Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиоведение и мифология




 

Александров И. Ю. Является ли Живая Этика Рерихов религией New Age? // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XIX. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2020. – С. 147-156. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/page/rerihovskoe_nasledie__trudy_konferencii_–_t_xix_–_spb_2020

От редакции: В статьепоказаны отличия Учения Живой Этики, составленного Рерихами, от религий «Нового Века». Учение Живой Этики призывает к духовному преображению человека и к соответствующему «огненному» обновлению социальных форм. Учение Живой Этики и традицию русской философии объединяет концепт «сердца» и стремление к правде жизни. Идеология New Age – приспособленческая по отношению к капитализму.

 

Иванов А. В. Православие и Живая Этика: сущность расхождений и перспективы диалога // Дельфис. – Москва, 2000, № 1(21). – С. 4-7. – Веб-публикация: http: //www. delphis. ru/journal/article/pravoslavie-i-zhivaya-etika-sushchnost-raskhozhdenii-i-perspektivy-dialoga

От автора: В статье анализируются расхождения между церковно-православным вероучением и Живой Этикой, вобравшей в себя многовековую мудрость Востока. Эти расхождения требуют вдумчивого и деликатного обсуждения, а не взаимных обвинений. Выделяются четыре позиции, относительно которых существуют расхождения: закон кармы, закон предсуществования и перевоплощения душ, реальность которых отрицается Православной церковью. Расхождения касаются также статуса женского начала в Космосе и христологической проблемы. Показывается, что в самих канонических христианских текстах имеются суждения, непосредственно указывающие и на закон перевоплощения душ, и на закон кармы, и на фундаментальную онтологическую роль женского начала в Космосе. Проводится мысль, что наличие идейных расхождений вовсе не препятствует православным и сторонникам учения Живой Этики единиться на путях защиты вечных и объективных ценностей человеческого бытия, будь то семья, образование, культура, традиции русской духовности.

 

Исаева О. В. Рождение и юность Иерархии Света Солнечной системы // Дельфис. – Москва, 2021, №2 (106). – C. 26-31. – Веб-публикация:

От библиографа: Автор предпринимает попытку воссоздания единого космогонического мифа о происхождении Солнечной системы и планеты Земля на основе сведений, разбросанных по записям Е. И. Рерих конца 1940-х – 1950-х годов, сделанным в качестве приёма мысленной диктовки со стороны Махатмы Мории.

 

Кулакова Е. С. Матерь Мира как творческая сила космоса // Живая Этика как творческий импульс Космической эволюции / Материалы международной конференции. – Москва: Международный центр Рерихов, 2012. – С. 192-202. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/mater-mira-kak-tvorcheskaya-sila-kosmosa/viewer

От издательства: Живая Этика о Матери Мира как высшем явлении Космоса. Новая Эпоха в эволюции Земли. Тема Матери Мира в творческом наследии Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, Б. Н. Абрамова.

 

Лазарев Н. П., Павлов А. Н. Смысловые параллели якутского традиционного религиозного мировоззрения и учения Агни йоги в отношении понятий «ийэ кут» и «огненного зерна» // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова. – Якутск, 2019. – № 4 (16). – С. 103-115. – (Серия: «Педагогика. Психология. Философия»). – Веб-публикация: https: //elibrary. ru/item. asp? id=41878270

От редакции: Как известно, в якутском традиционном философско-религиозном мировоззрении психофизической основой сущности вполне здорового человека выступает триединая система трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Эти три формы кут, в свою очередь, связаны между собой физическим телом посредством энергетической составляющей – «сү р». Культурологический анализ творческого наследия народа – эпосов-олонхо, фольклорных произведений, а также произведений якутских классиков А. Е. Кулаковского, П. А. Ойунского и других позволяет легко установить, что данное подразделение на три кут является ключевым для понимания мыслей, речи и поступков персонажей в связи с теми или иными сюжетами произведений. Большинство авторов как среди писателей, так и ученых-исследователей полагает, что среди трех форм указанных кут является главной, фокальной ийэ кут. В частности, считается, что форма ийэ кут имеет божественный потенциал, человек именно посредством ийэ кут получает возможность приобретения духовных качеств от иерархии высших божественных сущностей Айыы...

 

Лисовский С. Ю. Матерь Мира и женское начало в литературно-философском наследии семьи Рерихов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2014, т. 204. – (Материалы 2-й научной конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»). – С. 243-250. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/mater-mira-i-zhenskoe-nachalo-v-literaturno-filosofskom-nasledii-semi-rerihov/viewer

От издательства: В статье идёт речь о многогранной творческой деятельности семьи Рерихов и о выдвижении в грядущей эпохе Женского Начала как начала Ведущего.

 

Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия? // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. – Москва, Санкт-Петербург: Летний сад, 2002. – С. 450-469. – Веб-публикация: 1) https: //www. elibrary. ru/item. asp? id=22088351, 2) https: //stavroskrest. ru/content/rerihianstvo-sinteticheskoe-mirovozzrenie-ili-novaya-religiya

От редакции: В статье отмечается, что на рериховскую парадигму накладывается любая идея и направление мысли: экология, астрология, вегетерианство, оккультизм, магия, дзэн-буддизм, национализм, коммунизм и мессианские ожидания. Многообразие форм восприятия учения Живой Этики очевидно. Вырванные из контекста идеи Елены Рерих берут на вооружение члены и создатели различных сект, а экстрасенсы объясняют своим пациентам методы лечения языком Агни Йоги. Многие академики и профессора видят поддержку культуры и расширение своего кругозора именно в приобщении к Живой Этике, объединившей наконец науку и духовность.

Рериховское движение даже после обвинения Рерихов в прессе в сотрудничестве с ежовским НКВД и анафемы Русской Церкви распространено по всей России и общество Рерихов или круг интеллигентных людей, интересующихся «культурой» семьи Рерихов, существует в каждом крупном российском городе. Увлечение всякими новыми религиозными движениями, буддизмом, кришнаизмом и вообще Востоком, «Нью Эйдж» и теософией не является какой-то особой характерной чертой российской ситуации. Все верят во всё и в Европе и в Америке, религиозный эклектизм и синкретизм победно шествует по странам христианской цивилизации, но существует одно движение, которое характерно в существе своей идеологии именно для России, и таким движением является рерихианство.

 

Мальцев О. В. Концепция преображения человека Е. И. и Н. К. Рерихов: религиоведческий контекст // Innovative Solutions in Modern Science. – 2017 (10). – С. 101-122.

От издателя: В религиоведческом контексте рассматривается Учение Живой Этики Е. И. и Н. К. Рерихов. Обосновывается целесообразность рассмотрения в учения Рерихов контексте нетрадиционной религиозности New Age как синкретической ориенталистской доктрины, генетически связанной с русским космизмом и православной антропологией, так же, как с антропологией индуизма и буддизма. Черты этих философских традиций выявляются в рериховском учении о человеке, космическом преображении человеческой личности на основе этического самосовршенствования, философско-религиоведческий анализ которой дан в статье. Показан религиоведческий потенциал концепции преображения человека в учении Живой Этики Е. И. и Н. К. Рерихов для изучения нетрадиционной религиозности ХХ века.

 

Марианис А. «Огонь пришёл я низвести... » (Агни-Йога о сокровенных понятиях Евангелий) // Грани эпохи. (Этико-философский веб-журнал). – 2018, № 73: http: //www. facets. ru/index. htm? issue=83& article=7343

От автора: В работе рассматривается философско-эзотерическая трактовка важнейших евангельских изречений Христа авторами учения Агни-Йоги.

 

Маслов Е. С. О некоторых чертах новейшей эсхатологии (на материале творчества Н. К. Рериха и Е. И. Рерих) // Человек и общество в современном мире. (Парадоксы социально-философского дискурса) / Сборник статей молодых учёных. – Казань, 2006. – С. 151-161.

 

Попов Д. Н. «Великое Пришествие». Мессианские ожидания человечества в творчестве Николая Рериха // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XVIII. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2019. – С. 430-449. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2019. pdf

От автора: Исследование посвящено отражению в творчестве Н. К. Рериха темы ожидания близкого явления человечеству нового Аватара, который станет духовным вождём всей планеты, чей приход ознаменуется переходом к Новой Эпохе гармонии и процветания. Рассматриваются разные периоды его творчества в соотношении с путешествиями, начиная с посещения американского Юго-Запада, показано каким образом Н. К. Рерих проходит в своём творчестве по этой теме через культуры древнеиндейской Америки, Европы и индоарийской Азии, а также русской культуры.

 

Попов Д. Н. Легендарное братство махатм и духовный путь семьи Рерихов // Свет Шамбалы. Духовная культура Востока в жизни и творчестве Рерихов. – Москва: Государственный музей Востока, 2014. – С. 127-167.

От автора: В статье даётся общее описание истории духовного пути Рерихов и создания ими религиозно-философского учения живой этики.

 

Попов Д. Н. «Свет Небесный». Образ единого духовного Учителя человечества в творчестве Николая Рериха // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XVIII. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2019. – С. 419-429. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2019. pdf

От автора: В статье рассматривается образ единого духовного Учителя человечества в творчестве Н. К. Рериха. Анализ проводится на основе сопоставления с персонажами из различных источников, от библейского Мельхиседека, до Сергия Радонежского и Махатмы Мории. Анализируются такие символы, как пламя над жертвенной чашей и венец вождя. В числе источников для анализа автор использует библейские тексты, апокрифическую «Книгу Еноха», жития Святых, тексты учения Живой Этики, различные образы итальянского, французского, немецкого и русского искусства. Представлены факты о происхождении, сюжете, содержании, деталях образа картины Николая Рериха «Lumen Coeli» («Свет Небесный»), написанной в 1931 году.

 

Рахимова Н. В. Библия и Учение «Живой Этики» // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2014, т. 204. – (Материалы 2-й научной конференции «Живая Этика и Культура. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»). – С. 274-281. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/bibliya-i-uchenie-zhivoy-etiki/viewer

От издателей: Автор статьи обращает внимание на сходные положения Библии и Учения Живой Этики. В статье исследуются специфические особенности Учения Живой Этики соответствующие духу времени.

 

Фалёв Е. В. Тибетская Калачакра и Агни-Йога // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XVIII. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2019. – С. 95-101. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2019. pdf

От автора: Тибетская Калачакра – лишь одна из исторических форм Калачакры как универсального и вечного Учения, именуемого в Индии Санатана Дхарма, а в Европе – Philosophia Perennis (вечная философия). Агни Йога объявлена новым провозвестием того же великого Учения. Но если поверхностно сравнивать известную нам из истории тибетскую Калачакру с Агни Йогой, то не так легко обнаружить между ними элементы сходства или преемственности. Здесь предпринимается попытка указать на самые значимые моменты подобия между двумя учениями. Этот анализ может позволить в будущем достичь лучшего понимания как Калачакры, так и Агни Йоги. К примеру, Калачакра более известна на Западе как учение о календаре и циклах времени («кала чакра» значит «колесо времени»). Но на более глубоких уровнях значения Калачакра является сокровенной наукой о духовных измерениях бытия и человеческой практики. С другой стороны, Агни Йога также не ограничивается новой системой этики для наступающей эпохи, но является новым воплощением Учения Калачакры в его глубочайшем смысле.

 

Фалёв Е. В. Целесообразная истина в буддизме и в Живой Этике // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XVI. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2017. – С. 282-290. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2016. pdf

От автора: Здесь рассматривается принцип «искусных средств», или «целесообразной истины» в буддизме, и его значение для последователя Живой Этики, где тот же принцип обозначается как «целесообразность» и «канон Господом Твоим», а также «спираль оповещения».

 

Федотов А. В. Живая Этика и буддийская Виная (опыт сопоставления) // Живая Этика и наука. Т. 1 / Материалы международной научно-общественной конференции. Москва, 2007. – Москва: Международный Центр Рерихов, 2008. – С. 500-506. – Веб-публикация: http: //cosmos-mentality. ru/images/stories/books/PDF/406_577. pdf

От библиографа: Рассматривая вопрос о религиозно-философской типологизации учения живой этики, автор приводит обоснования для его отнесения к изначальному буддизму до его религиозной инверсии, то есть к морально-этическим поискам Будды Гаутамы, которые впоследствии вошли в буддийский канон в виде раздела, названного Виная (дисциплина, правила).

 

Федотов А. В. Категории пространства и времени в буддизме Ваджраяны и учении Живой Этики (опыт сопоставления) // Живая Этика и наука. Материалы международной научно-общественной конференции. – Москва: Международный центр Рерихов, 2013. – С. 163-177. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/kategorii-prostranstva-i-vremeni-v-buddizme-vadzhrayany-i-uchenii-zhivoy-etiki-opyt-sopostavleniya/viewer

От издательства: Представление о вселенной в буддизме и хронотоп Васубандху. Связь проблемы «пространства-времени» с «просветлением» Будды, концепция «просветления». Учение Нагарджуны о пространстве-времени и двух типах истины. Виды сознания в философии махаяны и хинаяны. Живая Этика об особенностях времени и пространства, взаимосвязи уровней пространства и расширении сознания.

 

Фёдорова Л. В. К вопросу общности основных положений Агни-Й оги и Тенгризма // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XIX. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2020. – С. 313-316. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/page/rerihovskoe_nasledie__trudy_konferencii_–_t_xix_–_spb_2020

От редакции: В статье приводится краткий обзор общностей основных положений Агни-Йоги, или Учения Живой Этики, – синкретического духовно-философского учения, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока, составителями положений которого являются Н. К. и Е. И. Рерихи, и тенгризма – национально-государственного религиозного учения тенгрианской цивилизации, основанного на культе Тенгри, тенгрианской свободе духа, на универсальном космизме.

 

Фотиева И. В. Онтология буддизма и Учения Живой Этики: сравнительный анализ // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XVII. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2018. – С. 379-386. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2017. pdf

От редакции: В статье рассматриваются онтологические идеи, общие для большинства буддийских школ: динамический характер реальности; единая онтологическая основа идеально-духовного и материального; идея тотальной причинности (карма). Проводится сравнительный анализ онтологических положений буддизма и Учения Живой Этики; выявляется существенное сходство и отдельные различия; дается интерпретация ряда положений с позиций современного естествознания.

Чернеевский А. П. Эзотеризм учения Живой Этики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 179-189. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/ezoterizm-ucheniya-zhivoy-etiki/viewer

От редакции: Статья посвящена эзотерическим элементам в текстах Елены и Николая Рерихов. Труды Николая Рериха написаны полностью в научно-популярной, либо в публицистической манере; тексты Елены Рерих имеют характер откровения, они дают знание из «Высшего источника». В статье изучается главное произведение Рерихов Живая Этика, в котором эзотерические понятия формулируются с помощью обыденной лексики, а традиционные эзотерические термины западной и индо-буддийской культуры используются редко. Исследуется понятие «смерть» («переход»), которое встречается на протяжении всей серии книг Живой Этики, что дает представление о циклическом развертывании содержания Учения Махатм и о принципах формирования в сознании читателя «агни-йогического мировоззрения». Автор делает вывод, что деятельность рериховских обществ организуется по буддийскому принципу упаи: отсутствие религиозности на социальном уровне дополняется устным эзотерическим откровением. Этому способствует, во-первых, пример деятельности и творчества семьи Рерихов, во-вторых, способ изложения значений и смыслов в книгах Живой Этики.

 

Шлемова Н. А. О религии: Г. Гегель и Живая Этика // Единое Знание / Научно-философский и духовно-художественный веб-журнал. – 2020, апрель 15. – http: //jezmmm. ru/philosophy/shlemovana/2020/04/15/n-shlemova-o-religii-g-gegel-i-zhivaya-etika/

От издательства: Автор проводит сопоставительный анализ взглядов на саму суть религии в философии Г. Гегеля и учении живой этики Рерихов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...