Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 44. Однородные члены предложения




Знать: опознавательные признаки однородных членов предложения.

Уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

 

I. Запись в «Словарь трудных слов».

Заботливо, внимательно, вежливо.

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

На доске написано предложение Бесшумно трепетали на осинке разно цветные листочки.

— Назовите грамматическую основу предложения.

Отгадайте, о каких членах предложения идет речь:

1) зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос к а к и е? (Определение разноцветные.);

2) обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, отвечает на вопрос г д е?, выражено существительным (Обстоятельство места на осинке.);

3) зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос к а к?, выражено наречием. (Обстоятельство бесшумно.)

 

III. Проверка домашнего задания.

Один ученик готовит ответ об обстоятельстве (по плану), другой — о синтаксической роли существительного в предложении.

 

IV. Повторение изученного в начальной школе.

— Какие члены предложения называются главными? Какие второстепенными?

— Какие члены предложения называются однородными?

— Какие члены предложения могут быть однородными? Приведите примеры.

 

V. Наблюдения на с. 75, чтение правила на с. 76 учебника.

VI. Закрепление материала.

1. Прослушайте предложения. Какие члены предложения в них являются однородными?

 

1) Дом царевна обошла,

Все порядком убрала.

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку.

(А. Пушкин.)

 

2) За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

(С. Михалков.)

 

2. Запишите под диктовку предложения, составьте их схемы.

 

1. Растворились в темноте рощи, сады, поля. (А. Гайдар.) 2. Текла, извивалась, блестела река. (С. Маршак.) 3. Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. 4. Луна освещала сад, дорожки, беседку. 5. Подарила яблонька людям крупные, сочные плоды.

 

Делается вывод о том, что однородными могут быть различные члены предложения.

3. Допишите предложения, обозначьте, чем выражены однородные члены, составьте схемы предложений.

 

1. На озере ребята купались.... 2. Отряд шел бодро …. 3. Солнце осветило луг.... 4. Солнечный зайчик пробежал по стенам ….

 

Домашнее задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту; упр. 195.

 

Урок 45. Однородные члены предложения

(продолжение темы)

 

I. Контрольный словарный диктант.


I в а р и а н т

1. багряный лист

2. беседовать с другом

3. стремиться к победе

4. проливать воду

5. слушать внимательно

6. раздаваться издалека

7. сумерки

8. здесь

9. исчезать в долине

10. прославлять героя

11 появиться на горизонте

12. пропадать в трясине

13. удаляться от берега

14. оранжевый цвет

15. аромат цветов

16. удивляться успехам

II в а р и а н т

исчезать с горизонта

относиться заботливо

видно издалека

здесь

пропадать в темноте

повествование

изредка раздаваться

появление солнца

багровый закат

беседовать с преподавателем

оранжевая настурция

сильное землетрясение

удивительная картина

преодолевать трудности

прославлять народ

заливать водой


 

II. Проверка домашнего задания.

 

III. Наблюдения на с. 77, чтение правила на с. 78 учебника.

 

IV. Закрепление материала.

1. Упр. 198 (устно).

2. Запишите предложения, составьте их схемы.

 

1. Зимой солнце светит ярко, а не греет. 2. Быстро, но осторожно ребята перебегали дорожки. 3. Волны пенились и с шумом бились о набережную.

 

3. Диктант «Проверь себя» (обязательное задание — составление схем предложений с однородными членами).

 

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый луг, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полянах виднелись клумбы розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки. На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. За плодовыми деревьями виднелись мужчины и женщины.

(По А. Волкову.)

 

Домашнее задание: § 40; упр. 197.

 

Урок 46. Обобщающие слова при однородных членах

Знать: что такое обобщающие слова, какова их роль в речи.

Уметь: находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схемы предложений.

 

1. Ласточка выпила воды в рассказала Дюймовочке свою историю. 2. Лебеди испустили какой-то странный крик, взмахнули большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края.

 

II. Опрос.

1. Связный рассказ об однородных членах предложения.

2. В это время ряд учащихся работают по карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1

 

Списать, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений.

 

1. Подул легкий ветерок с тихим шорохом проб..жал по всему саду и вскоре затих. 2. Прил..тели птицы и наполнили лес своим пением. 3. Склонились ветви деревьев спрятали молодые гри..ки. 4. Девочка сняла серебряные башмачки см..хнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.

(А. Волков.)

 

К а р т о ч к а № 2

 

Списать предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть одно родные члены, составить схемы предложений.

 

1. В городском парке росли лилии розы тюльпаны. 2. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. 3. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубами.

 

III. Объяснительный диктант.

 

Книга — наш советчик и друг. Из книг, журналов, брошюр мы узнаем много интересного о жизни на Земле. Над созданием книг трудятся писатели, художники, печатники. Труд их сложен, но важен и почетен. Ты помни об этом, береги книги!

 

IV. Объяснение нового материала (с. 80 учебника).

 

V. Закрепление материала.

1. Упр. 201 (устно).

2. Запишите предложения, проанализируйте их, составьте схемы.

 

Хорошие книги любят все: взрослые, старики, дети. Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. Старайся читать разные книги: сказки, фантастику, приключенческую литературу.

 

3. Схематический диктант (учащиеся, не записывая предложений, составляют их схемы).

 

1. В саду у сторожа росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны. 2. В зоопарке живут разные звери: тигры, львы, слоны, обезьяны. 3. Конь вышел, вытянул голову и заржал. (К. Паустовский.) 4. Звезды тускнеют и тают в синем небе. (Д. Зуев.) 5. Охотник не пошел в лес, а свернул к озеру. 6. Звонко, тонко журчит в ручье волна. (А. Блок.) 7. Лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами. 8. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Домашнее задание: § 40; упр. 202.

 

Урок 47. Обращение

Знать: определение понятия; об использовании обращения в речи.

Уметь: находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением.

 

I. Объяснение нового материала.

Наблюдения на с. 81. (При анализе материала обратить внимание учащихся на то, что местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются.)

Учащимся можно предложить рифмованное правило об обращении.

 

ОБРАЩЕНИЕ


Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.


(А. Косоговский.)

 

II. Закрепление материала.

1. Упр. 207 (устно).

2. Запись под диктовку предложений, разбор их по членам. (Выполнение работы не займет много времени, если предложения будут спроецированы с помощью графопроектора на доску. После их разбора накладывается слайд со знаками препинания.)

 

1. Я вам, друзья, открою тайны здешних мест. 2. Братцы, что он про меня сочиняет? 3. Цветик, становись на бочку и читай свои стихи. 4. Вы нас очень напугали своим воздушным шаром. 5. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь.

(Н. Носов.)

 

Выполняя задание, учащиеся должны закрепить знания о знаках препинания при обращении, о том, что обращение не является членом предложения, а местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются. В последнем предложении после ты стоит запятая, так как дальше идет обращение.

3. Упр. 209 (устно).

4. Беседа с классом.

Учитель сообщает школьникам, что часто по обращении можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. Предлагается вспомнить те отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, где встречаются обращения.

— В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?

— С какими словами обращается царевна? Елисей? Как это характеризует их? (Бабушка, братцы вы мои родные; свет наш Солнышко.)

Запись в «Словарь трудных слов».

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

— Как назвать того, к кому ты обращаешься? Мама, папа, бабушка, дедушка — это привычные обращения. Взрослых знакомых и незнакомых людей мы называем по имени и отчеству. Но сколько вокруг нас незнакомых!

Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к продавцу, врачу, прохожему. Постарайтесь использовать записанные выше «слова вежливости».

5. С л о в о у ч и т е л я.

Представьте себе, что, уходя в школу, вы забыли предупредить родителей, что после уроков у вас будет сбор. Чтобы родители не волновались, оставьте им записку о причине вашей возможной задержки. Составьте и запишите такую записку. Не забудьте про «вежливые слова».

 

Домашнее задание: § 41; (по выбору учащихся) упр. 213; найти в других сказках А. С. Пушкина примеры с обращениями. Ответить на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы обращения выбирает? Как это характеризует говорящего?

 

Урок 48. Обращение

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

II. На доске написаны или спроецированы с помощью графопроектора предложения.

Прочитайте в каждой паре сначала побудительные, затем повествовательные предложения. Укажите, чем они отличаются по структуре и по произношению. Назовите грамматические основы данных предложений.

 

1. Люди Земли борются за охрану окружающей среды.—— Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды.

2. Ребята охраняют зеленые насаждения.— Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

III. Упр. 212.

Учащиеся делают вывод о роли имени существительного в предложении и заполняют таблицу.

Т а б л и ц а 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...