Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы выражения подлежащего




Часть речи Примеры
1. Имя существительное 2. Местоимение  

 

— Вспомните, чем еще может быть выражено в предложении подлежащее. (Сочетанием слов.)

— Приведите примеры.

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учитель читает предложения, учащиеся называют их основы.

 

1. Старый мостик смыли потоки дождя. 2. Сказки Пушкина читают все. 3. Город украшает бульвар. 4. Игрушечный танк мне подарил брат.

 

III. Упр. 159, 161.

Проводится анализ предложений: выделяется основа, над сказуемыми подписывается, чем они выражены. Обращается внимание на то, что если в роли сказуемого выступает прилагательное, то оно стоит после подлежащего.

IV. Закрепление материала.

1. Чтение материала на с. 64. Делается вывод о способах выражения сказуемого и составляется таблица.

— Сколько способов выражения сказуемого вам известно? (Три.) (Лист тетради делится на три части.)

— Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? (Глаголом.

— О каком способе выражения сказуемого вы узнали сегодня?

2. Запись на доске и в тетрадях.

Т а б л и ц а 8

Способы выражения сказуемого

Глагол Имя существительное Имя прилагательное
     

 

Учитель читает предложения, учащиеся записывают их основы в соответствии со способом выражения сказуемого.

 

1. Гроза постепенно удалялась. 2. Этот край очень скромен. (К. Паустовский.) 3. Птицы — наши друзья. 4. Первые листики зеленые.

 

3. Запись предложений под диктовку.

Подчеркните основы, укажите, чем выражены главные члены предложения, графически объясните написание безударных гласных в корнях слов.

 

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеку выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника!

(По В. Астафьеву.)

 

Домашнее задание: § 32; упр. 163; составить связный рассказ о способах выражения сказуемого: подготовить карточку для наборного полотна.

 

Урок 37. Тире между подлежащим и сказуемым

Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.

 

I. Запись в «Словарь корней».

-яв- (-явл-): явка, явиться, явление, проявиться, заявление.

 

II. Проверка домашнего задания.

1) Упр. 163; 2) рассказ о способах выражения сказуемого.

 

III. Устная синтаксическая пятиминутка.

Назовите грамматические основы предложений.

 

1. Люблю я пышное природы увяданье. (А. Пушкин.) 2. И льется чистая лазурь на отдыхающее поле. (Ф. Тютчев.) 3. Скинуло кафтан зеленый лето. (Д. Кедрин.) 4. Вот уж утро.

 

IV. Упр. 166 (устно).

 

V. Закрепление материала.

1. Запишите предложения, назовите главные члены, укажите чем они выражены (то есть графически объясните постановку знаков препинания — тире — в предложении).

сущ. сущ.

О б р а з е ц: Сатурн (что это такое?) — планета.

 

1. Чтение — вот лучшее учение. (А. Пушкин.) 2. Хорошая книга — просто праздник. (М. Горький.) 3. Книга — это история народов Земли (С. Сартаков.)

 

2. Найдите в школьном толковом словаре значения слов изморось, сувенир, фауна, флора. Запишите их, подчеркивая главные члены, обозначьте, чем они выражены.

3. Запишите под диктовку предложения, объясните графически постановку тире.

 

Андерсен — великий датский сказочник. Герда и Кай — герои его сказки «Снежная королева». Герда — смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

 

Домашнее задание: § 33; упр. 168, 169.

 

Урок 38. Нераспространенные и распространенные предложения.

Второстепенные члены предложения

Знать: в чем отличие между нераспространенными и распространенными предложениями.

Уметь: различать распространенные и нераспространенные предложения; распространять предложения.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся находят грамматические основы предложений.

 

1. Воздух сегодня свежий. 2. Красив лес в осеннем уборе. 3. В лес пойдем всем классом.

 

В последнем предложении учащиеся выделяют глагольные словосочетания.

 

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала.

Наблюдения на с. 66. Чтение правила.

На доске написано предложение Разноцветными листьями украсила щедрая осень лесные поляны.

Выделяется его грамматическая основа, записывается на доске:

Осеньукрасила

— Какое из этих двух членов предложения несет бо́льшую информацию? Почему? Составляется схема предложения:

Осеньукрасила

 

 

какая? что? чем?

щедрая поляны листьями

 

 

какие? какими?

лесные разноцветными

Делается вывод о том, что второстепенные члены предложения могут распространять как главные, так и второстепенные члены.

— Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами?

— Как называются предложения, состоящие только из главных членов?

— Какие предложения называются распространенными? Приведите примеры.

 

IV. Закрепление материала.

1. Распространите предложения; запишите их, подчеркните в них грамматические основы.

 

1. Грохочет гром. 2. Трещат сучья. 3. Лес удивляет.

 

2. Запись под диктовку предложения. Подчеркните в них грамматическое основы. Устно охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов. Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.

 

1. Продолжается сушь великая. (М. Пришвин.) 2. Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел. (А. Ахматова.) 3. В луче луны летит большая птица. (А. Ахматова.) 4. Ранним утром бреду по лесу.

 

Домашнее задание: 34: упр. 173 (письменно), 174 (устно).

 

Урок 39. Дополнение

Знать: определение понятия, способы выражения дополнения.

Уметь: находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся находят грамматические основы предложений.

 

1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод — неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне.

(М. Джалиль.)

 

II. Проверка домашнего задания.

III. Запись, а затем разбор предложения Письмо брату мальчик пишет карандашом.

Мальчикпишет

что? чем? кому?

Письмо карандашом брату

— На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? От какого слова зависят?

Делается вывод о том, что второстепенный член предложения — дополнение — отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения, дополнения в предложение (обозначает предмет, на который направлено действие, и адресат действия, и его орудие).

Составляется план ответа о второстепенном члене предложения. Этот план может быть оформлен в виде таблицы и вывешен в классе. Учащиеся могут пользоваться им при ответе о том или ином второстепенном члене предложения.

1. От какого слова зависит?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Чем может быть выражено?

Один из пятиклассников составляет устный ответ о дополнении, используя план ответа.

 

IV. Закрепление материала.

1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы о дополнения.

 

1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну. 3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.

 

(По мере нависания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)

2. Устная работа.

Укажите грамматические основы предложений.

Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.

 

1. Село украшает сад. 2. Альбом взял этот мальчик. 3. Кудри берез расчесывает ветер. 4. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 5. Приметы осени во всем встречает взор. (И. Греков.) 6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский.)

 

3. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

1..

2..

4. Составление таблицы.

Т а б л и ц а 9[12]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...