Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование новых государств в Юго-Восточной Азии




В конце второй мировой войны с территорий колоний европейских держав в юго-восточной Азии были изгнаны японские войска. Европейские державы стремились восстановить на них свое господство, но это встретило сильное противодействие местного населения.

Здесь усилилось национально-освободительное движение, которое требовало предоставления независимости. Начался сложный и не всегда мирный процесс деколонизации владений Голландии, Франции, Англии и Японии в Юго-Восточной Азии.

В результате его здесь возникли новые государства — Индонезия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Бирма (Мьянма), два корейских государства и др.

Воспользовавшись тем, что японцы уже не контролировали положение, а голландская колониальная администрация еще не вернулась, комитет по подготовке независимости 17 августа 1945 года провозгласил государственный суверенитет Индонезии.

Он же утвердил конституцию, которая объявила ее унитарной республикой. Собственностью государства были объявлены земли, их недра и воды. Над важнейшими отраслями промышленности был введен государственный контроль.

Президентом стал Сукарно. Он назначил из представителей политических партий центральный национальный комитет Индонезии, который выполнял роль парламента. Страна стала президентской республикой: во главе кабинета министров стоял глава государства. Были созданы органы власти на местах.

Между тем, вскоре на архипелаг вернулись голландские войска. Тем не менее, в марте 1947 года в местечке Ликгаджати было подписано соглашение. В соответствии с ним Голландия признала де-факто Индонезийскую республику в пределах Явы, Суматры и Мадуры. А она гарантировала неприкосновенность прав и собственности иностранцев на своей территории.

После этого под патронатом голландцев возникло несколько мелких государств в восточной Индонезии, на Калимантане. В августе 1949 года в Гааге началась конференция с участием Голландии, Индонезии и других государств, возникшие на архипелаге.

Были подписаны соглашения, которые предусматривали образование суверенных Соединенных Штатов Индонезии в составе 7 государств.

Одновременно создавался Голландско-Индонезийский союз, в ведении которого находилась внешняя политика и оборона Соединенных Штатов Индонезии. Иностранцам везде возвращалась их собственность и гарантировалась ее неприкосновенность.

Вскоре индонезийцы договорились об объединении и 17 августа 1950 года провозгласили унитарную и единую республику Индонезию и приняли ее конституцию.

В 1954 году ее правительство односторонним актом ликвидировало союзные отношения с Голландией, а в 1955 году состоялись первые парламентские выборы.

Ситуация в стране осложнилась в связи с сепаратистскими проявлениями в различных частях Индонезии, а также в связи с национализацией средств связи, транспорта, предприятий коммунального хозяйства, ущемлением иностранного капитала.

В этой обстановке президент Сукарно выступил с программой «направляемой демократии». Она предусматривала расширение полномочий президента. В результате было сформировано внепарламентское правительство, ответственное только перед президентом.

Сепаратистов правительственные войска подавили, а национализация голландской собственности была усилена. 27 декабря 1958 года президент подписал закон о национализации голландских предприятий.

Он был направлен «на обеспечение максимальной пользы для индонезийского общества, на укрепление и защиту государства». Национализация голландских предприятий была осуществлена в 1959-1961 годах. Они стали государственной собственностью.

В 1959 году взамен временной конституции Сукарно ввел в действие конституцию 1945 года, которая отличалась централизацией управления страной и независимостью исполнительной власти от законодательной.

Дальнейшая «демократическая деятельность» Сукарно проявлялась в том, что он назначил новый парламент из своих сторонников. Он проводил политику, которая базировалась на 5 составляющих:

1. Конституция 1945 года;

2. «Индонезийский социализм»;

3. «Направляемая демократия»;

4. «Направляемая экономика»;

5. Самобытность Индонезии.

Аграрные преобразования осуществлялись на основе аграрного закона 1960 года, который установил предельные размеры землевладения и бесплатную передачу земельных излишков в пользование крестьян.

В мае 1963 года западный Ириан, в котором еще оставались голландцы, в результате референдума вошел в состав Индонезии.

Сукарно не приветствовал создание федерации Малайзии в 1963 году, в которую вошли бывшие английские колонии. Попытки его помешать этому не увенчались успехом.

В 1965 году при поддержке местных коммунистов группа молодых офицеров попытались захватить власть в Индонезии. Однако она не удалась, а власть узурпировал генерал Сухарто.

Коммунистов стали в массовом порядке преследовать. Был учрежден новый высший внеконституционный орган власти — народный консультативный конгресс. Он сместил Сукарно и провозгласил президентом Сухарто.

Тот сурово преследовал противников нового режима и опирался на армию. Он руководствовался концепцией «о двойственной функции вооруженных сил». Согласно ей наряду с военными функциям армия должна быть носителем власти в государстве.

Новое руководство законодательно стимулировало развитие частного бизнеса и иностранные капиталовложения. В результате экономическое положение страны несколько стабилизировалось.

В 1971 году состоялись выборы в парламент, который избрал Сухарто президентом на новый срок. В Индонезии была проведена реорганизация партийной системы. Право на существование получили только 3 объединения партий. Парламентские выборы в таких условиях в 1977 году привели к тому, что президентом остался Сухарто. К августу 1945 года лига Вьетминь, организованная коммунистами, контролировала часть территории Вьетнама. Она стала плацдармом в их дальнейшей борьбе за власть. Коммунисты создали национальный комитет освобождения во главе с Хо Ши Мином, которому присвоили функции временного правительства. К сентябрю 1945 года оно распространило свою власть на всю территорию Вьетнама, которую покинули японские войска. Императора Бао Дая заставили отречься от престола.

В сентябре 1945 года временное правительство обнародовало декларацию независимости и провозгласило образование Демократической республики Вьетнам (ДВР). Однако вскоре по решению Потсдамской конференции северную часть Вьетнама заняли китайские войска гоминдана, а на юге высадились английские.

Французы стремились восстановить свою колониальную власть с помощью экспедиционного корпуса. Это им удалось сделать в городах и на части территории южного Вьетнама. Активно стали выступать и вьетнамские организации — противники коммунистических порядков. В январе 1946 года во Вьетнаме на основе всеобщего избирательного права были проведены выборы в национальное собрание. Вскоре была принята конституция. Коммунистам удалось сохранить контроль над государственной властью.

В марте 1946 году между ДРВ и Францией была подписана конвенция. В соответствии с ней Вьетнам оставался в составе Французского союза и соглашался на размещение на 5 лет на своей территории французских войск. Франция признавала за ним статус «свободного государства» со своим парламентом и правительством.

Коммунистические порядки, устанавливавшиеся руководителями ДРВ, были на ее территории далеко не всем по душе. Вскоре возникли «автономная республика Кохинхина», автономия горных народностей, автономия южного Вьетнама, которые не признавали коммунистическое руководство ДРВ.

Коммунисты сохранили свой контроль только над горными районами и труднодоступными районами джунглей в северном и центральном Вьетнаме.

Был восстановлен на престоле изгнанный коммунистами император Бао Дай. В мае 1948 года появилось «центральное временное правительство» Вьетнама.

Оно распространяло свою власть на все территории, кроме тех, которые контролировались коммунистами. В марте 1949 года было провозглашено создание «государства Вьетнам» во главе с Бао Даем и его независимость в рамках Французского союза. Французы сохранили на его территории военные базы и гарнизоны.

«Государство Вьетнам» признали все, кроме СССР и КНР. С их помощью в 1950 году вооруженные отряды коммунистов начали наступление в районе вьетнамо-китайской границы против «государства Вьетнам».

Его войска по договору о совместной обороне поддержала Франция. Началась гражданская война, которая продолжалась до 1954 года. В этом году в Женеве были подписаны международные соглашения, которые положили конец военным действиям во Вьетнаме.

Они устанавливали независимость и территориальную целостность Вьетнама. Однако его территория была временно по 17-й параллели разделена на две части — северную часть контролировали коммунисты, а южную — их противники.

Объединение страны должно было произведено путем всеобщих выборов в 1956 году в единый парламент, а французы выводили свой иностранный легион из Вьетнама.

После Женевских соглашений в северном Вьетнаме началось строительство «социализма» московского образца с национализацией предприятий и кооперацией крестьянских хозяйств.

В южном Вьетнаме для определения формы правления был проведен референдум. На нем большинство высказалось за республиканское правление. После этого на карте появилось новое государство — Республика Вьетнам.

Тогда коммунисты Северного Вьетнама организовали в труднодоступных районах южного свой фронт национального освобождения южного и послали туда свои вооруженные отряды. Попытки правительства Республики Вьетнам разгромить их не удались и началась многолетняя партизанская война на ее территории. В правящих кругах Республики Вьетнам усилилось влияние военных кругов, которые совершили несколько правительственных переворотов. В октябре 1966 года учредительная ассамблея приняла демократическую конституцию Республики Вьетнам. А в октябре 1967 года состоялись выборы президента, вице-президента, верхней и нижней палат национального собрания и местных органов власти.

Американское правительство оказывало Республике Вьетнам различную помощь, в том числе вооружением и обучением солдат. В августе 1964 года имел место «инцидент в Тонкинском заливе», во время которого два американских эсминца были атакованы северо-вьетнамскими военными кораблями.

В ответ конгресс США разрешил своему президенту применить вооруженную силу против северовьетнамцев. Вскоре начались бомбардировки американской авиацией военных целей на их территории и захваченных коммунистами районах южного Вьетнама.

Затем американские войска были введены в Республику Вьетнам и стали помогать ее войскам. Тем не менее, коммунисты действовали успешно — они вскоре контролировали 2/3 территории южного Вьетнама.

Они провозгласили создание на ней своей республики Южный Вьетнам и создали его временное революционное правительство и консультативный совет.

27 января 1973 года в Париже было подписано международное соглашение о прекращении войны во Вьетнаме. Американские войска в соответствии с ним выводились с его территории. А в южном Вьетнаме создавался с участием коммунистов национальный совет примирения для подготовки и проведения всеобщих выборов.

Однако поскольку в Ханое стремились использовать соглашение для насаждения коммунистических порядков на всей территории южного Вьетнама, оно не было выполнено. Война здесь возобновилась. Закончилась она тем, что в 1975 году коммунисты захватили всю территорию южного Вьетнама, в том числе его столицу Сайгон. Теперь никто не мешал им присоединить южный Вьетнам к северному. Вместо ДРВ в июле 1976 года было провозглашено создание Социалистической республики Вьетнам. Теперь весь Вьетнам начал строить социализм под руководством Москвы, но на эту роль стал претендовать и Пекин, что чуть не закончилось вооруженным конфликтом между КНР и СССР, между КНР и Социалистической республикой Вьетнам.

После окончания второй мировой войны по соглашению держав антигитлеровской коалиции Корея была оккупирована войсками США и СССР. Временной демаркационной линией между ними была определена 38-я параллель.

В декабре 1945 года в Москве состоялось совещание министров иностранных дел США, Англии и СССР. Американцы предложили установить в Корее на 10 лет иностранную администрацию по опеке. После дискуссий решили создать советско-американскую комиссию.

Ей было поручено в течение 5 лет обеспечить восстановление Кореи как независимого демократического государства. Она должна была при содействии демократических партий создать временное правительство. Ему поручалось провести свободные демократические выборы центрального представительного органа и органов местного самоуправления.

Однако единого Корейского государства не получилось: в Москве стремились его создать по советскому образцу, а в Вашингтоне — как демократическое. В советской зоне оккупации стали насаждаться народные комитеты, состоявшие из корейских коммунистов и членов военных отрядов Ким Ир Сена.

Уже в феврале 1946 года начал функционировать возглавляемый им временный народный комитет советской зоны оккупации.

По распоряжению из Москвы он приступил к строительству государства «рабочих и крестьян», в котором власть принадлежала высшим функционерам коммунистической партии Кореи (в августе 1946 года она была переименована в трудовую партию северной Кореи).

В марте 1946 года здесь началось проведение земельной реформы. У владельцев было отобрано около 1 млн. га земель нетрудового пользования. Часть их была передана крестьянам в индивидуальное пользование, а на остальных созданы госхозы.

Распоряжением временного народного комитета в августе 1946 года была проведена национализация промышленности, транспорта, банков, торговых и культурных учреждений. Новое законодательство о труде тоже московского образца стало действовать в советской зоне оккупации.

Протесты американской стороны против односторонних действий в северной Корее в Москве игнорировали. В итоге совместная советско-американская комиссия прервала свою работу.

Тогда США вынесли вопрос о создании единого корейского демократического государства на рассмотрение ООН. Вопреки сопротивлению Москвы генеральная ассамблея приняла решение о проведении на территории всей Кореи свободных демократических выборов в национальное собрание, которое должно было определить характер дальнейших в ней преобразований.

Такие выборы состоялись в августе 1948 года. В южной Корее они были свободными и демократическими, а в северной происходили по советскому образцу. В результате в советской зоне оказались избранными только коммунисты и их ставленники.

Депутаты, избранные в южной Корее, составили национальное собрание, в которое депутатов от советской зоны оккупации ее администрация не допустила. 15 августа 1948 года национальное собрание в Сеуле провозгласило создание Корейской Республики как суверенного и демократического государства.

Была принята ее конституция, при составлении которой в качестве образца использовались конституции США и западноевропейских государств. Она определила структуру и полномочия общегосударственных органов власти и органов местного самоуправления. Она также предоставила гражданам Кореи основные права и свободы.

Депутатов от территорий, входивших в советскую зону оккупации, в сентябре 1948 года собрали в Пхеньяне и объявили верховным народным собранием Кореи.

Они послушно проголосовали за провозглашение Корейской народно-демократической республики. Предусматривалось, что в ее состав входит и южная Корея.

Была в Пхеньяне принята и конституция, подготовленная под руководством московских «специалистов». Ее ст. 5 устанавливала, что все основные средства производства в промышленности, транспорт и связь национализируются и становятся собственностью государства.

«Земля, принадлежащая Японскому государству или японцам, а также корейским помещикам, — говорилось в ст. 6, — конфискуется». Предельная норма земельной собственности была установлена в размере от 5 до 20 га.

Верховное народное собрание проголосовало также за создание кабинета министров во главе с Ким Ир Сеном. В него были включены и представители коммунистов южной Кореи.

В Москве были уверены в стабильности созданного в северной Корее просоветского режима и в конце 1948 года вывели оттуда советские войска. В северной Корее Ким Ир Сен создал мощную армию, руководимую и оснащаемую из СССР.

В 1950 году в Москве решили с ее помощью объединить Корею вооруженным путем. 25 июня северокорейские войска начали наступление и к середине августа захватили 90% территории южной Кореи. В Москве радовались, но оказалось преждевременно.

Совет безопасности ООН обязал пхеньянский режим прекратить агрессию, а когда это не помогло, принял решение о направлении в Корею войск ООН. В эти войска были включены вооруженные силы 15 государств, но основу их составляли американские. Они выбили северокорейские войска за 38-ю параллель, а затем стали подходить к корейско-китайской границе.

В Москве не решились воевать с ООН и поручили это дело китайским коммунистам, которые к тому времени уже полностью захватили власть в Китае.

Официально КНР в корейской войне не участвовала, но участвовали так называемые бессчетные китайские «добровольцы», которые якобы без санкции правительства с советскими танками и самолетами сами пришли воевать против ООН на стороне «братского корейского народа».

К середине 1951 года войска ООН и китайские «добровольцы» находились у 38-й параллели. 23 июня было заключено перемирие и соглашение о взаимном отводе войск от 38-й параллели и мирном урегулировании вопроса об объединении Кореи.

ООН была создана комиссия по объединению и восстановлению Кореи. Но работа ее не принесла положительных результатов из-за противодействия Москвы и ее ставленников в северной Корее, оккупированной китайскими «добровольцами».

С тех пор в северной Корее строят «социализм», вначале под руководством Ким Ир Сена, а потом его сына — Ким Чен Ира. Здесь тоталитарный режим прикрывается формально либеральной конституцией.

Законодательным органом считается верховное народное собрание, но его роль ограничивается тем, что оно только голосует за решения, принятые партийной верхушкой.

Структура высших государственных органов состоит из центрального народного комитета, возглавляемого президентом, административного совета, выполняющего функции правительства. Местными «представительными» органами власти являются региональные народные собрания и их народные комитеты. Исполнительным органом на местах являются административные комитеты.

По иному пути пошло развитие в Корейской Республике. Здесь согласно договору «о взаимной безопасности» между нею и США дислоцируются американские войска, выполняющие по отношению к правителям северной Кореи сдерживающие функции.

В южной Корее государственность базируется на основах рыночной экономики. Приток иностранного капитала в экономику стимулируется законом «О поощрении частных иностранных инвестиций» (1960 г.) и законом «О гарантиях погашения займов» (1962 г). Земельная реформа 1951 года ограничила крупное землевладение и стимулировала рост сельскохозяйственного производства.

В конце 50-х — начале 60-х годов в Корейской Республике сложилась нестабильная политическая ситуация, вызванная противоречиями между правящей либеральной и оппозиционной демократической партией.

Она закончилась в мае 1961 года военным переворотом. Власть захватил генерал Пак Чон Хи, запретивший политические партии и преследовавший и левых, и правых.

В 1963 году было восстановлено гражданское правление, парламентская система, возобновилась деятельность политических партий. Президентом был избран Пак Чон Хи, а в национальном собрании большинство получила созданная им республиканская демократическая партия. Победила она и на выборах 1967 и 1971 годов.

Режим личной власти Пак Чон Хи вызвал сильное оппозиционное движение. Тогда он в 1972 году объявил чрезвычайное положение и провел референдум о пересмотре конституции. Власть президента была усилена за счет парламента.

После окончания второй мировой войны в Бирму вернулись англичане, был восстановлен колониальный режим. В конце 1945 года при английском губернаторе начал функционировать исполнительный совет.

Антифашистская лига народной свободы потребовала для Бирмы независимости. И организовала в поддержку этого требования различные акции. После чего ей было предоставлено большинство мест в исполнительном совете.

Представители национальных меньшинств тоже стали требовать себе государственность. Однако в 1947 году их представители и исполнительный совет договорились о том, что Бирма будет единым государством.

Были проведены выборы в учредительное собрание, которое провозгласило создание независимого Бирманского Союза и утвердило его конституцию. Антифашистская лига народной свободы правила в союзе до 1958 года, до раскола в ней.

Экономика союза развивалась на основе свободного рынка. Недовольные этим местные коммунисты при поддержке извне в 1948 году создали вооруженные отряды и начали партизанскую войну против правительства. В нее вовлекли и национальные меньшинства.

В соответствии с законом 1953 года начала проводиться национализация крупных земельных владений и распределение земельных излишков среди крестьян. Процветания смог добиться только узкий круг бирманских предпринимателей и торговцев.

В государственном аппарате господствовала коррупция, а экономика стала разваливаться. В результате в 1958 году власть узурпировали генералы во главе с Не Вином, которые пообещали провести демократические выборы.

Они в 1960 году привели к власти союзную партию. Она сократила госсектор в экономике, расширила сферу применения частного капитала, сохранила союз с князьями национальных меньшинств. Буддизм был объявлен государственной религией. Проведена была чистка командования армии.

Однако союзная партия из-за острых внутренних противоречий оказалась не способной к эффективному длительному руководству государством. 2 марта 1962 года генерал Не Вин совершил новый государственный переворот, разогнав существовавшие верховные органы государственной власти.

Был создан из генералов новый высший властный орган — революционный совет. В автономных государствах тоже были сменены власти. Управлять ими стали командующие военных округов и комитеты безопасности и управления (из военных).

30 апреля 1962 года революционный совет принял декларацию «бирманский путь к социализму». Она явилась программой деятельности революционного совета и партии бирманской социалистической программы.

«Революционный совет, — говорилось в декларации, — полон решимости неуклонно вместе с народом Бирманского союза идти к цели социализма», к социалистической экономике. Отвергался демократический путь развития страны, поскольку «социалистические цели нации невозможно достичь сколько-нибудь полно посредством демократии». Предполагалось использование тоталитаризма, то есть «такой формы демократии, которая обеспечивает социалистическое развитие».

В Бирманском союзе было проведено почти сплошное огосударствление промышленного производства и торговли. Были запрещены иностранные инвестиции. Многие мелкие предприниматели, преимущественно из Индии, покинули страну.

Экономические связи с другими странами, за исключением социалистических, были прерваны. Проявление частной инициативы в сфере экономики всячески ограничивалось. В результате со второй половины 60-х годов стали все больше ощущаться экономические проблемы.

Сильно возросли стоимость жизни, безработица. Процветали черный рынок и контрабанда. Обычным явлением стали антиправительственные выступления политического и экономического характера, действовали в джунглях антиправительственные вооруженные отряды, подпольные организации.

Коммунисты тоже не поддерживали программу «бирманский путь к социализму» и вели в джунглях вооруженную борьбу против правительства. Объяснялось это тем, что бирманские коммунисты находились на содержании своих китайских собратьев, а московские поддерживали бирманское правительство.

В марте 1964 года революционный совет опубликовал закон о защите национальной солидарности. В соответствии с ним были распущены все политические партии, профсоюзы и другие общественные организации.

Дозволялась деятельность только одной партии -партии бирманской социалистической программы. В нее допускались только сторонники режима. Генерал Не Вин и другие генералы из его окружения уволились из армии и стали партийными боссами.

Государственные органы утратили свои властные полномочия и стали исполнительным придатком к партийным комитетам различного уровня. Противники режима репрессировались, тем не менее движение за восстановление в стране парламентской демократии не прекращалось.

Сильное недовольство «бирманским путем к социализму» проявляли национальные меньшинства. Они требовали создания в стране свободной федерации национальных государств без «бирманского социализма». Они создали федеральный национально- демократический фронт, который вел вооруженную борьбу против режима Не Вина.

В 1974 году начала действовать новая конституция. Она дала стране новое название — Социалистическая республика Бирманский Союз. После этого в стране были проведены выборы в народное собрание — парламент, восстановленный конституцией.

Революционный совет ею не предусматривался. Его функции перешли к государственному совету, совету министров, высшим судебным и контрольным органам. В них были включены только активные сторонники Не Вина, а сам он был объявлен президентом.

По конституции 1977 года Бирма была объявлена независимым «социалистическим государством трудящихся», вся власть в котором принадлежит народу. Упразднялась национально-государственная автономия национальных меньшинств. Закреплялась однопартийная монополия на власть.

Конституция не вызывала восторга у населения, в том числе у трудящихся. Антиправительственное движение в условиях ухудшения экономического положения стало массовым. В нем принимали участие все слои населения, в том числе студенты, которые требовали восстановления парламентской демократии.

В ответ Не Вин закрыл все учебные заведения и ввел чрезвычайное положение. В 1976 году группа молодых армейских офицеров попыталась отстранить Не Вина от государственной власти, но попытка закончилась неудачей.

После второй мировой войны восстановили свою разрушенную японской оккупацией государственность Филиппины, которые перестали быть колонией Испании еще в начале XX века в результате войны между этой европейской державой и США. Здесь государственное строительство происходило по американскому образцу. Государственный строй представлял собой президентскую республику. Предоставлялись населению основные политические и гражданские права.

Использование североамериканских государственно-правовых и политических институтов продолжалось до 1972 года, но уже с 50-х годов началось отступление от демократии — были запрещены профсоюзы и левые партии.

В начале 70-х годов начала осуществляться государственная политика «нового общества». Ее основными чертами были концентрация власти в руках президента, установление монополии одной партии на власть, опора на вооруженные силы. В стране был установлен режим личной власти президента Маркоса. Это закреплялось конституцией 1973 года.

Когда он был отстранен от власти, появилась новая конституция Филиппин. Особенностью ее было то, что она предусматривала сохранение государственности в форме президентской республики, многопартийность, функционирование парламента, создание двух автономных районов.

После второй мировой войны на обширных территориях юго-восточной Азии, находившихся в колониальном владении некоторых европейских держав и Японии, усилилось национально-освободительное движение, а также усилился трудный процесс деколонизации, завершившийся возникновением и становлением здесь национальных государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...