Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе




Профориентация в учебном процессе – в совместной деятельности учителя и ученика – призвана играть решающую роль в профессиональном становлении учащихся. Не нарушая логики учебной дисциплины, учитель реализует образовательные, воспитательные и развивающие цели, одновременно решает и профориентационные. За счет обогащения учебных целей профориентационными школа получает более высокие результаты в достижении всестороннего развития личности школьника.

  В целях профессиональной ориентации в школе применяются такие методы работы, как беседа, лекция, диспут, конференция. На них приглашаются представители различных профессий, родители, организуются встречи с представителями трудовых коллективов, экскурсии на заводы, широко используются наглядные методы: фильмы, электронные презентации и т.д.

  Уже с детьми младшего школьного возраста можно провести мини-лекцию о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. В ходе лекции необходимо представить профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5-7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Можно представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:

· условия труда,

· орудия труда,

· история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.),

· интересные случаи.

С учащимися младших классов можно провести и профориентационное занятие по теме, соответствующей той профессии, с которой будут знакомиться учащиеся: инженер, дизайнер, повар.

  Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. В некоторых методических рекомендациях учителям советуют формулировать не одну, а сразу три цели:

· учебную,

· развивающую,

· воспитательную.

Учебная цель формируется из темы занятия. Развивающая может включать в себя:

· развитие осмысленного запоминания,

· развитие дифференцированного восприятия,

· развитие произвольного внимания и др.

  Т.е. профессионально значимых качеств.

  Что же касается воспитательной цели, то обычно в формулировках целей такого типа используются термины – «ценности», «нормы поведения».

  Примером воспитательной цели может быть:

· осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире;

· совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

  На таком занятии можно познакомить учащихся с основными требованиями профессии к человеку, с основными условиями и орудиями труда, подвести итог занятия.

В процессе обучения и во внеурочной деятельности с учащимися можно проводить разнообразные по целям и задачам беседы - вводные, по сообщению новых знаний и другие.

  Можно посмотреть с учащимися видеосюжет, а потом обсудить его. Пригласить для беседы представителя какой-либо профессии, провести работу в малых группах и т.д.

  Эффективность бесед повышают игровые моменты, инсценировки. Например, для беседы «Что из чего делается?» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа началается с загадки:

Стоят в поле сестрички -

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

  На каждой ресничке - вопрос. Сколько учеников, столько и вопросов. Ответил на вопрос - оторвал лепесток. Кто больше наберёт лепестков, тот и победит.

  Живой интерес вызывает беседа-рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш», «Меня зовут стеклянная банка»).

  В процессе обучения младших школьников все учебные предметы можно использовать для воспитания интереса к труду взрослых у младших школьников. Например, уроки чтения способствуют воспитанию устойчивого интереса к труду. Можно использовать книгу А.Маркуша «Кто ты?».

  В этой книге очень подробно автор останавливается на таких профессиях как лесничий, повар, строитель, сталевар, капитан дальнего плавания, летчик, радист, почтальон, слесарь-сборщик. Книга написана простым, доступным языком. Кратко описаны яркие характеры героев, представленных профессий. В ходе беседы дети выясняют и закрепляют свои знания о прочитанных профессиях, о людях занятых ими. После разбора содержания книги можно предложить выполнить задание «Профессиограмма».

  На уроках математики младшим школьникам также можно давать задания, связанные с той или иной профессией.

  Содержание учебного материала по этому предмету позволяет учителю знакомить учащихся с рядом, профессий различных отраслей народного хозяйства.  Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей.

Изучение природоведения также вносит определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Уроки природоведения помогают позволяют воспитывать уважение к труду человека. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности.

  На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы мы использовали следующие словарные слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, шофёр. Младшие школьники записывали словарные слова, ставили ударение и подчёркивали безударные гласные, которые необходимо запомнить. Это же задание можно представить младшим школьникам в игровой форме. Например:

помоги цапле правильно расставить буквы.

В.сп.татель

Учит.ль

Ш.фёр

Д.рект.р

М.л.ц.онер

 

    Итак, для более эффективного воспитания интереса к труду взрослых детей необходимо включать информацию о профессиях взрослых в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также широко использоваться специальные профориентационные занятия.

Выводы по второй главе

 

  Анализ опыта работы педагогов, позволил нам выделить основные направления работы педагогов в начальной школе по профориентации детей, ими являются:

· расширение знаний о профессиях;

· знакомство с рынком труда и профессий города;

· развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;

· воспитание ценностного отношения к труду;

· подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

  Среди приемов профессиональной ориентации младших школьников выделим игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Среди методов: профориентационные занятия, беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов, которые  могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики.

 

Заключение

   Рассмотрев теоретические основы профессиональной ориентации в школе, мы пришли к выводу, что  – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов.

  Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Углубленное изучение закономерностей подготовленности школьников к выбору профессии, разработка критериев и показателей ее сформированности является основным условием условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.

Существует разнообразие практических методов диагностики уровня подготовленности младших школьников к выбору профессии. Основными являются анкетирование и тестирование.

  Анализ опыта работы педагогов, позволил нам выделить основные направления работы педагогов в начальной школе по профориентации детей, ими являются:

· расширение знаний о профессиях;

·  знакомство с рынком труда и профессий города;

· развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;

· воспитание ценностного отношения к труду;

·  подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

  В методике профориентационной работы с младшими школьниками активно используются игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Основными методами работы являются профориентационные занятия, беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалов.

 

Литература

1. Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, воз [Текст] / И.П.Арефьев // Педагогика. – 1995. - №3. – С.65-68.

2. Асафулина, И.Г. Педагогические проблемы, перспективы: [Проблемы непрерывного пед. образования] [Текст] / И.Г.Асафулина, Л.М. Басова, Н.В. Волк // Педагогика. – 1994. - №6. – С.55-58.

3. Афанасьева, Т.М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? [Текст] / Т.М. Афанасьева. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 158с.

4. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе [Текст] / И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.

5. Бескоровайная, Л.С. Добру и справедливости учить!: (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002. - С.117-150.

6. Бородин, В.А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В.А.Бородин, З.И.Прокопьева. – Минск: Нар. асвета, 1973. – 95с.

7. Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст] / Т.Л.Бухарина // М.: [б.и.], 1987. – 204с.

8. Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии [Текст] / А.А.Вайсбург. - М.: Знание, 1983. – 96с.

9. Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И.Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996. - №5. – С.87-89

10. Вершинин, С.И. Сравнение профессиональных интересов учащихся с требованиями профессий [Текст] / С.И. Вершинин // Школа и производство. – 1996. - №3. – С.90-93

11. Веселова, В.В. Билет в будущее [Текст] / В.В.Веселова. – М.: Знание, 1990. – 80с.

12.  Витиньш, В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников [Текст] / В.Ф.Витиньш. – М.: Педагогика, 1988. – 120с.

13. Волошин, С. Использование методов профессиональных проб в профконсультационной работе [Текст] / С.Волошин, Св. Чистякова // Школьные технологии. – 1999. - №4. – С. 306-309.

14.  Гнатюк, К. Выбирая профессию: В помощь профориентации школьников [Текст] / К. Гнатюк // Воспитание школьников. – 1994. - №6. – С.27-29.

15.  Демин, А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации [Текст] / А.Н.Демин // Прикладная психология. – 1999. - №4. – С.12-29

16.  Демичева, В.В. Работа над семантикой существительных – наименований лиц по профессии и роду занятий [Текст] / В.В.Демичева, Т.В.Яковлева // Начальная школа. – 2004. - №6. – С.51- 54.

17.  Долинская, Л.В. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст] / Л.В.Долинская // Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся. – Киев: [б.и.], 1988. – С.35-38.

18.  Елькина, О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии: Автореферат диссертации на сочетание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 19с.

19. Землянская, Е. Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа.-2002.-№ 12.- С.40-43.

20. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А.Йовайша. – М.: Педагогика, 1983. – 129с.

21.  Климов, Е.А. Как выбрать профессию [Текст] / Е.А. Климов. – М: [б.и.], 1990. – 158с.

22.  Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону,1996. – 509с.

23. Копылов, А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ – социальный императив рыночной экономики [Текст] / А.Д.Копылов. – Томск, 1993. – 80с.

24. Крупина, И.В. Роль семьи в профориентации и подготовке детей к труду [Текст] / И.В.Крупина // Школа. - 2001. - № 2.-С.7-9.

25. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст]: учебное пособие для вузов / К. А. Аветисян и др.; под ред. Л.М.Митиной. - М.: Академия, 2005. - 332с.

26. Методика профессиональной ориентации школьников: Методическое пособие [Текст] / Под ред. С.Н. Чистяковой, М.Л. Кондюриной. – Петрозаводск, 1991. – 131с.

27.  Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя [Текст] / Под ред. А.Я.Журкиной, С.Н.Чистяковой. – Кемерово, 1996. – 149с.

28.   Митина, Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности [Текст] / Л.М. Митина. – Кемерово: Обл. ИУУ, 1996. – 159с.

29.  Ориентация школьников на профессии сферы обслуживания [Текст] / Под ред. Л.П. Шило. – М.: Просвещение, 1981. – 125с.

30.  Профессиональное самоопределение молодежи: [Научное сообщение сотрудников института профессионального самоупраления молодежи РАО]// Педагогика. – 1993. - №5. – С.33-36

31.   Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст] / Е.Н.Прощицкая. – М.: [б.и.],, 1991. – 143с.

32. Прощицкая, Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии [Текст] / Е.Н.Прощицкая // Школа и производство. – 1993. - №4. – с. 22-24

33. Пряжников, Н. Профессиональное самоопределение в стране обесцененного труда [Текст] / Н.Пряжников // Народное образование. - 2001. - № 4.-С.161-166.

34.  Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для пед. ин-тов [Текст] / А.Д.Сазонов. – М.: Просвещение, 1988. – 223с.

35.  Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников: Введение в мир профессий [Текст] / Галина Семенова // Начальная школа. - 2007. - 16-31 января (№ 2). - С.23-41.

36.  Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Кн. для учителя [Текст] / В.Д.Симоненко. – М: Просвещение, 1985. – 223с.

37.  Степаненков, Н.К. Педагогика [Текст] / Н.К.Степаненков. – Минск, 1998. – 448с.

38. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544с.

39. Тамбовкина, Т. Все счастье земли - за трудом: Уроки воспитания интереса к профессии [Текст] / Т.Тамбовкина // Начальная школа. - 1999.-№ 21(июнь). - С.12-13; № 38(октябрь).- С.4-5.

40.  Школа и выбор профессии / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987. – 176с.

41. Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий [Текст] / С.Яковлева // Начальная школа. - 1998. - № 29(авг.). - С.12-13.

42. Ярута, Т. В. Подпрограмма "Профессиональное самоопределение учащихся" [Текст] / Ярута Т. В., Антоненко А. А., Гайнутдинова Н. Г. // Завуч. Управление современной школой. - 2006. - № 6. - С. 53-63. - Прил.: с. 60-62.

 

 

Приложения

 

Приложение 1.

Анкета.

  Перед Вами анкета, содержащая ряд вопросов о профессиях, постарайтесь ответить на них как можно более подробно и точно.

1. Наш город богат металлургическими предприятиями и шахтами. Назови основные рабочие профессии этих предприятий________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кем работают твои родители ______________________________________

3. Чем занимаются на своих рабочих местах твои родители _______________

 _________________________________________________________________

4. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь_______________________________

5. Какие знания нужны твоей будущей профессии_______________________

 

6. Какой деятельностью ты будешь заниматься, выполняя свои профессиональные обязанности ______________________________________

 

 

Приложения 2.

Тест неоконченных предложений.

  Дополни предложения своими взглядами и отношениями к профессии.

  Я считаю, что самые интересные профессии – это ___________________

_________________________________________________________________.

Они интересны потому, что ______________________________________

_________________________________________________________________.

  Самая нужная профессия – это __________________________________

  Она нужна, потому, что _________________________________________.

  Самая престижная профессия – это _____________________ потому, что

_________________________________________________________________.

  Я бы хотел(а) стать ___________________________ потому, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...