Образование и становление новых государств в Тропической и Экваториальной Африке 4 глава
Перегруппировали свои силы и правые партии, популярность которых среди избирателей упала. По инициативе Ж. Ширака подвергся реорганизации Союз в защиту новой республики (ЮНР), объединявший приверженцев де Голля и его политики. Новая партия стала называться Объединение в поддержку республики (ОПР). Возглавивший партию Ж. Ширак заявил, что основными задачами партии являются сохранение «ценностей голлизма», рост экономики и борьба с безработицей. Претерпела изменения и партия «независимых республиканцев». На ее базе был создан более многочисленный Союз за французскую демократию (СФД), который возглавил занимавший в то время пост президента Жискар д'Эстен. Несмотря на привлекательность лозунгов социалистов и коммунистов на парламентских выборах 1978 года они не добились большинства в парламенте. Коалиционное правительство из представителей ОПР и СФД возглавил представитель последнего Р. Барр. Ему не удалось повысить темпы экономического развития и сократить безработицу, что умело использовали социалисты во время президентских выборов. В мае 1981 года их лидер Ф. Миттеран был избран президентом Франции. Поскольку в парламенте преобладали его политические противники, он его распустил и провел внеочередные парламентские выборы. В результате их социалисты получили абсолютное большинство мест в национальном собрании. После парламентских выборов было сформировано коалиционное правительство из представителей левых партий, а премьер-министром стал П. Моруа. В состав правительственной коалиции вошли социалисты, левые радикалы и коммунисты. Новое правительство приступило к осуществлению национализации важнейших отраслей экономики. На условиях полного возмещения владельцам в разряд государственной собственности были переведены все крупные частные банки и 9 крупнейших промышленных предприятий. С учетом социальных интересов была проведена налоговая реформа: были отменены налоги на лиц, получавших минимум зарплаты.
Одобрение значительной части французского общества вызвало социальное законодательство руководивших государством социалистов. Пенсию стали получать не с 63, а с 60 лет (и мужчины, и женщины), причем пенсию более значительную. Был повышен минимум оплаты труда по найму и размер семейных пособий. Работающим французам был увеличен оплачиваемый отпуск с 4 до 5 недель, а продолжительность рабочей недели сокращена до 39 часов. В 1981 году парламент принял законы об особом налоге на высокие доходы, об увеличении отчислений в бюджет от прибылей банков и нефтяных компаний. Специальный закон ликвидировал суд государственной безопасности. В соответствии с законом об амнистии были восстановлены в правах активисты профсоюзов, преследовавшиеся за организацию ими в предшествующий период массовых забастовок протеста. В январе 1982 года был утвержден закон о децентрализации местного управления. Он привел к ликвидации назначаемых из Парижа в департаменты префектов, контролировавших местные власти. Административная структура страны, состоявшая из департаментов и коммун, была дополнена административно-территориальными областями. В них учреждались местные представительные учреждения — областные, генеральные и муниципальные выборные советы. Им предоставлялись значительные полномочия для решения местных дел. Ожесточенное сопротивление в парламенте вызвал законопроект о статусе Корсики, но тем не менее он был принят. Закон предоставил этой автономной области право иметь собственный парламент (региональное собрание). Неоднозначную реакцию во французском обществе вызвали и широкая амнистия и отмена смертной казни.
Несмотря на свою внешнюю привлекательность, экономическая политика социалистов, особенно значительная национализация и увеличение налогов на крупные состояния, привела к негативным последствиям для финансовой системы и экономики. Массовый характер приобрело изъятие капиталов из национальной экономики и перевод их заграницу: в 1982 году только в Швейцарию было переведено около 500 млрд. франков. Франк стал неустойчивым и пришлось четырежды проводить его девальвацию. Промышленное производство почти не увеличивалось, а цены наоборот, что обесценивало увеличение оплаты труда и социальных выплат. Дефицит государственного бюджета приобрел катастрофические размеры. Поэтому социалисты были вынуждены сократить государственные расходы на социальные нужды, повысить налоги на товары массового потребления. Особенно недовольно население было повышением налогов, а следовательно, и цен на табак и вино. Сокращение государственных расходов на социальные нужды вызвало раскол и в правительственной коалиции — в июле 1984 года коммунисты вышли из коалиционного правительства. Плачевными оказались для социалистов и их союзников и итоги очередных парламентских выборов в марте 1986 года: они утратили большинство в национальном собрании. Правительство сформировали Объединение в поддержку республики и Союз за французскую демократию, а премьер-министром стал Ж. Ширак. Реформаторская Деятельность президента Миттерана была теперь парализована тем, что социалисты не имели большинства в парламенте. Наоборот начались контрреформы. Парламент принял законы, предусматривавшие частичную денационализацию государственных банков и промышленных предприятий. Использованием своих конституционных полномочий президенту Ф. Миттерану удалось приостановить дальнейшую продажу государственных предприятий в частные руки. Но ему не удалось помешать принятию парламентом законов, которые сокращали налоги на крупные состояния, отменяли государственный контроль над ценами, над вывозом капиталов, сокращали расходы на социальные нужды. Как президент Ф. Миттеран активно стимулировал процесс интеграции в Европе. Важным этапом европейской интеграции стал Маастрихтский договор, подписанный 12 странами- членами Европейского сообщества, в том числе и Францией, 7 февраля 1992 года.
Во Франции было немало противников этого договора, полагавших, что он ущемляет национальный суверенитет. Тогда Ф. Миттеран провел общенародный референдум, на котором 51% французов сказал «да» договору. Президентом страны весной 1988 года был переизбран Ф. Миттеран, у которого по-прежнему не было опоры в виде большинства в национальном собрании. В правительстве М. Рокара посты заняли социалисты и несколько представителей центристских групп. Оно отказалось от политики прежнего правительства Ж. Ширака по денационализации и не продолжало политику национализации социалистов, когда они руководили правительством. Был восстановлен налог на богачей и одновременно сокращены налоги на прибыль. Хоть расходы государства на социальные нужды и были расширены, но не в той степени, как это имело место во время предыдущего правительства социалистов. При этом не забывали об экономии государственных средств, что волновало в первую очередь неимущих и малоимущих. Политика правительства мало изменилась и после того, как его в мае 1991 года возглавила другой видный социалист — Эдит Крессон. Первую неудачную попытку стать президентом Франции Ж. Ширак, выпускник самого дорогого в США Гарвардского университета и мэр Парижа, предпринял во время президентских выборов в 1981 году. Не удалось ему стать главой государства и в 1988 году. Но третья попытка в 1995 году оказалась успешной и он стал президентом Франции. Он стремился увеличить роль Франции в международных делах, вступил в конфронтацию с США, пытался противопоставить им объединенную Европу, в которой старался добиться преобладания Франции. Для усиления интеграции Европы, для создания Европейской «сверхдержавы» Ж. Ширак добился введения единой европейской валюты, которая постепенно начала теснить на мировых финансовых рынках доллар США.
Чтобы увеличить влияние Франции на международные дела, президент решил провести серию подземных ядерных испытаний на атолле Муруроа в южной части Тихого океана. Это вызвало не только массовый протест местных жителей, но и возмущение по всему земному шару. Пришлось Ж. Шираку несколько умерить свои великодержавные амбиции. Одобрение во Франции вызвали действия президента, направленные на решительную борьбу против безработицы. Для этого законодательным путем было введено сокращение рабочего времени для работающих по найму при одновременном увеличении рабочих мест. Рабочая неделя была сокращена до 35 часов. Возросли государственные ассигнования на социальные нужды и сокращены в иных сферах. Теперь посещение французом врача стало оплачиваться государством в размере 29 евро. Были увеличены пенсии (в среднем до 3000 евро в месяц) и другие социальные выплаты. Тем не менее, Ж. Ширак во Франции был не очень популярен, что проявилось во время президентской избирательной кампании 2002 года. В первом туре за него проголосовало всего 19,83% избирателей, а за занявшего второе место лидера национального фронта Ж.-М. Ле Пена — 16,91%. Многим избирателям пришлись по душе призывы последнего ограничить иммиграцию во Францию из ее бывших колоний (сейчас во Франции около 6 млн. иммигрантов-мусульман, а негров тоже достаточно — один из них даже баллотировался на пост президента страны в 2002 году). Привлекательными были и призывы Ле Пена предоставить каждому французу рабочее место и сурово бороться с преступностью, восстановив смертную казнь. Ж. Ширак и его сторонники демагогически обвинили Ле Пена в том, что он якобы является «продолжателем идей Гитлера». Для этого использовались его такие высказывания: «При трудоустройстве и предоставлении социальной помощи французы должны иметь преимущество», «...высылать тех [иностранцев], которые нарушают закон. Дети иностранных преступников не должны иметь права на получение французского гражданства». Перед вторым туром президентских выборов во Франции была организована массовая кампания по дискредитации Ле Пена, в которой приняли участие и органы Европейского союза. В результате второй тур принес победу Ж. Шираку, который будет президентом до 2007 года (срок полномочий президента путем изменения конституции сокращен с 7 до 5 лет). Летом 2002 года прошли и парламентские выборы, принесшие успех правым партиям. Правительство возглавил один из давних сподвижников Ширака Ж. Рафарен, а министром внутренних дел стал молодой и энергичный Н. Саркози, которого прочат в преемники Ширака. Во Франции в последнее десятилетие значительно возросло число нормативных актов, изданных органами исполнительной власти. В результате законодательного регулирования общественной жизни в 1992 году стали действовать кодекс интеллектуальной собственности и кодекс гражданской авиации.
Новая редакция ст. 108 гражданского кодекса позволила французам, состоящим в браке, иметь раздельное имущество. Она также обязала детей до своего совершеннолетия обязательно проживать с родителями или с одним из них. В последней четверти XX — начале XXI веков кроме гражданских договоров широкое распространение получили административные, в которых государственный властный орган выступает одной из сторон. Они заключаются государством с промышленными предприятиями разных форм собственности по реализации государственных экономических программ (например, по созданию дополнительных рабочих мест, по расширению объема производства). Административные договоры отличаются тем, что участвующие в них стороны не равны в юридическом отношении. Государственные органы имеют право контролировать ход исполнения договора, менять его условия, а то и прекратить его действие. Серьезным изменениям подверглось торговое законодательство Франции. Это объяснялось не только внутренними причинами, но и присоединением Франции к международным конвенциям и под влиянием права Европейского союза. Так, под влиянием его нормативных актов в 1983 году был произведен пересмотр системы бухгалтерской отчетности, установленной французским торговым кодексом. В этом кодексе первоначальную форму сохранило только 20 статей. В действующее акционерное законодательство было внесено немало норм, направленных на совершенствование работы основных видов торговых товариществ. На расширение контроля за деятельностью акционерных обществ со стороны акционеров и государства был направлен закон от 25 января 1985 г. Другой закон установил обязательное бесплатное распределение части акций предприятий, принадлежащим акционерным обществам, среди их работников. Развитие хозяйственного права происходило не только путем совершенствования кодексов частного права, но и изданием самостоятельных нормативно-правовых актов, регламентирующих хозяйственные отношения. А это сопровождалось стиранием граней между публичным и частным правом. В качестве примера можно указать на нормативно-правовые акты по защите окружающей среды. Одним из них явился закон 1976 года. Он устанавливал государственную защиту для различных видов природных ресурсов, в том числе уголовную ответственность за нанесение вреда окружающей среде. Сочетание публично-правового и частноправового регулирования проявилось и в законе 1986 года о свободе цен и конкуренции. Он запретил все акции, особенно соглашения и объединения, которые направлены или могут иметь своим последствием ограничение или недопущение рыночной конкуренции. В зависимости от последствий нарушения этого закона физическими лицами устанавливалось их административная, гражданская и уголовная ответственность. В 1981 — 1982 годах были внесены значительные изменения в трудовой кодекс Франции, который представлял собой инкорпорацию принятых в разное время актов, регулировавших трудовые отношения для всех лиц, работающих по найму, в том числе и служащих высшего ранга. Особенностью поправок 1981-1982 годов были их демократический характер и социальная направленность, усиление роли государства в регулировании трудовых отношений. Трудовой кодекс прежде всего регламентирует порядок заключения и форму трудового договора — индивидуального и коллективного, способы разрешения трудовых споров, права работодателей и лиц, работающих по найму, организацию и деятельность их профессиональных объединений. В трудовом кодексе также немало норм, ставящих на правовую основу деятельность государственных органов в сфере регулирования трудовых отношений и позволяющих им оказывать влияние на условия труда и социальные отношения на отдельных предприятиях и в организациях. В последней четверти XX — начале XXI вв. значительные изменения претерпело уголовное право в направлении его демократизации. Уголовное наказание стало более дифференцированным и более учитывающим масштабы и характер преступлений. Система уголовного наказания была распространена на те сферы общественных отношений, в которых она ранее не применялась (в сфере трудовых отношений, взаимоотношений человека и природы и т.д.). На перевоспитание преступников была направлена и либерализация системы исполнения наказания, сокращение при этом сферы применения по отношению к ним лишения свободы. В 1992 году уголовный кодекс 1810 года был настолько переработан, что иногда говорят о том, что во Франции начал действовать новый уголовный кодекс. Особенностью его стала гуманистическая и демократическая направленность. В нем пересмотрены общие положения об уголовной ответственности, предусмотрено усиление наказания в отношении социально опасных преступлений. Внесены в него и совершенно новые нормы, например, об установлении уголовной ответственности для юридических лиц, в том числе и территориальных единиц. Предусмотрена и возможность дополнительных наказаний в виде ограничения правоспособности, штрафа, конфискации имущества за преступления. Широкий спектр наказаний определен уголовным кодексом за совершение уголовного преступления для физических и юридических лиц. Немало положений нового уголовного кодекса направлены на обеспечение прав осужденного при отбывании им наказаний, на саму его гуманизацию, на порядок отбытия наказания. Предусмотрена возможность отсрочки приговора, прекращения наказания, ликвидации правовых последствий осуждения, использования при отбытии наказания режима «полусвободы», исполнения наказания по частям. Одновременно нормы уголовного кодекса не дозволяют применять вышеуказанные меры к лицам, совершившим повторное преступление. Третья книга кодекса 1994 года содержит нормы, устанавливающие ответственность за преступления и проступки против нарушения права собственности. Среди них различные виды хищения чужого имущества, шантаж, вымогательство, мошенничество. Нормы четвертой книги предусматривают наказания за преступления и проступки против государства и общества. Новым выделяемым видом преступления являются преступления против нации, к которым отнесены преступные действия против ее независимости, неприкосновенности ее территории, ее безопасности, посягательство на ее республиканские институты. Во Франции подверглось демократизации и уголовно-процессуальное законодательство. Особое значение в этом плане имели законы 1981-1983 годов, которые закрепили процедуру, гарантирующую защиту личных прав и свобод обвиняемого во время следствия и суда. Основные принципы судебной системы Франции сложились в течение длительного исторического развития. Основополагающие были установлены еще Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, которая и сейчас является действующим нормативно-правовым актом. Для современной судебной системы непреходящее значение имеет ее установление из ст. 5: «Все, что не запрещено, то дозволено; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом». Действующим является и определенное в декларации положение о том, что закон должен быть одинаковым для всех, защищает он или карает, что все граждане равны перед законом. Одним из принципов, на которых строится современная судебная система Франции, является положение, из ее ст. 7: «Никто не может быть обвинен, задержан или заключен иначе как в случаях, определенных законом, и при соблюдении процедуры, предписанной законом». Был установлен декларацией и принцип презумпции невиновности: «Всякий человек считается невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным судом». Конституция 1958 года также определила ряд принципов, на которых функционирует судебная система Франции. Среди них — назначение судей и их независимость. Действуют и иные принципы, закрепленные в других нормативно-правовых актах: · запрет на отказ в правосудии; · право обвиняемого на закрытое заседание, если гласность может привести к посягательствам на частную жизнь; · политическая беспристрастность судей; · коллегиальное рассмотрение большинства дел; · невозможность невынесения судебного решения под предлогом молчания, неясности или неполноты закона. Можно говорить и о «бесплатном правосудии» как одном из принципов работы судебной системы Франции. Он определен двумя законодательными актами. Закон 1972 года установил частичную государственную доплату за судебные услуги для французов с низким уровнем доходов. В 1977 году парламент принял закон о доступности правосудия, в соответствии с которым оплату половины судебных расходов граждан в общих и церковных судах взяло на себя государство. Действует и принцип несовместимости, который определяет, что исполнение судьей своих обязанностей не может осуществляться одновременно с другой публичной службой или оплачиваемой деятельностью, с обладанием парламентским мандатом. Ни в одном нормативно-правовом акте Франции не говорится о принципе участия населения в отправлении правосудия. Франция в значительной мере отказалась от суда присяжных в его классической форме, а разбирательством в судах занимаются в основном профессиональные судьи. Свойственен французской судебной системе и принцип целенаправленной юрисдикции. Существует два вида судопроизводства, которые осуществляются в судах общей юрисдикции и в судах административной юрисдикции. В 1978 году принят кодекс судоустройства, который определил трехуровневую систему судов общей юрисдикции: · трибуналы — суды первой инстанции; · апелляционные суды — суды второго уровня; · кассационный суд — верховный суд. Трибуналы по первой инстанции рассматривают гражданские и уголовные дела. В свою очередь по процедурным различиям и по уровню компетенции трибуналы разделяются на трибуналы малой и большой инстанции. В трибуналах малой инстанции судья единолично рассматривает правонарушения, за которые полагаются наказания в виде лишения свободы на срок до 20 месяцев или крупный штраф. В трибуналах большой инстанции дела рассматриваются коллегией из трех профессиональных судей. Всего на территории Франции 180 таких трибуналов. В них уголовные дела разрешаются подразделением, которое называется исправительный суд. В структуру трибуналов большой инстанции входят и суды по уголовным делам несовершеннолетних. В их компетенции рассмотрение дел о серьезных преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет. В трибуналах большой инстанции обычно есть один или несколько следственных судей, которые осуществляют контроль над следствием, за деятельностью прокуроров и полицейского аппарата по раскрытию преступлений. В структуру трибуналов большей инстанции входят и судьи по вопросам исполнения наказания. В трибуналах (и большой, и малой инстанций) рассмотрением дел занимаются только профессиональные судьи — магистры, члены корпорации юристов, судей и прокуроров. В соответствии с законодательством правосудие во Франции могут осуществлять и представители неюридических специальностей в специализированных трибуналах — коммерческих, морской торговли, страхования. Они приравниваются к трибуналам большой инстанции. На территории Франции функционирует 30 апелляционных судов, то есть судов второго уровня. Они именуются по названию города, где расположены. Юрисдикция каждого из них распространяется на территорию от 2 до 4 департаментов. В структурном отношении апелляционные суды разделяются на палаты, в которых дела рассматриваются коллегией из трех профессиональных судей. При апелляционных судах действует институт присяжных, которые рассматривают только уголовные дела по преступлениям, за совершение которых предусмотрено лишение свободы на срок более 5 лет. Институт присяжных также функционирует при рассмотрении наиболее тяжких преступлений несовершеннолетних (в возрасте от 13 до 18 лет). Кассационный суд не рассматривает дела по апелляции. В компетенции его палат рассмотрение только жалоб на нарушение судами низшего уровня норм права. Система судов административной юрисдикции также состоит из судов трех уровней. Это определено кодексом административных судов 1973 года и законом 1987 года. Внизу административной юрисдикции стоят административные суды, которые называются по городу, где расположены. С 1987 года на территории страны функционирует 5 административных апелляционных судов. Завершает пирамиду административной юрисдикции государственный совет Франции. В его компетенции рассмотрение по последней инстанции апелляций и дача консультаций. Особое место в системе французской юрисдикции занимает конституционный совет, состоящий из 9 назначенных на 9 лет членов и пожизненно всех бывших президентов страны. Ему предоставлено право рассматривать законы до их применения на предмет их соответствия конституции. «Положение, — говорится в ст. 62 конституции Франции, — объявленное не конституционным, не может ни применяться, ни быть промульгированным. Решения конституционного совета... обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов». Специфичным судебным органом является высокая палата правосудия, избираемая в равных пропорциях национальным собранием и сенатом. Его функция — рассмотрение дел о государственной измене президента по решению двух палат парламента. Есть и суд республики, который рассматривает дела об уголовной ответственности членов правительства. В феврале 2004 года национальное собрание приняло закон о реформе судебной системы. В нем расширен срок административного ареста с 2 до 4 суток. Дозволено устанавливать микрофоны и видеокамеры и использовать их данные в качестве доказательств. Предусмотрено производство ночных обысков без санкций. Допускается и снижение наказания для тех, кто сотрудничает со следствием. Теперь судья может без суда определить облегченную меру наказания в обмен на признание вины и выдачу участников преступления. В конце XX — начале XXI вв. во Франции завершился процесс формирования правового и социального государства. Великобритания Лейбористскому правительству Г. Вильсона удалось стабилизировать внутреннее положение в стране и повысить международный престиж Великобритании. Однако 16 марта 1976 года он по «личным причинам» оставил пост премьер-министра. Его приемником на посту главы правительства оказался новый лидер лейбористской партии Дж. Каллагэн. В связи с начавшимся спадом производства в промышленности и ростом безработицы его правительство законодательным путем ограничило рост оплаты труда и ввело жесткую экономию государственных средств на социальные нужды. Одновременно принимались акты, направленные на снижение безработицы и на стимулирование частного бизнеса путем предоставления налоговых льгот и увеличения государственных ассигнований. Однако акции лейбористского правительства, направленные на преодоление кризисных явлений в экономике, оказались малоэффективными и привели к снижению авторитета лейбористской партии среди избирателей. В итоге во время дополнительных выборов в палату общин в 1977 году лейбористы утратили 8 депутатских мест и большинство в парламенте. Чтобы сохранить правительственную власть лейбористам понадобилось вступать в блок с либеральной партией. А для этого пришлось по ее требованию отказаться от национализации частных банков и страховых компаний, предусмотренной решениями конференции лейбористской партии. Лейбористско-либеральный блок просуществовал до октября 1977 года. Утратив поддержку либералов руководство лейбористов решило удержаться у власти при помощи малочисленной фракции в палате общин Шотландской национальной партии. Оно внесло в парламент законопроекты, которые предусматривали учреждение в Шотландии и Уэльсе законодательных собраний и передачу им части полномочий центральной власти в Лондоне. Предусматривалось предоставление им права самим решать вопросы самоуправления, строительства дорог и жилья, медицинского обслуживания, образования, охраны окружающей среды. Лейбористам удалось добиться принятия парламентом законопроектов, но с оговоркой, что они вступят в силу, если население Шотландии и Уэльса одобрит их на референдуме. Но оно их не одобрило. В результате задуманный руководством лейбористской партии блок с Шотландской национальной партией не состоялся и правительство лейбористов получило в парламенте вотум недоверия. Новые выборы в парламент были назначены на 3 мая 1979 года. На них победила консервативная партия, обещавшая помощь мелкому бизнесу со стороны государства и «конец засилью государственной бюрократии». Консервативное правительство впервые в истории Великобритании возглавила дама — М. Тэтчер. Начало ее правления совпало с экономическим кризисом 1980-1982 годов. Пути его преодоления консерваторы избрали несколько иные, чем те, которые применяли лейбористы, когда находились у власти. Основной своей задачей в сфере экономики они считали борьбу с инфляцией, стабилизацию валюты. При этом руководствовались положением теории монетаризма о том, что существует жесткая зависимость размера национального дохода от количества денег в обращении. Консервативное правительство также законодательным путем отменило ограничения на движение капиталов, контроль над ценами и размерами учетной банковской ставки. Результатом стало увеличение иностранных инвестиций в экономику Великобритании из США, ФРГ и Швейцарии. Одновременно принимались меры к тому, чтобы уменьшить ассигнования из бюджета в государственный сектор экономики. А поступления в бюджет сильно возросли за счет продажи в частные руки активов некоторых государственных компаний и предприятий. На эти же цели было направленно увеличение косвенного налогообложения, что сильно затронуло интересы населения. На преодоление экономического кризиса были направлены и меры по уменьшению прав профсоюзов в сфере производственных отношений, использование которых могло привести к негативным экономическим последствиям. В 1980 году парламент принял закон о занятости, который запретил стачки солидарности и ограничил при выяснении производственных отношений мирное пикетирование как форму протеста. В 1982 году был принят еще один закон о занятости, отменивший правило о преимущественном приеме на работу членов профсоюза, занимавшего ведущие позиции на предприятии. Снижению доходов населения способствовала отмена соглашения предыдущего правительства лейбористов с профсоюзами о соблюдении предпринимателями минимальной гарантированной оплаты труда лиц, работающих по найму. Экономическая политика правительства консерваторов позволила Великобритании успешно преодолеть кризис, что прибавило им популярности у избирателей. Этому способствовала и жесткая позиция правительства М. Тэтчер после захвата аргентинскими войсками в апреле 1982 года английских Фолклендских островов на юге Атлантики, населенных выходцами из Шотландии. Конфликт с Аргентиной был решен в пользу Англии вооруженным путем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|