Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Проблема улучшения условий труда социального работника




 

Цель изучения данной темы: изучить возможности улучшения условий труда социального работника

Содержание темы: Понятия «условия труда» и «работоспособность человека». Предупреждение травматизма. Предрасположенность к несчастным случаям. Психологические аспекты травматизма. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях.Гуманизация условий труда.

Понятие «условия труда» имеет различные толкования. В данном вопросе мы будем рассматривать условия труда как внешнюю предметную среду, которая окружает человека в процессе трудовой деятельности. Все факторы можно объединить в четыре группы: психофизиологические, санитарно-гигиенические, социально-психологические и эстетические.

Психофизиологические факторы связаны с конкретным содержанием трудовой деятельности, характером труда. Данный вопрос довольно широко рассматривается в теории и технологии социальной работы, но не определяет специальные нормативы для формирования благоприятной деятельности. Разработка вопросов профессиональных рисков и синдрома «эмоционального сгорания» отражают лишь часть психофизиологических факторов влияющих на трудовую деятельность. Другие психофизиологические особенности деятельности не рассматриваются.

Эстетические факторы способствуют формированию у работника положительных эмоций. Данная особенность условий труда вообще не рассматривается в соответствующей литературе, хотя является особенно важной для работы в системе «человек-человек», так как именно настроение и ощущение комфорта располагает к общению, снимает напряжение и позволяет наладить соответствующие контакты для дальнейшего разрешения проблем клиента.

Исследования состояний человека проводятся прежде всего в интересах оптимизации рабочей деятельности человека. В этом плане состояние соотносится в первую очередь с работоспособностью. Говоряо работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) н фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже.

Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психи­ческих процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности.

Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием.

Прифазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптималь­ному режиму выполнения данной конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки, и то по причине, объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования.

За­тем, во время фазы неустойчивости компенсации (или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты. Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва».

При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащением дыхания,пульса, нарушением точности координации движений, ощущением усталости, утомления. При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазусрыва (резкое падение производи­тельности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, на­рушение деятельности внутренних органов, обмороки).

Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическоесостояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражается прежде всего воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе — состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т. е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях:

­ в области ощущений утомление проявляется в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием;

­ снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать, в результате человек отвле­кается от трудового процесса, совершает ошибки;

­ в состоянии утомления человек меньше способен к запоминанию, труднее также вспоминать уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочными и человек не может применитьсвои профессиональные знания в работе в результате временного нарушения памяти;

­ мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту, человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;

­ в области эмоциональной под влиянием утомления наступает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость;

­ утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается, а, следовательно, он медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет ловкость, координация движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям.

Кик показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на четвертом пятомчасу работы, а в вечерней и ночной сменах уже в самом начале смены возникает подобный кульминационный — момент утомления, который в последующие часы, уменьшается, в середине смены возникает вновь, а затем, после относительного уменьшения, вновь усиливается в последние часы работы. Для безопасности труда наблюдение за периодичностью таких колебаний имеет очень важное значение, т. к. именно в эти отрезки времени кульминации утомления происходит большинство несчастных случаев. Утомление проявляется также в физиологических ощущениях: боли в мышцах, головные боли, ощущение шума или пульсации в висках, чувство нехватки воз­духа, тяжесть, боль в сердце, слабость, обморочное состояние.

После прекращения работы наступаетфаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма, однако, не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро, после сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6—8 часов ночного сна, порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опас­ность несчастных случаев.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят отстепени переутомления (табл. 2.).

Таблица 2

Степени переутомления (по К. Платонову)

 

Симптомы     I - начинающееся     II — легкое III - выраженное     IV — тяжелое
Снижение работоспособности Малое   Заметное Выраженное   Резкое  
Появление Сильной усталости При усиленной нагрузке   При обычной нагрузке   При облегченной нагрузке   Без всякой нагрузки
Компенсация снижения работоспособности волевым усилием   Не требуется     Полностью компенсируется   Не полностью Незначительно
Эмоциональные сдвиги   Временами снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность   Угнетение, раздражительность  
Расстройства Трудно засыпать   И просыпаться Сонливость днем Бессонница  

 

Для начинающегося переутомления(I степень) эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления (II степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и органи­зованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение. Вероятность возникновения несчастного случая повышается также, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При монотопии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми гласами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что, в конечном счете, приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям. Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они более долго сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.

Психология безопасности труда составляет важное зве­но в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что от 60 до 80 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших. Это связано с низким уровнем профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточным воспитанием, слабой установкой специалиста на соблюдение безопасности, допуском к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребыванием людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих безопасности деятельности специалиста.

Еще в 1919 году Комиссия по изучению промышленного утомления Великобритании установила большую частоту несчастных случаев (при прочих равных условиях) у тех рабочих, которые ранее уже травмировались. Был сделан вывод о наличии у рабочих разной индивидуальной предрасположенности и подверженности несчастным случаям. Позже немецкий психолог Марбе сделал вывод о наличии определенных индивидуально-психологических свойств, обусловливающих подверженность несчастным случаям, установив прямую зависимость от следующих причин: скорость реакции, концентрация внимания, легкомыслие, беззаботность и т. п.

Ученый Фармер разделил понятия «предрасположенность к несчастным случаям» и «подверженность несчастным случаям». По его мнению,предрасположенность - это врожденное, устойчивое качество человека. Термин «подверженность» Фармер использовал как обобщающий все факторы, определяющие причинность травмы. Подверженность включает и предрасположенность. Но подверженность можно уменьшить воспитанием, обучением, использованием технических средств безопасности, хотя предрасположенность при этом: не меняется. Такое разделение психологических причин травматизма позволило перенести акцент с поисков фактора, составляющего фатальную предрасположенность, да изучение личности в целом, на выявление факторов, которые усиливают возможность «подверженности» человека травмам, авариям на производстве. Среди психологических факторов, усиливающих «подверженность» человека несчастным случаям, можно выделить как наиболее важные: несоответствие человека избранной профессии (профессионально-психологическая непригодность), низкий уровень квалификации, неблагоприятное психофизиологическое состояние человека (утомление, эмоциональная напряженность и т. д.), низкая стрессоустойчивость, личностные особенности (легкомыслие, склонность нарушать правила техники безопасности и т.п.).

Вредное воздействие большинства источников опасности может быть уменьшено за счет технико-технологических мер, обязательного соблюдения установленных правил поведения и готовности рабочих выполнять требования безопасности. Но психические свойства (качества личности) могут значительно изменить подверженность несчастным случаям. Если человек непригоден для данной работы, например, из-за дефекта какого-то органа чувств идя чрезмерной неловкости, то опасность несчастного случая угрожает ему в значительно большей степени, чем другим лицам в той же обстановке. Но точно так же повышает вероятность возникновения несчастного случая и неправильный подход по отношению к опасности (неосторожность) и вытекающие из него ошибки в поведении. Факторы, усиливающие подверженность работников опасности несчастных случаев, могут быть разделены на две большие группы: факторы, устойчиво повышающие подверженность работника опасности, и факторы, временно повышающие подверженность рабочего опасности.

Факторы, устойчиво повышающие подверженность опасности:

1. Функциональные изменения в нервной системе или других органах, имеющие болезненный характер, которые хотя и не вызывают полной нетрудоспособности, но воздействуют на поведение человека, повышая подверженность опасности (сердечные заболевания, сахарный диабет, периодические приступы слабости, недомогания, головные боли, бессонница, подавленность, депрессия, раздражительность и т. п.).Различные изъяны органов чувств, например частичная потеря зрения, глухота и т. п. устойчиво повышают подверженность опасности. Нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы приводят к тому, что человек неспособен с должной быстротой и точностью реагировать на внешнее воздействие, что играет главную роль в возникновении большинства несчастных случаев. Неточные, поспешные или запаздывающие действия и движения - причина многих травм. Подверженность опасности усиливают дефекты, возникающие в согласованности, координации движении, что проявляется в неловкости. Мышцы, выполняющие те или иные движения управляются из различных двигательных центров коры головного мозга. У многих людей деятельность этих центров протекает с недостаточной согласованностью, в результате этого при выполнении рабочих действии, состоящих из сложных, комбинированных движений, можно наблюдать некоторую разорванность: временами человек, как бы теряется, пропускает некоторые движения, зато, появляются лишние, совсем не нужные для этой операции: в таких случаях несогласованность движений сочетается с дефектами внимания и состоянием эмоциональной стесненности. Людей с неуверенными движениями по возможности не следует использовать на опасных и сложных работах.

2. На подверженность опасности влияют такие врожденные свойства нервной системы, как ее слабость и инертность. Слабая нервная система характеризуется повышенной восприимчивостью к любым раздражителям, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности в напряженных ситуациях, повышенной эмоциональной неустойчивостью и склонностью к состоянию «стресса кролика», к растерянности и страху. Слабая нервная система обуславливает проявление темперамента меланхолика.

Инертная нервная система характеризуется малой, скоростью протекания психических, мыслительных процессов, низкой скоростью движений, замедленностью переключения внимания с одного вида деятельности на другой вид, вследствие чего человек в сложных ситуациях не успевает со­риентироваться, принять решение и выполнить нужные действия. Для профессий, где высока вероятность возникновения экстремальных ситуаций, требующих быстрого решения, люди со слабой или инертной нервной системой могут быть аварийно опасны: погибнут сами и погубят других. Таким образом, учет свойств нервной системы и особенностей темперамента важен для снижения аварий в указанных профессиях.

3. Устойчиво повышают подверженность несчастным случаям пагубные пристрастия к алкоголю, наркотикам, которые отрицательно влияют на мышление, поведение и другие сферы психической жизни человека.

4. Повышают подверженность травмам неудовлетворен­ность человека своей работой,отсутствие интереса к ней, т. к. в этом случае он не способен психологически сосредоточить свое внимание на точном выполнении трудовых действии и возрастает вероятность неверных опасных действий.

Факторы, временно повышающие подверженность опасности:

1. Неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность часто бывают причиной травм. Неопытность приводит к повышению вероятности ошибок, вызывающих несчастные случаи, к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что могут произойти сшибки. И это постоянное нервное напряжение приводит к быстрому утомлению и к появлению новых ошибок. Повысив свой профессионализм, накопив опыт, человек гораздо меньше подвержен опасности несчастного случая;

2. Неосторожность, проявленная даже в течение небольшого промежутка времени, может иметь трагические последствия. Действия работника можно считать неосторожными, если он невнимателен при выполнении работы, требующей концентрации внимания, переключает его на посторонние предметы и явления или на свои мысли и переживания, не связанные с работой, если не согласует свои движения и поступки с требованиями ситуации и особенностями производственного процесса, если по какой-либо причине не пользуется защитными приспособлениями. Способность человека к осторожности, осмотрительности проявляется в следующих формах: рациональное управление своим вниманием; правильное использование, когда необходимо, сознательного контроля за своими трудовыми действиями, а когда возможно и допустимо, полагается на выработанные автоматические навыки; дисциплинированность, точность использования средств защиты, поддержание порядка на рабочем месте, контроль исправности оборудования;

3. Опасность несчастных случаев возрастает при воздействии следующих неблагоприятных факторов: информационные помехи и информационная перегрузка (человек не смог верно принять нужную информацию, и это привело к ошибке), либо информационная недогрузка (информация отсутствовала или была недостаточна для выбора правильного действия, либо человек потерял бдительность в монотонных условиях отсутствия значимой информации) выступают как факторы риска при приеме информации; факторы риска при обработке информации (неадекватность восприятия, отрицательные установки, предубеждения и пр.); факторы риска при принятии решений и реализа­ции решений (недостаток информации, лимит, времени на принятие решения, неадекватность сенсомоторных реакций, затрудненность действий вследствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места и т. д.). Указанные факторы могут играть не только временную роль в повышении риска несчастных случаев, а порой и длительно усиливать риск, вследствие эргономического несоответст­вия оборудования, техники, средств отображения информации, объема информационного потока и пр. психологическим возможностям и способностям человека по приему, переработке информации, реализации действий. В этом случае для повышения надежности работы человека и техники, для снижения несчастных случаев необходимо осуществить эргономическую оптимизацию оборудования, рабочего места, оптимизацию информационной нагрузки;

4. Подверженность несчастным случаям зависит от функционального состояния человека. Под функциональным состоянием понимают комплекс характеристик физиологических и психологических процессов, определяющих уровень активности органов и систем организма, особенности жизнедеятельности, работоспособности и поведения человека.

Психическое состояние - целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений окружающего мира, предшествующего состояния и психических свойств личности. В группе психических состояний особо выделяют эмоциональные состояния. Интересно, что рост работоспособности может быть вызван не только положительными, но и отрицательными эмоциями. С другой стороны, положительные эмоции могут явиться причиной понижения работоспособности, надежности в работе.

Выделяют состояние стресса, когда человек подвергается воздействию самых различных стрессоров (механические повреждения, инфекция, большие физические нагрузки, термические, психогенные, вредные и опасные воздействия, серьезные конфликты и неудачи и другие воздействия). Организм отвечает обычно однотипными реакциями, включающими в себя стадию тревоги, повышения сопротивляемости организма и стадию истощения.

Стадия тревоги состоит из двух фаз: шока - общее понижение функций; противошока - общее повышение функций до уровня выше исходного за счет включения не только нейрорефлекторных, но и гормональных реакций в организме, за счет резкого увеличения выработки ряда гормонов (адреналин, норадреналин и др.), которые вызывают изменения в деятельности сердечной, дыхательной, мышечной, кровеносной, иммунной систем организма для мобилизации всех ресурсов.

Стадия повышенной сопротивляемости организма может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Стадия истощения, появление нарушений в организме под действием избытка гормонов (спазм сосудов, головные боли, повышение давления, инфаркты, инсульты, язвы желудка и др. проявле­ния).

Как показали исследования американских психологов, человек может без значимого ущерба для здоровья выдержать лишь определенное количество стрессов, но кто-то больше, кто-то меньше. У каждого свои уровень стрессоустойчивости, превысив который, человек приобретает общие хронические соматические и нервные заболевания вплоть до смертельного исхода.

Психические состояния людей при стихийных бедствиях, в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент возникновения стихийного бедствия, экстремальной ситуации поведенческие реакции людей имеют преимущественно витальную направленность, обусловленную инстинктом самосохранения, но уровень целесообразности таких реакций различен у людей: от панических бессмысленных действий до сознательно целенаправленных. Так, исследование людей, спасшихся в Уфимской катастрофе (взрыв газа и гибель двух пассажирских поездов от взрыва и пожара) показало, что для них характерной былапсихогенная анестезия (не чувствовали боли) в течение первых 5-10 минут после взрыва, получения травм и ожогов, при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности (поэтому они и смогли спастись). У лиц с повышенным чувством ответственности, в случае 20-30% спасателей сами попадают в психологически шоковое состояние, не могут выполнять спасательные работы и долгое время сохраняют остаточные психические нарушения.

Подводя итоги, отметим следующие общие методы снижения опасности, нежелательных последствий, обусловленных психологическими факторами риска:

­ Проведение профилактических и охранных мероприятий;

­ Эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей по приему и обработке информации, принятию решения и реализации действий;

­ Профотбор и отсев профессионально непригодных лиц для тех или иных профессий;

­ Устранение несоответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека:профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений, профилактика переутомлений, профилактика монотонии и совершенствование структуры личности работников: а) повышение профессиональной компетентности и опыта, в том числе тренировка профессионального поведения в аварийных и экстремальных ситуациях (на тренажеры); б) повышение эмоциональной устойчивости и способ­ности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения (соответствующая психо­логическая тренировка и овладение аутотренингом и другими. методами саморегуляции); в) повышение ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда; г) повышение, тренировка внимания, памяти, мышления и пр.

Гуманизация условий труда – это процесс их совершенствования, сокращающий количество рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и увеличивающей количество рабочих мест с комфортными условиями. Гуманизация условий труда означает создание условий труда, в максимальной степени благоприятных для человека. Выделяют четыре направления гуманизации:

1. Гуманизация трудовых процессов и технологий. Суть данного направления заключается в обеспечении человеку удовлетворенности содержанием труда, применяемыми методами и используемой техникой, в содействии профессионально-квалификационному развитию персонала, а главное в обеспечении безопасности труда и устранении негативного воздействия технологии и применяемого оборудования на окружающую среду.

2. Оздоровление производственной (окружающей) среды, то есть обеспечение обстановки, благоприятной для человека по основным санитарно-гигиеническим параметрам.

3. Эстетизация внешнего оформления места работы. Влияние эстетических факторов условий труда в совокупности определяется критерием комфортности условий труда.

4. Мотивация самоохраны труда, то есть формирование у работников заинтересованного отношения к выполняемой работе. Для этого работникам необходимо давать определенные знания и прививать навыки по обеспечению безопасности и охране труда.

Таким образом, гуманизация условий труда означает создание благоприятных условий труда в самом широком смысле слова. Сегодня в большинстве организаций по социальной защите требуются действенные меры по улучшению условий труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...