Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
Исследуя проблему профессиональной ориентации в современной школе, И.А.Белова, Л.Я.Французова, и М.М.Французов [4] рассмотрели, что конкретно делается в школах области по профориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые, по результатам опроса педагогов, проведенного авторами социологического исследования, более-менее систематически проводятся в школах: · формирование положительного отношения учащихся к труду; · осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях» · изучение профессиональных планов школьников выпускных классов; · выявление структуры интересов и склонностей учащихся; · проведение профконсультаций школьников; · осуществление психофизиологической диагностики способностей; · выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям; · проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми; · прохождение школьниками производственного обучения в УПК; · организация выставок технического и художественного творчества; · работа кружков технического и художественного творчества; Однако как показывает исследование, данная работа проводится в основном с детьми средней и старшей ступени обучения, для младшей ступени характерны лишь разовые мероприятия, которые не способствуют развитию профессиональной ориентации младших школьников.
Тем важнее для нас обобщение опыта данной работы с детьми начальной школы. В средней школе №44 г. Мурманска, реализуется программа «Профессиональное самоопределение учащихся» [42]. Концептуальные идеи модернизации российского образования помогли педагогам сформулировать стратегическую цель: создавать оптимальные условия для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг. Для реализации этой цели была разработана специальная программа «Профессиональное самоопределение учащихся». Цель программы: создание системы работы по профессиональному самоопределению учащихся с 1-го по 11-й класс. Программа рассчитана на то, чтобы обеспечить успешное вхождение выпускника в новый для него мир профессий и продвижение к желаемой цели – определению сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Задачи на каждом возрастном этапе определены в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями самоопределения школьников в мире профессий, на каждой ступени обучения. В связи с этим в начальной школа (1-4-е классы), определены следующие методы работы в учебной деятельности с целью профессиональной ориентации учащихся. С помощью профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируются добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. При этом ставятся следующие задачи профессионального самоопределения для младших школьников: · дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.
· формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду. · воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда. Основное внимание уделяется диалогизации обучения, проблемному обучению и практической ценности образовательного материала. Таким образом, данная Программа начиная с начальных классах расширяет представления детей о мире профессии, о рынке профессий региона, о собственных склонностях и возможностях в овладении профессией, кроме того решаются задачи обучения детей стратегии выбора и дальнейшего поведения в профессиональной деятельности. Для начальной школы есть несколько, интересных на наш взгляд, методических разработок уроков и игр по профориентации младших школьников. Уроки воспитания интереса к профессии: «Все счастье земли – за трудом», разработанные Т.Тамбовкиной [39], решают следующие задачи: 1. Систематически вооружать учащихся в доступной для них форме профориентационными знаниями. Стимулировать к самопознанию, воспитывать потребность в постоянной самооценке своих реальных возможностей и самовоспитание профессионально важных качеств. Тематика данных уроков такова: Урок 1. Что такое профессия, какие бывают профессии. Урок 2. Профессии родителей. Урок 3. Кем я хочу быть. Урок 4. Новые профессии. Игровые методики для младших школьников включают в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых. Кроме того, данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий. Интересен опыт педагогов В.В.Демичевой, Т.В.Яковлевой [;51-54], которые используют в работе над семантикой существительных – наименований лиц по профессии и роду занятий. В работе используются литературные тексты по теме труда, рекомендованные школьными Программами. В ходе работы решаются как образовательные задачи – знакомство с семантикой слов, так и воспитательные – расширение знаний о мире профессий.
Подобная работа помогает не только повысить грамотность учеников, но и систематическое обращение к миру профессий, позволяет углублять знания детей о нем, развивают любознательность детей к тому или иному виду профессий. Педагог Г.Семенова [35] работает над развитием учебно-познавательных мотивов младших школьников, через знакомство их со сферой применения получаемых на уроках знаний в профессиональной деятельности. Таким образом на уроке педагог решает сразу несколько задач: 1. Знакомство детей с новым материалом. 2. Развитие познавательного интереса. 3. Развитие понимания практической значимости усваиваемого материала для дальнейшей деятельности. 4. Развитие представлений о мире профессий и значимости для их овладения школьных знаний. Особое значение придается развитию профессиональной ориентации младших школьников на уроках труда, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна и т.п. сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составление рабочего чертежа важно для работы конструктора, закройщика, архитектора и т.д. Искусство видеть пропорции размера и сочетания цвета, важно для дизайнера, художника-оформителя, строителя. Таким образом, анализ опыта работы педагогов, дает нам возможность выделить основные направления работы в начальной школе по профориентации детей: - расширение знаний о профессиях; - знакомство с рынком труда и профессий города; - развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности; - воспитание ценностного отношения к труду; - подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|