Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 106. Развитие речи. Рассуждение




Знать: понятие о типе речи — рассуждении.

Уметь: строить высказывание — рассуждение на заданную тему.

 

I. Наблюдения на с. 151.

— Прочитанный текст — рассуждение. Что в нем утверждает автор, о чем он рассуждает? Какие доказательства приводит автор? Достаточно ли их?

— Какой вывод делает автор рассуждения?

II. Знакомство учащихся с построением высказывания типа рассуждения: тезис (основная мысль, которую выдвигает автор, утверждение о чем-то или о ком-то, которое нужно доказать, аргументировать), доказательства (аргументы, доводы, примеры) и вывод.

 

III. Упр. 386.

Учащиеся читают текст, находят в нем тезис, аргументы, которые приводит автор для доказательства своего утверждения, вывод, который он делает.

— Сравните оба текста. В каком из них использован книжный, а в каком разговорный стиль? Укажите приметы этих стилей. Как вы думаете, может ли текст-рассуждение включать элементы описания?

— Подберите из учебника русского языка (или любого другого учебника) тексты-рассуждения. Как они построены? К какому стилю речи относятся?

IV. Упр. 387.

 

Домашнее задание: упр. 389.

 

Урок 107. Буквы А — О в корнях -ЛАГ- — -ЛОЖ-

Знать: чередование а — о в корнях слов; правило выбора букв а — о в корнях с чередующимися гласными.

Уметь: владеть способом выбора а — о в корнях -лаг- — -лож-.

 

I. Запись в «Словарь корней».

-страд- (-стражд-): страдать, страдание, сострадать, сострадание, пострадать, страждут.

Учащиеся должны составить с данными словами 2—3 предложения.

 

II. Подготовленный диктант (упр. 432).

 

III. Наблюдения на с. 168 учебника.

 

IV. Закрепление материала.

1. Запись под диктовку (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне).

 

Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решение, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать на помощников.

 

Учащиеся разбирают по составу глагол расположиться.

2. Упр. 435.

Один из учащихся выполняет задание на пленке графопроектора.

После выполнения работы делается самопроверка с помощью графопроектора.

3. Предупредительный диктант.

1. Ложился на поля туман. (А. Пушкин.) 2. Мы предложили провести слет туристов на берегу реки. 3. Ребята расположились у костра и с наслаждением ели печеную картошку. 4. Изложите содержание параграфа учебника.

4. Проверочная работа с помощью перфокарты (а — о в корнях -лаг- — -лож-).

5. Игра «Составь слово».

 

V. Работа над допущенными в проверочной работе ошибками.

 

Домашнее задание: придумать по 5 загадок «Составь слово»

 

Урок 108. Буквы А — О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-

Знать: в каких случаях происходит чередование гласных а — о в указанных корнях.

Уметь: распознавать слова с чередующимися гласными а — о в корнях - раст-, -ращ-, -рос -; обосновывать выбор гласных в этих корнях.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

II. Наблюдения на с. 169 учебника.

Запись в «Словарь трудных слов».

Росток, отрасль.

 

III. Закрепление материала.

1. Упр. 437 (устно).

2. Объяснительный диктант.

 

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются розы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша.

 

IV. Проверочная работа с помощью перфокарт.

а — о в корнях


1. расти

2. растительность

3. отросли

4. заросла

5. растения

6. росточек

7. взрастить

8. заросли

9. подрастать

выросла

отрасль

росток

водоросли

произрастать

вырос

подрасти

нарастить

отросла

вырастить

выращивать

росли

вырастать

приращение

обрастать

разрастись

выращенный

обросла


 

V. Упр. 439.

VI. Анализ ошибок проверочной работы.

 

VII. Выборочный диктант.

 

1. Играйте же, дети, растите на воле. (Н. Некрасов.) 2. Три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов.) 3. Заросли кустарника образовали непроходимую чащу. 4. Рис растет на болотистых местах. 5. Берег моря покрыт водорослями. 6. Эти места удивляют богатой растительностью.

 

Домашнее задание: § 84, упр. 441.

 

Урок 109. Буквы О — Ё после шипящих в корне

Знать: способ выбора о — ё в корнях слов после шипящих.

Уметь: обосновывать выбор о — ё в корнях слов после шипящих.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схему предложения Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в звездное небо желтые языки огня, предварительно определив количество основ в нем.

— Разберите по составу слова взметнулись, желтые.

— Какой звук произносится под ударением в корне прилагательного желтые?

 

II. Знакомство с правилом на с. 171.

 

III. Запись в «Словарь трудных слов».

Крыжовник, шов, шорох, капюшон; шоссе, шофер, шоколад.

 

IV. Закрепление материала.

1. Упр. 443 (выполняется устно под руководством учителя).

2. Запись с объяснением. К прилагательным, употребленным в переносном значении, учащиеся подбирают синонимы.

 

Отрастить челку, вырастить крыжовник, сдать отчет, предлагать шоколад, тяжелый человек, почетный караул, шелковый костюм, неясный шепот, красивый капюшон, жесткая дисциплина, черствый человек, маленькая щелка, ровный шов, мягкая шерстка.

 

3. Предупредительный диктант.

 

1. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. 2. Я помню осенние ночи, березовый шорох теней. 3. За горами, за желтыми долами протянулась тропа деревень.

(С. Есенин.)

 

4. Запись слов с распределением их по колонкам.

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся Буквы о—ё

гласные гласные гласные после шипящих

в корнях в корнях в корнях в корнях

слов слов слов слов

 

Облако, подарить, зарастают, шепот, предположение, свивают, вестибюль, сложение, шорох, отрасль, располагаться, выращен, растительность, бросать, встрепенуться.

 

V. Отгадайте загадки, составленные учащимися (см. урок 107).

 

Домашнее задание: § 85, упр. 444 или 445 (по выбору).

 

Урок 110. Буквы И — Ы после Ц

Знать: условия выбора и — ы в корнях слов после ц.

Уметь: обосновывать выбор гласных и — ы после ц.

 

I. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.

Молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли); тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шепот); глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-нибудь (шорох); число, которое складывается с другим с помощью сложения (слагаемое).

 

II. Правило на с. 173 (§ 86).

Запись в «Словарь трудных слов».

Цыпленок, цыган, цыц, цыкать, цыпочки.

 

III. Закрепление материала.

1. Упр. 446 (выполняется под руководством учителя).

2. Замена развернутого определения словом-синонимом.

 

Основной закон государства (конституция); точная выдержка из какого- либо текста (цитата); прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть); инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль); систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция); плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые); бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).

 

3. Запись под диктовку.

 

Получить консультацию, прослушать лекцию, правильно написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой, встать на цыпочки, расположиться на циновке, спеть цыганскую песню, любить цирк.

 

4. Объяснительный диктант.

 

1. Из кустов вышла тетерка, а за ней шесть цыплят. (Н. Сладков.) 2. Птенцы быстро росли, и однажды вся веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков.) 3. Посреди площадки в сквере росли акации. 4. В город приехала делегация шахтеров. 5. Циркуль — помощник человека с глубокой древности и до наших дней. 6. Мы давно собирались всей семьей пойти в цирк.

 

Домашнее задание: § 86, упр. 447 (письменно). 457 (устно); контрольные вопросы на с. 174.

 

Урок 111. Развитие речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...