Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе




Ведение

  ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом множество сложнейших и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками младшей школы. К сожалению, в практике работы учителей начальных классов, данная работа имеет, как правило, эпизодический характер, отсутствует системность данной работы.

  Профессиональная ориентация не может быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию.

  Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов. Однако, если для старшеклассников существует множество методов и приемов работы по профессиональной ориентации, то для младшего звена, таких наработок явно недостаточно.

  Таким образом, можно сформулировать противоречие между объективной необходимостью профессиональной ориентации младших школьников и недостаточной разработкой методов и приемов, профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

  Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования: «Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе».

  Объект исследования: процесс профессиональной ориентации.

  Предмет исследования: методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

  Цель исследования: выявить и научно обосновать методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

  Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему профессиональной ориентации младших школьников в научной литературе.

  2. Изучить и обобщить существующий практический опыт по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

  3. Определить критерии подготовленности младших школьников к выбору профессии.

  4. Разработать методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

  Методы исследования:

- анализ педагогической, научной и периодической литературы;

- анализ продуктов деятельности учащихся;

- изучение и обобщение педагогического опыта;

- анкетирование.

 

 

Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе

  По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [7; с.429].

  С.Н.Чистякова определяет профориентацию как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой школой, семьей, производственными коллективами, учреждениями профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника, требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране.

  Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельно профессию [40; с.3].

  Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности, по мнению С.Н.Чистяковой, способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду. Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, с помощью которой школьники получают сведения о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, о способах и условиях овладения ими [40; с.4]

 

     Таким образом, профессиональная ориентация составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.

  В современных условиях развития общества, как отмечает, коллектив авторов института профессионального самоуправления молодежи РАО, главным становится удовлетво­рение потребностей и интересов конкрет­ного человека в профессиональном станов­лении и самореализации в труде. При этом важно предвидеть возможную смену дея­тельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкуренции и безработицы на рынке труда.

Как указывается в статье, в современном мире у многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватное способностям и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной деятельности с учетом новых социально-эконо­мических реалий уже в начальной школе.    

  Исходя из социально-экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей, можно сформулировать задачи профориентационной работы школы следующим образом:

1. Расширение представлений учащихся об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений, о потребностях в работниках местных предприятий, бизнесе, учреждений и учебных заведений.

2. Убеждение в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.

3. Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности.

4. Дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других индивидуальных особенностей школьников [30; с.34].

  Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках технологии, организация спецкурсов по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.

  Управление профориентацией, по мнению С.Н.Чистяковой, может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределения личности, которая выступает в качестве объекта управления и субъекта своего профессионального самоопределения.

  Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. С.Н. Чистякова отмечает, что изменения, происходящие в профессиональном самоопределении, необходимо рассматривать как объективный показатель развития личности. Профессиональное самоопределение включает профессиональную направленность и профессиональное самосознание [40; с.47].

  Профессиональное самосознание – это соотнесение личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях – со своими возможностями. Благодаря профессиональному самосознанию у человека углубляется личностный смысл предстоящей деятельности, складывается убежденность в целесообразности выбора профессии [37; с.48].

  Теоретические основы профессионального самоопределения личности рассматриваются в трудах отечественных ученых Е.М.Борисовой, В.А.Бородина, С.И.Вершинина, А.Е.Голомштока, А.Я.Журкиной, Л.А.Йовайша, Н.Н.Захарова, Н.Э.Касаткиной, Е.А.Климова, Е.М.Павлютенкова, М.Н.Скаткина, В.Д.Симоненко, А.Д.Сазонова, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др. Младший школь­ный возраст определяется авторами как важный этап пропедевти­ческой подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности.

   С.Н.Чистякова в частности указывала на тот факт, что у детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе жизнедеятельности. Поэтому, по мнению автора, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности [39; с.48-49].

   О.Ю. Елькина связывает профессиональную ориентацию младшего школьника с формированием его продуктивного опыта. В ходе исследования автор определила, что на повышение уровня сформированности про­дуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору про­фессии оказывали влияние:

· использование в процессе обучения методики разноуровневых
заданий, что способствовало формированию у учащихся ценности
учебной деятельности, нацеливало на преобразование их прошлого
опыта, развивало во взаимосвязи мотивационно-ценностное отноше­ние школьников к Образу «Я» и трудовой деятельности;

· применение на уроках чтения при изучении произведений о
труде приема сравнения Образа «Я» с образами героев литературных
произведений, что обеспечивало формирование ценностного отношения школьника к самому себе;

· применение метода контент-анализа при анализе сочинений
учащихся «Моя будущая профессия», позволяющего выявить содержа­
тельную характеристику мотивационной сферы личности как субъекта
будущей профессиональной деятельности;

· обогащение коллективной профориентационной деятельности
школьников созданием ими общественно ценного продукта, что обеспечивало приобретение практического трудового опыта;

· использование игровых средств - занятий курса «В Океане
профессий», профориентационных игр, профессиональных мини-проб
- способствовало включению школьников в рефлексивную деятельность, актуализировало проблему подготовки к выбору профессии на пропедевтическом этапе профессионального самоопределения.

  Современные подходы к профессиональной ориентации школьников (А.Я.Журкина, Л.М.Митина, В.Д.Симоненко и др.) рассматривают последнюю как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, ясно, что профессиональная ориентация - это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

  Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном процессе достичь необходимых результатов. Так коллектив авторов книги «Школа и выбор профессии отмечает, что для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте [41; с.8-9].

  Рассмотрев проблемы профессиональной ориентации  младших школьников, мы можем говорить о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...