Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и становление новых государств в Тропической и Экваториальной Африке 5 глава




В результате во время парламентских выборов 9 июня 1983 года консерваторы завоевали в 2 раза больше мандатов, чем лейбористы. Их правительство во главе с М. Тэтчер продолжало жесткую политику сокращения государственных расходов на социальные нужды, рационализации работы государственного сектора экономики.

Оно в течение года не шло на уступки шахтерам, объявившим в марте 1984 года всеобщую стачку в связи с правительственным планом закрытия 20 нерентабельных шахт.

К парламентским выборам 11 июня 1987 года консерваторы подошли со значительными успехами. Ежегодный прирост промышленного производства составлял 4%. Возрос потребительский спрос и жизненный уровень основной части населения. Появилось много новых рабочих мест и почти исчезла безработица.

В определенной степени был урегулирован конфликт в Северной Ирландии после учреждения между Ирландией и Великобританией межправительственной конференции с постоянным секретариатом. Была снижена базовая ставка подоходного налога с мелкого бизнеса, что вызвало одобрение у среднего класса.

На парламентских выборах в июне 1987 года третью победу подряд одержала партия «железной леди» (М. Тэтчер), прошлом дочери владельца бакалейной лавки.

После этого продолжалось сокращение государственного сектора в экономике и повышение его эффективности, использовались кредитно-финансовые рычаги государственного регулирования экономикой, возросли государственные расходы на социальные нужды.

Просчиталось правительство М. Тэтчер только с проведенной в 1990 году реформой местного налогообложения, которая вызвала у многих недовольство.

Правительство умело строило отношения с Европейским экономическим сообществом, сохраняя относительно самостоятельный статус Англии.

Казалось, ничего не угрожает М. Тэтчер, как главе правительства консерваторов. Но беда пришла оттуда, откуда ее, казалось, ждать было нельзя.

Многие в консервативной партии были недовольны М. Тэтчер как лидером партии за ее властность и нетерпимость. Это проявилось при перевыборах лидера партии осенью 1990 года.

После первого тура голосования, когда она не смогла победить, трезво взвесив обстановку, она отказалась от участия во втором туре и от политической деятельности.

Лидером партии и премьер-министром стал Дж. Мейджор, сын циркового акробата и в прошлом строительный рабочий. Он считался умеренным реформатором, который одновременно соблюдал основные традиции консервативной партии.

Ему удалось снять усилившуюся остроту Ольстерской проблемы, добившись временного согласия террористической Ирландской Республиканской Армии на прекращение ее деятельности в Северной Ирландии.

Его правительство в области внешней политики отдавало приоритет отношениям с США, которых считали стратегическим партнером Великобритании.

Одновременно проводилась политика усиления европейской интеграции в рамках Европейского союза на основе Маастрихтского договора 1992 года, что вызвало недовольство «евроскептиков» (противников интеграции Великобритании в Европейский союз).

Особенно после того, как после появления в Англии заболевания животных, получившего наименование «коровьего бешенства», европейские страны (сотоварищи Великобритании по Европейскому союзу) запретили импорт английской говядины.

В этот период правления консерваторов экономическое развитие страны не было стабильным, резко возрос государственный долг, увеличились безработица и иммиграция из бывших британских колоний, что у многих британцев вызывало возмущение.

После парламентских выборов 1997 года консерваторам пришлось уступить власть лейбористам. Их лидер, сравнительно молодой и обаятельный Э. Блэр, немало способствовавший победе своей партии на выборах, сформировал новое правительство.

В конце 1998 года лейбористы взяли на вооружение программу модернизации британского общества. Она предусматривала государственную поддержку перевооружения промышленности, повышение ее производительности, преобразования в области здравоохранения, образования и в социальной сфере.

Было установлено, что всякое лицо, которое проработало по найму не менее 2 лет, имеет право на пособие по безработице. Оно выплачивалось из специального фонда, созданного из государственных взносов и отчислений от зарплаты работающих в размере 9%.

При увольнении работники стали получать значительную денежную компенсацию, которая зависела от стажа их работы на предприятии.

Каждый британец имел право на бесплатное медицинское обслуживание, но если оно его не удовлетворяло и позволяли доходы, он мог обращаться к услугам платной медицины.

В 1997. году в Северной Ирландии начались общепартийные мирные переговоры. В Шотландии и в Уэльсе были проведены референдумы, во время которых их население высказалось за автономию. В 1998 году было достигнуто межпартийное согласие, одобренное на референдумах, как в Ольстере, так и в Ирландии относительно будущего Северной Ирландии. В 1999 году начали работу шотландский парламент и уэльская ассамблея.

Предусматривала программа лейбористов и некоторые преобразования конституционного характера, в частности ограничение полномочий палаты лордов.

В нее входили наследственные и пожизненные члены, церковные иерархи — всего 1195 человек. Многие члены палаты лордов годами не являлись на ее заседания, пользуясь тем, что кворум для проведения заседания составлял всего три человека.

Другая конституционная реформа была направлена на ограничение полномочий британского парламента. До этого он был правомочен законодательно регулировать любую сферу жизни Великобритании.

Принятые законы конституционного характера изъяли из ведения британского парламента решение вопросов судоустройства, здравоохранения, сбора налогов, образования и некоторых других вопросов, относящихся к Шотландии и Уэльсу. Решение этих вопросов было передано законодательным собраниям этих национальных регионов Великобритании.

В государственное ее устройство были введены элементы федерализма с размежеванием полномочий между центральными властями и властями Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

К парламентским выборам 2001 года лейбористы подошли с заметными успехами в экономической сфере: им удалось уменьшить инфляцию и безработицу, обеспечить стабильность экономического роста, сильно сократить государственный долг.

После выборов в 2001 году лейбористы сохранили правительственную власть в своих руках. И на проекте указа о назначении Т. Блэра премьер-министром Елизавета II написала: «Королева этого хочет». Когда Елизавета II отказывает в санкции на представленный ей на подпись закон, принятый парламентом, она пишет на нем: «Королева должна подумать». Лидер лейбористской партии вновь стал главой «правительства ее величества».

Он в соответствии с традицией назначил министров и иных высших государственных чиновников без санкции парламента.

Правительство лейбористов стало осуществлять политическую и экономическую политику, которая получила наименование «третьего пути». Она занимает срединное положение между двумя течениями в лейбористской партии.

Одно из них выступает за продолжение национализации средств производства, находящихся в частном владении, и усиление государственного контроля за экономикой. Другое выступает против этого.

«Третий путь» исходит из того, что в основе экономической политики должно лежать стимулирование «услуг, знаний, навыков и малых предприятий».

Во многих странах действует писанная конституция, которая четко определяет предмет конституционного регулирования. В Великобритании до сих пор нет строгого разграничения между конституционным и остальным

правом.

Тем не менее, конституционное право в ней существует. К предмету его регулирования относятся институт главы государства, его полномочия и прерогативы, порядок и организация деятельности законодательной власти, статус министров и государственных служащих, взаимоотношения центральных и местных органов власти, гражданские права и свободы, судебная система и т.д.

Существует два мнения о конституционном праве Великобритании. В соответствии с одним из них в этой стране в качестве ведущего принципа государственного устройства выступает полное разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, каждая из которых не может вмешиваться в деятельность другой.

Другая точка зрения исходит из того, что преимущество британского конституционного права основывается на уравновешенном союзе этих трех властей, поддерживаемом системой «сдержек и противовесов».

В Великобритании нет конституции как конкретного юридического акта или системы правовых актов, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия. Она является единой для всего Соединенного королевства -Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Составляющими британской неписанной конституции являются статутное право, общее право, конституционные соглашения, обычное право, а конституционные нормы содержатся соответственно в статутах, судебных прецедентах, конституционных соглашениях и неписанных обычаях.

Статуты — это акты парламента и акты делегированного законодательства. Критерием включения статутов в конституционное право является предмет их регулирования.

В перечень судебных решений, которые являются прецедентами конституционного права, входят их сотни. Правила прецедента, например, регламентируют конституционный институт прав и свобод граждан, полномочия высших органов власти.

Нормы конституционных соглашений регламентируют кабинетную систему, полномочия высших государственных служащих.

Для британцев права и свободы граждан — это право каждого делать то, что не запрещено правовыми нормами, изданными государством в силу общественного договора.

А свобода личности — это право не подвергаться физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола. К числу конституционных законов, принятых в последней четверти XX века, относится акт, содержащий дополнительные постановления об управлении палатой общин от 20 июля 1978 года. Он предусмотрел создание ею специального комитета для «назначения всего персонала служб палаты и установления их численности, их вознаграждения и иных условий и статуса их службы».

Другим преобразованием конституционного значения была проведенная в 1985 году реформа местного самоуправления.

Она сократила возможности последних в финансовом отношении за счет местных сборов. Кроме того, часть функций местных органов перешла к столичным органам, которые стали осуществлять контроль над расходованием денежных средств органами местного самоуправления.

Долгое время в Великобритании при регулировании вопросов гражданства использовалась доктрина общего права о верноподданстве. В 1981 году был принят закон о гражданстве, который установил следующие категории британского гражданства:

1. Граждане Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии;

2. Граждане британских независимых территорий;

3. Граждане британских заморских территорий;

4. Специальный статус для лиц, проживающих в других странах, но утративших там британское гражданство.

Наиболее полноправными являются граждане первой категории, в том числе они имеют право беспрепятственного въезда и выезда.

Законом 1981 года определены следующие основные способы приобретения гражданства:

1. Ребенок, родившийся на территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является гражданином Великобритании или постоянно в ней проживает, беспрепятственно получает британское гражданство.

2. Британским гражданином является и ребенок, который родился за пределами Соединенного Королевства, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином.

3. Предоставление гражданства путем натурализации иностранцев, которые удовлетворяют требованиям, установленным законом 1981 года.

При этом предусмотрены льготы для лиц, вступивших в брак с гражданином Великобритании, и для граждан бывших английских колоний.

Процесс кодификации права в Англии далек от завершения. Приходится учитывать при этом английские правовые традиции и особенности местной юридической техники. В этом процессе отказались от принципа «один закон регулирует единый круг отношений», который характерен для романо-германской системы права.

Кодификация сильно затрудняется тем, что трудно отказаться от прецедентного права. Поэтому при ней учитываются не только нормативно-правовые акты, но и прецеденты.

Все больше рядовых британцев и государственных мужей убеждается в том, что судебные прецеденты общего права не способны быстро и эффективно регулировать различные сферы общественной жизни, что для этого больше подходит динамичное законодательство.

В последней четверти XX — начале XXI веков сфера применения прецедента в судебной практике заметно сократилось, а суды основную массу решений стали принимать на основе нормативно-правовых актов. Тем не менее, до сих пор суды во многих случаях используют ссылки на прецеденты, в том числе XVI и XVII веков.

Число прецедентов, которые могут использоваться судами, скоро достигнет миллиона. До сих пор издаются ежегодные сборники судебных отчетов, которые имеют полуофициальный характер и могут применяться судами. Прецедентное право в значительной степени сохраняет свое значение при регулировании гражданских и брачно-семейных отношений.

Английское право до сих пор не знает деления на публичное и частное, не выделяет по сферам регулирования отдельные отрасли. Поэтому можно весьма условно говорить о наличии в Великобритании гражданского права. Оно регулирует многообразные имущественные отношения, реальную и доверительную собственность, обязательственные отношения и т.д.

В последнее время все больше внимания уделяется правовому регулированию отношений между собственниками домов и арендаторами производственных и жилых помещений.

Регулированию брачно-семейных отношений посвящены закон о брачно-семейных делах 1979 года, закон о судопроизводстве по брачно-семейным делам 1984 года, закон «О собственности замужних женщин» и закон «О деликтной ответственности супругов в отношениях между собой».

Эти законы ввели не только новые нормы, но и сохранили некоторые традиционные. Законодательно установлено, что для заключения брака (в гражданской или церковной форме) требуется соблюдение следующих условий, без чего брак не может быть признан действительным:

· добровольность;

· отсутствие брачных отношений;

· отсутствие однополости и близких родственных отношений;

· достижение 16-летнего возраста (до 18 лет с согласия родителей или опекунов).

Понятие «близкого родства» в праве Великобритании трактуется более широко, чем в других европейских странах. К числу близких родственников относятся теща, падчерица, невестка, на которых нельзя жениться.

В то же время из «близких родственников» исключены кузин и кузина, для заключения брака с которыми нет препятствий.

Установлено и еще одно совершенно новое условие, необходимое теперь для вступления в брак: согласие обоих супругов на сексуальные отношения.

Законодательно предусмотрены совместное проживание супругов, их взаимопомощь и равные права при решении семейных и хозяйственных дел. Однако жена имеет право и на самостоятельное проживание.

Если женщина вступает в брак с иностранцем, она может поменять не только фамилию, но и гражданство. Допускается и фактическое разделение семьи при одностороннем без развода оставлении женой мужа.

Мужу в этом случае приходится раскошеливаться, чтобы его «половина» имела средства для существования.

Законодательство упростило процедуру развода. В частности отменено ранее применявшееся положение о том, что церковный брак может быть расторгнут только специальным актом парламента.

Уравнены (в основном) имущественные права лиц, находящихся в законном браке, но сохранена норма о том, что муж обязан оплачивать долги своей жены.

Сохранен и принцип раздельного владения супругами имущества, которым они обладали до бракосочетания.

Ныне действующее законодательство изменило правовой статус внебрачных детей, уровняв их с законнорожденными. Теперь мужчина, являющийся отцом ребенка вне брака, обязан выплачивать алименты на его содержание. Если он не делает этого добровольно, на помощь ребенку может прийти суд.

В Великобритании сохраняется положение о правовой ответственности родителей за действия несовершеннолетних детей (до 18 лет). А жестокое обращение родителей с детьми может быть квалифицировано как уголовное преступление.

Интенсивно развивалось в Великобритании законодательство о компаниях, которое регулирует деятельность корпоративного капитала, права и обязанности держателей ценных бумаг.

Консолидирующим актом в этом направлении стал закон о компаниях 1985 года. Он не столько изменил регулирование организации и деятельности компаний, сколько упорядочил соответствующие нормативно-правовые акты.

В законе регламентируются организация и деятельность компаний, выпуск их ценных бумаг, процесс их ликвидации, их документация. Правда, пользоваться этим законом не просто: в нем 27 разделов, 747 статей и 25 приложений.

В дополнение к закону о компаниях изданы и другие, которые ставят на правовую основу организацию и деятельность отдельных видов компаний и некоторые виды их деятельности (закон о слиянии компаний, закон о сделках с ценными бумагами).

Важной сферой законодательного регулирования стало антимонопольное законодательство. Это закон об ограничительной торговой практике 1976 года, закон о перепродаже товаров 1976 года, закон о конкуренции 1980 года.

Они упростили и усовершенствовали правовые средства борьбы с монополистической практикой производителей и торговцев. Теперь к разряду монополистских действий отнесена и поставка на рынок лишь одной четверти произведенной какой-либо продукции или товаров.

Важной сферой законодательной деятельности стало регулирование трудовых отношений. На это были направлены законы 1978, 1980 годов о занятости, закон о профессиональном обучении 1982 года, закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 года и другие акты.

Они установили целый ряд гарантий социальных прав лиц, работающих по найму, в том числе по охране труда и технике безопасности, относительно продолжительности рабочего дня для женщин и подростков, по оплате наемного труда и т.д.

Особенностью британского трудового законодательства является то, что оно не регламентирует многие вопросы трудовых отношений в общегосударственном масштабе, а дозволяется их регламентация (в определенных пределах) в коллективных договорах между работодателем и работающими у него по найму лицами.

Источником трудового права являются и кодексы практики. Они составляются государственными органами и содержат рекомендации и предписания.

Активно законодательным путем регламентируются вопросы экологии, защиты окружающей среды. Среди таких законодательных актов — закон о чистом воздухе и о контроле над загрязнением атмосферы 1978 года и законы о защите диких животных и растений 80-90-х годов.

Еще в 1965 году была создана комиссия, которая начала работу по кодификации, прежде всего уголовного права. Она провела значительную работу по систематизации уголовного права, подготовила проект уголовного кодекса (1985 г.), но утверждение его парламентом затянулось.

В 80-90-е годы был принят ряд актов, которые внесли значительные изменения в общую часть уголовного права. Это закон о преступном покушении 1981 года, законы об уголовном правосудии 1982, 1988, 1991 годов и другие парламентские акты.

Они привели к отмене некоторых правил общего права, хотя полного отказа от них не произошло (например, при определении составов преступлений, вины, недонесения об измене). Основная масса составов преступлений теперь определяется законодательными актами. В 80-90-е годы продолжилась реформа уголовного права в сторону его гуманизации и оптимизации.

Высшей судебной инстанцией в Великобритании является палата лордов, возглавляемая лордом-канцлером. Одновременно она является судом первой инстанции для ее членов, совершивших уголовное преступление.

Структура Верховного суда трехчастна: в компетенции Высокого суда рассмотрение наиболее сложных гражданских споров. Суд короны специализируется на важнейших уголовных делах, а Апелляционный суд рассматривает жалобы на решения судов. На местах судебные функции выполняют мировые судьи.

Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений. В его компетенции рассмотрение жалоб на решения Высокого суда, окружных судов и судов графств и по вопросам права, и по вопросам факта, а также апелляций на решения Суда короны.

Палата лордов является высшей апелляционной инстанцией, а также принимает решение по принципиальным вопросам права. Дела в ней рассматриваются не всей палатой, а комиссией из 7-9 ее членов из профессиональных юристов во главе с лордом-канцлером.

Одновременно с судами общей юрисдикции в Англии и Уэльсе функционируют также военные и церковные суды. В Северной Ирландии действует автономная судебная система, которая мало чем отличается от английской.

Автономная судебная система функционирует и в Шотландии: здесь высшими судебными органами являются Высокий суд юстициариев и Суд сессий. А основными звеньями судебной системы являются районные и шерифские суды. В целом для британского правосудия обязательна юрисдикция Европейского суда в Люксембурге. Особенностью судебного процесса является то, что адвокат принимает участие и в досудебном следствии. В каждом судебном деле участвуют два адвоката — солиситор и барристер.

Первый ведет дело до суда, готовит все процессуальные документы, выявляет доказательства, выставляет свидетелей. Затем он все это передает барристеру, который защищает интересы обвиняемого в суде, выступает перед присяжными (если дело рассматривается с их участием).

На демократизацию судебного процесса был направлен закон о судах и правовом обслуживании 1990 года. Он ввел категорию адвокатов (правозащитников), нарушив монополию солиситоров и барристеров, упростил юридическое обслуживание населения.

В судах по наиболее значительным уголовным делам стали выступать государственные обвинители (прокуроры).

Законодательно были ограничены права полиции во время проведения арестов, обысков, изъятия предметов преступления (закон о полиции 1994г.).

В Великобритании нет централизированного управления полицейскими силами. Они состоят из графских структур, возглавляемых констеблями. Их избирают совет графства и представители местных судебных органов.

В городах имеются свои полицейские структуры, начальников которых назначают городские советы. Роль министерства внутренних дел в управлении полицейскими силами страны малозначительна.

Исправительная система состоит из тюрем трех видов: местных, региональных (графских) и центральных. С помощью специальной комиссии руководство ею осуществляет министерство внутренних дел.

Тюремный режим может облегчаться или усиливаться в зависимости от поведения заключенного. В отношении нерецидивистов применяется «борстальная» система отбывания наказания, при которой администрация может уменьшить срок лишения свободы для заключенного.

В последней четверти XX и в начале XXI веков Великобритания сделала важный шаг на пути превращения ее не только в правовое, но и в социальное государство.

Германия

В середине 70-х годов в ФРГ имел место экономический кризис, во время которого производство сократилось до 20%. Это сопровождалось значительными социально-политическими последствиями для страны и «малой коалиции», находившейся у власти.

Правительство стало принимать антикризисные меры, которые предусматривали государственные и частные инвестиции в промышленное производство, ослабление контроля над оборотным капиталом, снижение налогов на корпорации. Этим старались стимулировать производство, внутренний спрос, сдержать инфляцию.

Одновременно социал-демократы с целью экономии государственных средств были вынуждены пойти на значительное сокращение той их части, которая расходовалась на социальные нужды.

В 1975 году бундестаг принял закон «Об улучшении структуры бюджета», предусматривавший уменьшение расходов на социальные нужды почти на 50 млрд. марок. В результате сократились социальные выплаты, а треть безработных перестала получать пособие.

Не прибавило популярности социал-демократам и новое законодательство по трудовому вопросу, в частности закон 1976 года, который ограничивал соучастие работающих в управлении предприятиями. В 1980 году был принят закон, разрешавший работодателям проводить локауты по отношению к наемным работникам, боровшимся на свои права.

По закону 1982 года, если квалифицированный работник в течении 6 недель отказывался от работы, ссылаясь на то, что она не соответствует его уровню, то он должен был выполнять менее квалифицированную и, естественно, хуже оплачиваемую работу. Закон же 1981 года увеличил отчисления из оплаты труда наемных работников в социальный фонд страхования.

Экономический кризис середины 70-х годов привел к некоторым изменениям и в политической структуре ФРГ. Сформировалась новая политическая сила — в 1980 году была создана партия «зеленых», которая стала принимать активное участие в выборах. С одной стороны, она выдвигала различные требования экологического характера, в том числе отказа от строительства атомных электростанций.

С другой стороны, она выступала за «базисную демократию», то есть децентрализованную. Это проявились при создании партии. Местные, окружные (базисные) ее организации были автономны и самоуправляемы. Федеральные ее органы оказывали мало влияния на их работу.

Избранные от партии «зеленых» депутаты различного уровня имели императивный мандат, то есть не могли голосовать по своему усмотрению. В отношении депутатов использовался и принцип сменяемости — производилась их ротация. Часть их зарплаты передавалась в партийную кассу — все, кроме того, что составляло оплату труда квалифицированного рабочего.

Экономический кризис середины 70-х годов обострил противостояния внутри правящей социал-либеральной коалиции. Противоречия между социал-демократами и свободными демократами проявились прежде всего в проведении финансово-экономической политики, по вопросу о роли государства в развитии экономики.

Свободные демократы выступали за ее уменьшение, за саморегулирующуюся экономику, за создание благоприятных условий для развития частного бизнеса.

Противоречия внутри «малой коалиции» не помешали ей добиться победы на выборах в бундестаг в ноябре 1980 года, причем на них свободные демократы собрали почти 11% голосов избирателей.

С конца 1980 года в экономике ФРГ снова обозначились кризисные явления, потребовавшие экстренных правительственных мер. При их осуществлении свободные демократы потребовали дальнейшего сокращения государственных расходов на социальные нужды, уменьшения пособий по безработице и сокращения сроков их выплаты, снижения государственных субсидий семьям с низким доходом.

Канцлер Г. Шмидт и руководство социал-демократической партии вынуждены были согласится с этими требованиями. Но это не надолго спасло социал-либеральную коалицию.

Противоречия между ее участниками обострились при принятии в бундестаге государственного бюджета на 1983 год. Подготовленный министром экономики О. Ламсдорфом его проект предусматривал сокращение социальных расходов на 50 млрд. марок, что социал-демократы отказались поддержать.

17 сентября 1982 года свободные демократы вышли из «малой коалиции» и начали переговоры с христианскими демократами о создании христианско-либеральной коалиции. Канцлером стал лидер христианско-демократического союза Г. Коль, а на март 1983 года были назначены досрочные выборы в парламент. На выборах христианские демократы получили 48,8% голосов, социал-демократы — 38,2%, партия «зеленых» — 5,6%, свободные демократы — 7%.

Коалиционное правительство Г. Коля добилось принятия актов, которые вводили режим жесткой экономии государственных расходов, увеличили субсидии частному сектору, снизили подоходные налоги, налоги на прибыль корпораций.

Были внесены значительные изменения в трудовое право, которое ограничили социальные, налоговые и юридические права работающих по найму.

Результаты такой политики сказались во время выборов в бундестаг в 1987 году, когда христианские демократы утратили около 2 млн. голосов избирателей. Тем не менее, правительственная коалиция их со свободными демократами была возобновлена. Ее меры по стабилизации экономики оказались эффективными и привели к экономическому росту.

Выдающимся событием послевоенной истории Германии, ставшим возможным после прихода к власти в СССР М. Горбачева, было подписание в 1990 году между ФРГ и Германской демократической республикой договора об установлении валютного, экономического и социального союза.

31 августа 1991 между ними был подписан договор об объединении Германии, а фактически о присоединении территории ГДР к ФРГ. В обстановке, вызванной этим эйфории, консервативно-либеральный блок снова победил на выборах в бундестаг в декабре 1990 года.

После объединения Германии ее восточные земли вошли в сферу рыночной экономики, что создало для их населения немало трудностей, которые постепенно при помощи государства преодолевались.

До 1998 года канцлером Германии оставался Г. Коль. Его правительство проводило взвешенную социально-экономическую политику, которая обеспечила динамическое развитие экономики страны, укрепление национальной валюты, увеличение экспорта, модернизацию промышленного производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...