Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов




Изучение дисциплины требует прослушивания лекций преподавателя, решения практических заданий в аудитории, а также самостоятельной работы студентов по следующим технологиям:

­ Технология экономического и менеджмент исследования в форме on-line;

­ Технологии психологического и социально-психологического исследования;

­ Библиология с ресурсом литературных и научных источников в компьютерном виде;

­ Медиаобразование;

­ Технология исследовательской деятельности с предлагаемой тематикой и ссылками на ресурсы Internet.

Аудиторная работа включает:

ü дополнительное самостоятельное изучение разделов тем;

ü работу на практических занятиях: решение задач, выступление с докладами, выполнение творческих заданий;

- выполнение индивидуальных заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа.

Часы, отведенные на самостоятельную работу студента, представляют собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует сам. Прежде всего, следует обратить внимание на изучение литературы, рекомендуемой преподавателем. По каждой теме составляется словарь основных понятий, которые студент должен изучить и запомнить.

Работа и информационными ресурсами НОТ в виртуальных библиотеках:

Название ресурсов Адрес
  Основы научной организации труда (НОТ). Сущность, содержание и задачи НОТ. Основные элементы НОТ на предприятии. Основы эргономики. Содержание этапов внедрения НОТ на рабочих местах. Основы научной организации труда (НОТ) http://www.dvgups.ru/  
  Журнал Научная организация труда http://lib1.ssau.ru
  Закиров А.Р., Костенко А.М. Получение, хранение, обработка и передача информации. Косинов С.А. Психофизиологические основы научной организации труда http://www.bytic1.ttk.ru
  Проблемы управления http://nauka.relis.ru
  Цвигун И.В. Научная организация труда рабочих в строительстве (учебное пособие).Иркутск, 1990. http://www.isea.ru
  Теория управления теория организации Научная организация труда http://www.referat.nnov.ru/docs/uprav.html
  Фредерик Уинслоу Тейлор. Принципы научного менеджмента http://ek-lit.agava.ru/tail008.htm  
  Научная организация труда: Научная организация труда в промышленности http://www-sbras.nsc.ru  
  Большая советская энциклопедия производства, совершенствования системы управления, планирования, научной организации труда, материального и морального стимулирования, повышения www.rubricon.ru
  Научно-техническая библиотека АГТУ http://astu.secna.ru
  Социология труда, Научная организация труда http://www.elibrary.ru
  Siberian Library Научная организация труда http://www-sbras.nsc.ru

 

Необходимым условием успешного изучения дисциплины является разработка категориального аппарата, например:

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) - организация труда на основе современных достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в трудовую деятельность, и позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда. Внедрение НОТ предполагает необходимость решения трех взаимосвязанных задач: экономических - обеспечение наиболее рационального использования трудовых ресурсов, ускорения темпов роста производительности труда, повышения эффективности и конкурентоспособности производства; психофизиологических - создание наиболее благоприятных условий труда, сохранение здоровья и устойчивой работоспособности человека, повышение культуры и эстетики труда; социальных - повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для всестороннего развития личности, развития коллективных форм организации труда, производственного демократизма, привлечение работающих к управлению производством, воспитание у них духа коллективизма и чувства ответственности каждого за конечные результаты работы организации.

НЕДЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА - регламентация периодов труда и отдыха в течение недели. При разработке оптимальных Н.р.т. и о. необходимо исходить из закономерностей изменения работоспособности человека за этот период времени: в первые два дня недели работоспособность постепенно повышается, в третий и четвертый дни достигается наивысшая работоспособность, а в последующие дни начинает снижаться и достигает минимума в субботу. Исходя из этого про­должительность рабочей недели не должна превышать шесть дней, т.к. работа в последующие дни становится малопроиз­водительной, а переутомление работников может привести к необратимым, последствиям, потере здоровья и работоспособности. С этих позиций при пятидневной рабочей неделе дни отдыха следует представлять подряд, чтобы не прерывать сложившийся трудовой ритм и вместе с тем обеспечить наибольшую эффективность отдыха. При установлении графиков сменности работы организаций (начала и окончания работы в сменах, перерывов на отдых и сон) необходимо учитывать, что наивысшая работоспособность человека бывает в утренние и дневные часы (с 8 до 12 в первой половине дня и с 14 до 17 - во второй). В вечерние часы работоспособность снижается и достигает минимума ночью. Наименьшая работоспособность в дневное время отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время падает до минимума - с 3 до 4 часов.

Исходя из этого организациям при работе в одну смену рабочий день целесообразно начинать с 8 часов. В организациях с прерывным технологическим процессом, где возникает необходимость работы в две смены, целесообразно начинать работу не ранее 7 часов, а заканчивать не позднее 24 часов местного времени- В организациях с непрерывным технологическим процессом, на транспорте, некоторых участках сферы обслуживания, где возникает необходимость установления графиков трехсменной работы, чередование смен следует производить с учетом естественного суточного ритма природных процессов: утро –день-вечер-ночь. При обратном чередовании смен естественные приспособительные механизмы организма человека вынуждены перестраиваться в порядке, противоположном обычному ходу биол. природных ритмов, что связано с повышенными затратами жизненной энергии работников. Во всех случаях продолжительность ежедневного отдыха между сменами вместе со временем обеденного перерыва не должна быть меньше двойной

НОМЕНКЛАТУРА ДОЛЖНОСТЕЙ - перечень тех должностей, которые подлежат замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, с указанием специальности и уровня образования. И.д. определяет структуру специалистов по следующим показателям: наименование должностей, их нормативное количество, требуемый уровень образования (высшее или среднее специальное, научная квалификация) и профиль подготовки (номер и наименование специальности). Иногда указывается требуемый опыт работы (стаж). Процесс разработки Н.д. проходит три этапа: 1) выделяется необходимый перечень должностей на основе выявленных задач, выполняемых специалистами по каждой функции управления в рамках каждого подразделения системы управления; 2) обоснованно определяются специальности для соответствующих должностей на основе исследования вариантов сочетания "должность - специальность". Выполнение этого этапа опирается на Квалификационный спра­вочник должностей руководителей, специалистов и служащих; 3) устанавливается количество должностей по каждой функции деятельности специалистов и обосновывается их последующее распределение по структурным подразделениям системы управления и должностям, что обеспечивает нормальное соотношение между специалистами с высшим и средним специальным образованием.

НОРМА ВРЕМЕНИ - величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения ед. работа работником или группой работников соответствующей квалификации. Н.в. - исходная величина при расчете др. видов норм; определяется на основе расчетов с помощью нормативных материалов либо путем хронометражных наблюдений, исчисляется в человеко-минутах или человеко-часах.

НОРМА ОБСЛУЖИВАНИЯ - количество производственных объектов (ед. оборудования, рабочих мест, складов и т.д.), ко­торые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслуживать в ед. рабочего времени. Н.о. применяются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования (наладчики, ткачи и др.), производственных площадей (уборщики), рабочих мест (распределители работ и др.).

НОРМА СООТНОШЕНИЙ - число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на одного работника др. квалификации или должности. С помощью Н.с. устанавливаются оптимальные пропорции между численностью основных категорий управленческого персонала (руководителей, специалистов, др. служащих) внутри структурных подразделений организации. Напр., Н.с., приведенная кед. и записанная в виде: 1:6:10,означает, что в данном подразделении на одного руководителя приходится шесть специалистов и десять др. служащих.

ПРИНЦИП ПАРЕТО (соотношение 80:20) применительно к рациональному использованию времени гласит: «Если все рабочие функции рассматривать с точки зрения кри­терия их эффективности, то окажется, что 80% конечных результатов достигается только за 20% затраченного вре­мени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени».

МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ в самоменеджменте (ориентируется на началь­ные буквы названий пальцев)

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие зна­ния, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный палец) -близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) - состояние духа: каким было се­годня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У (указательный палец) - услуга, помощь: чем я се­годня помог другим,чем услужил, порадовал или «по­способствовал»?

Б (большой палец) - бодрость, физическая форма, каким было мое самочувствие.

БИОРИТМ выявляет подъемы и спады наших жизненных сил в течение продолжительного периода: он указывает на то, что в физической, психической и духовной сферах имеют место периодические колебания, но еще не прояс­няет, почему так происходит. Биоритм указывает на тенденции, но сам по себе не является творцом событий; его можно учитывать при планировании своих задач на продолжительный период, что содействует достижению целей более рациональным путем.

Библиографический список

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 1999. – 199 с.

2. Балабан, В. А. Основы организации труда служащих [Текст] / В. А. Балабан - М.: Прогресс, 1986. – 213с.

3. Белокрылова, О. С. Экономика труда: конспект лекций [Текст] / О. С. Белокрылова, Е. В. Михалкина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 341 с.

4. Беляцкий, Н. Изменение функций руководителя в новых условиях [Текст] / Н. Беляцкий // Проблемы теории и практики управления. – 2000. - № 3. – С. 97 – 102.

5. Бодди, Д. Основы менеджмента [Текст] / Д. Бодди, Р. Пейтон - СПб.: Питер, 1999. – 534 с.

6. Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала [Текст] / В. Р. Веснин: пособие по кадровой работе – М.: Юристъ, 1998. – 400 с.

7. Владова, Н. В. Стимулирование роста эффективности труда [Текст] / Н. В. Владова – М.: Кадровик, 2007. – 114 с.

8. Воловская, Н. М. Экономика и социология труда [Текст] / Н. М. Воловская: учебное пособие – М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 2001. – 341с.

9. Генкин, Б. М. Нормирование труда [Текст] / Б. М. Генкин – М.: Высшая Школа, 1995. – 134 с.

10. Генкин, Б. М. Основы экономики и социологии труда [Текст] / Б. М. Генкин – СПб.: Изд-во СПбТИЭиФ, 1994. – 243 с.

11. Гершкович, Т. Б. Нормирование в социальной работе [Текст] / Т. Б. Гершкович – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-педагогическ. университета, 2008. – 211 с.

12. Грейсон, Дж. К. мл., О`Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века [Текст] / Дж. К. мл. Грейсон, К. О`Делл – М.: Высшая школа, 1991. – 412 с.

13. Гупалов, В. К. Управление рабочим временем [Текст] / В. К. Гупалов - М.: Кадры, 1991.- 123с.

14. Гущина, И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда [Текст] / И. Гущина // Общество и экономика. – 2000. - № 1. – С. 169 – 174.

15. Зубкова, А. Н. Нормирование – неотъемлемый элемент современного менеджмента [Текст] / А. Зубкова // Человек и труд. – 1997. - № 9. - С. 12 - 13.

16. Калашников, Д. Конфликты в организации: социально-конфликтологический уровень анализа [Текст] / Д. Калашников // Управление персоналом. – 1999. - № 7. – С. 17 – 22.

17. Колосницина, Н. Г. Экономика труда [Текст] / Н. Г. Колосницина: учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 281 с.

18. Кольцов, Н. А. НОТ [Текст] / Н. А. Кольцов: учебное пособие для вузов по специальности «Планирование промышленности». - М.: «Высшая школа», 1983. – 222 с.

19. Корниенко, В. Стиль управления как мотивирующий фактор [Текст] / В. Корниенко // Управление персоналом. – 1999. - № 5. – С. 13 – 19.

20. Ладанов, И. Социальная культура организации [Текст] / И. Ладанов // Управление персоналом. – 1999. - № 5. – С. 55 – 59.

21. Марцинкевич, В. И. Экономика человека [Текст] / В. И. Марцинкевич, И. В. Соболева – М.: Финансы и статистика, 1995. – 311 с.

22. Менеджмент социальной работы [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко – М.: ВЛАДОС, 1999. – 288 с.

23. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури. - М.: Дело, 1992. – 523 с.

24. Новожилов, С. С. НОТ в промышленности [Текст] / С. С. Новожилов - М.: Экономика, 1998. - 271 с.

25. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение [Текст] / Дж В. Ньюстром, К. Дэвис – СПб.: Питер, 2000. – 233 с.

26. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы [Текст] / под ред. М. Доэла и С. Шадлоу; пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 344 с.

27. Обручева, А. В. Обучение сотрудников [Текст] / А. В. Обручева // Управление персоналом. – 2000. - № 5. – С. 82 – 91.

28. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова - М.: Просвещение, 2002. – 187 с.

29. Опыт организации социальной помощи и научно-методические проблемы подготовки социальных работников [Текст]. – СПб.: Социальная служба, 1995. – 106 с.

30. Организация и нормирование труда [Текст]: учебное пособие / под ред. В. В. Адамчука. - М.: Прогресс, 2000. – 329 с.

31. Основы социальной работы [Текст]: учебник / отв. ред. Г. Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 2000. – 179 с.

32. Павленок, П. Д. Введение в профессию «Социальная работа» [Текст] / П. Д. Павленок: курс лекций. – М.: ИНФРА – М., 1998. – 243 с.

33. Пилипенко, В. Е. Концепции совершенствования организации и нормирования труда в условиях перехода к рыночной экономике / В. Е. Пилипенко // Труд. – 1990. - №10. – С. 22 - 24.

34. Пинкус, А. Практика социальной работы [Текст] / А. Пинкус, А. Минахан – М.: Союз, 1993. – 118 с.

35. Принцип активизации в социальной работе [Текст] / под ред. Ф. Парслоу; пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 223.

36. Психология [Текст]: учебник / под ред. А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2000. -234 с.

37. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И. Рогов - М.: Владос, 1999. – 311 с.

38. Розанова, В. Лидерство и руководство в антикризисном управлении [Текст] // Управление персоналом. – 2000. - № 6. – С. 46 – 51.

39. Саакян, А. К. Экономика и социология труда [Текст]. – СПб: Питер, 2002.

40. Савинов, А. М. Организация работы органов социальной защиты [Текст] / А. М. Савинов, Т. Ф. Зарембо - М.: Мастерство, 2001. – 219 с.

41. Самыгин, С. И. Основы управления персоналом [Текст] / С. И. Самыгин, М. С. Зайналабидов, З. Г. Макиев, Д. В. Обухов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 481 с.

42. Слезингер, Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики [Текст] / Г. Э. Слезингер – М.: Финансы и статистика, 1996. – 312 с.

43. Смирнов, Е. Л. Справочное пособие по НОТ [Текст] / Е. Л. Смирнов - М.: Экономика, 2006. – 333 с.

44. Социальная работа [Текст] / под общ. ред. В. И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 340 с.

45. Социальный менеджмент [Текст] / под ред. Д. В. Валового // Управление персоналом. – 1999. - № 3. – С. 87 – 106.

46. Справочное пособие по социальной работе [Текст] / под ред. А. И. Панова, Е. И. Холостовой – М.: Юристъ, 1997. – С. 168.

47. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко - Ростов-на-Дону, 1997. – 267 с.

48. Страхова, О. О методах организации управления [Текст] / О. Страхова // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - № 2. – С. 3 – 9.

49. Суворов, А. Современные подходы к менеджменту: опыт России и США [Текст] / А. Суворов // Финансы и кредит. – 2000. - № 12. – С. 33 – 37.

50. Топчий, Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы [Текст] / Л. В. Топчий – М.: Институт социальной работы, 1997. – 311 с.

51. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика [Текст] / Э. А. Уткин - М.: ЭКМОС, 1998. – 189 с.

52. Фильев, В. И. Организация, нормирование и оплата труда. Опыт зарубежных стран: Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Японии и др. [Текст] / В. И. Фильев // Управление персоналом. - 1996. - № 7. – С. 4 - 6.

53. Фирсов, М. В. Теория социальной работы [Текст] / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. -300 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...