Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ практического опыта по профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе




  Исследуя проблему профессиональной ориентации в современной школе, И.А.Белова, Л.Я.Французова, и М.М.Французов [4] рассмотрели, что конкретно делается в школах области по профориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые, по результатам опроса педагогов, проведенного авторами социологического исследования, более-менее систематиче­ски проводятся в школах:

· формирование положительного отношения учащихся к труду;
проведение спецкурса «Основы выбора профессии»;

· осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях»
о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

· изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

· выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

· проведение профконсультаций школьников;

· осуществление психофизиологической диагностики способностей;

· выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;

· проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
организация начального производственного обучения в школе;

· прохождение школьниками производственного обучения в УПК;

· организация выставок технического и художественного творчества;

· работа кружков технического и художественного творчества;
проведение экскурсий на предприятия, в организации, учреждения.

  Однако как показывает исследование, данная работа проводится в основном с детьми средней и старшей ступени обучения, для младшей ступени характерны лишь разовые мероприятия, которые не способствуют развитию профессиональной ориентации младших школьников.

  Тем важнее для нас обобщение опыта данной работы с детьми начальной школы. 

  В средней школе №44 г. Мурманска, реализуется программа «Профессиональное самоопределение учащихся» [42].

  Концептуальные идеи модернизации российского образования помогли педагогам сформулировать стратегическую цель: создавать оптимальные условия для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг.

  Для реализации этой цели была разработана специальная программа «Профессиональное самоопределение учащихся».

  Цель программы: создание системы работы по профессиональному самоопределению учащихся с 1-го по 11-й класс.

  Программа рассчитана на то, чтобы обеспечить успешное вхождение выпускника в новый для него мир профессий и продвижение к желаемой цели – определению сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.

  Задачи на каждом возрастном этапе определены в соответствии с возрастными  психолого-педагогическими особенностями самоопределения школьников в мире профессий, на каждой ступени обучения.

  В связи с этим в начальной школа (1-4-е классы), определены следующие методы работы в учебной деятельности с целью профессиональной ориентации учащихся.

  С помощью профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируются добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

  При этом ставятся следующие задачи профессионального самоопределения для младших школьников:

· дать общие сведения о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространенных профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.

· формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.

· воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.

  Основное внимание уделяется диалогизации обучения, проблемному обучению и практической ценности образовательного материала.

  Таким образом, данная Программа начиная с начальных классах расширяет представления детей о мире профессии, о рынке профессий региона, о собственных склонностях и возможностях в овладении профессией, кроме того решаются задачи обучения детей стратегии выбора и дальнейшего поведения в профессиональной деятельности.

  Для начальной школы есть несколько, интересных на наш взгляд, методических разработок уроков и игр по профориентации младших школьников.

  Уроки воспитания интереса к профессии: «Все счастье земли – за трудом», разработанные Т.Тамбовкиной  [39], решают следующие задачи:

  1. Систематически вооружать учащихся в доступной для них форме профориентационными знаниями.

  Стимулировать к самопознанию, воспитывать потребность в постоянной самооценке своих реальных возможностей и самовоспитание профессионально важных качеств.

  Тематика данных уроков такова:

  Урок 1. Что такое профессия, какие бывают профессии.

  Урок 2. Профессии родителей.

  Урок 3. Кем я хочу быть.

  Урок 4. Новые профессии.

  Игровые методики для младших школьников включают в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых. Кроме того, данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий.

  Интересен опыт педагогов В.В.Демичевой, Т.В.Яковлевой [;51-54], которые используют в работе над семантикой существительных – наименований лиц по профессии и роду занятий. В работе используются литературные тексты по теме труда, рекомендованные школьными Программами. В ходе работы решаются как образовательные задачи – знакомство с семантикой слов, так и воспитательные – расширение знаний о мире профессий.

  Подобная работа помогает не только повысить грамотность учеников, но и систематическое обращение к миру профессий, позволяет углублять знания детей о нем, развивают любознательность детей к тому или иному виду профессий.

  Педагог Г.Семенова [35] работает над развитием учебно-познавательных мотивов младших школьников, через знакомство их со сферой применения получаемых на уроках знаний в профессиональной деятельности. Таким образом на уроке педагог решает сразу несколько задач:

1. Знакомство детей с новым материалом.

2. Развитие познавательного интереса.

3. Развитие понимания практической значимости усваиваемого материала для дальнейшей деятельности.

4. Развитие представлений о мире профессий и значимости для их овладения школьных знаний.

  Особое значение придается развитию профессиональной ориентации младших школьников на уроках труда, когда освоенное трудовое действие ребенка: составление рабочего чертежа, разработка дизайна и т.п. сопоставляется с особенностью той или иной профессиональной деятельности. Например, правильность составление рабочего чертежа важно для работы конструктора, закройщика, архитектора и т.д. Искусство видеть пропорции размера и сочетания цвета, важно для дизайнера, художника-оформителя, строителя.

  Таким образом, анализ опыта работы педагогов, дает нам возможность выделить основные направления работы в начальной школе по профориентации детей:

- расширение знаний о профессиях;

- знакомство с рынком труда и профессий города;

- развитие самосознания и собственной готовности к выполнению различных видов деятельности;

- воспитание ценностного отношения к труду;

- подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...