Тема 3. Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда. Кадровая политика и управление персоналом учреждений социальной защиты
Цель изучения данной темы:Изучить основные принципы и направления кадровой политики учреждения по социальной защите. Содержание темы: Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда. Кадровая политика и кадровое планирование в учреждениях социальной защиты. Расстановка кадров и совмещение профессий с учетом принципов эффективного менеджмента, психологической совместимости и сработанности, дифференциации и интеграции как групповых процессов. Управление трудовыми ресурсами в организации. Управление организацией представляет собой сложную работу. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных вариаций, заставляющих принимать не банальные решения. Организационно-управленческая деятельность оказывает значительное влияние на эффективность социальной работы. Она позволяет проводить диагностику социальных систем управления, разработку и реализацию мер, направленных на их совершенствование, что в конечном итоге и позволяет решать сложные задачи по обеспечению социальной защиты и поддержке населения. Организовать труд – это, прежде всего, разделить его, рационально расставить людей и закрепить за отдельными исполнителями определенную работу. Соединение труда в необходимых пропорциях, установление производственных взаимосвязей между исполнителями представляет собой кооперацию труда. Разделение и кооперация труда предопределяют расстановку работников на предприятии и являются первым и необходимым элементом организации труда. Расстановка работников основывается на нормах труда, показывающих, какие затраты рабочего времени необходимы для выполнения отдельных видов работ определенным способом в соответствующих организационно-технических условиях. Только нормы труда при установлении которых учитываются достижения науки и техники, а также передовой производственный опыт рождают оптимальные пропорции, и поэтому нормирование труда является основой его организации.
Для нормального протекания производственного процесса на предприятии не достаточно только рациональной расстановки работников. Необходимо создать на рабочих местах благоприятные условия, связанные с организацией, оснащенностью, планировкой, санитарными условиями (освещенностью, температурой и т.д.). Являясь сложной и многоплановой деятельностью, социальная работа представлена рядом государственных и негосударственных учреждений, имеющих соответственно свою структуру, персонал, нормативы по организации и регулированию социальной деятельности. Учреждения социальной защиты, как элемент социального института, в соответствии со своими задачами выполняют общественно-значимые функции, осуществление которых возможно только при условии научно разработанной кадровой политики и управления персоналом. Под кадровой политикой обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направление на длительную перспективу, общие и специфические требования к кадрам. Кадровая политика организации определяется рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относятся: трудовое законодательство РФ; взаимоотношения с профсоюзами; состояние экономики; перспективы рынка труда. Внутренними факторами выступают: структура и цели организации; территориальное размещение; применяемые технологии; организационная культура; морально-психологический климат в коллективе.
В настоящее время складывается комплексное понятие «кадровой политики» как единства взаимосвязанных направлений: 1. Обеспечение всех структурных подразделений необходимой рабочей силой; 2. Создание условий, настраивающих работника на эффективный высокопроизводительный труд. Кадровая политика предполагает, что весь человеческий ресурс должен действовать в соответствии со стратегией организации, учреждения, то есть все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач учреждения социальной защиты. Кадровая политика основывается на принципах, которые отражают ее сущность. Каждое учреждение по социальной защите должно регулировать деятельность трудовых ресурсов в соответствии с представленными принципами. Основополагающие принципы представим в таблице 1. При создании любой организации, в том числе и учреждения по социальной защите, руководители и работники данной организации заинтересованы в том, чтобы кадровая политика проводилась осознанно. Для этого необходимо осуществить ряд этапов по проектированию кадровой политики. Этап 1. Нормирование. Цель – согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Таблица 1 Характеристика важнейших принципов отдельных направлений кадровой политики учреждения по социальной защите
Этап 2. Программирование. Цель – разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации (построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, их согласование с ценностями организации).
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель – разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Для учреждений социальной защиты необходим постоянный мониторинг персонала, а также необходимо множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включить в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. Если имеют место все три этапа проектирования и осуществления кадровой политики, то в таком случае можно говорить о существовании кадровой политики как инструмента управления организацией. Анализ кадрового потенциала: численность, категории, структура и движение персонала – статистика трудовых ресурсов. Существует некоторое отличие в сходных и взаимозависимых понятиях «кадры» и «персонал». Обычно под кадрами понимается совокупность работников организации, которая характеризуется профессионально-квалификационной, социально-психологической, половой, возрастной и другими структурными составляющими. К кадрам относят только работников, которые обладают профессиональной способностью к труду, имеют специальную подготовку. Персонал – это, прежде всего, люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль. Правильно считать, что человеческие ресурсы превосходят другие виды ресурсов, поэтому основной потенциал успешной деятельности любой организации заключен в персонале, его квалификации и преданности интересам учреждения. Данный аспект особо важен для учреждений социального обеспечения, так как на сегодняшний день в России остро стоит проблема квалифицированных кадров, а также специалистов действительно преданных своей работе. Постоянный анализ кадрового потенциала необходим организациями, но его невозможно осуществлять без отработанной системы информации, которая должна давать исчерпывающие сведения о работниках, служить исходной базой для их расстановки, перемещения и наиболее эффективного использования.
Поэтому необходимо регулярно собирать различные данные о состоянии персонала организации и проводить их детальный анализ. Такие данные можно назвать «статистика человеческих ресурсов». В ней должна содержаться информация о различных сторонах управления персоналом – производительность, профессиональное обучение, динамика рабочей силы, аттестация сотрудников, резерв на продвижение кадров и другое. Учреждения по социальной защите должны выработать собственные показатели, отображающие специфику их деятельности и традиции. Вместе с тем учреждения могут использовать уже имеющийся комплекс показателей статистики человеческих ресурсов. Информация о персонале должна включать совокупность всех оперативных сведений, а также их обработку для кадрового планирования. Оформление информации о персонале должно соответствовать следующим требованиям: 1. Простота – информация должна содержать только те данные и в том объеме, которые необходимы в конкретном случае; 2. Наглядность – сведения должны быть немногословны, то есть, представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное: для этого необходимо использовать таблицы, графики, цветное оформление материала; 3. Однозначность – сведения не должны допускать двоякого толкования, они формируются с требованиями грамматики и логики; 4. Сопоставимость – сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри учреждения, так и вне него. Постоянный анализ кадрового потенциала учреждения по социальной защите позволит наиболее грамотно регулировать человеческими ресурсами, с целью обеспечения наиболее благоприятной обстановки для трудовой деятельности работников, и повышения качества производимых услуг как можно большему числу клиентов. Планирование персонала: прогнозирование потребности в персонале и расчет численности персонала. Управление трудовыми ресурсами в любой организации, в том числе и той, которая занимается социальным обеспечением, должно включать в себя следующие этапы: 1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах. 2. Набор персонала. 3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва. 4. Определение заработной платы и льгот. 5. Профориентация и адаптация 6. Обучение: разработка программы для обучения трудовым навыкам, необходимым для эффективного выполнения работы. 7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника. 8. Повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, а также процедур прекращения договора найма. 9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности туда руководящих кадров. Сущность кадрового планирования заключается в том, что оно имеет задачей предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями организации. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости. Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане размещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих подразделений. Задачей планирования привлечения персонала является удовлетворение в перспективе потребности в кадрах за счет внутренних и внешних источников. Прогнозирование численности персонала, необходимо для реализации краткосрочных и перспективных целей, должно сосчитаться с анализом внешнего рынка труда и имеющейся на нем рабочей силы. Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ. Также планирование персонала можно проводить методом экспертных оценок с использованием опыта специалистов и руководителей. При простой оценке потребность в персонале оценивается руководителем соответствующей службы. Расширенная экспертная оценка потребности в персонале проводится группой компетентных работников. Прогнозирование потребности в персонале должно осуществляться в тесном контакте со службами прогнозирования и развития организации. Рассмотрим типичные проблемы, которые имеют место в трудовых коллективах. Первая проблема состоит в повышении нравственного здоровья коллектива. Эта проблема может возникнуть в двух случаях. Во-первых, члены коллектива вступают в различные конфликты друг с другом, чем вредят рабочей атмосфере, достижению общей цели коллектива, в конечном случае – работе на заданном уровне продуктивности. Показателями психоклимата в данном случае будут общегрупповая экспансивность на уровне ниже средней, наличие нескольких неформальных лидеров и изолированность отдельных членов коллектива. В процессе и результате общения появляются пары или группы личностей с объективно несовместимыми установками, взглядами, целями, потребностями и способами действия в конкретных ситуациях. Во-вторых, необходимость повышения нравственного здоровья коллектива не связана с низкими показателями экспансивности и сплоченности. В таких группах нет гарантии того, что люди во всех случаях будут соотносить свои действия и поступки с требованиями морали и законности. Отличия психологического климата в таком коллективе заключается в том, что общегрупповая экспансивность проявляется лишь в ориентации на специфические критерии, не совпадающие с общегрупповой целью. Решение задачи повышения нравственного здоровья коллектива в первом случае состоит, прежде всего, чтобы правильно, в соответствии с особенностями коллектива, выбрать средства смягчения напряженности и правильно определить факторы сплоченности коллектива. Во втором случае необходимо создать условия для правильной ориентированности деятельности коллектива для подчиненности индивидуальных целей общегрупповой цели и для повышения прочности внутриколлективных нравственно-психологических связей. Это может быть достигнуто в частности путем перестройки технологической цепочки с целью перераспределения технологических операций между работниками. Таким образом, приводятся в соответствии с особенностями коллектива взаимозависимости между отдельными рабочими местами. Вторая проблема заключается в повышении общего комфорта социальной среды труда. Эта задача следующего уровня совершенствования психоклимата в трудовом коллективе. Конкретные средства ее решения многообразны. Их эффективность зависит от того, насколько правильно поняты многообразные причины дискомфорта. Рассмотрим некоторые из них. Первая причина – не рациональный характер материальной (экономической) связи между членами коллектива для данного конкретного случая. Прежде всего, это касается системы материального поощрения или системы санкций за нарушения. Вторая причина – высокая текучесть кадров под влиянием каких-либо причин, непосредственно не связанных с психологическим климатом. Третья причина – неблагоприятная планировка рабочих мест в зависимости от вида труда, от особенностей личности каждого члена коллектива, от возможного и необходимого общения рабочих в процессе труда в течение рабочего дня. Например, если общение возможно и желательно членами коллектива, а планировка рабочих мест препятствует этому, возникает досада, напряженность от неудовлетворенности и стремлению к общению и в итоге – моральный дискомфорт. Или наоборот, частые общения в процессе труда мешают, снижают продуктивность, а планировка рабочих мест не способствует индивидуальному сосредоточению, вследствие чего создается напряженность. Для решения этой проблемы при планировке рабочих мест необходимо правильно оценить и учесть меру потребности членов коллектива в общении друг с другом. Все эти мероприятия предопределяются содержанием труда на каждом рабочем месте и последовательностью самих рабочих мест, что задается технологией. Третья проблема – развитие органической системы вместо механической системы руководства коллективом. Она связана с правильностью выбора стиля руководства данным коллективом в конкретной ситуации. Иногда это может привести к замене руководителя. Оценка психоклимата в таком случае дополняется анализом особенностей реакции подчиненных на управляющее воздействие и соотношение популярности формального и неформального лидера. Достижение цели в решении рассматриваемой проблемы также сопровождается повышением уровня сплоченности коллектива и улучшением эмоционального фона во взаимоотношениях членов коллектива. Практическая реализация подобного рода исследований и разработок предполагает образование сплоченного коллектива, работающего в благоприятных условиях, и приносящего максимальную пользу и имеющую высокую продуктивность труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|