Уроки 80—81. Однозначные и многозначные слова
Знать: о многозначных и однозначных словах. Уметь: определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова.
I. Проверка домашнего задания. Учащиеся составляют схему предложения (упр. 327), выписывают слова с пропущенными буквами (один ученик —1-е предложение, второй —2-е, третий —3-е). В это время проводится беседа по вопросам. — Что изучает лексика? — Какие приемы помогают раскрыть значение слова? Приведите примеры. — Как строятся загадки, кроссворды? Приведите примеры. II. Объяснение нового материала. Анализ материала на с. 129. — Что общего между изображенными на рисунках предметами? (У каждого из них имеются черты сходства по форме — пальцы, щетинки, ягоды, собранные в одном месте.) — Одним или разными словами названы эти разные предметы? (Одним — кисть.) — Сколько лексических значений имеет слово кисть в следующих словосочетаниях: кисть руки, кисть винограда, малярная кисть? (Много.) — Таким образом, слово кисть в зависимости от сочетаемости с другими словами (это называется контекстом) может иметь несколько лексических значений. Такое слово называется м н о- г о з н а ч н ы м.
III. Знакомство с теоретическим материалом на с. 130.
IV. Упр. 331 (устно).
V. Закрепление материала. 1. Прослушайте стихотворение В. Остена «Дорога». Сколько значений этого слова отмечает автор стихотворения? Какие это значения? ДОРОГА Подумайте только, как много Значений у слова дорога. Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне. И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над нами... А скоро пополнится новым Значеньем привычное слово. Представьте: готова ракета К прыжку на другую планету. Прощаясь с ее экипажем, Стоящим у звезд на пороге, Мы просто и буднично скажем: — До встречи! Счастливой дороги! Подумайте только, как много Значений у слова дорога.
— Все эти слова (автострада, путь, шлях и т. д.) объединены значением полоса передвижения, путь. 2. Упр. 329, 330. Работа с толковым словарем. Если в классе достаточное количество экземпляров «Школьного толкового словаря», можно дать следующее задание: пользуясь словарем, докажите, что слово родина многозначное. Приведите свои примеры. 3. Упр. 332 (устно). Для справок: полотно — ткань, гладкая поверхность, картина художника, дорожная насыпь, путь. 4. Отгадайте загадки. На каком языковом явлении они основаны?
1) Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на елке, А называются —...(иголки).
2) В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении Я планка для черчения. И наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка.) 3) Какой иглой не сошьешь рубахи? 4) Какой рукав нельзя пришить? 5) Из какого полотна нельзя сшить платье? 6) На каких полях не пашут и не сеют?
5. Упр. 335.
VI. Подведение итогов урока. — Какие слова называются однозначными? многозначными? — Что помогает определить значение слова — однозначное оно или многозначное? (Контекст.) — Сколько значений имеет слово в контексте? (Одно.) — Как обозначается многозначное слово в словаре?
Домашнее задание: упр. 336.
Урок 82. Прямое и переносное значение слова Знать: о прямом и переносном значении слова. Уметь: различать прямое и переносное значение слова; употреблять в речи слова в переносном значении; находить и определять роль олицетворения.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись предложения Поэт С. Наровчатов писал: «Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык». Учащиеся объясняют написание безударной гласной в корне глагола. Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется. В каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря» несколько примеров, доказывающих, что слово богатый многозначное.
III. Объяснение нового материала. — Вспомните «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина. Что значит слово золотой?
Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые. Все скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд.
(Золотые скорлупки — это скорлупки из золота.) — Прослушайте отрывок из стихотворения И. Никитина:
Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор.
— Что значит золотые нивы? (Похожие на цвет золота.) — Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение. Вспомните выражения: у этого человека золотые руки; наша девочка — просто золото. (Здесь сходство в оценке разных предметов — очень хороший.) Чтение § 65. — Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (По сходству, если у предметов есть сходство.) IV. Закрепление материала. 1. Упр. 338 (устно). — Какое сходство между предметами, действиями и качествами способствовало употреблению указанных слов в переносном значении? 2. Запишите в два столбика словосочетания: в один — с прямым, в другой — с переносным значением слов.
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.
3. Со словами звезда, холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении. Учитель сообщает учащимся, что употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой. (Мета — пере, фора — несу.) Метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Предлагается вспомнить и прочитать наизусть известное учащимся по начальной школе стихотворение С. Есенина «Поет зима — аукает».
При повторном чтении учащиеся записывают предложения или сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении. Внимание детей обращается на то, что использование в стихотворении метафоры придает описанию природы особую выразительность, живость и яркость. Запись под диктовку.
1. Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский.) 2. Котелок — маленький котел, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов.)
В каком предложении использована метафора?
Домашнее задание: § 65, упр. 342. Подготовиться к контрольному словарному диктанту.
Урок 83. Омонимы Знать: определение понятия, чем отличаются омонимы от многозначных слов. Уметь: находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов.
I. Словарный диктант (по мере написания диктанта учащиеся графически объясняют написание безударной гласной в корне глаголов).
Раздаваться в тишине, появиться внезапно, качаться на качелях, освещать комнату, становиться белым, увязать в грязи, изменять привычке, заставлять писать, разделять на части, виднеется на горизонте, удивляться лазури неба.
Чтение наизусть отрывков из стихотворений русских поэтов с анализом метафор.
II. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся составляют схемы предложений, находят в предложениях метафоры.
1. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. 2. Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает. (С. Есенин.)
III. Объяснение нового материала. — Прослушайте стихотворение В. Лифшица.
Шел я с сумкой за плечом, Вижу, бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду?
— Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово ключ? — Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова? — Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами — от греческих слов омос, что значит «одинаковый», и онима — имя.
— Сравните, как в толковых словарях объясняется значение омонимов и многозначных слов на примере слова ключ. Почему лексическое значение омонимов раскрывается в разных словарных статьях? — В каком значении употреблено слово ключ в выражениях: жизнь бьет ключом, ключ к разгадке? (В переносном.) Чтение § 66. — Что нового вы узнали о словах? — Какие слова называются омонимами? Как образовано это слово?
IV. Закрепление материала. 1. Упр. 347 (устно). Делается вывод, что омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Следует добавить, что больше всего омонимов среди существительных. 2. Составьте и запишите словосочетания со словами мир, свет, лук (весь мир — прочный мир, целый свет — яркий свет, горький лук — стрелять из лука). 3. Найдите в стихотворении омонимы.
Норка вылезла из норки Нету норки, И пошла к знакомой норке. Может, норка В норку норкину Возле норки? Вошла, Нет нигде. Норку в норке Пропал и след. Не нашла. Норка — здесь, Если в норке А норки — нет! (А. Шибаев.)
4. Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
1. В темноте сидеть было неприятно. 2. Мама начала седеть. 3. Апельсин — плод цитрусового дерева. 4. По реке проплывал плот.
(Делается вывод о том, что в языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения, смысла слова. Омофоны — омос — одинаковый, фоно — звук.)
V. Учащимся сообщается, что в языке есть слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению — слова с омонимичными корнями. Они не являются однокоренными. Выборочный диктант. Учащиеся выписывают однокоренные слова с корнями
Водолаз, водоросль, половодье, гора, горе, сводка, громоотвод, горка, проводник, гористая местность, подводный спорт, предгорье, горевать, пригорок, горец.
Как называются такие слова? (Слова с омонимичными корнями.)
Домашнее задание: § 66, упр. 348.
Урок 84. Синонимы Знать: определение синонимов; о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о словарях синонимов; о роли синонимов в речи. Уметь: подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарем синонимов.
I. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащимся предлагается назвать грамматические основы и составить схему предложения.
Солнце спряталось за ситцевой Занавескою небес, Черно-бурою лисицею Под горой улегся лес. (Д. Кедрин.)
— Использование каких слов о ж и в л я е т картину природы? Как называются такие слова?
II. Запись в «Словарь корней». Громада (куча), громоздить, громоздкий, громадный. Устно с данными словами составляются словосочетания: к слову громадный учащиеся должны подобрать и записать другие прилагательные, которые характеризовали бы предмет, обозначая его признак — большой размер. (Например, громадный, огромный, большой, большущий, здоровенный, внушительный и т. д.) — Все эти прилагательные обозначают один и тот же признак — большой размер, но разными словами. Такие слова называются синонимами. Они передают оттенки одного и того же понятия. Это слова, близкие по значению, по смыслу, но разные по звучанию и написанию. — Со всеми ли из данных синонимов могут быть употреблены слова стол, завод, двор, станок? Почему? Какие из них могут быть использованы в разговорной речи? в книжной?
III. 1. Чтение § 67. — Что вы узнали о синонимах? — Чем отличаются синонимы друг от друга? (Оттенками значений, употреблением в речи.) 2. Упр. 349 (устно). 3. Знакомство со «Словарем синонимов русского языка» автор З. А. Александровой (М., 1977). 4. Упр. 350. 5. Упр. 355 (устно).
IV. Запись под диктовку слов с выделением в них корня.
Интерес, интересный, интересоваться; удивляться, диво, удивительный разговор, говорить.
— Являются ли эти однокоренные слова синонимами? Докажите. — Используя словарь синонимов, подберите к выделенным словам синонимы. — Составьте с глаголом говорить и его синонимами предложения с прямой речью в различных стилях, 2—3 из них запишите.
Домашнее задание: § 67, упр. 354; подготовиться к контрольному словарному диктанту.
Урок 85. Синонимы (продолжение темы) Знать: о роли синонимов в создании точности, выразительности мысли, о синонимических рядах, выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания. Уметь: употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения.
I. Контрольный словарный диктант.
Исчезать с горизонта, виднеется вдали, багряный закат, освещать вестибюль, здешний житель, глаза слипаются, вязкая трясина, задрожать от страха, заставлять трепетать на ветру, разделить на части, лепить из глины.
II. Устная синтаксическая пятиминутка. Учащиеся составляют схему предложения Мороз выжал влажность из древесных сучьев, и кусты опушились блестящим инеем; подбирают синонимы к слову блестящий. (Сверкающий, искрящийся, переливающийся и др.)
III. Учитель сообщает учащимся, что синонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, выразить мысль более точно. — В первоначальном варианте одного из своих стихотворений Ф. Тютчев написал: С горы бежит ручей проворный. Впоследствии, работая над стихотворением, поэт заменил слово ручей словом поток. Являются ли эти слова синонимами? (Да.) — Как вы думаете, почему поэт заменил слово? (Слово поток изображает стремительное и быстрое течение воды с гор образнее, чем слово ручей.) IV. Выразительное чтение написанного на доске отрывка из стихотворения С. Маршака «Вьюга». — Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат? Выпишите синонимы и однокоренные слова.
Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи — Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей.
(Отмечаются различные оттенки значений синонимов: вьюга — снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе; пурга — сильная снежная буря на открытых пространствах; метель — снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении, и т. д. То есть все эти слова называют одно и то же явление — снежную бурю, но разными словами.) Внимание учащихся обращается на то, что использование синонимов в речи помогает избежать повторения одних и тех же слов, что синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями. Учащимся дается задание: используя «Словарь синонимов», определить, какими оттенками смысла различаются данные ниже синонимы, в каких стилях речи они могут быть использованы; составить и записать с ними предложения.
Красный, алый; обидеть, оскорбить; сказать, ляпнуть.
V. Слово учителя. Мы с вами уже обращали внимание на то, что писатели, поэты, создавая свои произведения, стараются найти слова, выражения, которые помогают читателю ярче, образнее представить изображаемую картину природы, явление, человека. Иногда они много раз переделывают целые части произведения, стараясь найти нужное слово. Прочитайте выразительно черновой вариант «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Вспомните окончательный вариант. Как вы думаете, почему поэт заменил слова? (Текст проецируется на доску.)
Ч е р н о в о й в а р и а н т В ручку яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Кожу только прокусила И ломотик проглотила... Пес на яблоко стремглав С лаем кинулся — сердился, Проглотил его — свалился И издох… О к о н ч а т е л ь н ы й в а р и а н т В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила... Пес на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился, Проглотил его, свалился И издох.
(Вместо ломотик поэт вставил слово кусочек, потому что ломоть — отрезанный ножом, плоский кусочек хлеба, пирога; царевна же яблоко не резала, а кусала. Озлился более точно передает состояние пса, чем сердился. В первом глаголе больше враждебности, чем в глаголе сердиться. Выбирая же слово руки, поэт думает о благозвучности стиха — в словах ручка, яблочко одинаково звучащее чк.)
VI. На доске с помощью графопроектора спроецированы синонимические ряды. Учащиеся должны расположить их в порядке усиления признака. (В случае затруднения можно обращаться к «Словарю синонимов».)
1. Колосе, титан, гигант, великан, исполин. 2. Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый. 3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться. 4. Холод, стужа, мороз.
С некоторыми из этих слов учащиеся составляют и записывают предложения.
Домашнее задание: упр. 356 (письменно), 358 (устно).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|