Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 116. Имя существительное




(продолжение темы)

 

I. Опрос. Заполните колонки таблицы.

Роль имени существительного в предложении Примеры
   

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны указать основы предложений обосновать постановку знаков препинания, разобрать по составу слово сопровождают.

 

Книги — спутники всей нашей жизни. Они встречают нас в раннем детстве и сопровождают всю жизнь.

 

III. Запись в «Словарь корней».

-вожд- (-вод-): вождь, водить, вождение, сопровождение, сопровождать, водить, проводить.

— Найдите в записанных словах существительные, обозначающие: 1) предмет; 2) предмет, но как действие.

— Однокоренные ли слова вода, водить? Почему?

 

IV. Упр. 467.

V. Учитель предлагает школьникам вспомнить, кто, с их точки зрения, из известных им писателей интересно, живо, образно описывает природу. (Обычно учащиеся называют М. Пришвина, К. Паустовского.)

— Сегодня мы прослушаем зарисовку о февральском Подмосковье, взятую из книги замечательного натуралиста, рыболова, охотника и писателя Дмитрия Павловича Зуева «Времена года». Эта удивительная книга о простой и милой нашему сердцу среднерусской природе. Она помогает всмотреться, вслушаться в незамечаемые нами красоты природы. Она учит нас понимать язык природы. Эта книга обо всем: о лесах и водах; о падающих листьях и облаках; о птицах и зверях; об охоте и рыбной ловле. Многие рассказанные писателем были из жизни животных напоминают русские народные сказки. Постарайтесь, ребята, познакомиться с этой книгой. А сейчас прослушайте текст.

 

Февраль — самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яр кого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах береза.

(По Д. Зуеву.)

 

Выясняется впечатление ребят (что привлекло в тексте, какие приемы использует автор, чтобы описание было образным, «живым», — школьники указывают на метафоры). Делается вывод о том, что это описание.

Учащиеся пересказывают текст, затем записывают под диктовку, обозначая существительные как члены предложения.

— Найдите в тексте слова, которые соответствуют данным структурным схемам: существительное — , прилагательное — , глагол — .

 

Домашнее задание: § 88, упр. 473 (устно составить несколько предложений по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»).

 

Урок 117. Развитие речи.

Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

(упр. 473, 564)

 

Урок 118. Развитие речи. Доказательства в рассуждении

 

I. Наблюдения на с. 184,

 

II. Работа по заданиям упр. 475.

 

III. Написание сочинения-миниатюры (упр. 476).

 

Урок 119. Имена существительные одушевленные

И неодушевленные

Знать: о существительных одушевленных и неодушевленных.

Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны назвать грамматические основы предложений, составить схему предложения.

 

В синем небе мерцают звезды, а на белом инее дружно искрятся нежные пушинки. (Д. Зуев.)

 

— Употребите любое существительное предложения в роли обращения.

 

II. Наблюдения на с. 185 учебника.

Упр. 480 (устно).

— Подберите и запишите синонимы к слову Родина (Отчизна, Отечество).

— В каком случае будут синонимами Родина — Россия? Составьте и запишите с этими словами предложения, чтобы они выступали в роли обращений.

 

III. Прослушайте текст. Определите его стиль. Докажите, что по типу речи это описание.

 

Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!

(По Д. Зуеву.)

 

Вопросы к анализу текста.

1. Почему писатель называет ночной февральский лес беззвучным? зеркальным залом?

2. Подобрать синонимы к слову очаровательный.

3. Каким синонимом можно было бы заменить слово струится (свет)? (Льется.)

По мере записи предложений учащиеся объясняют графически орфограммы в корнях слов, указывают на одушевленные и неодушевленные имена существительные, определяют их род, число, падеж.

— Найдите в тексте слова, соответствующие данным схемам: существительное — , прилагательное — , глагол — .

— Назовите 2—3 слова с нулевым окончанием На что оно указывает?

— Найдите однокоренные слова (лес, лесной; свет, светлый, светятся) и разные формы одного и того же слова (снежный, снежная). Докажите.

 

Домашнее задание: § 90, упр. 478; повторить слова из «Словаря трудных слов» (подготовка к контрольному диктанту).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...