Фторирование поваренной соли.
Дешевым средством массовой профилактики стоматологических заболеваний (кариеса) у детей является фторирование соли, производство которой не представляет больших технологических проблем. В Венгрии, Швейцарии, Колумбии выпускается соль, 1 кг которой содержит 250 мг фторида. К недостаткам метода использования фторированной соли можно отнести трудность индивидуальной дозировки фторида, большие колебания в привычках потребления соли, зависящие от индивидуума (в частности, от его возраста). Клиническая эффективность применения фторированной соли несколько ниже, чем фторированной воды: редукция прироста кариеса составляет примерно 40—50 %. Таблетки и растворы, содержащие фторид. При правильном регулярном приеме фторидсодержащих таблеток можно восполнить дефицит фторида в организме. Таблетки эффективны во время развития и созревания зубов. Применять их следует не менее 250 дней в году с 2 до 15 лет. Наиболее эффективно раздавать таблетки детям в организованных коллективах (детские сады, школы). Дозы таблеток фторида натрия (с 1 мг фторида), рекомендуемые для профилактики кариеса зубов у детей, проживающих в регионах с содержанием этого микроэлемента в питьевой воде менее 0,5 мг/л, приведены в табл. 2.4. Таблица 2.4. Рекомендуемые дозы фторида натрия в таблетках
Используют фторид и в виде капель — препарат «Витафтор». Прием фторида с витаминами будет наиболее эффективным, если это рекомендовать не позже чем через 2 года после рождения ребенка. Клиническая эффективность. При регулярном приеме таблеток фторида натрия их эффект можно соизмерить с воздействием фторированной воды: снижение интенсивности кариеса составляет около 60 %. Прием детьми с рождения до 4 лет препаратов, содержащих фторид и витамины, приводит к достоверному снижению интенсивности кариеса временных (на 65 %) и впоследствии постоянных (на 41 %) зубов.
2.8. Применение средств местной профилактики К средствам местной профилактики стоматологических заболеваний относятся: • фторидсодержащие препараты для местного применения; • реминерализирующие растворы; • герметики для запечатывания фиссур зубов. В качестве фторидсодержащих средств для местного применения используют зубные пасты, лаки, растворы для полосканий, растворы и гели для аппликаций. Зубные пасты. Снижение заболеваемости кариесом в большинстве развитых стран за последние 20 лет в основном объясняется широким использованием фторидсодержащих зубных паст. Эти зубные пасты можно рекомендовать детям с 3— 4 лет. Применять пасты необходимо 2 раза в день по 3 мин, последовательно очищая все поверхности зубов. Клиническая эффективность. При регулярном применении фторидсодержащих зубных паст редукция прироста кариеса зубов, по данным различных авторов, составляет 25— 40 %. Фторидсодержащие лаки. Одним из самых распространенных средств местной профилактики кариеса зубов у детей являются лаки, которые используют для пролонгирования периода воздействия фторида на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течение нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах — в течение нескольких дней и даже недель. Лак «Duraphat» содержит 2,26 % фторида, лак «Fluor Protector» — 0,1 % фторида, в состав «Compose-al» входят фторид натрия и фторид кальция. Фторлак (Харьков) содержит 5 % фторида натрия и изготавливается на основе кедрового или пихтового бальзама.
Использование лаков следует рекомендовать при умеренном или высоком уровне интенсивности кариеса зубов в популяции, детям и молодым людям с высоким риском развития кариеса. Частота нанесения лака 2—4 раза в год, в зависимости от активности кариеса. Перед нанесением лака (с помощью кисточки, тонким слоем) поверхность зубов должна быть очищена от налета и высушена. Лак, попавший на слизистую оболочку полости рта, удаляют. Через 4— 5 мин лак высыхает, а затем пациенту в течение 12—24 ч не следует чистить зубы и принимать очень твердую пищу. Клиническая эффективность: редукция прироста кариеса постоянных зубов при применении фторид-содержащего лака колеблется, по данным разных авторов, от 20 до 70 %, молочных - 19-25 %. Фторидсодержащие растворы и гели для профессионального применения. В стоматологических клиниках применяют препараты с достаточно высокой концентрацией фторида натрия: 2 % раствор фторида натрия; фторид натрия, подкислен- ос ный фосфорной кислотой (APF) в виде раствора и геля (концентрация фторида 1,23 %); растворы и гели, содержащие фторид олова или ами-нофториды. Указанные растворы и гели можно использовать у детей в виде полосканий и аппликаций 1—2 раза в год. Для выполнения аппликации зубы, предварительно очищенные от налета, следует изолировать от слюны ватными валиками, высушить поверхности зуба и наложить рыхлый ватный тампон, обильно смоченный раствором фторида натрия. После процедуры пациенту не следует есть и пить в течение 2 ч. Клиническая эффективность. В среднем редукция прироста кариеса зубов при применении этих средств составляет 30—50 %. Фторидсодержащие растворы для самостоятельного применения. Широкое применение в профилактике кариеса зубов нашли растворы с низкими концентрациями фторида. Полоскания назначают, когда у детей прорезываются первые постоянные зубы. Этот метод профилактики получил большое распространение в организованных детских коллективах, так как он не требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и в то же время достаточно эффективен. Наибольшее влияние полоскания оказывают на гладкие и проксимальные поверхности зубов. Кратность полосканий растворами фторида натрия: 0,05 % — 1 раз в день, 0,1 % — 1 раз в неделю, 0,2 % — 1 раз в 2 нед. Продолжительность одного полоскания 1 мин.
Клиническая эффективность. У детей, начавших применять полоскания с 6 лет, за 3 года снижение интенсивности кариеса зубов составляет 30-40 %. Применение реминерализирующе-го раствора «Ремодент». Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», из- готавливаемый из костей и зубов крупного рогатого скота, предложенный Г.Н. Пахомовым совместно с Е.В. Боровским (1974). Используется в виде раствора для аппликаций и полосканий, зубной пасты. В целях профилактики кариеса зубов у детей проводят полоскания 3 % раствором «Ремодента» в течение 1 мин, продолжительность курса 10 процедур через день. Герметизация фиссур зубов. Герметизация, или запечатывание, фиссур — это специфический метод первичной профилактики кариеса зубов у детей. Механизм метода герметизации заключается в изоляции фиссуры в период созревания эмали путем создания физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов полости рта и конечных продуктов их жизнедеятельности — органических кислот, способных вызывать деминерализацию. Наиболее часто встречается кариес жевательных поверхностей моляров и премоляров, что объясняется: • слабой минерализацией фиссур в течение первых 2 лет после прорезывания зубов; • сложностью архитектоники ок-клюзионных поверхностей, поскольку естественные углубления (ямки, желобки, борозды, фиссуры), недостаточно очищаемые с помощью зубной щетки, являются ретенционными пунктами, в которых длительно сохраняется зубной налет, что способствует быстрому развитию кариеса; • неучастием зуба в стадии прорезывания, в акте жевания, так как зуб не имеет антагониста или не находится с ним в контакте, поэтому не происходит достаточного естественного очищения его ок-клюзионной поверхности. Для достижения наибольшей эффективности герметизацию фиссур рекомендуют проводить сразу после прорезывания зуба или в течение года после прорезывания.
Материалы, используемые для герметизации фиссур: 1) герметики (си-ланты); 2) стеклоиономерные цементы; 3) компомеры. Показания к проведению метода герметизации: • возрастные: 6—7 лет — для первых постоянных моляров; 10—11 лет — для премоляров; 12—13 лет — для вторых постоянных моляров; • анатомические особенности жевательной поверхности зуба: наличие глубоких и с выраженным рельефом фиссур и ямок, которые не могут быть очищены обычными средствами и предметами гигиены; • положение зуба в состоянии неполной окклюзии; • низкий уровень гигиены полости рта пациента. В настоящее время существуют две методики герметизации фиссур: неинвазивная и инвазивная. Если фиссура интактна, используют не-инвазивный метод, включающий следующие этапы: • тщательное очищение жевательной поверхности зуба от налета; • удаление остатков налета с поверхности зуба водно-воздушной струей; • изоляцию зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом; • тщательное высушивание поверхности зуба в течение 30 с; • протравливание эмали зуба 35—37 % раствором ортофосфор-ной кислоты в течение 15—20 с; • отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей (время смыва должно соответствовать времени протравливания кислотой); • повторную изоляцию зуба от слюны ватными валиками и с помо- щью слюноотсоса (попадание слюны на протравленную поверхность приводит к загрязнению пор эмали и ухудшает ретенцию герметика); • высушивание протравленной поверхности воздухом; • немедленное нанесение герметика тонким слоем по всей фиссур-но-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образование пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высоты зуба. Инвазивный метод отличается от неинвазивного добавлением еще одного этапа — раскрытия фиссуры. Он заключается в расширении входа в фиссуру в пределах эмали тонким алмазным бором пламевид-ной или копьевидной формы средней или мелкой зернистости таким образом, чтобы подготовленная фиссура была доступна для визуального осмотра и последующей герметизации. Данная методика может использоваться при герметизации узких, глубоких, пигментированных фиссур. Противопоказания к проведению метода герметизации: абсолютные — наличие среднего и глубокого кариеса; относительные — поверхностный кариес (возможно применение инвазивной методики); отсутствие выраженных ямок и фиссур жевательной поверхности; интактные фиссуры в течение нескольких лет после прорезывания зуба; неполное прорезывание жевательной поверхности.
Эффективность герметизации фиссур достаточно высока — снижение интенсивности кариеса жевательных поверхностей за 2 года составляет 95—100 %, а при 5-летнем наблюдении — в среднем 78—79 %. Контроль за постановкой герметика осуществляют в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год после проведения герметизации, затем ежегодно. 2.9. Стоматологическое просвещение. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта Стоматологическое просвещение населения является одним из основных компонентов любой программы профилактики и должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта. Стоматологическое просвещение — это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья. Стоматологическое здоровье зависит от общего состояния организма, поведения и привычек человека, а также особенностей окружающей среды. Специалисты должны вырабатывать у населения убежденность в необходимости регулярного ухода за полостью рта с целью предупреждения кариеса зубов и болезней пародонта. К методам стоматологического просвещения относятся беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры. Средства просвещения — это книги, брошюры, памятки, плакаты, газеты, журналы, видеофильмы, реклама на радио и телевидении. Методы оценки эффективности просвещения могут быть субъективными (анкетирование населения) и объективными (изменение показателей стоматологического статуса). Убедить пациента изменить свои привычки или приобрести новые — очень трудный и долгий процесс, связанный с врожденной боязнью перемен, которая присуща человеку. Этот процесс идет медленными, повторяющимися шагами и на первых стадиях обратим. Вначале проводят теоретические занятия, цель которых — приобретение знаний, понимание их и выработка убеждения в необходимости их применения. Затем следуют практические занятия, на которых происходит выработка навыка выполнения какой-либо манипуляции, и только потом путем многократных упражнений навык превращается в привычку. Только в этом случае человек начинает все выполнять автоматически. В стоматологическом просвещении детей и подростков должны участвовать, помимо врачей-стоматологов, специалисты, в частности стоматологические гигиенисты, а также педиатры, психологи и педагоги. Однако на стоматологах лежит основная ответственность за стоматологическое просвещение, поскольку они должны разрабатывать все информационные материалы и обучать других специалистов. Главной задачей стоматологического просвещения является разъяснение населению значения состояния зубов и полости рта для организма, роли гигиены и питания в профилактике стоматологических заболеваний. Целесообразно начинать мотивацию с бесед с педагогами, медицинскими работниками детских учреждений и родителями. Родители должны уделять особое внимание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей с момента прорезывания зубов. От понимания родителями степени своей ответственности зависит здоровье ребенка. Только тесное взаимодействие родителей с врачами-педиатрами и стоматологами делает возможным сохранение здоровой полости рта у детей раннего возраста. Стоматолог должен не менее 2 раз в год проводить занятия с родителями, рекомендуя им начинать чистку зубов у детей сразу после прорезывания первых молочных зубов. Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированными, в зависимости от их возраста: если с детьми младшего возраста лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими нужно разговаривать так же, как со взрослыми. Неотъемлемой частью стоматологического просвещения населения являются рекомендации, касающиеся питания, так как известна его роль в сохранении здоровья полости рта. Питание может влиять на твердые ткани зубов как в период их формирования, так и после прорезывания. Одним из главных условий формирования резистентных к кариесу зубов детей является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Не меньшее значение в формировании резистентности зубных тканей имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идут закладка и развитие постоянных зубов. Идеальным питательным продуктом для новорожденного является молоко матери. Недостатки искусственного вскармливания детей необходимо максимально устранять путем дополнительного введения в организм ребенка фруктовых соков, овощных пюре и других продуктов. Для развития и поддержания здоровья минерализованных тканей (не только зубов, но и альвеолярной кости) необходимы кальций, фосфор, витамины группы В. Если эти вещества не поступают в организм ребенка в достаточном количестве, могут наблюдаться гипоми-нерализация зубов во время их формирования, а также задержка прорезывания. Для современных условий характерны такие особенности питания, как преимущественное употреб- ление мягкой пищи, содержащей большое количество легкофермен-тируемых углеводов, наряду с увеличением частоты приема пищи, что способствует возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения. В рекомендациях по снижению кариесогенного потенциала питания следует подчеркивать: • необходимость уменьшения общего потребления Сахаров; • пользу снижения частоты потребления Сахаров; • значение уменьшения времени пребывания Сахаров в полости рта; • важность замены легко метаболи-зируемых Сахаров на неметаболи-зируемые (сахарозаменители). Одним из путей повышения уровня самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрукты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы происходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания. Ее прием можно рекомендовать детям для воспитания у них привычки к жеванию, интенсификации роста и развития зубочелюстной системы. Желательно употребление овощей и фруктов после приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а также в промежутках между основными приемами пищи. Факторы питания играют большую роль в сохранении здоровья не только зубов, но и тканей пародонта, а также слизистой оболочки полости рта. Для нормального обновления эпителия в ротовой полости необходим белок. Кроме того, белками являются вещества, образующие в слюне механизмы защиты (лизоцим, пероксидаза слюны, лак-тоферрин, макрофаги и др.). Для того чтобы знания о правилах и режиме питания перешли в привычку, необходимо проведение
санитарно-просветительной работы среди населения. Следует помнить, что привычки и традиции питания являются неотъемлемой частью всех привычек, которые способны сохранить здоровье человека. 2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует две цели: улучшить стоматологический статус женщины и осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов у детей. Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6—7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко и приостанавливается на стадии начального обызвествления. В пост-натальном периоде минерализация таких зубов хотя и улучшается, однако не достигает нормального уровня обызвествления временных зубов. Уже в ранние сроки беременности у женщины происходит ухудшение состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обусловливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности. Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающий в себя правильный режим труда и отдыха, полноценное питание, витаминотерапию. Для достижения максимального эффекта в профилактике стомато- 9Г> логических заболеваний необходимы диспансеризация женщин в течение всей беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать: • обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; • санацию полости рта; • проведение профессиональной гигиены; • реминерализующую терапию с целью повышения резистентности эмали зубов. Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний у детей и созданию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания. В табл. 2.5 представлены основные профилактические мероприятия, необходимые беременным. Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста. Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания первого молочного зуба (в возрасте 5—6 мес). Процедуру надо выполнять 1 раз в день (вечером перед сном). Для снятия зубного налета с каждой поверхности зуба рекомендуется специальная очень мягкая зубная щеточка, которую мать надевает себе на палец. Круговыми движениями от десны к режущему краю она очищает зубы ребенка без применения зубной пасты. К моменту прорезывания у ребенка 8—10 зубов (как правило, к 1 году) родители должны очищать зубы у детей 2 раза в день (утром и вечером) мягкой детской зубной щеткой (длина рабочей части не должна превышать 15 мм) также
щеткой дважды в день (утром — до завтрака и вечером — перед сном) и использовать детскую гелеобразную зубную пасту. Контролем правильной чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие на них видимого налета. В табл. 2.6 представлены основные задачи стоматолога, педиатра Таблица 2.6. Схема профилактики стоматологических заболеваний у детей раннего возраста
и родителей в деле предупреждения развития кариеса у детей раннего возраста, начиная с момента прорезывания первых молочных зубов. Профилактика стоматологических заболевании у детей в период прорезывания постоянных зубов. Многочисленные исследования показали высокую интенсивность кариеса у детей. Наиболее часто наблюдается поражение жевательной поверхности первых постоянных моляров. Интересным фактом является то, что начальные формы кариеса возникают именно в период прорезывания зубов. Для профилактики кариеса в этот период была разработана программа, которая основывалась на результатах исследований Королевского университета Копенгагена и кафедры профилактики МГМСУ. Программа была внедрена в Солнцевском районе Москвы и продемонстрировала очень хорошие результаты по снижению кариеса постоянных зубов. Программа включала в себя обучение родителей и пациентов основам поддержания стоматологического здоровья, рациональную гигиену полости рта (контролируемая и профессиональная чистки зубов) и местное применение препаратов фтора. Чистка зубов. Программа гигиены полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациентом стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов. Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашивают фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и резиновыми колпачками. Диагностические, профилактические и лечебные мероприятия проводят после изолирования и высушивания поверхностей зубов. Местное применение фторидсодер-жащих средств. После чистки, изоляции и высушивания зубов осматривают их поверхности. При наличии белого пятна или микрополости в эмали применяют аппликации с 2 % раствором фторида натрия в течение 3 мин. Герметизация фиссур. При активном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене полости рта лечение фторидсодержа-щими растворами дополняют герметизацией фиссур. Показания к применению герме-тиков: • начальный кариес без признаков стабилизации; • прогрессирование кариеса в виде увеличения очага поражения, появление признаков эрозии поверхности или микрополости эмали (не проникающей в дентин) в сочетании с неудовлетворительной гигиеной полости рта, высокой активностью кариозного процесса, множественным кариесом и положением зуба вне окклюзии. Мотивация и обучение родителей и детей. Для родителей и детей проводятся занятия, включающие: • информацию о конечных целях программы и пользе ее проведения для здоровья детей; • сведения о механизме возникновения кариеса; • данные о роли зубного налета и факторах, ускоряющих и замедляющих процесс развития кариеса; • сведения о влиянии некоторых продуктов питания, в частности сладостей, на развитие кариозного процесса и советы по рациональному питанию; • рекомендации по применению зубных щеток и паст; • обучение правилам чистки зубов. Важным звеном для передачи информации и создания мотивации у родителей и детей являются воспитатели детских садов и учителя школ. Интервалы посещения детьми стоматолога. Оптимальный комплекс лечебных и профилактических мероприятий назначают индивидуально в соответствии со стоматологическим статусом и интервалами посещения детьми стоматолога (табл. 2.7). Таблица 2.7. Критерии определения интервала посещений ребенком стоматолога
Интервал повторного посещения детского стоматолога определяется суммированием баллов по вышеописанным критериям: 8 баллов — 1 мес, 7 баллов — 2 мес, 6 баллов — 3 мес, 5 баллов — 4 мес, 4 балла — 6—12 мес. На каждом приеме стоматолог проводит все вышеописанные лечебно-профилактические мероприятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка и по завершении их определяет новый интервал до следующего посещения. Профилактика стоматологических заболеваний с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Необходимой частью комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний у детей является образовательный компонент, включающий стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание. Образовательная программа должна учитывать психолого-педагогические закономерности, особенности психики, тип психологического восприятия информации ребенком (табл. 2.8) и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами. При разработке программ профилактики необходимо также обращать внимание на физиологические особенности детей, в частности на повышенный риск возникновения кариеса в период прорезывания постоянных зубов. Дошкольный возраст является важным этапом психического развития детей, поэтому в программе по профилактике заболеваний должны превалировать игровые формы обучения с активным участием в этом процессе родителей и воспитателей. В младшем школьном возрасте хорошие результаты в обучении детей дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте. Учитывая это, занятия проводят в виде уроков гигиены с элементами игры. В этом возрасте особенно важна роль учителя, который становится центром жизни ребенка, определяющим его отношение к родителям и другим детям. В подростковом возрасте рекомендуются групповые формы организации занятий с учетом особенностей межличностных отношений, основанных на взаимо- сп
помощи. Образовательная программа для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навыкам. Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межличностного восприятия окружающих людей становятся более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общепринятыми нормами. Целью занятий со старшеклассниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-популярной литературы по этому вопросу. В образовательной программе для старшеклассников стоматологическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практическим навыкам чистки зубов среди юношей и девушек осуществляют раздельно. Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах, где программа профилактики начиналась в дошкольном возрасте и продолжалась в школе. Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стоматологическим просвещением и гигиеническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фто-ридсодержащими пастами и покрытие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, профессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта. Важна разработка образовательных программ с учетом типов психологического восприятия информации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формированию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы добиться хороших результатов при обучении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим индивидуальный подход, учитывающий Раздел 3 3.1. Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации Диспансеризация населения предусматривает систему охраны здоровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий. Поскольку диспансеризация вносит изменения в характер и организационные формы здравоохранения, сформулированы основные понятия диспансерной системы здравоохранения. Основу диспансерной системы здравоохранения составляют постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, активное выявление заболеваний на ранней стадии и своевременное прове
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|