Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии и диагностика уровня подготовленности к выбору профессии




 детей младшего школьного возраста

 

Критерии Показатели Методы диагностики
1. Когнитивный 1. знания о труде людей; 2. знание основных профессий региона; 3. знание основных требований, которые предъявляет к человеку профессия Тестирование  
2. Мотивационно-потребностный 1. наличие мотива подготовки к трудовой деятельности; 2. положительного отношения к труду и результатам труда других; 3. стремление к совмест­ной творческой деятельности Наблюдение  
3. Деятельностный 1. стремление получать знания с целью применения их в дальнейшей трудовой деятельности, 2. активность и самостоятельность в освоении различных видов труда посредством занятий в кружках, чтения произведений научно-познавательной литературы и др. Тестирование Анкетирование

 

  Целенаправленное изучение учащихся начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют учителя и родители для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем. С этой целью можно проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).

 Большие возможности имеет тестирование детей. Тестирование помогает выявить ценностные отношения ребенка к труду: оно ставят его в положение «свободного выбора». Например, детям предлагают дописать предложение: «Когда я вырасту я стану…». Дописываемый тезис выявит определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его представлении о собственном будущем. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

  Представление детей о мире профессий можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».                                   

  На констатирующем этапе эксперимента в школе № г. Новокузнецка, для учеников 3 класса А были предложены анкета и тест незаконченных предложений (приложение 1,2).

  Анализ анкет проводился по следующим уровням.

  Высокий. Ученик указывает более 8 профессий металлургической и горнодобывающей промышленности. Называет точно профессии родителей. Достаточно точно описывает производственные функции родителей. Ученик строит предположения о будущей профессии, имеет представления о том, какие знания ему нужны в профессиональной деятельности, а также понимает основную суть данной деятельности.

  Средний. Ученик указывает 5-7 профессий металлургической и горнодобывающей промышленности. Называет точно профессии родителей. Однако не знает их производственных функций. Ученик строит предположения о будущей профессии, однако имеет очень приблизительные представления о том, какие знания ему нужны в профессиональной деятельности, а также не понимает основную суть данной деятельности.

 Низкий. Ученик указывает менее 5 профессий металлургической и горнодобывающей промышленности. Путается в названии профессии родителей. Не знает их производственных функций. Ученик не строит предположения о будущей профессии, не видит роль знаний в профессиональной деятельности, плохо понимает специфику профессиональной деятельности.

  В анализе тестов определялись представления детей об интересе к профессии, престижности и роли в обществе.

  В исследовании приняло участие 18 человек. По результатам анкетирования получили следующие результаты:

  Высокий уровень подготовленности к выбору профессий диагностирован у двух детей. Они написали 9 и 10 названий профессий (сталевар, проходчик, слесарь, электрик, инженер, механик, машинист, крановщик и др.). Точно назвали профессии своих родителей (мама продавец, она продает продукты, папа электросварщик, он аппаратом сваривает трубы). Дети определились с выбором профессии (хочу быть ветеринаром, нужно знать про животных, про лекарства, буду лечить животных)

  Средний уровень подготовленности к выбору профессий диагностирован у 12 детей. Они указали от 5 до 7 профессий. Точно указали профессию родителей, но затруднились определить профессиональные функции родителей (мама продавец, работает в магазине, папа электрик, работает на заводе). Определились с выбором профессии, но не смогли точно определить круг необходимых знаний и профессиональной деятельности. (Хочу стать экономистом, нужно много учиться, буду руководить производством).

  Низкий уровень подготовленности к выбору профессий диагностирован у 4 детей. Они указали 3-4 профессии. Профессию родителей определили неточно, не смогли определить ее суть. (Папа работает с компьютером. На работе сидит за компьютером). С собственной профессией не определились, не знают роль знаний в дальнейшей жизни.

Среди интересных профессий дети назвали такие профессии как компьютерщик (интересно работать с компьютером), артиста (интересно везде ездить), летчика (много путешествует) и т.д. Таким образом, дети среди интересов к профессии выделяют только ее внешнюю сторону. Среди нужных профессий выделили профессию врача, учителя, строителя, объясняя их необходимость профессиональной деятельностью, и собственным опытом употребления результатов труда. (Без врача, мы не смогли бы вылечиться, строитель нужен, чтобы у всех был свой дом и т.д.)

  Таким образом, в результате диагностики был сделан вывод о среднем уровне готовности детей к выбору профессии, знание детей основных профессий, но слабая ориентация в профессиональной деятельности. Был также сделан вывод о достаточно низком уровне представлений детей о сущности подготовки к профессиональной деятельности и ее значимости в жизни общества.

 

 

Выводы по первой главе

  Профессиональная ориентация младших школьников представляет собой формирование в сознании ребенка разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитание у детей уважительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда, понимания значимости труда для жизни общества.

  В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определять развитие школьника, важно, чтобы именно в ней формировались знания детей о профессиях и профессиональной деятельности. Для этого педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе.

   Немаловажную роль в процессе подготовки школьников к выбору профессии играет ее диагностика. Проведение диагностики необходимо для планирования профориентационных мероприятий педагогом.

  В результате проведенной диагностики среди учеников 3 класса А школы №, был сделан вывод о том, что учащиеся, имея представления о профессиях города, слабо разбираются в сущности профессиональной деятельности тех или иных людей, слабо ориентируются в функции профессиональной деятельности в жизни личности и общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...