Этика. Эстетика. Философская антропология
Этика
Аблеев С. Р. Синергийная этика и евро-американские этические концепции XVIII-XX веков: компаративистский анализ философских корреляций // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm От автора: В работе проводится компаративистский анализ этической концепции евразийского антропокосмизма (синергийной этики) и наиболее влиятельных моральных теорий европейской и американской философии Нового и Новейшего времени. Автор приходит к выводу о созвучии идей синергийной этики определенным фундаментальным положениям моральной философии И. Канта, этике справедливости Дж. Роулза и этике ответственности Х. Йонаса. От библиографа: Обозначенные автором вопросы рассматриваются им в контексте «этической концепции евразийского антропокосмизма (теософия – Живая Этика)», которую он определяет как синергийную этику.
Башкова Н. В. Нравственно-аксиологическая проблематика в Учении Живой Этики и космической философии К. Э. Циолковского // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том IV. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. – С. 526-534. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2004. pdf От редакции: В нравственно-аксиологических взглядах философов-космистов рубежа XIX–XX вв. нашли воплощение космический оптимизм, идея ответственности и активно-преобразовательное отношение к человеку и миру в русле принципа их коэволюции. Концепции Н. К. и Е. И. Рерихов и К. Э. Циолковского созвучат в обосновании трёх восходящих уровней ценностей – материального (земного), общечеловеческого (духовного) и космического. Смысл жизни человека раскрывается как беспредельное познание, совершенствование и служение Общему Благу, а счастье – в оригинальном ракурсе мыслетворчества. Человек предстаёт как сотрудник и сотворец космической жизни, вдохновляющийся любовью и заботой обо всём сущем.
Башкова Н. В. Этические аспекты Учения Жизни: воля как огненное устремление // Гуманитарные исследования / Сборник научных трудов. – Тула: НИИ СП РАЕН, 2002 – Приложение. Том 4. – С. 17-25. – Веб-публикация: http: //svitk. ru/004_book_book/13b/2831_bahkova-aspekti. php От автора: Этика как особая научно-философская дисциплина, сливаясь с психологией, соединяет в себе прикладной характер знания, и одновременно абстрактно-рациональную форму философствования, в которой утверждаются духовно-ценностные начала как объективно существующие принципы жизни. Обращаясь к Учению Жизни (теософии и Учению Живой Этики), представленному такими именами, как Е. П. Блаватская (1831-1891), Ф. Ла Дью (1849-1922), Е. И. Рерих (1879-1955), Н. К. Рерих (1874-1947) и Б. Н. Абрамов (1897-1972), мы находим в нём новые ценностные категории и оригинальные подходы к решению «вечных» вопросов, составляющих предельное вопрошание философствующего разума. Одной из главных особенностей мировоззренческой " системы координат" Учения является введение космического измерения в разработку философских проблем, что естественно придаёт им новый масштаб и глубину. Вместе с тем, авторы Учения настаивают на научном, экспериментальном подходе к утверждаемым ими этическим положениям, которые устремившийся исследователь способен проверить на личном опыте при систематическом применении их в жизни. Нравственные принципы, согласно Учению, должны преобразить всю жизнь человека, формируя особый стиль и образ жизни. В этом процессе значительная роль отводится такой этической категории, как огненное устремление.
Крашкина Л. И. Категории добра и зла в книгах « Живой Этики » // «Живая Этика», наука и гармония. (Педагогика, метаистория, информология) / Сборник. – Донецк: Институт культуры ДонНТУ. – (Серия «Наука и “Живая Этика”»). – С. 33-40. – http: //nfo-mir. com/images/stories/pdf/sbornik/nfo_92. pdf
От автора: Проблема добра и зла – это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Сложность этой проблемы объясняется тем, что понятия «добро» и «зло» относятся к оценочным категориям познавательной практики человека. Они представляют собой наше суждение о мире, о взаимодействии природных сил и человека, о взаимоотношениях людей и т. д. Учение Живой Этики, продолжая существующие духовные традиции, при этом не только содержит широкое мировоззренческое обоснование практической ценности существования высоких этических идеалов в повседневной жизни, но и указывает на способ достижения этого состояния в мирской жизни.
Корсун А. Карма – динамический аспект Космоса. Опыт исследования // IX Рериховские чтения «Россия – страна великого будущего» / Материалы конференции. 2014 г. – Новосибирск: Россазия, 2016. – С. 88-106; Восход. – №3-4 (263-264). – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 2016. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/voshod/article/49635 От библиографа: Доклад на конференции «Рериховские чтения» посвящён рассмотрению возможности объективного рассмотрения такой сложной категории индийской философии как карма применительно к человеку в свете учения живой этики. Опубликован в сокращении.
Лавренова О. А. Идея Общины в Живой Этике и общественных проектах Н. К. Рериха // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 131-143. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»). От издателя: Внимание докладчика привлекли принципы построения общины в мировой практике. Исходя из того, что одними из высочайших принципов в её построении являются нравственная основа, духовная этика, осознание иерархии одухотворённого космоса, то можно говорить о космичности понятия общины. В докладе обращалось внимание на книги «Община» и «Напутствие вождю» о понимании духовной реальности и общинном сознании и на взгляды Рерихов на возможности построения духовной общины в нашей стране.
Можейко М. А. От «этики кодекса» к «этике творчества»: трансформация нравственного сознания в современной культуре // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления / Сборник научных трудов. Материалы научной конференции. Минск, 21-23 мая 2004 г. – Минск, 2005. – С. 288-322. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/ot-etiki-kodeksa-i-k-etike-tvorchestva-transformatsiya-nravstvennogo-soznaniya-v-sovremennoy-kulture/viewer От издательства: Выход синергетики на уровень метафизических обобщений о природе материи и сознания; место человека в творческом процессе космической эволюции; ренессанс метафизики в Живой Этике. Актуальность Живой Этики как целостной этической системы в современной культуре; сфера моральных ценностей с точки зрения эволюции и инволюции; философско-космологические, метафизические основания общечеловеческих ценностей. Традиционная этика и функционирование нравственного сознания в современных условиях: интерпретация феноменов ответственности, кризиса идентификации личности и др.
Расулова Т. С. Духовно-нравственные основы философии Живой Этики // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 197-207. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»). От издателя: Докладчик исследовала духовно-нравственные основы философии Живой Этики. Нравственность, согласно Живой Этике, должна стать нормой человеческого общежития, ведь без неё человек превращается в двуногое существо. Актуальность Живой Этики в том, что поднятые в ней проблемы взаимодействия человека со всей системой мироздания могут помочь ему отойти от зла и аморальности, понять своё высокое предназначение, смысл существования и место во Вселенной. Поскольку только невежественное сознание исповедует эгоизм и самость, то философия Живой Этики способствует обретению нравственных ориентиров в жизни, преодолению эгоистических стремлений ради Общего блага.
Трофимова Е. А. Этика на пороге нового мира (по письмам Е. И. Рерих А. И. Клизовскому) // Образ современности: этические и эстетические аспекты. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 185-187. От автора: Вдохновляющие и вдохновенные письма Е. И. Рерих А. И. Клизовскому, датированные с 08. 02. 1934 по 24. 08. 1936, являя нам высокое духовное соприкосновение двух выдающихся людей, высвечивают как мало известные грани их характеров, так и малоизученные аспекты понимания Учения Живой Этики. Темы философии и этики, затронутые в письмах, вплетены в контекст житейско-практических наставлений, в обзор теософской литературы, разбавлены любопытными и очень точными зарисовками духовной и социальной ситуации Индии того времени. Принцип сотрудничества и единения мыслится как высший космический «зов», как космическое установление. Проблема соотнесённости эволюции и инволюции и место человека в этом процессе-одна из основных в данной статье, выясняющей экологические и нравственные условия права человечества жить и творить в космосе. «Чистота истока» оказывается мифом, благодаря которому удается актуализировать некоторые архаические формы сознания, возродить забытые символы.
Шлемова Н. А. Соизмеримость и Единение как этический императив в парадигме золотой середины «Живой Этики» // Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. (Золотая середина истины России). (Духовные истоки и ноосферно-человеческий смысл). Том 2. (Россия, Китай и Центральная Азия) / Коллективная монография. Под ред. проф. Г. А. Югая. – Москва: Институт Дальнего Востока РАН, РАЕН, 2011. – С. 16. От библиографа: Автор рассматривает два принципа осознания из четырёх «камней», полагаемых в основу действий для последователей учения живой этики, в качестве безусловных установок в сознании, дающих возможность верного выбора поступка в соответствии с духом и сутью учения.
Яншин А. Л. Живая Этика – мировая этическая система // Перед Восходом. – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 1996, № 5 (25). – С. 2. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/upload/img/voshod/1996/1996-05-02.jpg От библиографа: Краткое эссе об общем значении учения живой этики Рерихов.
Яншин А. Л. Учение Рерихов – фундамент будущего // Перед Восходом. – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 1997, № 12 (44). – С. 2. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/upload/img/voshod/1997/1997-12-02.jpg От библиографа: Краткое эссе о значении учения живой этики Рерихов в общес контексте культуры человечества.
Эстетика
Аблеев С. Р. Философский символизм и сакральная эстетика художественного творчества Н. К. Рериха // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm От библиографа: Автор рассматривает некоторые аспекты художественного творчества Н. К. Рериха в свете учения живой этики.
Попова Л. О. Понимание красоты духа в учении Живой Этики // Аналитика культурологии. (Электронное научное издание). – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2010. – С. . – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/ponimanie-krasoty-duha-v-uchenii-zhivoy-etiki/viewer От издателей: В статье рассматривается роль красоты духа в жизни народов и в духовном развитии человека. Приводятся примеры из истории, свидетельствующие о значимости категории. Статья написана на основе Учения Живой Этики, в котором красота является высшей теологической ценностью и рассматривается в космо-психологическом, антропологическом, аксиологическом аспекте.
Самохина Н. Е. Идеи Агни Йоги и философский символизм живописи Н. К. Рериха // Человек и культура. – Москва, 2012. – № 1. – С. 102-133. – Веб-публикация: https: //e-notabene. ru/ca/article_54. html От редакции: Статья посвящена тесной взаимосвязи художественного творчества Н. К. Рериха с философскими идеями учения Агни-Йоги. Основным результатом исследования является сделанный автором статьи вывод о том, что тематика живописного творчества Н. К. Рериха весьма близка философским идеям учения Агни-Йоги, а философский символизм художественных произведений живописца тесно связан с основными положениями данного учения.
Самохина Н. Е. Философский символизм живописного творчества Н. К. Рериха // Культура и искусство. – Москва, 2012. – № 5. – С. 67-74. – Веб-публикация: https: //www. nbpublish. com/library_get_pdf. php? id=20967 От редакции: Статья посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н. К. Рериха. Одной из главных целей статьи является сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. К. Рериха с философской проблематикой учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 1924–1938 годах.
Шлемова Н. А. Смысл и значение Красоты в Учении Живой Этики // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда / Антология. – Москва: Институт философии РАН, 2005. – С. 221-237. – Веб-публикация: https: //docplayer. com/81604263-Publikacii-smysl-i-znachenie-krasoty-v-uchenii-zhivoy-etiki-antologiya-sostavlenie-n-a-shlemovoy. html От издательства: Автор рассматривает категорию Красоты в качестве одной из центральных категорий мировоззрения и этического ориентира в учении живой этики.
Шлемова Н. А. Эстетика Агни Йоги // Научное и постнаучное в современной эстетике. Материалы Овсянниковской международной эстетической конференции II / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Философский факультет. Кафедра эстетики. – Москва, 2006. – С. 143-166. – Веб-публикация: http: //www. facets. ru/articles7/shlemova1. htm От издательства: Автор анализирует эстетические принципы учения живой этики в общем контексте мировой философии и искусства. Шлемова Н. А. Эстетика трансцендентного в Живой Этике // Единое Знание / Научно-философский и духовно-художественный веб-журнал. – 2019, ноябрь 12. – http: //jezmmm. ru/meta/brus/2019/11/12/n-a-shlemova-estetika-transczendentnogo-v-zhivoj-etike/, а также: http: //www. proza. ru/2014/02/28/167 Краткое вступление автора: Эстетика трансцендентного как методология познания Космоса в философской системе «Живой Этики». Живая Этика, или Агни-Йога – универсальная может быть философская система, давшая совершенно новое (метафизико-эстетическое) представление об организации Космоса и о процессах, происходящих на Земле как одной из составляющих Космоса. Ярко выраженная эстетическая тональность Живой Этики наиболее полно выражает её космологическую эйдологию.
Философская антропология
Аблеев С. Р. История развития Йоги: основные этапы и тенденции // Дельфис. – Москва, 2003, №1 (33). – Веб-публикация: http: //www. delphis. ru/journal/article/istoriya-razvitiya-iogi-osnovnye-etapy-i-tendentsii От библиографа: Автор рассматривает историю развития классической индийской йоги с выходом на агни-йогу как систему духовной практики учения живой этики.
Аблеев С. Р. Классическая и современная Йога: некоторые аспекты истории и философии // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm От библиографа: Автор рассматривает историю развития классической индийской йоги с выходом на агни-йогу как систему духовной практики учения живой этики.
Аблеев С. Р. Космические истоки разумной жизни: трансбиологическая диалектика антропогенеза и научные горизонты философской метафизики Востока // Веб-сайт «Этика во мне». – http: //etikavomne. ru/issledovaniya/kosmicheskie-istoki-razumnoj-zhizni Вступление автора: Вопросы о происхождении земной жизни и земного разума принадлежат к числу самых фундаментальных научных проблем, не получивших удовлетворительного разрешения до настоящего времени. Они имеют крайне важное значение не только для академической науки, но и для каждого человека вообще, так как содержат в себе, прежде всего, мировоззренческий смысл. От библиографа: Автор освещает эти вопросы в свете философско-мистической традиции теософии Е. П. Блаватской и учения живой этики Рерихов.
Аблеев С. Р. Некоторые проблемы духовной практики Агни Йоги // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm От библиографа: Автор рассматривает некоторые аспекты агни-йоги, как психо-духовной практики учения живой этики в контексте классической йоги и теософии Е. П. Блаватской.
Андреев И. В. Символические экзистенциалы в последних книгах Живой Этики // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том III, ч. 2. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – С. 152-158. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2003-2. pdf От автора: Одна из задач моего доклада – остаться в полноте символа при толковании Этики Высшего Собеседования. Поэтому я буду говорить о взаимодей ствии субъектов. Философствование понимается здесь как трансцендирующий акт – в высоты Духа и глубины Души, совершаемый каждой человеческой личностью. Акт этот происходит на основе глубинного постоянства устой чивых нравственных чувств, завершаясь достижением коммуникативной взаимности с другими существами. Устой чивое повторение процесса философствования как ряда коэкзистенциальных акттрансцензусов имеет своим результатом гармонизацию человеческих существ, укоренё нных в коэкзистенции человечности «здесь-теперь» сосуществования. Полнота данного момента гармонизуется с полнотой постоянства следов былого в нынешнем сосуществовании вместе с возможностями проектов будущего. Этот доклад – один из таких проектов философствования, изложенный в форме описания символических экзистенциалов при этическом собеседовании с Братством, открытый к будущему в коммуникации и внимательно-бережный к прошедшему-былому.
Башкова Н. В. Диалектика вечного и преходящего в новой иммортологии русских космистов // Русский космизм: философско-антропологический проект: Сборник научных статей. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2012. – С. 278-286. – Веб-публикация (с изменённым названием): http: //etikavomne. ru/issledovaniya/ideya-bessmertiya-v-filosofii-russkogo-kosmizma От редакции: Русские философы-космисты (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. К. и Е. И. Рерихи) создали новую концепцию бессмертия, для которой характерна рациональная вера (вне церковно-христианской доктрины) в возможность его достижения. В статье рассматриваются несколько вариантов бессмертия человека, непременно связанные с его счастливым состоянием: атомарный, физический, энерго-телепатический, духовно-индивидуальный. Показаны общие признаки и различия в понимании бессмертия, связанные с основными положениями философских концепций космистов. Важной особенностью доктрины бессмертия в Учении Живой Этики является идея сохранения духовной части индивидуального сознания человека.
Башкова Н. В. Самосовершенствование как духовное творчество. Концепция музея образов // Веб-сайт «Сибирское Рериховское Общество». – https: //sibro. ru/letters/detail/49616 От автора: Духовное самосовершенствование рассматривается в статье как особая форма творчества самосозидания. Согласно Учению Живой Этики, духовное начало человека содержит в своём потенциале беспредельный спектр свойств и способностей, которые постепенно разворачиваются в его сознании. На определённой ступени эволюции каждый человек призван сделать важнейший переход от инертной жизни, основанной на инстинктах, рефлексах и стереотипах повседневного окружения, к сознательному овладению законами психической жизни. Автор статьи выделяет три этапа духотворчества: восприятие и познание высших идей; их оформление в индивидуально близких сознанию, устойчивых мыслеобразах; применение в практике жизни. Приводятся примеры мыслеобразов из Живой Этики и «Граней Агни Йоги» для продуктивного развития воображения.
Жигота В. Э. Философия творчества Живой Этики и традиция трансцендентально-эволюционного космизма // Труды Объединённого научного центра проблем космического мышления. Том 1. – Москва: Международный центр Рерихов, 2007. – С. 155-227. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/filosofiya-tvorchestva-zhivoy-etiki-i-traditsiya-transtsendentalno-evolyutsionnogo-kosmizma/viewer От издательства: Основные смыслы творчества. Понятие «творчество» в европейской и восточной традициях. Онтологические основания концепции творчества. Историко-культурный контекст идей Живой Этики относительно природы человеческого творчества. Иерархия Мироздания в русской философской традиции и Живой Этике. Рассматриваются доктрины эволюции, труда, красоты в контексте творчества. Эволюция человека в свете раскрытия его творческого потенциала.
Иванов А. В. Феномен сознания и перспективы его изучения с позиций Живой Этики // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления / Сборник научных трудов. Материалы научной конференции. Минск, 21-23 мая 2004 г. – Минск, 2005. – С. 234-239; Культура и время. – Москва, 2005, № 2; первоначальное название статьи: «Перспективы изучения сознания с позиций Живой Этики». – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/fenomen-soznaniya-i-perspektivy-ego-izucheniya-s-pozitsiy-zhivoy-etiki/viewer От издательства: Осмысление феномена сознания в русской религиозной философии и Живой Этике; природа, свойства и функции сознания. Методологический подход к изучению сознания в Живой Этике и современной науке; принцип иерархичности и качественного различия сознаний; понятия «утонченное» и «расширенное» сознание. Роль сердца в эволюции сознания, в устремлении человека к совершенствованию и самопознанию.
Лебеденко А. А. Живая Этика о внутренней и внешней природе человека // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 399-419. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»). От издателя: Докладчик акцентировал внимание на том, что природа человека двойственна: внутренняя – духовная, тонкоматериальная (или огненная) и внешняя – физическая, плотноматериальная. Внутренняя (огненная) сила проявляется через дух (формирующий индивидуальность), а внешняя выражается в личностном аспекте (самости, эгоизме). Совершенствование тонкоматериальной структуры подвержено влиянию, с одной стороны, плотной материи и, в другой стороны, космической стихии огня. Живая Этика утверждает: внутренний человек – это вечный ученик, вечный учащийся в Великой космической школе жизни, и такой непрерывный процесс обучения, заключающийся в постоянном росте и совершенствовании духа, беспределен. Если человек физический есть шедевр природы, то человек внутренний – шедевр эволюции одухотворённого космоса.
Макаров В. В. Учение Живой Этики об особенностях интеллекта // Зов времени / Электронный альманах Сибирского рериховского общества. – Рубрика «Нам пишут». – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 2017. – Веб-публикация: https: //sibro. ru/letters/detail/50192 От автора: Статья посвящена рассмотрению вопроса об интеллекте, как составной части человеческой природы, в общей картине её деятельности с точки зрения теософии Е. П. Блаватской и учения живой этики Рерихов с привлечением идей из записей Б. Н. Абрамова.
Мельников В. Л. Понятие разума в философском наследии Рерихов // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том III, ч. 2. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – С. 158-168. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2003-2. pdf От автора: Учение живой этики даёт совершенно оригинальное понимание понятия разума, которое рассмотрено в данной статье в разных аспектах
Новиков А. А. К вопросу о сознании человека в Учении Живой Этики и в современной науке: сравнительный анализ // Петербургский Рериховский сборник: Вып. X. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, 2017. – С. 112-119. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/prs/PRS-10. pdf Вступление и заключение автора: В Учении Живой Этики человеческое сознание рассматривается как трёхуровневая энергетическая система, образованная низшим сознанием (подсознанием), средним сознанием (бодрствующим сознанием, интеллектом) и высшим сознанием (сверхсознанием). ... Проведённый нами сравнительный анализ указал на наличие определённых соответствий между идеями о сознании человека, содержащимися в Учении Живой Этики, и научными представлениями о нём. Надеемся, что дальнейшие научные исследования в данной области смогут пролить больше света на существующую в настоящее время загадку сознания. Новиков А. А. Концепция сознания человека в Учении Живой Этики как веха на пути развития науки // Этика и наука будущего / Материалы междисциплинарной научной конференции – 2012. (Синтез идей). – Москва: Дельфис, 2012. – Веб-публикация: http: //www. delphis. ru/journal/article/kontseptsiya-soznaniya-cheloveka-v-uchenii-zhivoi-etiki-kak-vekha-na-puti-razvitiya- Из вступления автора: В Учении Живой Этики человеческое сознание представляется трёхуровневой энергетической системой, образованной низшим сознанием (подсознанием), средним сознанием (бодрствующим сознанием, интеллектом) и высшим сознанием (сверхсознанием). Парошина Р. А. Духовность и её развитие в свете синтеза науки, философии и религии // Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века: Сборник научных статей. – Красноярск, 2003. – С. 235-251. – Веб-публикация: http: //oozv. narod. ru/nauka/paroshina_duhovnost. htm От библиографа: Статья посвящена вопросам смыслу и содержанию понятия духовности и путях её развития в человеке на материале учения живой этики. Парошина Р. А. Духовность человека в контексте философско-этического учения Живой Этики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2006, № 1. – С. 43-50. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/duhovnost-cheloveka-v-kontekste-filosofsko-eticheskogo-ucheniya-zhivoy-etiki/viewer От издателей: До настоящего времени нет единого мнения, что же есть духовность человека, в чём её сущность и какова её роль в становлении и развитии человека. В статье сделана попытка рассмотреть обозначенные проблемы в контексте антропокосмических идей философско-этического Учения Живой Этики.
Самохина Н. Е. Многомерный человек в учении Агни Йоги // Человек. Москва, 2007. – № 2. – С. 87-97. – Веб-публикация: https: //elibrary. ru/item. asp? id=9468820 От редакции: Психофизической проблеме, состоящей в интерпретации механизмов, обеспечивающих взаимодействие и гармонию между душой и телом, придается большое внимание во многих философских учениях. В наше время эта проблема является одной из стержневых в биофилософии. Вниманию читателей предлагается оригинальная интерпретация психофизической проблемы, изложенная в учении Агни Йоги, или Живой Этики. От автора: В статье анализируются основные взгляды создателей учения Живой Этики, относительно природы мысли и мышления, а также о важности культуры мышления в процессе эволюции как отдельного индивида, так и общества в целом.
Самохина Н. Е. Понятие психической энергии в философской психологии Агни-Йоги // Психолог. – 2018. – № 2. – С. 13-29. – Веб-публикация: https: //nbpublish. com/library_read_article. php? id=25689 От редакции: В статье представлен анализ основных положений учения о психической энергии в философской психологии Агни-Йоги, или Живой Этики, одном из самых малоизученных учений современности, созданном Е. И. Рерих. В работе рассмотрены представления авторов Агни-Йоги об онтологическом статусе психической энергии и основном ее источнике (сознании-душе) в организме человека. Основная часть статьи посвящена анализу учения Агни-Йоги о свойствах психической энергии и ее влиянии на здоровье индивида.
Самохина Н. Е. Проблема сознания в индо-тибетской философской традиции // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005). В 5 томах / Российское философское общество, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт философии Российской академии наук, Министерство науки и образования Российской Федерации. – Т. 1. – Москва: Современные тетради, 2005. – С. 286. От редакции: Доклад посвящён интерпретации психофизической проблемы в учении Агни Йоги, в частности, основным представлениям авторов данного учения о природе сознания.
Соколов В. Г. Живая Этика в системе «космическая эволюция – метаистория – культура» // Труды Объединённого научного центра проблем космического мышления. Т. 3. – Москва: Международный центр Рерихов, 2013. – С. 75-81. – Веб-публикации: 1) https: //cyberleninka. ru/article/n/zhivaya-etika-v-sisteme-kosmicheskaya-evolyutsiya-metaistoriya-kultura-1/viewer, 2) https: //cyberleninka. ru/article/n/zhivaya-etika-v-sisteme-kosmicheskaya-evolyutsiya-metaistoriya-kultura/viewer От издательства: Место человека в энергетической структуре Мироздания; связь человека с творческими ритмами Макрокосма. Система воздействия космической эволюции на человечество. Знание как энергетический творческий импульс духовного развития человечества; метаисторическое творчество в форме создания Живой Этики. Роль культуры в самоусовершенствовании и выстраивании связи человека с мирами высокого состояния материи.
Фотиева И. В. Концепция нравственного развития индивида в философии Живой Этики // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филоcофские аспекты осмысления / Сборник научных трудов. – Минск: Белорусский государственный университет, 2005. – С. 323-334. – Веб-публикация: http: //www. lomonosov. org/aspects/fouraspects281213. html От автора: В статье выделяются основные проблемы философской этики, связанные, прежде всего, с самим пониманием морали. В современных теоретических интерпретациях мораль лишилась своих «корней». Это ведёт, в свою очередь, к нарастающим негативным практическим следствиям, так как лишенная своей основы мораль становится «необязательной». В то же время целый ряд направлений философско-этической мысли, напротив, рассматривал мораль как многоуровневый феномен, укорененный в бытии, откуда следует, что ее базовые требования не случайны и не «конвенциальны», а закономерны. Данный подход был блестяще развит в учении Живой Этики.
Фролов В. В. Живая Этика и субъект познания // Материалы XI Международной научно-практической конференции Севастопольского научно-технического университета «Научный поиск в едином культурном пространстве». – Севастополь, 2010. – С. 29-35. От библиографа: Публикация является вариантом статьи «Философия Живой Этики как методология научного осмысления творческого наследия Рерихов».
Шлемова Н. А. «Живая Этика» как философия антропокосмизма //Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. (Духовные истоки и ноосферно-человеческий смысл). Том 1. (Россия, Китай и Центральная Азия) / Коллективная монография. Под ред. проф. Г. А. Югая. – Москва: Институт Дальнего Востока РАН, РАЕН, 2008. – С. 129-146. – Веб-публикация: http: //www. lomonosov. org/article/philosophy_anthropocosmism. htm От автора: Учение Живой Этики принадлежит к памятникам философской мысли, в нашем веке оно уже введено в состав Новой философской энциклопедии (ИФ РАН, 2001), активно входит в научный оборот [27]. Как культурно-философский феномен, «Живая Этика» базируется на традициях трансгималайского эзотеризма, трансформировавшего опыт двух мировых религий: буддизма и христианства, сокровенную мудрость Востока и некоторые научные достижения Запада. «Живая Этика» представляет собой своеобразный вариант системы познания профетического типа, синтезирующей в себе научную и вненаучную познавательные практики и претендующей на статус новой единой космопланетарной мировоззренческой парадигмы на пороге грядущей Космической эволюции человечества. Универсальная философия антропокосмизма, представленная в Живой Этике, базирующаяся на принципах универсального эволюционизма, по мнению автора, вполне может составить универсальную парадигму (или методологию) гуманитарного исследования. И представляет собой одно из оснований новой научно-философской картины мира, её метафизический модус или вектор. На наш взгляд, Живая Этика интегрирует мировую культуру на современном этапе развития, указывая пути выхода из системного цивилизационного кризиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|