По теме «Синтаксис и пунктуация»
I. Вызванный к доске ученик заполняет таблицу «Роль союза и в предложении» (таблица 11). II. В это время остальные учащиеся выполняют проверочную работу. Цель работы — проверка умения различать простые предложения с союзом и и сложносочиненные с этим же союзом. I. Найдите простые предложения с однородными членами, связанными союзом и (знаки препинания не проставлены).
1. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. 2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины. 3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья. 4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце. 5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. 6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
II. Найдите сложные предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось. (Е.Трутнева.) 2. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето. 3. Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман. 4. Листва сомкнулась и потемнел лес. 5. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.
Контрольный листок учителя: I. 1, 3, 5; II. 2, 4, 5.
III. Вызванный к доске ученик работает с таблицей «Роль имени существительного в предложении» (таблица 9). Он заполняет ее левую часть и устно подтверждает свой ответ примерами. Затем вызывается другой ученик, который заполняет (письменно) правую часть таблицы. В это время остальные учащиеся работают над составлением схем предложений, которые спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на листках. Работа проводится в двух вариантах. (Предложения учащимися не записываются.) Знаки препинания не проставлены.
I в а р и а н т II в а р и а н т 1. Зима будет холодной если 1. Солнце скрылось за гори- белка делает большие запасы. зонт потому что наступила ночь. 2. Море утихло и только из- 2. Когда пришла осень птицы редка глухо вздыхало. собрались на юг. (К. Паустовский.) 3. Хороший паренек спросил 3. Федя посмотрел на облака и капитан Енакиев. (В. Катаев.) сказал Гроза будет. 4. Капля по листику щелкнет 4. Гроза прошла и ветер белых и сорвется лист. (Н. Сладков.) роз в окно мне дышит ароматом. (А. Блок.) 5. Олени осенью перебираются 5. Я подставил ладони и на них к югу где они находят больше корма. упало несколько невесомых иголо чек. (В. Солоухин.) (Работы могут быть проверены помощниками-ассистентами.) Ответ ученика по таблице.
IV. На доске заранее написаны (или спроецированы с помощью графопроектора) предложения. Учащиеся должны переделать их, сделав побудительными, затем записать, выделив в них основу. I в а р и а н т II в а р и а н т 1. Школьники принимают ак- 1. Юннаты охраняют птиц. тивное участие в озеленении улиц. 2. Ребята старательно изучают 2. Люди Земли борются за чи- грамматику. стоту воздуха, воды.
V. Проверочная работа. Цель работы — проверка умения определять структуру сложного предложения. I. Укажите предложение, соответствующее схеме (знаки препинания не проставлены):
1. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей. 2. Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез. 3. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны. 4. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку. (А. Гайдар.)
II. Укажите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не проставлены): 1. Солнце уже скрывалось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу. 2. Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка. (Д. Мамин-Сибиряк.) 3. Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла. А. Чуркин.)
4. В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце. (В. Бианки.) 5. Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода.
Контрольный листок: I. 4; II. 1, 2, 5. VI. Составьте из двух простых предложений сложные (сложносочиненное и сложноподчиненное). I в а р и а н т II в а р и а н т 1. Взошло солнце. Ожил каж- 1. Солнце поднялось. Вся ок- дый кустик. рестность озарилась светом. 2. Болота уже начинали замерзать. 2. Небо заволокло тучами. На- Первыми тронулись болотные птицы. чалась гроза.
VII. Составьте предложение, выполнив ряд действий: 1) из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое (опустились); 2) из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение (легкие); 3) добавить подлежащее предложения На щеках тают снежинки (снежинки); 4) взять существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на (на тропинки). Допишите предложение, составив: I вариант — сложносочиненное; II вариант — сложноподчиненное предложения.
VIII. Составьте и запишите предложения по данным схемам: 1. 2. 3. 4. 5.
В уроке могут быть также использованы карточки для индивидуального опроса.
К а р т о ч к а № 1
Дописать предложения, образуя сложное предложение и предложение с однородными членами.
1. Выглянуло солнце и.... 2. Прозвучал горн и.... 3. Ракета взлетела и ….
К а р т о ч к а № 2 Выписать номера только тех предложений, которые соответствуют схеме: (Знаки препинания не проставлены.)
1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин.) 2. Войско в горы царь приводят и промеж высоких гор видит шелковый шатер. (А. Пушкин.) 3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. (А. Пушкин.) 4. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу. 5. Подо льдами крепкими дремлют воды рек белыми сугробами лег на крыши снег. (Е. Трутнева.)
К а р т о ч к а № 3 Сделать синтаксический разбор предложения, используя для ответа цифровой код: подлежащее — № 1; сказуемое — № 2; дополнение — № 3; определение — № 4; обстоятельство — № 5.
1. Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле. 2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|