Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика. Эстетика. Философская антропология




Этика

 

Аблеев С. Р. Синергийная этика и евро-американские этические концепции XVIII-XX веков: компаративистский анализ философских корреляций // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От автора: В работе проводится компаративистский анализ этической концепции евразийского антропокосмизма (синергийной этики) и наиболее влиятельных моральных теорий европейской и американской философии Нового и Новейшего времени. Автор приходит к выводу о созвучии идей синергийной этики определенным фундаментальным положениям моральной философии И. Канта, этике справедливости Дж. Роулза и этике ответственности Х. Йонаса.

От библиографа: Обозначенные автором вопросы рассматриваются им в контексте «этической концепции евразийского антропокосмизма (теософия – Живая Этика)», которую он определяет как синергийную этику.

 

Башкова Н. В. Нравственно-аксиологическая проблематика в Учении Живой Этики и космической философии К. Э. Циолковского // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том IV. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. – С. 526-534. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2004. pdf

От редакции: В нравственно-аксиологических взглядах философов-космистов рубежа XIX–XX вв. нашли воплощение космический оптимизм, идея ответственности и активно-преобразовательное отношение к человеку и миру в русле принципа их коэволюции. Концепции Н. К. и Е. И. Рерихов и К. Э. Циолковского созвучат в обосновании трёх восходящих уровней ценностей – материального (земного), общечеловеческого (духовного) и космического. Смысл жизни человека раскрывается как беспредельное познание, совершенствование и служение Общему Благу, а счастье – в оригинальном ракурсе мыслетворчества. Человек предстаёт как сотрудник и сотворец космической жизни, вдохновляющийся любовью и заботой обо всём сущем.

 

Башкова Н. В. Этические аспекты Учения Жизни: воля как огненное устремление // Гуманитарные исследования / Сборник научных трудов. – Тула: НИИ СП РАЕН, 2002 – Приложение. Том 4. – С. 17-25. – Веб-публикация: http: //svitk. ru/004_book_book/13b/2831_bahkova-aspekti. php

От автора: Этика как особая научно-философская дисциплина, сливаясь с психологией, соединяет в себе прикладной характер знания, и одновременно абстрактно-рациональную форму философствования, в которой утверждаются духовно-ценностные начала как объективно существующие принципы жизни.

Обращаясь к Учению Жизни (теософии и Учению Живой Этики), представленному такими именами, как Е. П. Блаватская (1831-1891), Ф. Ла Дью (1849-1922), Е. И. Рерих (1879-1955), Н. К. Рерих (1874-1947) и Б. Н. Абрамов (1897-1972), мы находим в нём новые ценностные категории и оригинальные подходы к решению «вечных» вопросов, составляющих предельное вопрошание философствующего разума. Одной из главных особенностей мировоззренческой " системы координат" Учения является введение космического измерения в разработку философских проблем, что естественно придаёт им новый масштаб и глубину. Вместе с тем, авторы Учения настаивают на научном, экспериментальном подходе к утверждаемым ими этическим положениям, которые устремившийся исследователь способен проверить на личном опыте при систематическом применении их в жизни. Нравственные принципы, согласно Учению, должны преобразить всю жизнь человека, формируя особый стиль и образ жизни. В этом процессе значительная роль отводится такой этической категории, как огненное устремление.

 

Крашкина Л. И. Категории добра и зла в книгах « Живой Этики » // «Живая Этика», наука и гармония. (Педагогика, метаистория, информология) / Сборник. – Донецк: Институт культуры ДонНТУ. – (Серия «Наука и “Живая Этика”»). – С. 33-40. – http: //nfo-mir. com/images/stories/pdf/sbornik/nfo_92. pdf

От автора: Проблема добра и зла – это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Сложность этой проблемы объясняется тем, что понятия «добро» и «зло» относятся к оценочным категориям познавательной практики человека. Они представляют собой наше суждение о мире, о взаимодействии природных сил и человека, о взаимоотношениях людей и т. д.

Учение Живой Этики, продолжая существующие духовные традиции, при этом не только содержит широкое мировоззренческое обоснование практической ценности существования высоких этических идеалов в повседневной жизни, но и указывает на способ достижения этого состояния в мирской жизни.

 

Корсун А. Карма – динамический аспект Космоса.    Опыт исследования // IX Рериховские чтения «Россия – страна великого будущего» / Материалы конференции. 2014 г. – Новосибирск: Россазия, 2016. – С. 88-106; Восход. – №3-4 (263-264). – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 2016. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/voshod/article/49635

От библиографа: Доклад на конференции «Рериховские чтения» посвящён рассмотрению возможности объективного рассмотрения такой сложной категории индийской философии как карма применительно к человеку в свете учения живой этики. Опубликован в сокращении.

 

Лавренова О. А. Идея Общины в Живой Этике и общественных проектах Н. К. Рериха // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 131-143. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: Внимание докладчика привлекли принципы построения общины в мировой практике. Исходя из того, что одними из высочайших принципов в её построении являются нравственная основа, духовная этика, осознание иерархии одухотворённого космоса, то можно говорить о космичности понятия общины. В докладе обращалось внимание на книги «Община» и «Напутствие вождю» о понимании духовной реальности и общинном сознании и на взгляды Рерихов на возможности построения духовной общины в нашей стране.

 

Можейко М. А. От «этики кодекса» к «этике творчества»: трансформация нравственного сознания в современной культуре // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления / Сборник научных трудов. Материалы научной конференции. Минск, 21-23 мая 2004 г. – Минск, 2005. – С. 288-322. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/ot-etiki-kodeksa-i-k-etike-tvorchestva-transformatsiya-nravstvennogo-soznaniya-v-sovremennoy-kulture/viewer

От издательства: Выход синергетики на уровень метафизических обобщений о природе материи и сознания; место человека в творческом процессе космической эволюции; ренессанс метафизики в Живой Этике. Актуальность Живой Этики как целостной этической системы в современной культуре; сфера моральных ценностей с точки зрения эволюции и инволюции; философско-космологические, метафизические основания общечеловеческих ценностей. Традиционная этика и функционирование нравственного сознания в современных условиях: интерпретация феноменов ответственности, кризиса идентификации личности и др.

 

Расулова Т. С. Духовно-нравственные основы философии Живой Этики // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 197-207. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: Докладчик исследовала духовно-нравственные основы философии Живой Этики. Нравственность, согласно Живой Этике, должна стать нормой человеческого общежития, ведь без неё человек превращается в двуногое существо. Актуальность Живой Этики в том, что поднятые в ней проблемы взаимодействия человека со всей системой мироздания могут помочь ему отойти от зла и аморальности, понять своё высокое предназначение, смысл существования и место во Вселенной. Поскольку только невежественное сознание исповедует эгоизм и самость, то философия Живой Этики способствует обретению нравственных ориентиров в жизни, преодолению эгоистических стремлений ради Общего блага.

 

Трофимова Е. А. Этика на пороге нового мира (по письмам Е. И. Рерих А. И. Клизовскому) // Образ современности: этические и эстетические аспекты. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 185-187.

От автора: Вдохновляющие и вдохновенные письма Е. И. Рерих А. И. Клизовскому, датированные с 08. 02. 1934 по 24. 08. 1936, являя нам высокое духовное соприкосновение двух выдающихся людей, высвечивают как мало известные грани их характеров, так и малоизученные аспекты понимания Учения Живой Этики. Темы философии и этики, затронутые в письмах, вплетены в контекст житейско-практических наставлений, в обзор теософской литературы, разбавлены любопытными и очень точными зарисовками духовной и социальной ситуации Индии того времени.

Принцип сотрудничества и единения мыслится как высший космический «зов», как космическое установление. Проблема соотнесённости эволюции и инволюции и место человека в этом процессе-одна из основных в данной статье, выясняющей экологические и нравственные условия права человечества жить и творить в космосе. «Чистота истока» оказывается мифом, благодаря которому удается актуализировать некоторые архаические формы сознания, возродить забытые символы.

 

Шлемова Н. А. Соизмеримость и Единение как этический императив в парадигме золотой середины «Живой Этики» // Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. (Золотая середина истины России). (Духовные истоки и ноосферно-человеческий смысл). Том 2. (Россия, Китай и Центральная Азия) / Коллективная монография. Под ред. проф. Г. А. Югая. – Москва: Институт Дальнего Востока РАН, РАЕН, 2011. – С. 16.

От библиографа: Автор рассматривает два принципа осознания из четырёх «камней», полагаемых в основу действий для последователей учения живой этики, в качестве безусловных установок в сознании, дающих возможность верного выбора поступка в соответствии с духом и сутью учения.

 

Яншин А. Л. Живая Этика – мировая этическая система // Перед Восходом. – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 1996, № 5 (25). – С. 2. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/upload/img/voshod/1996/1996-05-02.jpg

От библиографа: Краткое эссе об общем значении учения живой этики Рерихов.

 

Яншин А. Л. Учение Рерихов – фундамент будущего // Перед Восходом. – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 1997, № 12 (44). – С. 2. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/upload/img/voshod/1997/1997-12-02.jpg

От библиографа: Краткое эссе о значении учения живой этики Рерихов в общес контексте культуры человечества.

 

Эстетика

 

Аблеев С. Р. Философский символизм и сакральная эстетика художественного творчества Н. К. Рериха // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От библиографа: Автор рассматривает некоторые аспекты художественного творчества Н. К. Рериха в свете учения живой этики.

 

Попова Л. О. Понимание красоты духа в учении Живой Этики // Аналитика культурологии. (Электронное научное издание). – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2010. – С. . – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/ponimanie-krasoty-duha-v-uchenii-zhivoy-etiki/viewer

От издателей: В статье рассматривается роль красоты духа в жизни народов и в духовном развитии человека. Приводятся примеры из истории, свидетельствующие о значимости категории. Статья написана на основе Учения Живой Этики, в котором красота является высшей теологической ценностью и рассматривается в космо-психологическом, антропологическом, аксиологическом аспекте.

 

Самохина Н. Е. Идеи Агни Йоги и философский символизм живописи Н. К. Рериха // Человек и культура. – Москва, 2012. – № 1. – С. 102-133. – Веб-публикация: https: //e-notabene. ru/ca/article_54. html

От редакции: Статья посвящена тесной взаимосвязи художественного творчества Н. К. Рериха с философскими идеями учения Агни-Йоги. Основным результатом исследования является сделанный автором статьи вывод о том, что тематика живописного творчества Н. К. Рериха весьма близка философским идеям учения Агни-Йоги, а философский символизм художественных произведений живописца тесно связан с основными положениями данного учения.

 

Самохина Н. Е. Философский символизм живописного творчества Н. К. Рериха // Культура и искусство. – Москва, 2012. – № 5. – С. 67-74. – Веб-публикация: https: //www. nbpublish. com/library_get_pdf. php? id=20967

От редакции: Статья посвящена анализу основных философских идей, лежащих в основе художественного творчества выдающего русского художника Н. К. Рериха. Одной из главных целей статьи является сравнительный анализ тематики художественных произведений Н. К. Рериха с философской проблематикой учения Агни Йоги, или Живой Этики, созданного семьей Рерих в сотрудничестве с индийским философом Махатмой Мориа в 1924–1938 годах.

 

Шлемова Н. А. Смысл и значение Красоты в Учении Живой Этики // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда / Антология. – Москва: Институт философии РАН, 2005. – С. 221-237. – Веб-публикация: https: //docplayer. com/81604263-Publikacii-smysl-i-znachenie-krasoty-v-uchenii-zhivoy-etiki-antologiya-sostavlenie-n-a-shlemovoy. html

От издательства: Автор рассматривает категорию Красоты в качестве одной из центральных категорий мировоззрения и этического ориентира в учении живой этики.

 

Шлемова Н. А. Эстетика Агни Йоги // Научное и постнаучное в современной эстетике. Материалы Овсянниковской международной эстетической конференции II / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Философский факультет. Кафедра эстетики. – Москва, 2006. – С. 143-166. – Веб-публикация: http: //www. facets. ru/articles7/shlemova1. htm

От издательства: Автор анализирует эстетические принципы учения живой этики в общем контексте мировой философии и искусства.

Шлемова Н. А. Эстетика трансцендентного в Живой Этике // Единое Знание / Научно-философский и духовно-художественный веб-журнал. – 2019, ноябрь 12. – http: //jezmmm. ru/meta/brus/2019/11/12/n-a-shlemova-estetika-transczendentnogo-v-zhivoj-etike/, а также: http: //www. proza. ru/2014/02/28/167

Краткое вступление автора: Эстетика трансцендентного как методология познания Космоса в философской системе «Живой Этики». Живая Этика, или Агни-Йога – универсальная может быть философская система, давшая совершенно новое (метафизико-эстетическое) представление об организации Космоса и о процессах, происходящих на Земле как одной из составляющих Космоса.

Ярко выраженная эстетическая тональность Живой Этики наиболее полно выражает её космологическую эйдологию.

 

Философская антропология

 

Аблеев С. Р. История развития Йоги: основные этапы и тенденции // Дельфис. – Москва, 2003, №1 (33). – Веб-публикация: http: //www. delphis. ru/journal/article/istoriya-razvitiya-iogi-osnovnye-etapy-i-tendentsii

От библиографа: Автор рассматривает историю развития классической индийской йоги с выходом на агни-йогу как систему духовной практики учения живой этики.

 

Аблеев С. Р. Классическая и современная Йога: некоторые аспекты истории и философии // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От библиографа: Автор рассматривает историю развития классической индийской йоги с выходом на агни-йогу как систему духовной практики учения живой этики.

 

Аблеев С. Р. Космические истоки разумной жизни: трансбиологическая диалектика антропогенеза и научные горизонты философской метафизики Востока // Веб-сайт «Этика во мне». – http: //etikavomne. ru/issledovaniya/kosmicheskie-istoki-razumnoj-zhizni

Вступление автора: Вопросы о происхождении земной жизни и земного разума принадлежат к числу самых фундаментальных научных проблем, не получивших удовлетворительного разрешения до настоящего времени. Они имеют крайне важное значение не только для академической науки, но и для каждого человека вообще, так как содержат в себе, прежде всего, мировоззренческий смысл.

От библиографа: Автор освещает эти вопросы в свете философско-мистической традиции теософии Е. П. Блаватской и учения живой этики Рерихов.

 

Аблеев С. Р. Некоторые проблемы духовной практики Агни Йоги // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От библиографа: Автор рассматривает некоторые аспекты агни-йоги, как психо-духовной практики учения живой этики в контексте классической йоги и теософии Е. П. Блаватской.

 

Андреев И. В. Символические экзистенциалы в последних книгах Живой Этики // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том III, ч. 2. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – С. 152-158. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2003-2. pdf

От автора: Одна из задач моего доклада – остаться в полноте символа при толковании Этики Высшего Собеседования. Поэтому я буду говорить о взаимодей ствии субъектов. Философствование понимается здесь как трансцендирующий акт – в высоты Духа и глубины Души, совершаемый каждой человеческой личностью. Акт этот происходит на основе глубинного постоянства устой чивых нравственных чувств, завершаясь достижением коммуникативной взаимности с другими существами. Устой чивое повторение процесса философствования как ряда коэкзистенциальных акттрансцензусов имеет своим результатом гармонизацию человеческих существ, укоренё нных в коэкзистенции человечности «здесь-теперь» сосуществования. Полнота данного момента гармонизуется с полнотой постоянства следов былого в нынешнем сосуществовании вместе с возможностями проектов будущего. Этот доклад – один из таких проектов философствования, изложенный в форме описания символических экзистенциалов при этическом собеседовании с Братством, открытый к будущему в коммуникации и внимательно-бережный к прошедшему-былому.

 

Башкова Н. В. Диалектика вечного и преходящего в новой иммортологии русских космистов // Русский космизм: философско-антропологический проект: Сборник научных статей. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2012. – С. 278-286. – Веб-публикация (с изменённым названием): http: //etikavomne. ru/issledovaniya/ideya-bessmertiya-v-filosofii-russkogo-kosmizma

От редакции: Русские философы-космисты (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. К. и Е. И. Рерихи) создали новую концепцию бессмертия, для которой характерна рациональная вера (вне церковно-христианской доктрины) в возможность его достижения. В статье рассматриваются несколько вариантов бессмертия человека, непременно связанные с его счастливым состоянием: атомарный, физический, энерго-телепатический, духовно-индивидуальный. Показаны общие признаки и различия в понимании бессмертия, связанные с основными положениями философских концепций космистов. Важной особенностью доктрины бессмертия в Учении Живой Этики является идея сохранения духовной части индивидуального сознания человека.

 

Башкова Н. В. Самосовершенствование как духовное творчество. Концепция музея образов // Веб-сайт «Сибирское Рериховское Общество». – https: //sibro. ru/letters/detail/49616

От автора: Духовное самосовершенствование рассматривается в статье как особая форма творчества самосозидания. Согласно Учению Живой Этики, духовное начало человека содержит в своём потенциале беспредельный спектр свойств и способностей, которые постепенно разворачиваются в его сознании. На определённой ступени эволюции каждый человек призван сделать важнейший переход от инертной жизни, основанной на инстинктах, рефлексах и стереотипах повседневного окружения, к сознательному овладению законами психической жизни. Автор статьи выделяет три этапа духотворчества: восприятие и познание высших идей; их оформление в индивидуально близких сознанию, устойчивых мыслеобразах; применение в практике жизни. Приводятся примеры мыслеобразов из Живой Этики и «Граней Агни Йоги» для продуктивного развития воображения.

 

Жигота В. Э. Философия творчества Живой Этики и традиция трансцендентально-эволюционного космизма // Труды Объединённого научного центра проблем космического мышления. Том 1. – Москва: Международный центр Рерихов, 2007. – С. 155-227. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/filosofiya-tvorchestva-zhivoy-etiki-i-traditsiya-transtsendentalno-evolyutsionnogo-kosmizma/viewer

От издательства: Основные смыслы творчества. Понятие «творчество» в европейской и восточной традициях. Онтологические основания концепции творчества. Историко-культурный контекст идей Живой Этики относительно природы человеческого творчества. Иерархия Мироздания в русской философской традиции и Живой Этике. Рассматриваются доктрины эволюции, труда, красоты в контексте творчества. Эволюция человека в свете раскрытия его творческого потенциала.

 

Иванов А. В. Феномен сознания и перспективы его изучения с позиций Живой Этики // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления / Сборник научных трудов. Материалы научной конференции. Минск, 21-23 мая 2004 г. – Минск, 2005. – С. 234-239; Культура и время. – Москва, 2005, № 2; первоначальное название статьи: «Перспективы изучения сознания с позиций Живой Этики». – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/fenomen-soznaniya-i-perspektivy-ego-izucheniya-s-pozitsiy-zhivoy-etiki/viewer

От издательства: Осмысление феномена сознания в русской религиозной философии и Живой Этике; природа, свойства и функции сознания. Методологический подход к изучению сознания в Живой Этике и современной науке; принцип иерархичности и качественного различия сознаний; понятия «утонченное» и «расширенное» сознание. Роль сердца в эволюции сознания, в устремлении человека к совершенствованию и самопознанию.

 

Лебеденко А. А. Живая Этика о внутренней и внешней природе человека // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 399-419. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: Докладчик акцентировал внимание на том, что природа человека двойственна: внутренняя – духовная, тонкоматериальная (или огненная) и внешняя – физическая, плотноматериальная. Внутренняя (огненная) сила проявляется через дух (формирующий индивидуальность), а внешняя выражается в личностном аспекте (самости, эгоизме). Совершенствование тонкоматериальной структуры подвержено влиянию, с одной стороны, плотной материи и, в другой стороны, космической стихии огня. Живая Этика утверждает: внутренний человек – это вечный ученик, вечный учащийся в Великой космической школе жизни, и такой непрерывный процесс обучения, заключающийся в постоянном росте и совершенствовании духа, беспределен. Если человек физический есть шедевр природы, то человек внутренний – шедевр эволюции одухотворённого космоса.

 

Макаров В. В. Учение Живой Этики об особенностях интеллекта // Зов времени / Электронный альманах Сибирского рериховского общества. – Рубрика «Нам пишут». – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 2017. – Веб-публикация: https: //sibro. ru/letters/detail/50192

От автора: Статья посвящена рассмотрению вопроса об интеллекте, как составной части человеческой природы, в общей картине её деятельности с точки зрения теософии Е. П. Блаватской и учения живой этики Рерихов с привлечением идей из записей Б. Н. Абрамова.

 

Мельников В. Л. Понятие разума в философском наследии Рерихов // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том III, ч. 2. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – С. 158-168. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2003-2. pdf

От автора: Учение живой этики даёт совершенно оригинальное понимание понятия разума, которое рассмотрено в данной статье в разных аспектах

 

Новиков А. А. К вопросу о сознании человека в Учении Живой Этики и в современной науке: сравнительный анализ // Петербургский Рериховский сборник: Вып. X. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, 2017. – С. 112-119. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/prs/PRS-10. pdf

Вступление и заключение автора: В Учении Живой Этики человеческое сознание рассматривается как трёхуровневая энергетическая система, образованная низшим сознанием (подсознанием), средним сознанием (бодрствующим сознанием, интеллектом) и высшим сознанием (сверхсознанием). ... Проведённый нами сравнительный анализ указал на наличие определённых соответствий между идеями о сознании человека, содержащимися в Учении Живой Этики, и научными представлениями о нём. Надеемся, что дальнейшие научные исследования в данной области смогут пролить больше света на существующую в настоящее время загадку сознания.

Новиков А. А. Концепция сознания человека в Учении Живой Этики как веха на пути развития науки // Этика и наука будущего / Материалы междисциплинарной научной конференции – 2012. (Синтез идей). – Москва: Дельфис, 2012. – Веб-публикация: http: //www. delphis. ru/journal/article/kontseptsiya-soznaniya-cheloveka-v-uchenii-zhivoi-etiki-kak-vekha-na-puti-razvitiya-

Из вступления автора: В Учении Живой Этики человеческое сознание представляется трёхуровневой энергетической системой, образованной низшим сознанием (подсознанием), средним сознанием (бодрствующим сознанием, интеллектом) и высшим сознанием (сверхсознанием).

Парошина Р. А. Духовность и её развитие в свете синтеза науки, философии и религии // Пути развития цивилизации. Взгляд из XXI века: Сборник научных статей. – Красноярск, 2003. – С. 235-251. – Веб-публикация: http: //oozv. narod. ru/nauka/paroshina_duhovnost. htm

От библиографа: Статья посвящена вопросам смыслу и содержанию понятия духовности и путях её развития в человеке на материале учения живой этики.

Парошина Р. А. Духовность человека в контексте философско-этического учения Живой Этики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2006, № 1. – С. 43-50. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/duhovnost-cheloveka-v-kontekste-filosofsko-eticheskogo-ucheniya-zhivoy-etiki/viewer

От издателей: До настоящего времени нет единого мнения, что же есть духовность человека, в чём её сущность и какова её роль в становлении и развитии человека. В статье сделана попытка рассмотреть обозначенные проблемы в контексте антропокосмических идей философско-этического Учения Живой Этики.

 

Самохина Н. Е. Многомерный человек в учении Агни Йоги // Человек. Москва, 2007. – № 2. – С. 87-97. – Веб-публикация: https: //elibrary. ru/item. asp? id=9468820

От редакции: Психофизической проблеме, состоящей в интерпретации механизмов, обеспечивающих взаимодействие и гармонию между душой и телом, придается большое внимание во многих философских учениях. В наше время эта проблема является одной из стержневых в биофилософии. Вниманию читателей предлагается оригинальная интерпретация психофизической проблемы, изложенная в учении Агни Йоги, или Живой Этики.

От автора: В статье анализируются основные взгляды создателей учения Живой Этики, относительно природы мысли и мышления, а также о важности культуры мышления в процессе эволюции как отдельного индивида, так и общества в целом.

 

Самохина Н. Е. Понятие психической энергии в философской психологии Агни-Йоги // Психолог. – 2018. – № 2. – С. 13-29. – Веб-публикация: https: //nbpublish. com/library_read_article. php? id=25689

От редакции: В статье представлен анализ основных положений учения о психической энергии в философской психологии Агни-Йоги, или Живой Этики, одном из самых малоизученных учений современности, созданном Е. И. Рерих. В работе рассмотрены представления авторов Агни-Йоги об онтологическом статусе психической энергии и основном ее источнике (сознании-душе) в организме человека. Основная часть статьи посвящена анализу учения Агни-Йоги о свойствах психической энергии и ее влиянии на здоровье индивида.

 

Самохина Н. Е. Проблема сознания в индо-тибетской философской традиции // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005). В 5 томах / Российское философское общество, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт философии Российской академии наук, Министерство науки и образования Российской Федерации. – Т. 1. – Москва: Современные тетради, 2005. – С. 286.

От редакции: Доклад посвящён интерпретации психофизической проблемы в учении Агни Йоги, в частности, основным представлениям авторов данного учения о природе сознания.

 

Соколов В. Г. Живая Этика в системе «космическая эволюция – метаистория – культура» // Труды Объединённого научного центра проблем космического мышления. Т. 3. – Москва: Международный центр Рерихов, 2013. – С. 75-81. – Веб-публикации: 1) https: //cyberleninka. ru/article/n/zhivaya-etika-v-sisteme-kosmicheskaya-evolyutsiya-metaistoriya-kultura-1/viewer, 2) https: //cyberleninka. ru/article/n/zhivaya-etika-v-sisteme-kosmicheskaya-evolyutsiya-metaistoriya-kultura/viewer

От издательства: Место человека в энергетической структуре Мироздания; связь человека с творческими ритмами Макрокосма. Система воздействия космической эволюции на человечество. Знание как энергетический творческий импульс духовного развития человечества; метаисторическое творчество в форме создания Живой Этики. Роль культуры в самоусовершенствовании и выстраивании связи человека с мирами высокого состояния материи.

 

Фотиева И. В. Концепция нравственного развития индивида в философии Живой Этики // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: филоcофские аспекты осмысления / Сборник научных трудов. – Минск: Белорусский государственный университет, 2005. – С. 323-334. – Веб-публикация: http: //www. lomonosov. org/aspects/fouraspects281213. html

От автора: В статье выделяются основные проблемы философской этики, связанные, прежде всего, с самим пониманием морали. В современных теоретических интерпретациях мораль лишилась своих «корней». Это ведёт, в свою очередь, к нарастающим негативным практическим следствиям, так как лишенная своей основы мораль становится «необязательной». В то же время целый ряд направлений философско-этической мысли, напротив, рассматривал мораль как многоуровневый феномен, укорененный в бытии, откуда следует, что ее базовые требования не случайны и не «конвенциальны», а закономерны. Данный подход был блестяще развит в учении Живой Этики.

 

Фролов В. В. Живая Этика и субъект познания // Материалы XI Международной научно-практической конференции Севастопольского научно-технического университета «Научный поиск в едином культурном пространстве». – Севастополь, 2010. – С. 29-35.

От библиографа: Публикация является вариантом статьи «Философия Живой Этики как методология научного осмысления творческого наследия Рерихов».

 

Шлемова Н. А. «Живая Этика» как философия антропокосмизма //Становление новоевразийской цивилизации в постиндустриальную эпоху. (Духовные истоки и ноосферно-человеческий смысл). Том 1. (Россия, Китай и Центральная Азия) / Коллективная монография. Под ред. проф. Г. А. Югая. – Москва: Институт Дальнего Востока РАН, РАЕН, 2008. – С. 129-146. – Веб-публикация: http: //www. lomonosov. org/article/philosophy_anthropocosmism. htm

От автора: Учение Живой Этики принадлежит к памятникам философской мысли, в нашем веке оно уже введено в состав Новой философской энциклопедии (ИФ РАН, 2001), активно входит в научный оборот [27]. Как культурно-философский феномен, «Живая Этика» базируется на традициях трансгималайского эзотеризма, трансформировавшего опыт двух мировых религий: буддизма и христианства, сокровенную мудрость Востока и некоторые научные достижения Запада. «Живая Этика» представляет собой своеобразный вариант системы познания профетического типа, синтезирующей в себе научную и вненаучную познавательные практики и претендующей на статус новой единой космопланетарной мировоззренческой парадигмы на пороге грядущей Космической эволюции человечества.

Универсальная философия антропокосмизма, представленная в Живой Этике, базирующаяся на принципах универсального эволюционизма, по мнению автора, вполне может составить универсальную парадигму (или методологию) гуманитарного исследования. И представляет собой одно из оснований новой научно-философской картины мира, её метафизический модус или вектор.

На наш взгляд, Живая Этика интегрирует мировую культуру на современном этапе развития, указывая пути выхода из системного цивилизационного кризиса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...