Урок 100. Чередование звуков
Знать: о чередовании гласных и согласных звуков. Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками.
I. Запись предложения с графическим объяснением постановки запятой. Первая часть предложения разбирается по членам.
Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.
— Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему? — Выпишите глагол-сказуемое второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова. (Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.) Делается вывод о возможности чередования гласных и согласных звуков в словах.
II. Запись в «Словарь корней». -драж- (-драз-): дразнит, подражать (кому-либо), подражание, раздражаться, раздражение, подразнить. С 2—3 словами учащиеся устно составляют словосочетания или предложения.
III. Упр. 408 (устно).
IV. Закрепление материала. 1. Объяснительный диктант. Запись под диктовку с заданием подчеркнуть чередующиеся согласные и гласные.
Таскать — тащит, кормить — кормлю, ездить езжу, брызгать — брызжет, весть — извещать, дорога — дорожный, осмотреть — осматривать.
2. Орфографическая диктовка. Учащиеся записывают словосочетания, объясняют графически написание безударной гласной в корнях глаголов; подчеркивают чередующиеся согласные; 3—4 глагола (по усмотрению учителя) разбирают по составу.
О б р а з е ц з а п и с и в т е т р а д и: на — (жд//д).
Наслаждалась природой, увлекать разговором, казаться веселым, приближаться к цели, удивляться поступку, потрясти бумагой, появляться на горизонте, возвращаться вечером, угощать обедом, освещать улицу.
3. Выпишите из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» 5 предложений, в словах которых есть чередующиеся согласные. (Возможен такой вариант:
1. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи». 2. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга». 3. Вот затрещали барабаны. 4. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень. И др.)
Домашнее задание: § 77, упр. 409.
Урок 101. Беглые гласные Знать: о беглых гласных. Уметь: выделять части слов с беглыми гласными.
I. Запись в «Словарь корней». -крат- (-кращ-): краткий, прекратить, прекращение, сократить, сокращать, сокращение.
II. Запись под диктовку предложения Всех тревожит сокращение на Земле числа редких животных: амурских тигров, белых медведей, слонов. — Объясните написание на Земле с большой буквы. В каких случаях пишется родина — Родина, орел — Орел? — Составьте схему предложения. — Разберите по составу слова редких, тревожит, сокращение (последнее слово разбирается под руководством учителя, обращается внимание на суффикс существительного - ени -).
III. Наблюдения на с. 160.
IV. 1. Комментированное выполнение упр. 410 (устно). 2. Запись слов в именительном, а затем в родительном падежах с выделением морфем, в которых встречаются беглые гласные. О б р а з е ц з а п и с и: —
Лед, огонь, камень, дымок, огонек, молодец, ситец, боец, петушок.
V. Запись текста под диктовку и его анализ по вопросам.
Утро было яркое, солнечное, но уже довольно прохладное. Обильная роса покрывала все: землю, траву, цветы, листья, кусты. Миллионы крохотных капель повисали всюду и переливались на солнце. Лес сверкал, и в каждой росинке отражалось солнце. Иногда набегал ветерок, колыхал ветви деревьев, и они тихо качались и шумели. (По М. Пришвину.)
Вопросы к анализу текста. 1. Определить тип и стиль текста высказывания. Обосновать свой ответ. 2. Составить схемы предложений, объяснить постановку знаков препинания.
3. Объяснить графически написание безударных гласных в корнях глаголов. Подобрать однокоренные слова к глаголу переливались. Найти в тексте однокоренные слова, указать на принадлежность их к частям речи. Разобрать по составу глаголы повисали, качались. Какая значимая часть слова указывает на форму этих глаголов? 4. Найти в тексте 2—3 слова с нулевым окончанием. На что оно указывает? 5. Привести примеры слов без окончаний. К какой части речи относятся слова? 6. Привести примеры слов с чередованием, с беглыми гласными. 7. Подобрать синонимы о антонимы к словам обильная, крохотный. Составить с ними словосочетания.
VI. Игра «Составь слово».
Домашнее задание: § 78, упр. 399.
Урок 102. Варианты морфем. Морфемный разбор Знать: о вариантах морфем, порядок морфемного разбора. Уметь: различать варианты морфем, соблюдать порядок морфемного разбора.
I. Проверка домашнего задания.
II. Наблюдения на с. 162. Упр. 414 (выполняется коллективно под руководством учителя). III. Знакомство с порядком морфемного разбора слов (§ 80). IV. Упр. 416 (выполняется коллективно под руководством учителя).
Домашнее задание: § 79, 80, упр. 417.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|