Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология




 

Аблеев С. Р. Общество и феномен культуры // 80 лет – «Живой Этике». Будущее России / Сборник. Научно-популярное издание. – Донецк: Институт Культуры ДонНТУ, 2001. – (Серия: «Наука и “Живая Этика”»). – Веб-публикация: http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От библиографа: В краткой концептуальной статье автор рассматривает феномен культуры, и духовной культуры в частности, в жизни человека и общества с позиций учения живой этики.

 

Александров И. Ю. Астрология в литературно-философском наследии Рерихов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2010, т. 190. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/astrologiya-v-literaturno-filosofskom-nasledii-rerihov/viewer

От библиографа: В статье анализируется место астрологии в учении Живой Этики Рерихов. Работа проведена на материале как канонической серии книг этого учения, так и на позднейших космологических записях Е. И. Рерих, а также её письмах как основном корпусе комментариев к учению.

 

Александров И. Ю. Концепция истории культуры в Учении Живой Этики // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XIII. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2014. – С. 502-510. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2013. pdf

От библиографа: Эссе общего содержания на заявленную тему.

Бузина Л. В. Живая Этика и культура // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2014, т. 203. – (Материалы 1-й научной конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»). – С. 302-307. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/zhivaya-etika-i-kultura/viewer

От издательства: В статье отражено, что Культура даёт человеку фундамент его мировоззрения, кует в нём стремление к развитию и самосовершенствованию, Культура есть синтез искусства, науки и религии. Перерождение планеты может быть достигнуто путём Культуры.

 

Жигота В. Э. Эволюция культуры и философия Живой Этики // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том VI. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. – С. 307-326. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2006. pdf

От автора: Культура самосознания как смыслообразующее ядро в системе культуры. Основные закономерности диалектического процесса самоуглубления и космизации сознания в процессе духовно-культурной эволюции человечества (принцип «двойной спирали»). Место и значение рериховской философии Живой Этики в сложных процессах эволюции культуры самосознания; закономерность ее возникновения в 20 веке как ответ на фундаментальные открытия в области естествознания.

 

Засорина Л. Н. Волны Живой Этики // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2014, т. 204. – (Материалы 2-й научной конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»). – С. 197-204. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/volny-zhivoy-etiki/viewer

От издателей: В статье раскрывается авторская концепция волн духовной эволюции.

 

Засорина Л. Н. Смысловое прочтение Учения Живой Этики // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие». Том IV. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. – С. 577-583. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2004. pdf

От библиографа: В этом кратком эссе автор даёт самый общий обзор избранных идей учения живой этики Рерихов с позиций «междисциплинарной области человековедения».

 

Засташкова М. А. Энергетическое мировоззрение Живой Этики. Неизбежность Живой Этики // Вестники Космической Эволюции / Материалы региональных общественно-научных конференций (2007-2012). – Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2013. – С. 177-188. – Веб-публикация: https: //www. elibrary. ru/item. asp? id=35471695

 

Иванов А. В., Фотиева И. В. Вселенная Рерихов // Веб-сайт «Движение за возрождение отечественной науки». – http: //www. za-nauku. ru/index. php? option=com_content& task=view& id=9989

От авторов: Нынешняя крайне напряжённая и противоречивая ситуация, связанная с сохранением и изучением творчества Рерихов, заставляет вновь обратиться к феномену этой удивительной семьи. Во многом именно всеобъемлющий характер их культурного наследия порождает возможность различных, а иногда и диаметрально противоположных ракурсов его рассмотрения; провоцирует последователей и научных толкователей на различные стратегии интерпретации и практического воплощения в жизнь их идей. При этом следует ясно осознавать, что духовный и интеллектуальный уровень членов семьи Рерихов намного превосходит уровень их современных исследователей, даже самых талантливых; а их художественные, научные и философские творения бесконечно богаче и глубже, чем все их современные истолкования и тем более попытки развития. Это воистину духовная Вселенная, в которой нами обжита пока ещё совсем малая часть. Благоговейное смирение перед великими сердцами и умами – вот первое чувство, которое должен испытывать любой ответственный исследователь или последователь Рерихов.

 

 

Каплуновская Е. И. К вопросу о включении имён Н. К. Рериха и Е. И. Рерих в антологию культурологической мысли // Электронная библиотека Международного центра Рерихов: http: //lib. icr. su/node/2314

От автора: Е. И. и Н. К. Рерихи, дополняя друг друга, создали культурологическую концепцию, сутью которой является целостное восприятие мироздания и которая представляет собой глобальное видение пути дальнейшей эволюции человечества. Центральное место в этой эволюции они отводят культуре, ориентированной на идеалы духовности и гуманизма. И, как показывает история, идеи, высказанные этими мыслителями, не потеряли своей актуальности до сих пор, а, возможно, стали еще более острыми. В связи с этим представляется необходимым осуществить всестороннюю оценку вклада Н. К. и Е. И. Рерихов в культурологию, показать их роль в становлении этого научного знания и способствовать изучению основ нового космического мышления в среде молодёжи в курсе культурологии.

 

Мельников В. Л. Величайший интуитивист // Величайший интуитивист эпохи: альбом выставки / авторы-составители: В. Л. Мельников, В. А. Шуршина. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов; Самара: Арт-Лайт, 2018. – С. 4–9.

От автора: Рассмотрено понятие интуиции на материале учения живой этики, а также роль его идей в творчестве Н. К. Рериха. Опубликованы предметы Музейного фонда России, связанные с этим учением, включая портрет Махатмы Мории, принадлежавший семье Митусовых.

 

Мельников В. Л. Материалы Рерихов в Библиотеке имени Куина Джаджа в Храме Человечества (Калифорния) // Журнал по итогам работы I Международного теософского конгресса / Международный теософский конгресс, посвящённый 142-й годовщине создания Теософского общества. Россия, Санкт-Петербург, 17-19 ноября 2017. – [Санкт-Петербург, 2018]. – С. 88-94. – [Текст доклада приводится по аудиозаписи с некоторыми ошибками без проверки автором]. – Веб-публикация: http: //forum. roerich. info/uploads/Melinikov. TS. pdf

От автора: Сообщение о книгах учения живой этики в Библиотеке имени Уильяма Куана Джаджа в общине Храм Человечества (Халсион, Калифорния).

 

Мельников В. Л. Н. К. Рерих и русская культура. Упование Новой Страны // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. XV: Актуальность Пакта Рериха. Рерихи и русская культура. Чаша неотпитая. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2016. – С. 136-139. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2015. pdf

От автора: В статье приводится осмысление особой миссии России, как Новой Страны, в гносеологическом пространстве учения живой этики.

 

Мельников В. Л. Этические взгляды Н. К. Рериха и проблемы общения // Школа-семинар «Специализация школы. Нервно-психическая адаптация» / Сборник материалов. – Санкт-Петербург: Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета, 1998. – С. 180-189; Три ключа: Педагогический вестник. – Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. – Вып. 3. – С. 67-70. – Веб-публикация: https: //lomonosov. org/article/vzglyady_n_k_reriha. htm

От автора: Рассмотрен круг идей учения живой этики, имеющих приложение в педагогической практике Н. К. Рериха.

 

Никулина Ю. В. Живая Этика: проблема её статуса в современной культуре // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления / Сборник научных трудов. Материалы научной конференции. Минск, 21-23 мая 2004 г. – Минск, 2005. – С. 282-286. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/zhivaya-etika-problema-ee-statusa-v-sovremennoy-kulture/viewer

От издательства: Статус учения Живой Этики в современной культуре. Живая Этика как философское учение о мироздании; особенности космической эволюции человечества. Роль наследия семьи Рерихов в духовном возрождении человечества. Пакт Рериха как вклад в мировую культуру и развитие ценностей гуманизма.

Новиков А. А. Проблема культуры в философии Живой Этики // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. № 3. – Москва, 1999. – С. 15-17. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/problema-kultury-v-filosofii-zhivoy-etiki

От автора: В настоящее время насчитывается свыше двухсот определений понятия «культура». Это указывает на то, что само это явление представляет собой весьма сложную и глубокую область для познания. Сравнивая различные концепции культуры и стремясь выявить их сходство и различия, исследователь сталкивается с мнением, что культура заключает в себе многие аспекты духовной деятельности и жизни человека.

Среди разнообразных концепций культуры выделяется концепция, представленная в синтетическом философском учении Живой Этики и в других трудах Н. К. и Е. И. Рерихов...

Рассмотрение проблемы культуры в философии Живой Этики позволяет сделать вывод о том, что под этим термином в данном учении подразумевается способ жизнедеятельности человека, направленный на познание, развитие и совершенствование своего внутреннего духовного мира, который определённым образом обуславливает социальное поведение личности.

Осипова Л. Н. Учение Живой Этики о путях выхода из духовного кризиса // Казанская наука. – Казань, 2013 (2). – С. 169-173. – Веб-публикация: https: //elib. pstu. ru/vufind/EdsRecord/edselr, edselr. 18843992

От издателей: На основе анализа Учения Живой Этики, созданного известным русским философом, просветителем и общественным деятелем Е. И. Рерих автор показывает пути выхода из духовного кризиса, постигшего сегодня не только нашу страну, но и все человечество.

 

Пигров К. С., Трофимова Е. А. К исследованию концепта времени восточноевропейского модерна: пафос и ирония // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Санкт-Петербург, 2016. – №4 (250). – С. 137-146. – (Серия: «Гуманитарные и общественные науки»).

От авторов: Статья посвящена актуальной проблеме историософского и аксиологического осмысления генезиса восточноевропейского модерна в соотнесённости с Серебряным веком русской культуры, а также философско-культурологической аналитике феноменов мифа, религии, искусства, космизма, достоинства и самоопределения человека в культурно-историческом дискурсе. Показана глубокая связь масштабных научно-технических, социокультурных и институциональных изменений («сдвигов») с духовно-онтологическими устоями существования человека. Прослежен сдвиг от рационального, дискурсивного к сенсорному, чувственному, материально-телесному. Особо отмечена происходящая в эпоху модерна переоценка соотношений интимного и публичного. Показаны формирующиеся технологии общения, способы раскрытия новых ассоциативно-смысловых пространств культуры. Выявлен генезис понимания фигуры провинциала, модели вождя и др. Эти сдвиги проявились как в философии, так и в многообразных социальных практиках, включая и художественные искания (синтез, синестезия, «вселенское чувство»).

В статье предлагается историософское осмысление восточноевропейского модерна в столкновении двух тенденций его развития: с одной стороны, проектов вселенского величия, опирающихся на возможности переопределения самого центра новоевропейской цивилизации, гипотетически смещающегося в Восточную Европу (Н. Рерих, М. Чюрлёнис, А. Скрябин, К. Циолковский и др. ), с другой – иронической улыбки над модернистским пафосом гигантизма (Б. Шульц, Б. Кустодиев, В. Розанов и др. ). Подчеркивается новая роль института книги в соотношении интимного и публичного, где само массовое тиражирование оказывается либо на стороне прагматически-эффективного цинизма власти, либо на стороне защиты индивидуации, позволяющей публично защитить самое интимное. На материале углублённого анализа произведений и модернистской поэтики Бруно Шульца (прием элоквенции) намечена модель существования человека в эпоху модерна: люди присутствуют в параллельных потоках времени по отношению к паноптикуму всемирной истории. Сосредоточенные в индивидуальности, они концентрированы на книге в широком смысле слова. Некоторым из них удается отстоять свою подлинность и не позволить затянуть себя в игры паноптикума. Метафора Шульца («двухпутность времени») привлекает внимание к частной жизни «незаметного» человека с его стремлением к духовному самоосуществлению. Статья расширяет представление о духовных исканиях творцов и мастеров эпохи модерна и может быть использована в практике музейной и образовательно-воспитательной работы.

 

Самохина Н. Е. Идеи Живой Этики в творчестве Н. К. Рериха // Пути восхождения / Материалы международных общественно-научных конференций. 1993, 1994. – Москва: Международный центр Рерихов, 1995.

От издательства: В тексте доклада рассматривается идейная преемственность главных мотивов живописного творчества Н. К. Рериха по отношению к основным положениям учения Живой Этики.

 

Самохина Н. Е. Культура как основной фактор эволюции общественного сознания в учении Живой Этики // Вопросы культурологии. – Москва, 2007, №№ 6, 7. – С. 67-69, 75-77. – Веб-публикация: https: //elibrary. ru/item. asp? id=12839347

От библиографа: Статья посвящена анализу культурологических представлений в учении живой этики, а также самой концепции культуры в нём, согласно которой она является основным средством духовной эволюции человечества.

 

Соколов В. Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Живая Этика и наука. Т. 1 / Материалы Международной научно-общественной конференции. Москва, 2007. – Москва: Международный центр Рерихов, 2008. – C. 525-554; Культура и время. − Москва, 2008, № 1 – С. 4-17. – Веб-публикации: 1) http: //lib. icr. su/node/811, 2) http: //cosmos-mentality. ru/images/stories/books/PDF/406_577. pdf

Содержание статьи: Концепция культуры в системе познания Живой Этики. – Культурно-историческая концепция Н. К. Рериха. – Функции культуры в её новой парадигме. – Выводы.

 

Соколова Б. Ю. Героизм как отклик на зов эволюции в философии Живой Этики // Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции / Материалы международной конференции. – Москва: Международный центр Рерихов, 2012. – С. 105-115. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/geroizm-kak-otklik-na-zov-evolyutsii-v-filosofii-zhivoy-etiki/viewer

От издательства: Живая Этика о роли героизма в эволюционном восхождении человека. Условия пробуждения и аспекты проявления героического начала в человеке. Энергетическое воздействие героизма на окружающее пространство и его исторические следствия.

 

Трофимова Е. А. Зажжённый огонь сердца: общение культур в духовном наследии Рерихов // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации / Международные чтения по теории, истории и философии культуры. – Выпуск 6. – Санкт-Петербург: Эйдос, 1998. – С. 468-471.

От автора: Рерихи глубоко прочувствовали извечный круговорот Духа, культуры, истории. Культура для Рерихов являлась метафорой высших ценностей. Выход на глубинное общение (живое, сердечное) в условиях массовых коммуникаций и поверхностного коммуницирования – вот сверхзадача Культуры и культур.

Постичь тождество «человеческих выражений» можно только с помощью особой способности – «чувствознания», синтезирующей глубину чувства, остроту интеллекта, скорость интуиции, вспышку озарения и размеренный ритм сердца. Это дарованное немногим удивительное воссоединение духа с интеллектом, поименованное в Учении Живой Этики как «зажженный огонь сердца», и составляет глубинный, сокровенный язык Культуры.

 

Фалёв Е. В. Живая Этика и русская идея // IX Рериховские чтения «Россия – страна великого будущего» / Материалы конференции. 2014 г. – Новосибирск: Россазия, 2016. – С. 53-58; Восход. № 10-11 (246-247). – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 2014. – Веб-публикация: 1) https: //rossasia. sibro. ru/voshod/article/46590

От автора: В данной статье предлагается формулировка универсальных принципов, общих для всех «учений жизни», кульминацией которых стала в ХХ веке Живая Этика. Также показано внутреннее родство этих принципов «русской идее» и самым глубоким устремлениям всех традиционных религий России, христианству, буддизму и исламу.

От библиографа: Доклад на конференции «Рериховские чтения» посвящён теме базовых ценностей учения живой этики в сопоставлении с традиционными ценностями русской культуры и основных мировых религий применительно к перспективам культурного развития российского общества.

 

Шлемова Н. А. Красота в Учении Живой Этики как новая культурологическая парадигма // Социум: Проблемы. Анализ. Интерпретации. Вып. 5. – Москва: Московский государственный педагогический университет, 2006. – С. 155-172.

От библиографа: Автор рассматривает понятие красоты в контексте учения живой этики Рерихов, как перспективную концепцию в эстетике и культурологии.

 

Щепановская Е. М. Архетипы Индии и России в Учении Живой Этики. Бессмертие души и беспредельность духа // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2014, т. 204. – (Материалы 2-й научной конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»). – С. 251-258. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/arhetipy-indii-i-rossii-v-uchenii-zhivoy-etiki-bessmertie-dushi-i-bespredelnost-duha/viewer

От издательства: Концепция Рериха есть синтез духовности культур Индии и России. В статье представлено сравнение духовности России и Индии через сравнение языка мифологических архетипов.

 

Шустова А. М. Учение Живой Этики как культурно-исторический феномен // Восход. – №4-5 (312-313). – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 2020. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/voshod/article/52927

От библиографа: Доклад на конференции «Рериховские чтения», посвящённый общей оценке места учения живой этики Рерихов в истории философии и культуры XX века.

 

Щепановская Е. М. Образ огня в Живой Этике и мировой мифологии // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XI. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2013. – С. 23-29. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2011. pdf

От автора: Духовные учения, такие, как Учение Живой Этики, равно как и мировые религии, основываются на древнейших мифологических архетипах. Образ огня – один из таких архетипов. Сегодня он символизирует духовную энергию, физическая природа которой пока не изучена. Но за каждой духовной энергией стоит определённый смысл, и наиболее универсальные смыслы архетипических образов позволяет выявить древняя мифология.

В целом этот центральный образ Учения Живой Этики не отрывается от архетипов мировой мифологии, и это показывает его адекватность общечеловеческому психическому и ментальному восприятию феноменов. Это также демонстрирует, что такой образ может служить мостом к культурному багажу мировой мифологии, всплывающей в современной жизни в виде архетипов искусства, религии и культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...