Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 54. Простые и сложные предложения




(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

1) Проверка выполнения упр. 232; 2) связное монологическое высказывание на лингвистическую тему — о роли союза и в предложении; 3) выяснение трудностей, с которыми встретились учащиеся при выполнении упр. 235.

 

II. Контрольный диктант. Упр. 235.

III. Проверочная работа.

 

I в а р и а н т

 

I. Укажите сложные предложения (знаки препинания не проставлены).

1. С боков дорожки кустами росла сирень и в самой глуши сада стояла беседка.

2. Капли дождя редко застучали и зашлепали по листьям.

3. В другой костер дед положил сухие поленья чтобы они горели всю ночь.

4. Он почувствовал что кто-то схватил его за руку.

5. Когда отряд подходил к реке появился пароход.

 

II. Укажите простые предложения (знаки препинания не проставлены).

1. Вот корабль медленно и спокойно разворачивается на волнах.

2. Герда стала рассказывать ей обо всем что она испытала.

3. Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

4. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.

5. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились и сели на черную тучу.

 

Контрольный листок: 1. 1, 3, 4, 5; II 1, 4.

 

II в а р и а н т

Выпишите номера только тех предложений, которые соответствуют схеме (знаки препинания не проставлены):

 

1. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. 2. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники. 3. Чувство родины складывается из любви к тому месту где ты родился. (М. Пришвин.) 4. Когда я вернулся домой мама уже спала. 5. Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды. 6. Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль. (А. Толстой.) 7. Только поэтому и догадались мы что у берега уже образовался слой льда. (К. Паустовский.) 8. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы. (К. Паустовский.) 9. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

 

IV. Составьте по данным схемам предложения:

1.

2.

3.

 

V. Игра «Составь предложение» (оно записывается постепенно, по мере выполнения задания):

1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставив его в именительном падеже, женском роде, единственном числе (тихая);

2) из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее (ночь);

3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван (опустилась);

4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (над городом).

Учащиеся должны записать полученное предложение, разобрать его по членам, затем добавить к нему вторую (зависимую) часть; составить схему этого предложения. Устно составить сложное предложение, добавив к первой части независимое (сложносочиненное) предложение, начертить его схему.

— Что общего между этими предложениями? В чем разница?

VI. Диктант «Проверь себя».

 

К вечеру из-за горизонта появились тучи. Они быстро приближались к нам. Я опасался дождя, но Дерсу сказал, что туча пройдет мимо. Я знал, что его предсказания всегда сбываются. Дерсу так сжился с природой, что он предчувствовал перемену погоды.

Дерсу удивительно приспособился к жизни в тайге. Место для своего ночлега он находил под деревьями между корней, так что дупло защищало его от ветра. Свои унты он вешал так, чтобы их не спалило огнем. Дрова его костра не бросали искр, и дым относился в сторону. Если начинался ветер, он умело ставил заслон.

(По В.Арсеньеву.)

 

Учитель сообщает, что текст, предлагаемый для работы, взят из книги выдающегося русского путешественника, ученого и писателя В. К. Арсеньева. (Тридцать лет путешествовал он по дальнему Востоку, изучая этот удивительный край. Успеху путешествий ученого во многом способствовал его друг — туземец (гольд по национальности) Дерсу Узала. О своих путешествиях Арсеньев написал много книг, среди них такие, как «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала».)

Вначале текст читается целиком, затем записываются отдельные предложения (по усмотрению учителя).

Домашнее задание: § 46; подготовиться к контрольному словарному диктанту по «Словарю корней» и «Словарю трудных слов».

 

Урок 55. Прямая речь

Знать: определения понятий «прямая речь», «слова автора».

Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять схемы предложений с прямой речью.

 

I. Контрольный словарный диктант.

 

Широкая просека, появиться из-за горизонта, проливать воду, вылезать из-под стола, исчезать в трясине, далеко от леса, удивительное зрелище, объединиться в борьбе, раздаваться в тиши, сильное землетрясение, проявлять эмоции, передавал письмо, соединить провода, узкая долина, удалить из зала, багряный оттенок, потому что, дрожать от холода.

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся выделяют основы предложений, составляют их схемы.

 

1. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. (С. Маршак.) 2. В траве по опушкам сидят боровики и манят к себе.

 

III. Объяснение нового материала.

Наблюдения на с. 93. Из этих наблюдений учащиеся должны составить представление о том, что такое слова автора и прямая речь.

Устно выполняется упр. 237. Обращается внимание на употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи: сказала, заплакало, зарыдало, шепнул.

Учитель сообщает учащимся, что прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения». Учащиеся приводят примеры, которые записываются на доске: сказать, объявить спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть и пр. Предлагается составить 2—3 предложения с прямой речью, использовав эти слова (работа проводится устно) Желательно при выполнении работы вызывать двух учеников: один произносит слова автора, другой слова говорящего — прямую речь.

На этом уроке целесообразно познакомить учащихся с постановкой знаков препинания при прямой речи. Следует обратить внимание пятиклассников на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так как в тексте книги. Это предупредит распространенную ошибку учащихся при оформлении на письме прямой речи.

Устные наблюдения на с. 94, чтение правила. Анализ схем.

IV. Закрепление материала.

1. Составьте предложения с прямой речью, подобрав слова автора к данным предложениям. Начертите схемы полученных предложений.

 

1. Ты уже прочитал эту книгу? 2. Летом мы поедем в горы. 3. Папа приехал!

 

2. К данным словам автора подберите прямую речь. Составьте схемы полученных предложений.

 

1. Алька весело крикнул: …. 2. Мальчик испуганно прошептал: …. 3. Незнакомец спросил сердито: …. 4. Неожиданно он объявил: ….

 

V. Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам.

1. Что такое прямая речь?

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3. Где может стоять в предложении прямая речь? слова автора?

4. Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? перед словами автора? Приведите примеры.

 

Домашнее задание: правило на с. 94, упр. 239. Составить схемы предложений. Выписать глаголы «говорения» из предложений упражнения.

 

Урок 56. Прямая речь

(продолжение темы)

Знать: определения понятий «прямая речь», «слова автора».

Уметь: находить слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; употреблять вежливые формы обращения, приветствия, благодарности, извинения и пр.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Запись в «Словарь трудных слов».

Пожалуйста, будьте любезны.

Упр. 243 (по речевому этикету).

 

III. Допишите предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

 

1. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим.... 2. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово.... 3. Приплыла к нему рыбка, спросила.... 4. Ей с поклоном старик отвечает ….

 

Домашнее задание: § 47, выписать из хрестоматии по литературе пять предложений с прямой речью или упр. 242.

 

Урок 57. Диалог

Знать: что такое диалог, реплика.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему, вести диалог; интонационно правильно читать диалоги.

 

I. Наблюдения на с. 96—97. Запись в словарь «Говори правильно» слова диалог.

 

II. Закрепление материала.

1. Упр. 244, 245 (устно).

2. Упр. 246 (письменно).

— Приведите примеры других глаголов «говорения».

(Объявить, разъяснить, крикнуть, буркнуть, вскрикнуть и пр.)

— Прослушайте два диалога, записанные на магнитофон[15].

 

1) — Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.

— Сейчас.

— Алло. Я слушаю.

— Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?

— Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.

— Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?

— Спасибо, но доктор пока не разрешает.

— Выздоравливай. До свидания.

2) — Алло. Позовите Катю.

— Сейчас.

— Я у телефона.

— Пойдем на каток.

— Нет, я еще музыкой не занималась, а у меня завтра урок.

— Ладно! Пока!

 

Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:

1. Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться.

2. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, вспомни слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.

3. По окончании разговора не забудь попрощаться.

III. Составьте диалоги на темы: «Разговор по телефону», «В гостях», «В библиотеке». Запишите один из них.

 

Домашнее задание: контрольные вопросы на с. 100 учебника.

 

Урок 58. Урок-зачет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...