Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и становление новых государств в Тропической и Экваториальной Африке 9 глава




Конституция закрепила равноправие индивидов. В ней много норм о социальных правах, причем не только бразильских граждан, но и других жителей страны. Среди них и право на 13-ю зарплату, и право пенсионеров на индексацию пенсий в соответствии с инфляцией, и право на пособие детям до 6 лет.

Бразилия представляет собой федерацию, отличающуюся своеобразием. Она является «нерушимым единством» штатов, федерального округа и муниципий (административно-территориальных единиц, на которые разделены штаты). Сейчас в Бразилии 26 штатов, федеральный округ и 4300 муниципий.

С одной стороны, Бразильская федерация строится на основе концепции кооперативного федерализма, которая предусматривает разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

А с другой стороны, она централизованная федерация. Это находит свое выражение в ее организации, в положении о федеральной интервенции, в жесткой регламентации взаимоотношений общегосударственных и органов штатов.

Особенностью размежевания полномочий в Бразильской федерации является распределение предметов ведения не так, как в других федерациях. Здесь субъектами распределения компетенций являются не только союз и штаты, но и федеральный округ и муниципии.

Имеют место три сферы распределения полномочий в федеральной структуре:

· исключительная компетенция союза;

· совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий;

· совместная компетенция союза, штатов, федерального округа (без муниципий;

Можно говорить и о выделении четвертой сферы полномочий в федеральной структуре. Для отдельных штатов установлена остаточная компетенция. Это проявляется в том, что они вправе принимать решения только по тем вопросам, которые не входят в исключительную федеральную компетенцию и в совместную их компетенцию.

По предметам совместной компетенции федеральный закон обладает более высокой юридической силой, чем закон, принятый на уровне штатов.

В исключительную компетенцию федеральных органов входят решение вопросов внешней политики, мира, войны, обороны, денежного обращения, налогов, связи.

Только федеральные органы решают вопросы общефедерального права и суда, телевидения, радиовещания, почты, использования воды и энергии.

Совместная компетенция федерации, штатов, федерального округа, муниципий проявляется в области демократических институтов, охраны культурных ценностей и публичной собственности, образования, сохранения окружающей среды.

Совместная компетенция федерации, штатов и федерального округа определяет налоговое, финансовое, пенитенциарное право, культуру, заботу о молодежи, производство и потребление. В этих сферах федеральные органы правомочны определять только их общие принципы, а регулирование осуществляется органами штатов и федеральных округов.

В каждом штате имеется своя конституция и система разделения власти, подобная той, которая существует на федеральном уровне. Законодательством в них занимаются однопалатные законодательные собрания.

Исполнительная власть в штатах принадлежит избираемым населением на 5 лет губернатору и вице-губернатору. В отличие от штатов федеральный округ возглавляет не губернатор, а тоже избираемый населением префект. А федеральная территория имеет назначаемую из столицы государства администрацию.

Муниципии пользуются правом самостоятельного управления. В них функционируют избираемые населением на 2-4 года хунты (представительные органы). А управляет избранный населением префект. Органы штатов имеют право интервенции, право вмешательства в дела муниципий.

В местах расселения индейских племен властные полномочия имеют собрания племен, советы, вожди. Контролируют деятельность племенной администрации федеральные органы.

Законодательная власть в Бразилии принадлежит национальному конгрессу, состоящему из палаты депутатов и сената. Палата депутатов формируется по пропорциональной избирательной системе. В сенате заседают представители штатов и федерального округа — сенаторы и их заместители.

Полномочия конгресса разделяются на две группы:

· первые распространяются на вопросы, которые он решает совместно с президентом;

· вторые — на вопросы, которые относятся только к его компетенции.

Законодательная деятельность национального конгресса состоит в принятии поправок к конституции, дополнительных законов, делегирующих законов, обычных законов, законодательных декретов, актов о временных мерах.

Исполнительная власть в Бразилии принадлежит президенту. Ему помогают министры, заседающие под его руководством. Президент избирается населением на 5 лет без права переизбрания.

Полномочия бразильского президента больше, чем полномочия президента США. Он по своему усмотрению назначает министров, осуществляет руководство всей федеральной администрацией, имеет право вето в отношении решений парламента, издает декреты и акты, имеющие силу закона, может издавать декреты о состоянии обороны и осадном положении.

В Бразилии существует две судебные системы — федеральная и штатов, а точнее не две, а федеральная и 26 судебных систем штатов. В отличие от США федеральная и судебные системы штатов в Бразилии более едины и централизованы.

В основе судебной системы штатов лежат принципы ее финансовой и административной автономии. Федеральная и судебные системы штатов состоят из общих и специализированных судов.

Федеральные общие суды — федеральный верховный суд, высший суд правосудия, окружные федеральные суды, территориальные окружные суды. Специальные федеральные суды — это высокий трудовой суд, высокий суд избирательной юстиции, высокий военный суд.

Высшим судебным органом в государстве является федеральный верховный суд, состоящий из 11 назначаемых президентом с согласия сената членов.

Важнейшей его функцией является осуществление конституционного контроля. Он также является высшей кассационной инстанцией относительно решений иных судов. Кроме того, этот суд рассматривает и некоторые дела по первой инстанции:

· уголовные дела против высших должностных лиц;

· дела против иностранных государств;

· политические преступления;

· дела против федерации, штатов, территорий;

· дела высших лиц государства, в том числе парламентариев и бразильских послов за рубежом, за должностные преступления;

· споры между федерацией и штатами.

Важным звеном федеральной судебной системы Бразилии является высокий суд правосудия. В его состав входят 33 члена, назначенных с согласия сената президентом.

Этот суд прежде всего является высшим апелляционным судом страны. По первой инстанции он судит губернаторов и судей, разрешает споры о компетенции судов, рассматривает вопросы о несоответствии нормативно-правовых актов местных органов федеральным, разрешает споры между административными и судебными органами.

В федеральную судебную систему входят региональные или окружные федеральные суды. На своих территориях они являются апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Они также рассматривают и некоторые дела по первой инстанции, в том числе и те, в которых одной из сторон является федерация в целом или отдельные ее должностные лица.

Замыкает снизу федеральную судебную систему — федеральный суд. В его компетенции рассмотрение большинства уголовных и гражданских дел на основе федеральных и законов штатов. На региональном уровне действуют окружные федеральные трудовые, избирательные и военные суды.

Общие суды штатов — это суды первой инстанции и мировые судьи. Уголовные дела рассматривают суды присяжных. Среди специализированных судов штатов важную роль играют трудовые суды.

Деятельность судов всех инстанций в Бразилии строится на демократических основах, определенных конституцией 1988 г. Это состязательность, суд присяжных, право обвиняемого на защиту, гарантии, связанные с осуществлением правосудия.

Правовые системы современных латиноамериканских стран в основном сформировались под влиянием права своих стран-метрополий — Испании и Португалии, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Поэтому в латиноамериканских странах имеется присущее метрополиям деление на отрасли права, его основным источником являются нормативно-правовые акты, постоянно проводится работа по их кодификации.

Для регулирования имущественных правоотношений используются гражданские кодексы, в основе которых лежит французский времен Наполеона.

Эти кодексы модернизируются, в том числе и изданием различных подзаконных актов. А некоторые из кодексов после модернизаций, вызванных усложнением имущественных и связанных с ними личных отношений, воспринимаются как новые.

Можно говорить также о том, что правовые системы стран Латинской Америки испытывали некоторое влияние и англо-американской правовой семьи, прежде всего в сфере конституционного права.

Это проявилось в том, что в качестве образца при создании своих конституций они использовали в основном конституцию США 1787 года, определенные ею объекты и методы конституционного регулирования. Восприняли они и некоторые принципы построения и функционирования судебной системы США.

Правовые системы латиноамериканских государств также учитывают особенности их национально-правового развития, их современного социально-экономического положения, глобализации мировой экономики и международных отношений.

Особенности внутреннего развития и глобальные процессы привели к тому, что почти во всех латиноамериканских странах в последней четверти XX — начале XXI вв. окончательно установились конституционные режимы, а развитие государственно-правовых отношений на демократической основе приобрело устойчивый характер.

Япония

В Японии любой гражданин имеет право выдвинуть свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией. Это привело к тому, что в Японии зарегистрировано более 10 тыс. партий. Но почти все они действуют на региональном уровне.

Общенациональный характер имеют только несколько. До 1993 года монополией на власть пользовалась либерально-демократическая партия, побеждавшая на парламентских выборах.

На выборах 1993 года эта партия не добилась большинства мест в парламенте. Это привело к формированию коалиционного правительства.

В эту коалицию вошли либерально-демократическая и социал-демократические партии, партия Сакигакэ.

После парламентских выборов 1996, 2000, 2004 гг. позиции либеральных демократов в парламенте и правительстве несколько окрепли.

Исполнительную власть в Японии осуществляет правительство, которое по конституции именуется «кабинетом». Назначение премьер-министра осуществляется решением парламента, его обеих палат. При этом постановление палаты представителей имеет решающее значение.

А вот министров назначает не парламент, а премьер-министр. Он же волен самостоятельно освобождать их от должности. В соответствии с конституцией большинство министров являются парламентариями.

Правительство несет за свою деятельность коллективную ответственность перед парламентом. Если палата представителей принимает резолюцию о недоверии кабинету, то ему не остается ничего другого, как уйти в полном составе в отставку.

Обязанностью премьер-министра является внесение

от имени правительства законопроектов на рассмотрение парламента. Он также докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних отношений, осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления. Кабинет проводит в жизнь законы, принятые парламентом, руководит государственными делами и внешней политикой, заключает международные договоры, издает правительственные указы для проведения в жизнь законов.

Единственным распорядителем государственных средств является парламент. Законом запрещено их использование на нужды религиозных учреждений, благотворительных, просветительных или филантропических организаций.

В Японии нет закона, который бы регламентировал процесс формирования и деятельности политических партий. Он определяется лишь нормой конституции, которая предоставляет гражданам право на создание объединений.

Это является основанием для создания политических партий. Однако существует закон о фондах политических партий, который требует обнародования сумм поступлений в партийную кассу и расходов из нее.

Либерально-демократическая партия, много лет имевшая большинство в парламенте, стремилась добиваться принятия им законов при согласии на это оппозиции. Хотя иногда она шла и на принятие законов, несмотря на ее резкое возражение.

Бывали и случаи, когда имеющая большинство в парламенте правящая партия (или в последнее время коалиция) отказывалась от принятия по требованию оппозиции законопроектов.

В Японии успешно развивается местное самоуправление. Правовые основы для этого созданы конституцией, законом о местной автономии и законом о местном налоге, который обеспечивает 30% бюджета префектур.

Все местные расходы финансируются в основном не из общегосударственного бюджета, а из бюджета административных единиц. Из местных бюджетов наполовину обеспечиваются расходы на образование, на торговлю и социальные нужды, а на «общее благосостояние» — на 92%.

Главные должностные лица, члены местных представительных органов избираются населением путем прямых выборов.

Органы местного самоуправления распоряжаются своим имуществом, осуществляют на местах административное управление, издают в развитие и исполнение законов свои нормативно-правовые акты.

Японцы отличаются высоким уровнем правосознания. Широко распространено мнение, что право является универсальным регулятором общественных отношений, средством обеспечения социального консенсуса, развития демократии и экономики.

Достаточно высокий уровень правосознания японцев в значительной степени объясняется постоянной практикой обращения их к правовым реалиям, широким распространением юридического образования и литературы, высоким уровнем общей культуры жителей Японских островов, демократизмом правотворчества и правоприменения.

Япония отличается сравнительно низким уровнем преступности. Причинами этого являются особенности характера японцев, их групповая сплоченность, уважительное отношение к авторитетам, прочность семейных уз.

Немалую роль играет также активная профилактика преступлений. Дела несовершеннолетних правонарушителей направляются в основном на рассмотрение семейных судов, которые в большинстве случаев принимают решение о неприменении к ним уголовного наказания, а о принятии мер защитно-воспитательного характера.

Японская система права весьма совершенна. Основным источником в ней является законодательство, в которое включаются не только законы, но и правительственные указы.

Во главе законодательной системы находится конституция страны. Законодательство подразделяется по отраслям права.

Среди законов выделяются основные — уголовный и гражданский кодексы, основной закон о защите потребителей, основной закон об образовании и т.д. Процессы правотворчества и осуществления права развиваются на демократических началах. Ст. 13 конституции Японии, устанавливающая право индивида на жизнь, свободу и стремление к счастью, в 1969 году получила дополнительное положение. Оно предусматривает, что это право должно распространяться и на свободу частной жизни.

Социально-экономические права японцев регламентируют и защищают трудовое право и право человека на социальное обеспечение. Важнейшим источником трудового права является закон о трудовых стандартах, функционирующий с 1947 года.

Он определяет основные условия, необходимые для трудовой деятельности, закрепляет принцип одинаковой оплаты за равный труд для мужчин и для женщин, меры наказания для предпринимателей, не соблюдающих положения этого закона и т.п.

Среди важнейших источников трудового и права социального обеспечения также закон о минимальной зарплате и закон о безопасности и гигиене труда.

Вся полнота судебной власти принадлежит только судебным органам общей юрисдикции. Административные органы не могут ее осуществлять.

Судьи в своей деятельности независимы и руководствуются при вынесении приговоров только своей совестью. Им нельзя уменьшить содержание. Судью можно отстранить от должности только в порядке импичмента или если суд признает его умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности.

Все судьи назначаются правительством из кандидатов, предложенных Верховным судом. Срок пребывания судьи в должности составляет 10 лет. Допускается повторное назначение его на эту должность.

Закрытые судебные заседания проводятся только в исключительных случаях по решению суда, а обычно они являются открытыми.

Во главе судебной системы Японии стоит Верховный суд, состоящий из главного судьи и 14 его членов, назначенных кабинетом министров. По второй инстанции он рассматривает дела о государственных преступлениях.

В компетенции Верховного суда и осуществление функций судебного управления, обобщения судебной практики, издание указаний для нижестоящих судов,

В Японии вопрос о конституционности закона, указа, административного акта обсуждается и решается вне связи с рассмотрением конкретного гражданского или уголовного дела.

Для этого в суд первой инстанции подается специальный иск о неконституционности и окончательное решение по нему принимает Верховный суд Японии. За все время его существования он признал не соответствующим конституции только одно положение закона.

Члены Верховного суда несут референдарную ответственность за свою деятельность: одновременно с выборами в парламент (раз в 10 лет) избиратели положительно или отрицательно оценивают деятельность каждого из них.

Судебную систему каждой префектуры возглавляет высший суд, который является апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам для нижестоящих судов, а также судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях.

В каждой префектуре действует до 50 окружных (районных) судов, которые являются второй инстанцией для дисциплинарных судов. Последние рассматривают мелкие уголовные дела и гражданские иски на сумму не более 11 тыс. долларов.

При окружных судах функционируют суды по семейным делам. Они рассматривают дела о наследстве, правонарушениях несовершеннолетних, семейные конфликты.

Административная юстиция в Японии отсутствует. Жалобы на деятельность государственных органов принимают суды общей юрисдикции, но по специальной процедуре и по специальным искам.

Допускается так называемый «народный иск», когда одно лицо обращается вместо другого в суд с жалобой на неправомерные действия государственных органов или на их решения.

Правовую основу организации и деятельности полиции составляет специальный закон о полиции. Полиция функционирует как государственно-муниципальное ведомство.

В государственную структуру входят главное полицейское управление и его периферийные органы, а также дворцовая полиция.

Организация и деятельность прокуратуры в Японии определены специальным законом о прокуратуре. Ее структура состоит из 4 звеньев: генеральная прокуратура, высшие прокуратуры, районные прокуратуры, участковые прокуратуры.

Основные функции прокуратуры:

· предварительное расследование наиболее важных и сложных уголовных дел;

· разрешение некоторых дел без суда;

· возбуждение уголовного преследования;

· поддержание обвинения в суде;

· надзор за работой полиции;

· надзор за исполнением наказаний.

В Японии немало противников конституции, которые требуют ее пересмотра. Они утверждают, что она чужда японцам, «не есть продукт национального развития», а была навязана американцами.

Высказывается требование о принятии «автономной конституции», которая не будет связана обязательствами, которые Япония вынуждена была принять на себя после ее поражения во второй мировой войне.

При этом требуют расширения полномочий императора, снятия ограничений на вооружение Японии, отказа от формулы, согласно которой парламент является «высшим органом государственной власти».

В Японии неоднозначно оценивается темп европеизации, послевоенной государственной, экономической и культурной модернизации. Часть японского общества относится к ним резко отрицательно и считает следствием неразумного и чуждого преклонения перед иностранщиной.

Известный писатель Мисими, совершивший над собой сэппуку, объяснил это так: «Я приношу себя в жертву древней и прекрасной традиции, которую в наше время стали забывать».

Обращается также внимание на то, что вестернизация привела к тому, что стали заботиться только о теле и забывать о душе.

Есть здравый смысл и в утверждениях о том, что японцы работают теперь «больше, чем лошади» — на износ. Средняя продолжительность оплачиваемого для японца отпуска ежегодно составляет всего 7 дней.

Другая точка зрения спокойно относится к вестернизации Японии, считая ее позитивным в целом явлением в ее истории. Достоинство ее, прежде всего, видят в том, что личность в результате ее стала полноправным субъектом права и ограждена от внешнего вторжения официальных властей.

В последней четверти XX — начале XXI веков завершился процесс превращения Японии в процветающее, экономически мощное государство, успешно использующее принципы и формы западноевропейской демократии и национальные традиции.

Китай

В 1975 году была предпринята попытка законодательно закрепить организованную Мао политику «культурной революции». Для этого была утверждена новая конституция КНР.

В ней утверждалось, что классовая борьба, постоянно сотрясает «общество в процессе построения социализма». В соответствии с этим предусматривались изменения государственного строя, в сфере прав и свобод китайцев.

При этом были уменьшены полномочия главного законодательного органа — всекитайского собрания народных представителей. Выборность его депутатов была заменена назначением.

Ограничивалось право национальных меньшинств в области самоуправления, по отношению к ним стала производиться политика «китаизации».

Внутренняя борьба в руководстве КПК продолжалась в 1976 году. После смерти Чжоу Эньлая премьером Госсовета стал министр общественной безопасности Хуа Гофен.

Во время церемонии, посвященной памяти Чжоу Эньлая, на площади Тяньаньмэнь в Пекине произошло массовое выступление против Цзян Цин (жены Мао) и других руководителей «культурной революции». Но вот в сентябре 1976 года, наконец, Мао умер.

После этого в китайском партийном руководстве обострилась борьба за то, кто займет его место в партии и государстве. Через месяц после смерти Мао было лишено власти ближайшее его окружение во главе с его вдовой Цзян Цин.

Вернулся на политическую арену отстраненный от своих постов в последний период правления Мао — Дэн Сяопин. Он не был ни председателем ЦК КПК, ни председателем КНР, но вскоре стал лидером партии и государства. Он был председателем центрального военного совета.

Председателем ЦК КПК стал Хуа Гофен. Вскоре после этого жену Мао и других руководителей «культурной революции» арестовали. Их обвинили в том, что они хотели захватить контроль над партией, армией и власть в государстве, а также в том, что «группа четырех» стремилась «реставрировать капитализм».

В 1978 году была принята новая конституция, хотя еще не успела состариться прежняя. Достоинством ее было то, что она восстанавливала некоторые положения конституции 1954 года.

Основной закон 1978 года был переходным компромиссным актом. В нем, с одной стороны, нашли отражение установки нового руководства КПК и КНР, а с другой, отдавалась дань политике «культурной революции».

В частности, предусматривалось сохранение возникших во время «культурной революции» ревкомов. Однако они теперь стали исполнительными органами местных советов народных представителей.

Появились положения о прокуратуре, призванной осуществлять контроль над соблюдением законов. Восстанавливалась автономия национальных районов.

Предусматривалось также восстановление гражданских прав китайских граждан. Положительным было и то, что в конституцию 1978 года было включено положение о запрещении дискриминации в отношении национальных меньшинств.

Конституция 1978 года действовала непродолжительное время. Тем не менее, в нее дважды вносились изменения.

Одно из них упразднило как органы власти «ревкомы», а другое предусмотрело восстановление постоянных комитетов местных советов народных представителей.

Сокращение анархии и произвола со стороны хунвейбинов и цзаофаней сопровождалось правотворческой деятельностью. Был принят ряд законов, которые укрепили государственный аппарат в центре, в провинциях и в национальных районах.

К началу 80-х политика «культурной революции» была определена как заслуживающая исправления. Экстремистский политический эксперимент в миллиардной стране оказался неудачным во всех отношениях, в том числе в области экономики.

Было решено восстановить ранее действовавшую в Китае политическую и государственную систему, а также возобновить регулирование правоотношений.

Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год. В это время руководством компартии был принят трехэтапный план развития Китая до середины XXI века в сфере экономики.

На первом этапе (до 1990 года) предусматривалось удвоение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства плюс полное обеспечение населения продовольствием и одеждой.

Второй этап охватывал 1991 — 2000 года и предусматривал создание общества «среднего достатка», которое должно было базироваться на утроении валового национального продукта. Третий этап (до 2050 года) предусматривал достижение национального валового продукта среднеразвитых стран.

В 1982 году была принята новая конституция. В ней не упоминалось о классовой борьбе, а КНР определялась как «государство демократической диктатуры народа». Однако «народ» олицетворялся только с пролетариатом, а под ним подразумевалась КПК, то есть тоталитарная сущность власти сохранялась.

Конституция КНР по форме стала демократической. Из нее были устранены все установки и положения, порожденные «культурной революцией».

Она восстановила почти полностью структуру государственных органов, которая определялась конституцией 1954 года. Были несколько ограничены полномочия председателя КНР:

· он перестал быть главнокомандующим вооруженными силами страны;

· он также лишился права созывать Верховное государственное совещание.

Были расширены полномочия постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей и правительства — государственного совета.

Постоянный комитет получил равные с всекитайским собранием права в области законодательной деятельности. Главенствующее положение в системе государственных органов занял центральный военный совет. Ограничивался срок пребывания должностных лицна своих постах.

Демократический флер включал в себя декларирование прав китайских граждан с одновременным увеличением их обязанностей.

Положительной стороной конституции 1982 года было то, что она провозгласила многоукладность в экономике. Ведущей должна была остаться государственная собственность, но допускалось существование и частной, а также государственно-частной. Дозволялась деятельность в КНР иностранных негосударственных фирм, но под жестким контролем китайских государственных органов.

Конституция 1982 года создала основу для стабилизации политической, государственной и правовой системы, для восстановления и развития экономики при сохранении тоталитарного коммунистического режима. В развитие конституции 1982 года вскоре были приняты конституционные законы:

· О всекитайском собрании народных представителей;

· О государственном совете КНР;

· О местных собраниях народных представителей и о местных правительствах;

· О выборах всекитайского собрания народных представителей;

· О выборах местных собраний народных представителей.

На рубеже 70-80-х годов была проведена реформа системы управления промышленностью. При этом отказались от чрезмерной централизации, от слияния хозяйственных и административных функций у руководства производства.

Первый этап реформы успешно закончился в 1983 году. А в 1984 году госсовет КНР принял «Временные положения о дальнейшем расширении хозяйственной самостоятельности государственных предприятий».

В 1984 — 1990 годах был принят ряд актов, создавших условия для развития частного сектора в области экономики.

В 90-е годы неоднократно обновлялись законы, связанные с формированием и функционированием центрального и местных представительных органов. Это были новый закон о выборах во всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей и законы об организации местных собраний народных представителей и местных народных представительств.

Теперь предусматривалась обязательная альтернативность кандидатур при выборах депутатов. Было предоставлено избирательное право при формировании представительных органов и гражданам КНР, проживающим за пределами страны.

Были определены порядок выдвижения кандидатов в депутаты, отзыва депутатов и проведения в связи с этим дополнительных выборов. Законы предусматривали и увеличение представительства национальных меньшинств в представительных органах власти.

Были учреждены посты председателей собраний народных представителей волостей и поселков, которые осуществляют свои полномочия и в межсессионный период.

На более демократических началах стали формироваться постоянные комитеты местных собраний народных представителей и местные правительства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...