Такое разделение психологических причин травматизма позволило перенести акцент с поисков фактора, составляющего фатальную предрасположенность, да изучение личности в целом, на выявление факторов, которые усиливают возможность «подверженности» человека травмам, авариям на производстве. Среди психологических факторов, усиливающих «подверженность» человека несчастным случаям, можно выделить как наиболее важные: несоответствие человека избранной профессии (профессионально-психологическая непригодность), низкий уровень квалификации, неблагоприятное психофизиологическое состояние человека (утомление, эмоциональная напряженность и т. д.), низкая стрессоустойчивость, личностные особенности (легкомыслие, склонность нарушать правила техники безопасности и т.п.). Вредное воздействие большинства источников опасности может быть уменьшено за счет технико-технологических мер, обязательного соблюдения установленных правил поведения и готовности рабочих выполнять требования безопасности. Но психические свойства (качества личности) могут значительно изменить подверженность несчастным случаям. Если человек непригоден для данной работы, например, из-за дефекта какого-то органа чувств идя чрезмерной неловкости, то опасность несчастного случая угрожает ему в значительно большей степени, чем другим лицам в той же обстановке. Но точно так же повышает вероятность возникновения несчастного случая и неправильный подход по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении. Факторы, усиливающие подверженность работников опасности несчастных случаев, могут быть разделены на две большие группы: факторы, устойчиво повышающие подверженность работника опасности, и факторы, временно повышающие подверженность рабочего опасности. Факторы, устойчиво повышающие подверженность опасности: 1. Функциональные изменения в нервной системе или других органах, имеющие болезненный характер, которые хотя и не вызывают полной нетрудоспособности, но воздействуют на поведение человека, повышая подверженность опасности (сердечные заболевания, сахарный диабет, периодические приступы слабости, недомогания, головные боли, бессонница, подавленность, депрессия, раздражительность и т. п.).Различные изъяны органов чувств, например частичная потеря зрения, глухота и т. п. устойчиво повышают подверженность опасности. Нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы приводят к тому, что человек неспособен с должной быстротой и точностью реагировать на внешнее воздействие, что играет главную роль в возникновении большинства несчастных случаев. Неточные, поспешные или запаздывающие действия и движения - причина многих травм. Подверженность опасности усиливают дефекты, возникающие в согласованности, координации движении, что проявляется в неловкости. Мышцы, выполняющие те или иные движения управляются из различных двигательных центров коры головного мозга. У многих людей деятельность этих центров протекает с недостаточной согласованностью, в результате этого при выполнении рабочих действии, состоящих из сложных, комбинированных движений, можно наблюдать некоторую разорванность: временами человек, как бы теряется, пропускает некоторые движения, зато, появляются лишние, совсем не нужные для этой операции: в таких случаях несогласованность движений сочетается с дефектами внимания и состоянием эмоциональной стесненности. Людей с неуверенными движениями по возможности не следует использовать на опасных и сложных работах. 2. На подверженность опасности влияют такие врожденные свойства нервной системы, как ее слабость и инертность. Слабая нервная система характеризуется повышенной восприимчивостью к любым раздражителям, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности в напряженных ситуациях, повышенной эмоциональной неустойчивостью и склонностью к состоянию «стресса кролика», к растерянности и страху. Слабая нервная система обуславливает проявление темперамента меланхолика. Инертная нервная система характеризуется малой, скоростью протекания психических, мыслительных процессов, низкой скоростью движений, замедленностью переключения внимания с одного вида деятельности на другой вид, вследствие чего человек в сложных ситуациях не успевает сориентироваться, принять решение и выполнить нужные действия. Для профессий, где высока вероятность возникновения экстремальных ситуаций, требующих быстрого решения, люди со слабой или инертной нервной системой могут быть аварийно опасны: погибнут сами и погубят других. Таким образом, учет свойств нервной системы и особенностей темперамента важен для снижения аварий в указанных профессиях. 3. Устойчиво повышают подверженность несчастным случаям пагубные пристрастия к алкоголю, наркотикам, которые отрицательно влияют на мышление, поведение и другие сферы психической жизни человека. 4. Повышают подверженность травмам неудовлетворенность человека своей работой,отсутствие интереса к ней, т. к. в этом случае он не способен психологически сосредоточить свое внимание на точном выполнении трудовых действии и возрастает вероятность неверных опасных действий. Факторы, временно повышающие подверженность опасности: 1. Неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность часто бывают причиной травм. Неопытность приводит к повышению вероятности ошибок, вызывающих несчастные случаи, к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что могут произойти сшибки. И это постоянное нервное напряжение приводит к быстрому утомлению и к появлению новых ошибок. Повысив свой профессионализм, накопив опыт, человек гораздо меньше подвержен опасности несчастного случая; 2. Неосторожность, проявленная даже в течение небольшого промежутка времени, может иметь трагические последствия. Действия работника можно считать неосторожными, если он невнимателен при выполнении работы, требующей концентрации внимания, переключает его на посторонние предметы и явления или на свои мысли и переживания, не связанные с работой, если не согласует свои движения и поступки с требованиями ситуации и особенностями производственного процесса, если по какой-либо причине не пользуется защитными приспособлениями. Способность человека к осторожности, осмотрительности проявляется в следующих формах: рациональное управление своим вниманием; правильное использование, когда необходимо, сознательного контроля за своими трудовыми действиями, а когда возможно и допустимо, полагается на выработанные автоматические навыки; дисциплинированность, точность использования средств защиты, поддержание порядка на рабочем месте, контроль исправности оборудования; 3. Опасность несчастных случаев возрастает при воздействии следующих неблагоприятных факторов: информационные помехи и информационная перегрузка (человек не смог верно принять нужную информацию, и это привело к ошибке), либо информационная недогрузка (информация отсутствовала или была недостаточна для выбора правильного действия, либо человек потерял бдительность в монотонных условиях отсутствия значимой информации) выступают как факторы риска при приеме информации; факторы риска при обработке информации (неадекватность восприятия, отрицательные установки, предубеждения и пр.); факторы риска при принятии решений и реализации решений (недостаток информации, лимит, времени на принятие решения, неадекватность сенсомоторных реакций, затрудненность действий вследствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места и т. д.). Указанные факторы могут играть не только временную роль в повышении риска несчастных случаев, а порой и длительно усиливать риск, вследствие эргономического несоответствия оборудования, техники, средств отображения информации, объема информационного потока и пр. психологическим возможностям и способностям человека по приему, переработке информации, реализации действий. В этом случае для повышения надежности работы человека и техники, для снижения несчастных случаев необходимо осуществить эргономическую оптимизацию оборудования, рабочего места, оптимизацию информационной нагрузки; 4. Подверженность несчастным случаям зависит от функционального состояния человека. Под функциональным состоянием понимают комплекс характеристик физиологических и психологических процессов, определяющих уровень активности органов и систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособности и поведения человека. Психическое состояние - целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений окружающего мира, предшествующего состояния и психических свойств личности. В группе психических состояний особо выделяют эмоциональные состояния. Интересно, что рост работоспособности может быть вызван не только положительными, но и отрицательными эмоциями. С другой стороны, положительные эмоции могут явиться причиной понижения работоспособности, надежности в работе. Выделяют состояние стресса, когда человек подвергается воздействию самых различных стрессоров (механические повреждения, инфекция, большие физические нагрузки, термические, психогенные, вредные и опасные воздействия, серьезные конфликты и неудачи и другие воздействия). Организм отвечает обычно однотипными реакциями, включающими в себя стадию тревоги, повышения сопротивляемости организма и стадию истощения. Стадия тревоги состоит из двух фаз: шока - общее понижение функций; противошока - общее повышение функций до уровня выше исходного за счет включения не только нейрорефлекторных, но и гормональных реакций в организме, за счет резкого увеличения выработки ряда гормонов (адреналин, норадреналин и др.), которые вызывают изменения в деятельности сердечной, дыхательной, мышечной, кровеносной, иммунной систем организма для мобилизации всех ресурсов. Стадия повышенной сопротивляемости организма может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Стадия истощения, появление нарушений в организме под действием избытка гормонов (спазм сосудов, головные боли, повышение давления, инфаркты, инсульты, язвы желудка и др. проявления). Как показали исследования американских психологов, человек может без значимого ущерба для здоровья выдержать лишь определенное количество стрессов, но кто-то больше, кто-то меньше. У каждого свои уровень стрессоустойчивости, превысив который, человек приобретает общие хронические соматические и нервные заболевания вплоть до смертельного исхода. Психические состояния людей при стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент возникновения стихийного бедствия, экстремальной ситуации поведенческие реакции людей имеют преимущественно витальную направленность, обусловленную инстинктом самосохранения, но уровень целесообразности таких реакций различен у людей: от панических бессмысленных действий до сознательно целенаправленных. Так, исследование людей, спасшихся в Уфимской катастрофе (взрыв газа и гибель двух пассажирских поездов от взрыва и пожара) показало, что для них характерной былапсихогенная анестезия (не чувствовали боли) в течение первых 5-10 минут после взрыва, получения травм и ожогов, при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности (поэтому они и смогли спастись). У лиц с повышенным чувством ответственности, в случае 20-30% спасателей сами попадают в психологически шоковое состояние, не могут выполнять спасательные работы и долгое время сохраняют остаточные психические нарушения. Подводя итоги, отметим следующие общие методы снижения опасности, нежелательных последствий, обусловленных психологическими факторами риска: Проведение профилактических и охранных мероприятий; Эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей по приему и обработке информации, принятию решения и реализации действий; Профотбор и отсев профессионально непригодных лиц для тех или иных профессий; Устранение несоответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека:профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений, профилактика переутомлений, профилактика монотонии и совершенствование структуры личности работников: а) повышение профессиональной компетентности и опыта, в том числе тренировка профессионального поведения в аварийных и экстремальных ситуациях (на тренажеры); б) повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения (соответствующая психологическая тренировка и овладение аутотренингом и другими. методами саморегуляции); в) повышение ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда; г) повышение, тренировка внимания, памяти, мышления и пр. Гуманизация условий труда – это процесс их совершенствования, сокращающий количество рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и увеличивающей количество рабочих мест с комфортными условиями. Гуманизация условий труда означает создание условий труда, в максимальной степени благоприятных для человека. Выделяют четыре направления гуманизации: 1. Гуманизация трудовых процессов и технологий. Суть данного направления заключается в обеспечении человеку удовлетворенности содержанием труда, применяемыми методами и используемой техникой, в содействии профессионально-квалификационному развитию персонала, а главное в обеспечении безопасности труда и устранении негативного воздействия технологии и применяемого оборудования на окружающую среду. 2. Оздоровление производственной (окружающей) среды, то есть обеспечение обстановки, благоприятной для человека по основным санитарно-гигиеническим параметрам. 3. Эстетизация внешнего оформления места работы. Влияние эстетических факторов условий труда в совокупности определяется критерием комфортности условий труда. 4. Мотивация самоохраны труда, то есть формирование у работников заинтересованного отношения к выполняемой работе. Для этого работникам необходимо давать определенные знания и прививать навыки по обеспечению безопасности и охране труда. Таким образом, гуманизация условий труда означает создание благоприятных условий труда в самом широком смысле слова. Сегодня в большинстве организаций по социальной защите требуются действенные меры по улучшению условий труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|