Суффиксы имен прилагательных
Слегка сырой (сыроватый), лес из сосен (сосновый), почва из глины (глинистая), чуткий человек (отзывчивый), салат из овощей (овощной), гриб небольшого размера (маленький).
Затем учащимся дается задание дополнить правую сторону таблицы примерами.
Мыльная (пена), дубовая (роща), лесистый (берег), заботливый (сын), голубоватый (цвет), прелестный (ребенок), тепленький (хлеб).
IV. Упр. 394 (устно).
V. Составьте слова по данным схемам.
VI. От корней - черн-, -ред - образуйте существительное, прилагательное, глагол.
VI. Запись под диктовку. Учащиеся выделяют суффиксы прилагательных.
ОСЕНЬ В ЛЕСУ В осеннем лесу за сто шагов слышно, как пробегает маленькая мышь по сухим листьям. Умолкли звонкие голоса птиц. Золотистые кленовые листья беззвучно повисли на ветвях серебряной паутины. На желтоватом ковре из листьев играют последние солнечные зайчики. (По В. Пескову.)
Домашнее задание: упр. 399 (письменно).
Урок 96. Суффикс — значимая часть слова (продолжение темы) Знать: суффикс — значимая часть слова; средство образования новых слов (существительных, прилагательных, глаголов). Уметь: выделять суффиксы; образовывать слова с различными суффиксами.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Составьте схемы предложений.
1. Сильнее припекает солнышко, и веселее булькают по склонам оврага ручьи. 2. Уцелел только маленький сугробик под лапами ели, которая растет на краю обрыва.
— Что общего в структуре этих предложений? (Оба предложения сложные.) — Чем они отличаются? (В первом — предложения, входящие в состав сложного, не зависят друг от друга; во втором — одно подчиняется другому, т. е. первое — сложносочиненное, второе — сложноподчиненное.)
II. Выпишите и разберите по составу.
1. Солнышко, сугробик, маленький (определить в словах значения суффиксов). 2. Припекает, булькают, уцелел.
При разборе глаголов учитель обращает внимание учащихся на суффикс -л -, который указывает на форму прошедшего времени, а также на то, что глаголы в настоящем (и будущем) времени имеют личные, а в прошедшем времени — родовые окончания. III. Разбор слов по составу.
Видит — видел — видеть; слышит — слышала — слышать; тает — таяло — таять; пилит пилили; крикнул — крикнуть.
— На что указывают окончания -ит, -ет, -ть, -а, -о, -и, в глаголах? Можно ли определить форму глагола по суффиксу -л-? Приведите примеры.
IV. Игра «Кто больше?» Запись примеров слов различных частей речи с корнями -да-, -един-, -ясн-.
V. Запись текста под диктовку и его анализ по вопросам.
Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки. У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь осиновых листьев. Она проводила охотника до избушки лесника.
Вопросы к тексту. 1. Указать средства связи предложений в тексте. 2. Составить схему четвертого предложения. Что связывает в нем союз и? 3. Найти однокоренные слова. Чем они отличаются по составу? 4. Назвать слова с нулевым окончанием. Какие это части речи? На что указывают в них нулевые окончания? 5. Есть ли в тексте слова без окончания? Что это за части речи? 6. Подчеркнуть суффиксы в именах прилагательных. Назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это части речи? 7. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?
Домашнее задание: упр.396.
Урок 97. Приставка Знать: приставка — значимая часть слова; средство образования слов.
Уметь: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.
I. Наблюдения на с. 156. В процессе работы с этим материалом и устного выполнения упр. 402 заполняется таблица. Т а б л и ц а 15 Приставки
Делается вывод: приставка — значимая часть слова, которая служит для образования новых слов. Читается записанное заранее на доске высказывание К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». — Докажите правильность слов писателя: образуйте с помощью приставок глаголы, составьте и запишите с некоторыми из них словосочетания. С-, вы-, пере-: давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
II. Выразительное чтение записанного (или спроецированного) на доске текста. Учащиеся должны определить стиль высказывания тип речи, выписать из текста глаголы с приставкой и разобрать их по составу. (Стиль речи — художественный. Один из его признаков — использование слов в переносном значении. Учащиеся должны найти эти слова. Тип речи — повествование, в котором последовательно раскрываются действия.)
Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из темных еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка, Орлы дозором облетают озера. (Г. Федосеев.)
III. Игра «Составь слово». Школьники должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.
Домашнее задание: § 76, упр. 404, 405.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|