Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 12. Опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей




и костей лица............................................................................................................................... 431

12.1. Особенности опухолей у детей...................................................................................... 431

12.2. Новообразования мягких тканей полости рта, лица и шеи................................... 435

 

12.2.1. Общие принципы диагностики и лечения..................................................... 435

12.2.2. Доброкачественные опухоли и опухолеподобные образования слизистой оболочки полости рта, мягких тканей лица и шеи........................................................................................................................ 440

12.2.3. Сосудистые новообразования челюстно-лицевой области.................... 445

12.2.4. Лимфангиома......................................................................................................... 456

12.2.5. Нейрофиброматоз................................................................................................ 464

12.2.6. Опухолеподобные образования из железистого эпителия...................... 467


12.3. Опухоли и дисплазии лицевых костей........................................................................ 470

12.3.1. Общие принципы диагностики и лечения..................................................... 471

12.3.2. Доброкачественные опухоли........................................................................... 474

12.3.3. Опухолеподобные поражения костей лица.................................................. 484

12.3.4. Одонтогенные опухоли и сходные с опухолями поражения челюстей... 488

12.3.5. Кисты челюстей.................................................................................................... 494

12.3.6. Злокачественные опухоли челюстных костей............................................ 496

Часть третья

Раздел 13. Ортодонтия...................................................................................................... 505

13.1. Организация ортодонтической помощи...................................................................... 505

13.1.1. Организация работы ортодонтического отделения.................................. 505

13.1.2. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики 506

13.1.3. Организация работы врача-ортодонта......................................................... 507

13.1.4. Организация работы зуботехнической лаборатории............................... 507

13.2. Возрастные особенности развития зубочелюстной системы ребенка............... 508

13.2.1. Формирование прикуса молочных зубов..................................................... 508

13.2.2. Период смены молочных зубов на постоянные.......................................... 509

13.2.3. Период формирования прикуса постоянных зубов................................... 510

 

13.3. Виды и классификации зубочелюстных аномалий.................................................. 513

13.4. Этиология зубочелюстных аномалий.......................................................................... 518

 

13.4.1. Эндогенные причины.......................................................................................... 518

13.4.2. Экзогенные причины........................................................................................... 520

13.5. Методы диагностики зубочелюстных аномалий..................................................... 523

13.5.1. Клиническое обследование пациента............................................................ 523

13.5.2. Антропометрические исследования лица и головы пациента................ 524

13.5.3. Измерения гипсовых моделей челюстей........................................................ 527

13.5.4. Графические методы диагностики.................................................................. 532

13.5.5. Рентгенологические методы исследования.................................................. 533

13.5.6. Функциональные методы исследования....................................................... 538

13.6. Методы лечения зубочелюстных аномалий.............................................................. 542

13.6.1. Аппаратурный метод лечения.......................................................................... 543

13.6.1.1. Механически действующие (активные) аппараты................... 546

13.6.1.2. Функционально-действующие (пассивные) аппараты.... 558

13.6.1.3. Аппараты комбинированного действия....................................... 561

13.6.1.4. Ретенционные аппараты.................................................................. 562

13.6.1.5. Профилактические аппараты......................................................... 563

 

13.6.2. Лечебная гимнастика.......................................................................................... 564

13.6.3. Физиотерапевтические методы лечения, применяемые

в ортодонтии......................................................................................................... 566

13.7. Виды перемещения зубов при ортодонтическом лечении..................................... 568

13.8. Диагностика и лечение аномалий зубов..................................................................... 571

 

13.8.1. Аномалии количества зубов............................................................................. 571

13.8.2. Аномалии размеров зубов................................................................................. 574

13.8.3. Аномалии формы зубов...................................................................................... 575

13.8.4. Аномалии структуры твердых тканей зубов................................................ 575

13.8.5. Нарушение сроков прорезывания зубов....................................................... 577

13.8.6. Аномалии положения зубов.............................................................................. 579

13.9. Диагностика и лечение аномалий зубных рядов...................................................... 591

13.10. Аномалии окклюзии зубных рядов............................................................................. 595

13.10.1. Дистальная окклюзия зубных рядов........................................................... 598

13.10.2. Мезиальная окклюзия зубных рядов.......................................................... 602


ивая дизокклюзия........................................................ 616

u.i^.J. Обратное резцовое перекрытие....................................................................... 620

13.13. Аномалии челюстных костей...................................................................................... "22

Приложение I. Тестовые задачи.............................................................................................. 627

Приложение 2. Эталон правильных ответов к тестовым заданиям.............................. 63V


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АВК — артериовенозные коммуникации

БИК — болезнь Иценко—Кушинга

ВДОА — вторичный деформирующий остеоартроз

ВНЧС — височно-нижнечелюстной сустав

ГБО — гипербарическая оксигенация

ДИ — дикротический индекс

ИГ — индекс гигиены

ИДЖ — индекс десневой жидкости

КДА — компрессионно-дистракиионный аппарат

КП — кариес пломбы

КПИ — комплексный периодонтальный индекс

КПУ — уровень интенсивности кариеса постоянных зубов

кпу — уровень интенсивности кариеса молочных зубов

КТ — компьютерная томография

МГК — медико-генетическое консультирование

МГКО — Международная гистологическая классификация опухолей

МГЭ — местная гипоплазия эмали

МРТ — магнитно-резонансная томография

ПИ — пародонтальный индекс

ПТГ — паратиреоидный гормон

ПЦР — полимеразная цепная реакция

РИ — реографический индекс

РМА — индекс воспаления сосочка (Р), маргинального края (М) и

части десны (А) СДАЛ — солкосерил-дентальная адгезивная паста СИЦ — стеклоиономерные цементы ТРГ — телерентгенограмма УФО — ультрафиолетовое облучение ЧЛО — челюстно-лицевая область ЭОД — электроодонтодиагностика CPJ — коммунальный пародонтальный индекс


Профессору Александру Александровичу Колесову посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник «Стоматология детского возраста», который вы сейчас от­крыли, значительно отличается от предыдущих изданий (последнее из которых вышло более 10 лет назад). Это связано с появлением обшир­ной информации, касающейся всех разделов детской стоматологии, и с большим опытом преподавания предмета. В основе лежит нераз­рывная связь, обусловленная един­ством взглядов на стоматологию периода детского возраста.

К фундаментальным разделам дисциплины относятся профилак­тика стоматологических заболева­ний у детей, терапевтическая и хи­рургическая стоматология детского возраста, ортодонтия, детское про­тезирование. Эти разделы студенты изучают на II—V курсах стоматоло­гического факультета.

Освещение теории, семиотики, клинических проявлений и лечения стоматологических заболеваний у детей многие годы позволяло созда­вать дифференцированную мотива­цию студентов к постградуальной подготовке специалиста и позволя­ет утверждать, что данная форма разделения преподавания по еди­ной методологической схеме опре­деляется учебным планом и Про­граммой, утвержденной МЗ РФ, и является более прогрессивной.

Стоматология детского возрас­та — одна из самых молодых дис­циплин, включающая стоматоло­гию и педиатрию, интенсивно раз­вивающиеся в РФ. Это проявляется не только созданием соответствую-


щих кафедр в медицинских акаде­миях и университетах, но и разви­тием разветвленной сети специали­зированной поликлинической и стационарной помощи детям со стоматологическими заболевания­ми челюстно-лицевой области.

Врач-стоматолог детский — наи­более массовая профессия в систе­ме охраны здоровья матери и ре­бенка. Сама же дисциплина харак­теризуется изучением стоматологи­ческих заболеваний на основе зна­ний возрастных анатомо-физиоло-гических особенностей ребенка, пе­риодов его развития в анте- и пост-натальном периодах жизни.

Авторы стремились отразить но­вейшие сведения по всем темам, изучаемым в рамках учебного плана и программы, дать студентам базо­вые знания по дисциплине в пери­од обучения в вузе и сформировать осознанную мотивацию к специа­лизации в постградуальный период. Считаем, что такой подход в подго­товке специалистов будет способст­вовать сохранению общего и стома­тологического здоровья детей, по­вышению его уровня, т.е. созданию основы социально здорового обще­ства.

Учебник составлен по разделам преподавания согласно учебному плану, программе и соответственно объему учебного времени.

В каждом разделе учебника обо­значена цель — предоставить необ­ходимые детскому стоматологу зна­ния, обеспечивающие ориентацию в освоении дисциплины на после-


дующих этапах подготовки к прак­тической деятельности. Кроме того, в некоторых разделах сделан акцент на профилактике, диагностике и лечении стоматологических заболе­ваний, усвоении основ их распо­знавания и своевременном направ­лении больного для получения спе­циализированной помощи. В каж­дом разделе уделено внимание ор­ганизационно-лечебной направлен­ности обучения.

Авторы, имея 10-летний опыт преподавания стоматологии детско­го возраста по разделам, уверены, что в ближайшем будущем будет проведена реформа кафедр с целью улучшения качества и стиля препо­давания, а также увеличения объе­ма знаний каждого из этих разделов соответственно номенклатуре вра­чебных специальностей.

Стоматология детского возрас­та — одна из наиболее сложных клинических дисциплин. Внимание к ней обусловлено значительным удельным весом детей среди насе­ления нашей страны, а сфера помо­щи детскому населению касается самой перспективной части обще­ства.

Признание охраны здоровья ма­тери и ребенка приоритетным на­правлением медицины обусловли­вает необходимость разработки и реализации мероприятий по усиле­нию лечебно-оздоровительной ра­боты среди женщин, детей и подро­стков. В настоящее время стомато­логические учреждения выполняют требования приказа Минздрава СССР и Госкомитета СССР по на­родному образованию от 11.08.88 г. № 639/271 «О мерах по улучшению


профилактики стоматологических заболеваний в организованных дет­ских коллективах» и приказа Мин­здрава СССР от 18.11.88 г. № 830 «О комплексной программе разви­тия стоматологической помощи в СССР».

Проблема охраны материнства и детства приоритетна во всех стра­нах мира. Это подтверждено Кон­венцией ООН «О правах ребенка» (1989), Всемирной декларацией «За выживание, защиту и развитие де­тей» (1990) и другими важными до­кументами: приказами Минздрава РФ «О дальнейшем развитии ме­дико-генетической службы» (1993), «О введении аудиологического скрининга новорожденного» (1996), приказом Минздрава РФ и Мини­стерства труда РФ «Об утверждении формы направления детей в возрас­те до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной защиты».

В нашей стране охрана здоровья матери и ребенка гарантируется Конституцией РФ (статьи 7, 15, 71, 72, 80).

Приоритетность охраны детства как государственной политики под­тверждается Указом Президента РФ 1994 г. «Об основных направлениях государственной социальной поли­тики по улучшению положения де­тей в Российской Федерации», а также президентскими программа­ми «Дети России», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты» и др.

Все замечания и предложения, направленные на улучшение учеб­ника, будут приняты авторами с благодарностью.


Часть первая

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Раздел 1

1.1. Краткий исторический очерк

Детская стоматология не сразу ста­ла самостоятельной специально­стью. Она развивалась в процессе накопления знаний по медицине и стоматологии в целом. В работах многих врачей мира можно найти данные о развитии и заболеваниях зубочелюстной системы у детей, а также рекомендации по уходу за де­тьми.

Детская стоматология — специа­льность сложная и многокомпо­нентная. Она включает детскую те­рапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области (ЧЛО), сложную хирургию новорожденных и грудных детей, ортодонтию и детское протезирова­ние. Посвящающий себя этому делу должен знать все ее разделы и по­нимать их органическую взаимо­связь с учетом морфофункциональ-ных особенностей быстро развива­ющегося и растущего детского ор­ганизма. Он должен иметь доста­точные общепедиатрические зна­ния для понимания закономерно­стей возникновения и развития основных стоматологических забо­леваний, их проявления у детей различного возраста, влияния на детский организм и уметь приме­нять свои знания во врачебной ра­боте.

Интересные данные о прорезыва­нии зубов можно найти в сочине­ниях Гиппократа (460—372 гг. до н.э.). В главе «De dentitione» из­вестной книги афоризмов Гиппо­крат пишет: «В периоде прорезыва­ния зубов наблюдаются: зуд в обла­сти десен, лихорадка, понос, осо­бенно это бывает при прорезыва-


нии клыков у детей полных со склонностью к запорам». В книге «De arte obstetrica» Сорана Эфес-ского (98—138 гг. н.э.), которого считают первым педиатром Рима, подробно рассматривается вопрос прорезывания зубов.

В странах древнего мира (Вави­лония, Ассирия, Египет) болезни зубов объясняли наличием червя, растущего в зубе. В «Каноне меди­цины» Ибн Сины представлены обширные сведения о прорезыва­нии зубов, их росте и строении в различном возрасте, описаны мно­гочисленные симптомы заболева­ний зубов и полости рта, извест­ные в то время методы лечения и советы по уходу за зубами и поло­стью рта.

Зубоврачевание как самостоя­тельная область медицины выдели­лось только в конце XVII — начале XVIII в. В значительной степени этому способствовала деятельность французского хирурга Пьера Фоша-ра (1678—1761). Он описал около 130 заболеваний зубов и болезней ротовой полости, внес существен­ный вклад в зубопротезирование, занимался исправлением дефектов неправильного роста зубов и челю­стей, считается основателем орто-донтии.

В российской литературе конца XVIII — начала XIX в. в «Искусстве повивания, или науке о бабичьем деле» (1784-1786) Н.М. Амбодик-Максимович описывает заболева­ние зубов и слизистой оболочки полости рта, дефекты уздечки язы­ка, предлагает хирургическое лече­ние заячьей губы, дает много по­лезных советов о гигиене полости рта ребенка.


В России появились книги, пере­веденные с немецкого языка, — мо­нографии К.Ф. Грефе по ринопла­стике, Б. Гана «Распознавание и ле­чение золотушной и английской болезни и трудного прорезывания зубов у детей», в которой он изло­жил диагностику, клинические проявления и лечение затрудненно­го прорезывания зубов. В учебнике русского хирурга И.Ф. Буша «Руко­водство к преподаванию хирургии» (1807—1808) описаны причины не­правильного прорезывания зубов и способы их устранения.

В 1829 г. вышла книга штаб-ле­каря A.M. Соболева «Дантистика, или зубное искусство лечения зуб­ных болезней с приложением дет­ской гигиены» — один из первых оригинальных трудов по зубовраче­ванию на русском языке, в котором было уделено большое внимание вопросам детской стоматологии. Автор сообщал, «как должно содер­жать детей с самого рождения, дабы через то соблюсти их здоровье и предохранить зубы от порчи», пред­лагая классификацию аномалий прикуса с указанием их этиологии и способа лечения.

Н.П. Гундобин опубликовал лек­ции о прорезывании зубов у де­тей. В своем руководстве «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) он уделил значительное вни­мание стоматологическим заболева­ниям у детей.

Н.И. Пирогов (1810-1881) про­изводил пластические операции на лице у детей, в том числе хейлопла-стику. О диастолической способно­сти слюны новорожденных писал в 1873 г. И. Коровин. В Киевском университете на организованной в 1899 г. кафедре детских болезней под руководством проф. В.Е. Чер­нова производились операции по поводу расщепления верхней губы и последствий номы у детей. М.М. Чемоданов (1902) обосновал ампутационный метод лечения мо­лочных зубов с воспаленной пуль-


пой, доказав, что физиологическая резорбция корней при этом не на­рушается. Описание врожденных уродств лица мы находим в моно­графии Д.Е. Горохова «Детская хи­рургия. Избранные главы» (1913). Таким образом, еще в дореволюци­онной России выдающиеся деятели отечественной медицины уделяли большое внимание вопросам дет­ской стоматологии.

Большое значение для развития детской стоматологии имела дея­тельность многих представителей Медико-хирургической академии. В учебной программе по детским болезням 1862 г. был специальный раздел основ детской стоматологии, посвященный стоматитам, затруд­ненному прорезыванию зубов и осложнениям при этом. Программа по детским болезням, составленная в 1869 г., включала более широкий круг вопросов по детской стомато­логии: болезни полости рта, слюн­ных желез, врожденные пороки развития губ и рта, стоматиты, мо­лочницу, ному.

Особо важную роль в развитии стоматологии сыграл Н.В. Склифо-совский. На VI съезде русских есте­ствоиспытателей и врачей по его предложению было принято реше­ние создать самостоятельные кли­нические доцентуры по зубным бо­лезням. На этом съезде он прочитал доклад «О прочности зубов у обита­телей столицы», в котором с помо­щью клинико-статистического ме­тода была доказана связь между по-ражаемостью зубов кариесом и внешней средой, указано на необ­ходимость профилактики кариеса путем воздействия на организм в целом. Впервые в мире он приме­нил местное обезболивание раство­ром кокаина при операции по по­воду расщелины твердого неба.

Основателем детского зубовраче­вания в России является А. К. Лим-берг (1856-1906). В 1886 г. им была организована первая в России бес­платная школьная зубоврачебная


 



1 <;


амбулатория. Выступая на заседа­нии Российского общества народ­ного здравия 12 марта 1889 г. с до­кладом «О зубах учащихся и орга­низации зубоврачебной помощи в школах», А.К. Лимберг указал: «Де­ятельность зубных врачей ограни­чивается пломбированием, выдер­гиванием больных и вставлением искусственных зубов. Профилакти­ка и диететика не прилагаются к полости рта. Это забытый отдел. Он останется забытым до тех пор, пока не найдет себе научных возделы­вателей». На I Всероссийском съез­де зубных врачей и дантистов (1896) комиссия под руководством А.К. Лимберга разработала проект организации зубоврачебной помо­щи детям, в котором была заложена основа плановой санации поло­сти рта учащихся. Основываясь на пятилетнем опыте работы школь­ных зубоврачебных амбулаторий, А.К. Лимберг констатировал значи­тельное уменьшение количества удалений зубов при регулярно про­водимой санации.

Первая бесплатная помощь детям школьного возраста в зубоврачеб­ной амбулатории в Москве была организована Обществом охраны народного здравия в 1903 г. Позже были открыты еще 3 школьные ам­булатории, также на благотвори­тельных началах. По наблюдениям В.А. Дубровина, заведующего пер­вой детской амбулаторией, 95,4 % детей нуждались в лечении зубов.

В мае 1918 г. была создана зу­боврачебная секция при Нарком-здраве, которую возглавил врач П.Г. Дауге.

В 1919 г. в Москве работало 8 специализированных кабинетов по приему детей, а организованное детское население было взято на учет для проведения плановой са­нации полости рта.

Доклад П.Г. Дауге «Организация систематической борьбы с костое­дой зубов среди школьников РСФСР» лег в основу циркуляра


Наркомздрава о санации полости рта организованного детского насе­ления (1922).

На I, II и III одонтологических съездах уже начинали ставить и об­суждать отдельные вопросы, касаю­щиеся профилактики заболеваний зубов у детей дошкольного и школь­ного возраста, лечения детей с врожденными расщелинами, а так­же предупреждения и лечения ано­малий челюстей. На этих съездах впервые как научная проблема об­суждалась организация стоматоло­гической помощи населению — «со­циальной стоматологии», основопо­ложником которой явился выдаю­щийся организатор отечественного здравоохранения П.Г. Дауге.

В 20—30-е годы Н.И. Агапов на­учно обосновал принципиально но­вый метод плановой профилактиче­ской санации полости рта у детей. Автор доказал, что под санацией полости рта нужно понимать оздо­ровление не только постоянных, но и молочных зубов и даже преду­преждение образования аномалий-ных прикусов.

Таким образом, вопросы охраны здоровья ребенка явились первыми шагами в становлении отечествен­ной стоматологии. Еще в 1927 г. нарком здравоохранения Россий­ской Федерации Н.А. Семашко по случаю пятилетия деятельности ГИЗа (в настоящее время Москов­ский государственный медико-сто­матологический университет), ука­зал: «Задачу оздоровления в этой области (стоматология.— разрядка авт.) нужно начинать с детского возраста; здоровая полость рта ребенка является предпосылкой здоровья в этой области взрослого населения».

Различные вопросы детской сто­матологии нашли отражение в тру­дах А.И. Евдокимова, Е.Е. Плато­нова и их многочисленных учени­ков. Значительный вклад в науч­ную разработку и внедрение дости­жений в практику детской стома-


тологии сделали И.О. Новик и Т.Т. Школяр. Много сил отда­ли развитию и укреплению науч­но-практических основ ортодон-тии Б.Н. Бын ин, А.И. Бетельман, Д.А. Калвелис, Л.В. Ильина-Мар-косян, Я.С. Хургина и др. В разви­тии детской хирургической стома­тологии заслуживает признания де­ятельность А.А. Лимберга, Г.А. Ва­сильева, М.Д. Дубова, Ф.М. Хитро-ва, А.А. Колесова, Н.Н. Каспаро-вой, Р.Д. Новоселова, Б.Н. Давыдо­ва, М.М. Соловьева.

Открывая IV Всесоюзный съезд стоматологов (1962), министр здра­воохранения СССР СВ. Курашов в своем вступительном слове подчер­кивал: «...Особо большое значение приобретает забота о наших детях. В этом, как нам представляется, со­стоит решение больших задач по коренному улучшению стоматоло­гической помощи в стране».

V Всесоюзный съезд стоматологов (1968) целиком был посвящен проб­лемам стоматологии детского возра­ста. На съезде обсуждались вопросы развития науки и подготовки кадров по детской стоматологии. VI Всесо­юзный съезд стоматологов (1975) поставил задачу расширить изуче­ние патогенеза болезней пародонта у детей. На съезде была принята классификация заболеваний паро­донта у детей, разработанная со­трудниками кафедры стоматологии детского возраста ЦОЛИУВ.

Здесь уместно привести советы, данные Н.А. Семашко на II Всесо­юзном одонтологическом съезде (1925), которые и сегодня не утра­тили своего значения: «Мы должны и лечить хорошо, и предупреждать хорошо. Эти обе задачи стоят перед нами и неправильно, если мы бу­дем ходить только на одной ноге, это будет неустойчивое положение, это не будет соответствовать той за­даче улучшения здоровья населе­ния, которой нам нужно сейчас до­биваться профилактикой и лечени­ем, причем не как две проблемы,


А.И. Евдокимов

совершенно изолированные, нахо­дящиеся в разных карманах, никак не связанные, а стремиться к тому, чтобы наши учреждения гармони­чески изучали эти обе задачи — предупреждения и лечения».

В рекомендациях VII Всесоюзно­го съезда стоматологов (1981) бы­ло записано: «Просить Минздрав СССР ввести в номенклатуру вра­чебных специальностей специаль­ность "врач-стоматолог детский"», так как особенности детского орга­низма требуют полного отказа от схематического переноса накоплен­ного опыта лечения взрослых на ребенка. Еще в 1847 г. С.Ф. Хото-вицкий в своем труде «Педиятрика» указывал, что ребенок — это не взрослый в миниатюре. Развитие органов ребенка отличается рядом особенностей в период как здоро­вья, так и болезни; в процессе раз­вития детский организм претерпе­вает не только количественные, но и качественные изменения. Это хо­рошо понимали основоположни-



А.А. Колесов

ки отечественной стоматологии — Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор А.И. Евдоки­мов, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор В.Ю. Курлянд-ский, профессор Е.Е. Платонов. По их инициативе в 1963 г. в Москов­ском медицинском стоматологиче­ском институте была организована первая в Советском Союзе кафедра стоматологии детского возраста, которую возглавил докт. мед. наук, проф. А.А. Колесов.

Организация первой кафедры стоматологии детского возраста в одном из старейших стоматологи­ческих вузов страны явилась высо­кой оценкой многолетней научной, лечебной и педагогической деятель­ности многих поколений сотрудни­ков стоматологических и теорети­ческих кафедр института в области детской стоматологии.

А.А. Колесов руководил секцией детской стоматологии в Централь-


ной проблемной методической ко­миссии Главного управления учеб­ных заведений Минздрава бывшего СССР. Под его руководством было разработано 5 учебных программ по стоматологии детского возраста. Возглавляемый им авторский кол­лектив создал первый в стране учебник по стоматологии детского возраста, который перерабатывал­ся, дополнялся и издавался (1970, 1978, 1985, 1991).

В 1969—1973 гг. профессор А.А. Колесов был проректором по научной работе Московского меди­цинского стоматологического ин­ститута. В 1969 г. была опубликова­на его первая монография «Ново­образования лицевого скелета», в 1981 г. в соавторстве с Н.Н. Каспа-ровой и Ю.И. Воробьевым — моно­графия «Заболевания височно-ниж-нечелюстного состава у детей и по­дростков», в 1989 г. — «Новообра­зования мягких тканей и костей лица у детей и подростков».

А.А. Колесов — автор нескольких разделов «Руководства по хирурги­ческой стоматологии» (1972), «Ру­ководства по стоматологии детско­го возраста» (1976), монографии «Болезни органов пищеварения у детей» (1984) и более 150 научных работ.

На кафедре, руководимой А.А. Колесовым, было подготовле­но 6 докторов медицинских наук, 39 кандидатов медицинских наук, в том числе 17 для других вузов стра­ны и 3 для дальнего зарубежья.

Александр Александрович Коле­сов являлся членом президиума Всесоюзного, Всероссийского и Московского научных обществ сто­матологов, награжден орденами Октябрьской Революции, Крас­ной Звезды, Отечественной войны II степени и 9 медалями.

В 1968 г. была организована ка­федра стоматологии детского воз­раста в Центральном институте усовершенствования (ЦИУ) вра­чей под руководством профессора


Т.Ф. Виноградовой, а также под ее руководством разработана в нашей стране система последипломного обучения детских стоматологов и определена структура программы их обучения. Большое практиче­ское значение имеют труды Г.Ф. Виноградовой по терапевтиче­ской стоматологии детского возрас­та: «Клиника, диагностика и лече­ние заболеваний зубов у детей» (1967), «Руководство по терапевти­ческой стоматологии» (1967). Осо­бую роль играют ее исследования по вопросам этиологии, клиниче­ской картины и лечения патологии слизистой оболочки полости рта, заболеваниям пародонта у детей, диспансеризации детей у стомато­лога, профилактике стоматологиче­ских заболеваний у детей всех воз­растных периодов.

В последующем кафедры стома­тологии детского возраста были со­зданы в Пермском (зав. кафедрой — профессор Е.Ю. Симановская), Ка­лининском1 (зав. кафедрой — Р.Д. Новоселов), Полтавском (зав. кафедрой — профессор Л.П. Гри­горьева), Ленинградском2 (зав. ка­федрой — профессор М.М. Соловь­ев), Львовском (зав. кафедрой — профессор Н.И. Смоляр), Минском (зав. кафедрой — профессор Э.М. Мельниченко) и других меди­цинских институтах. В настоящее время в Российской Федерации на­считывается 27 кафедр.

Руководители этих кафедр и их сотрудники вносят значительный вклад в организацию стоматологи­ческой помощи детскому населе­нию, подготовку врачебных и педа­гогических кадров. Их усилиями созданы учебная и методическая литература, руководства, моногра­фии, различные наглядные пособия по детской стоматологии для сту­дентов и практических врачей. Это

1 В настоящее время — Тверская госу­дарственная медицинская академия. Санкт-Петербургский университет.


способствовало выделению детской стоматологии из общей стоматоло­гии в самостоятельную медицинс­кую научно-практическую дисцип­лину.

В 1986 г. постановлением Прези­диума АМН СССР была утверждена проблемная комиссия «Стоматоло­гия детского возраста».

В соответствии с рекомендациями VII Всесоюзного съезда стоматоло­гов в 1984 г. приказом Минздрава СССР в номенклатуру врачебных специальностей введен «врач-сто­матолог детский», утверждено Поло­жение о детском стоматологе, введе­на интернатура, а также разработана инструкция о порядке аттестации детского стоматолога на соответст­вие занимаемой должности и на вра­чебную категорию. Все это потребо­вало от кафедр стоматологии детско­го возраста поиска новых форм под­готовки детского стоматолога.

В 1989-1990 гг. зав. кафедрой стоматологии детского возраста ММСИ была профессор Н.Н. Кас-парова. В 1990 г. кафедра была ре­формирована и образованы следую­щие кафедры: детской терапевтиче­ской стоматологии (зав. кафед­рой — профессор В.М. Елизарова), детской хирургической стоматоло­гии (зав. кафедрой — профессор СВ. Дьякова), ортодонтии и дет­ского протезирования (зав. кафед­рой — академик РАМН, профессор Л.С. Персии). В 1985 г. была созда­на кафедра профилактики стомато­логических заболеваний во главе с профессором П.А. Леусом, с 1990 г. кафедрой заведует профессор Э.М. Кузьмина.

Руководители этих кафедр и их сотрудники внесли значительный вклад в организацию стоматологи­ческой помощи детскому населе­нию, подготовку врачебных и педа­гогических кадров. Их усилиями подготовлена специальная учебная и методическая литература по дет­ской стоматологии для студентов и практических врачей.



В Основных направлениях пере­стройки высшего и среднего специ­ального образования в стране (2000) дана концепция перестройки высшей школы. Главные механиз­мы перестройки — развитие вузов­ской науки, акцент на самостояте­льную работу студентов и преобра­зование характера преподавания. Главная задача высшей медицин­ской школы — поднять качество подготовки специалистов.

Учебные программы пересмотре­ны с учетом их приближения к за­просам практического здравоохране­ния. Главная задача — формирова­ние современного специалиста. В связи с этим должна совершенст­воваться структура учебного процес­са, улучшаться теоретическая и практическая подготовка, должна быть отработана система приема и распределения студентов на специа­льность «детская стоматология». Благородной и высокоответственной работе с детьми посвятят себя те, кто любит детей, способен сопереживать их страданиям, самоотверженно от­носится к больному. Лечить ребенка любого возраста намного сложнее, чем взрослого человека.

Выделение детской стоматоло­гии прогрессивно и подсказано жизнью.

Создание стройной системы в организации специализированной поликлинической и стационарной помощи детскому населению пре­допределило необходимость расши­рения номенклатуры специально­стей, подготовку, переподготовку и усовершенствование кадров с по­следующей сертификацией. Поло­жение дел полностью отражает кон­цепцию развития образования и подготовки кадров, способных обеспечить всеми видами специа­лизированной помощи детей на всей территории Российской Феде­рации, повысить ответственность врачей за сохранение и укрепление стоматологического здоровья дет­ского населения.


1.2. Развитие и возрастные особенности ребенка

1.2.1. Развитие лица, полости рта и зубов

В структуре заболеваемости ново­рожденных многие патологические процессы ЧЛО имеют дисэмбриоге-нетическое происхождение: это по­роки развития лица и шеи, некото­рые виды новообразований мягких тканей, челюстных костей, полости рта, пороки развития зубов.

Правильное понимание этиоло­гии и патогенеза врожденных поро­ков ЧЛО, возможность своевремен­ной диагностики и лечения их тре­буют знания основных этапов нор­мального эмбрионального развития головного конца эмбриона.

Причины формирования эмбрио-патий разнообразны и их принято делить на две группы. К первой группе относятся наследственные факторы, когда у родителей мутант-ные гены вызывают микроаномаль­ные признаки (стигмы эмбриогене­за), а у их детей возможны типич­ные формы пороков развития, что зависит от уровня мутации. Такие аномалии называют генными, или хромосомными. Они могут быть установлены при медико-генетиче­ском консультировании (МГК) и специальных исследованиях. Выяв­ление микроаномалий у обследуе­мого — важный этап МГК для уста­новления степени риска возникно­вения врожденных аномалий у по­томства. Вторая группа — мульти-факториальная (по влиянию экзо­генных и эндогенных токсикантов на организм матери и эмбриона) более многочисленна и разнообраз­на. Действие токсикантов проявля­ется степенью, длительностью, ин-вазивностью и сочетанием этих факторов. Реализация факторов воздействия обусловлена генетиче­ской предрасположенностью, био­логической восприимчивостью ор­ганизма матери и эмбриона. В эту


группу также входят пороки разви­тия, вызванные только тератоген­ными причинами.

Врожденные пороки, обуслов­ленные наследственными и мульти-факториальными причинами, име­ют одинаковое внешнее проявле­ние.

Следовательно, знание нормаль­но протекающего эмбриогенеза, времени формирования отдельных анатомических образований голо­вы, лица, шеи, полости рта, зубов при появлении аномалий развития позволяют установить время и дли­тельность воздействия факторов, послуживших причиной врожден­ного порока ЧЛО.

Развитие лица. Анатомо-физио-логические особенности строения лица, челюстных костей, зубов, мягких тканей лица и шеи, сосудов и нервов в растущем организме оказывают влияние на течение всех патологических процессов и дол­жны быть учтены при диагностике заболеваний, планировании и про­ведении лечебных и реабилитаци­онных мероприятий в различные периоды детского возраста.

У 12-дневного эмбриона между мозговым пузырем и сердечным выступом появляется небольшое впячивание эктодермы, что стано­вится началом развития ротовой полости, называемой ротовой впа­диной, или ямкой. Постепенно уг­лубляясь, ротовая впадина достига­ет слепого конца передней кишки. На 3-й неделе ротоглоточная мемб­рана прорывается, и передняя киш­ка начинает сообщаться через рото­вую впадину с внешней средой.

В конце 1-го месяца внутриут­робного развития (4-я неделя) из элементов жаберной дуги образуют­ся 5 бугров (отростков), которые ограничивают ротовую впадину. Один из них — непарный (лоб­ный) — расположен выше ротовой впадины, два верхнечелюстных — парных — по бокам от него и два нижнечелюстных — парных — ни-


же предыдущих. Эти образования являются производными первой жаберной дуги.

Верхнечелюстные отростки срас­таются с нижнечелюстными в боко­вых отделах, образуя щеки и боко­вые участки верхней челюсти и вер­хней губы, однако до средней ли­нии они не доходят. В пространст­во между ними внедряется фраг­мент лобного отростка — носовой отросток, средняя часть которого образует наружный нос, перегород­ку носа с будущим носовым греб­нем (резцовая кость) и среднюю часть верхней губы- (philtrum). В дал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...