Образование и становление новых государств в Тропической и Экваториальной Африке 10 глава
⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Много внимания уделялось в 90-е годы совершенствованию различных звеньев государственного аппарата за счет улучшения качественного состава его служащих. Правовую основу этого составило утвержденное государственным советом в 1993 году «Временное положение о государственных служащих». В соответствии с ним набор госслужащих стал проводиться в значительной степени по результатам экзаменов. Был определен порядок их назначения и смещения, периодически стали проводиться их переаттестация, ротация. В Китае в 90-е годы XX века и в начале XXI века успешно шел процесс совершенствования государственно-правовых институтов, государственного аппарата, который действовал все более эффективно в осуществлении четырех модернизаций. А она предусматривала: 1. В области промышленности — внедрение хозрасчета, представление большей самостоятельности промпредприятиям, оплату труда по его результатам; 2. В области обороны — отказ от постоянной угрозы «большой войны»; 3. Реформирование армии для усиления ее боеспособности, для использования ее в случае необходимости в локальных и крупномасштабных войнах; 4. В области науки и биотехники — резкие сдвиги. Политику китайских реформ в области экономики в последней четверти XX — начале XXI веков можно охарактеризовать как «политику кнута и пряника». «Пряник» — это постоянное расширение прав в сфере ведения хозяйственной деятельности, стимулирование привлечения новых технологий. А «кнут» — это неусыпный государственный контроль не только в идеологической сфере. Предпринимателям, торговцам, мелким производителям приходится действовать в условиях государственной политики ограничения поляризации доходов.
Экономические реформы не сопровождаются реформами государственной и политической системы. Они лишь приспосабливают ее к нуждам рыночной экономики, которая успешно развивается. Политическую систему КНР возглавляет КПК, имеющая стройную структуру. Она состоит из партийных комитетов различного уровня, которые руководят системой государственных органов — сверху до низу. Партийные чиновники нередко являются одновременно и руководящими государственными служащими. Во главе партийного аппарата стоит генеральный секретарь ЦК коммунистической партии. Он является также председателем КНР и центрального военного совета. До 2003 года эти посты занимал Цзян Цзэминь. Затем их занял Хуа Гофэн. В политическую систему входит политический консультативный совет. Руководит им КПК, а входят в него также представители так называемых «демократических партий», контролируемых коммунистами. Это революционный комитет гоминдана, крестьянско-рабочая демократическая партия, партия во имя справедливости. Они именуются «партиями, участвующими в политической жизни» и признают руководящую роль КПК. Конституция КНР 1982 года является действующей до настоящего времени. Первый раз ее «подправили» в 1988 году. Поправка была принципиальной — она дозволяла организацию частных хозяйств и устанавливала возможность передачи права землепользования. Новые принципиальные поправки, направленные на развитие экономики КНР, были внесены в конституцию в 1993 году. В преамбулу было внесено положение, которое ставило перед государством новые стратегические задачи. Они предусматривали ускорение осуществления «четырех модернизаций». Другая поправка 1993 года предусматривала, что власть в КНР осуществляется на основе «многопартийного сотрудничества под руководством коммунистической партии Китая». После этой поправки в систему государственных органов для занятия должностей стали привлекаться не только коммунисты. Однако монополия коммунистической партии, вернее ее верхушки, на государственную власть не была поколеблена.
Важнейшее значение для будущего страны имело то, что внесенные в конституцию 1982 года поправки предусматривали строительство в КНР рыночной экономики под руководством КПК и при макрорегулирующей роли государства и его органов. Из ст. 15 было изъято положение о ведении государством планового хозяйства на основе «социалистической собственности». «Социалистическая» направленность ст. 15 после поправки ослабела, хотя и сохранялась. «Государство, — говорилось теперь в ст. 15, — претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику.., усиливает хозяйственное законодательство, совершенствует макрорегулирование.., на основании закона запрещает любым организациям и отдельным лицам нарушать экономический порядок общества». Дополнением к конституции 1982 года являются конституционные законы 1997 и 1999 годов, связанные с передачей КНР китайских территорий, ранее использовавшихся Англией и Португалией. Они получили статус особых административных районов — Сянганского (Гонконгского) и Аомынского (Макао). Конституционные законы предоставили этим бывшим колониям широкое самоуправление. Они на 50 лет гарантировали сохранение в них рыночной экономики и существующего образа жизни. Руководящие органы особых административных районов не имеют только права решать вопросы обороны и внешних отношений. Однако они имеют право заключения международных неправительственных соглашений. Была сохранена визовая система въезда и выезда из них. В особых административных районах сохранились ранее существовавшие в них правовые системы. Оставались неизменными судоустройство и судопроизводство. Подлежали отмене только те местные нормативно-правовые акты, которые противоречили конституционным законам 1997 и 1999 годов. Властные полномочия в отношении особых административных районов со стороны руководства КНР проявляются в том, что государственный совет имеет право назначения главы администрации в каждом из них из числа местных жителей, представленных местной коллегией выборщиков.
Восстановление правовой системы Китая началось с конца 70-х годов — когда стал обозначаться отказ от политики «культурной революции». Основной для нее стала конституция 1982 года. В 1978 году состоялось всекитайское совещание по вопросам законодательного строительства. Была обнародована государственная правовая программа. Она предусматривала внедрение нормативно-правового регулирования в первую очередь в хозяйственной и природоохранной сферах, в организации государственного аппарата и охране общественного порядка. После пятнадцатилетнего перерыва в Китае начали издаваться нормативно-правовые акты. В 1979 году появилось «Положение об арестах и задержаниях». Оно ставило их на правовую основу, определило государственные органы, уполномоченные на это, их компетенцию и содержало некоторые гарантии от произвола с их стороны. Началось издание нормативно-правовых актов, целью которых было создание для иностранных вкладчиков благоприятного инвестиционного климата. Первым в этом направлении был закон 1979 года о совместных предприятиях с иностранным капиталом. Активно издавались нормативно-правовые акты, направленные на борьбу с преступностью. В соответствии с законом 1979 года была восстановлена судебная система и система народных прокуратур. Для того, чтобы поставить их деятельность на правовые основы в 1979 году были приняты уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. Восстановление правовой системы в Китае после «культурной революции» проходило без спешки, осмотрительно. Некоторые нормативно-правовые акты вначале издавались для проверки их эффективности и последующего совершенствования в качестве временных положений. Начали функционировать общие положения гражданского права. На регулирование гражданско-правовых отношений были направлены следующие законы: · О хозяйственном договоре (1981 г.). · О товарных знаках (1982 г.). · О патентах (1984 г.). · О внешнеэкономическом договоре (1985 г.). · Об авторском праве (1993 г.). · О векселях (1995 г.). В 1982 году был принят гражданский процессуальный кодекс. Как экспериментальный закон он действовал 9 лет. В окончательной редакции он был принят в 1991 году после значительных изменений и дополнений.
В качестве экспериментального закона в 1989 году начал действовать административно-процессуальный кодекс. С 1996 года вступил в силу закон о наказаниях за административные правонарушения. Трудовые правоотношения регулирует трудовой кодекс 1994 г. В нем содержатся нормы, определяющие порядок заключения и расторжения трудовых договоров, оплату труда, продолжительность рабочего и времени отдыха и др. Энергично формировалась правовая база для охраны окружающей среды. Ее составили многочисленные нормативно-правовые акты, в том числе: · Лесной кодекс (в редакциях 1979 и 1989гг.). · Закон об охране окружающей среды (в редакциях 1979 и 1984 гг.). · Закон об охране окружающей среды морей и океанов (1982г.). · Закон о предотвращении загрязнения водной среды (1985г.). · Закон о предотвращении загрязнения атмосферы (1987г.). · Закон об охране диких животных (1988г.). · Закон о предотвращении шумового воздействия на окружающую среду (1996г.). Многие нормативно-правовые акты были направлены на усовершенствование структуры и деятельности правоохранительных органов. Это, в частности «Положение о местах предварительного заключения» (1990г.) и закон о тюрьмах (1994г.). Они предусматривали некоторую гуманизацию системы наказаний. Однако она остается весьма строгой. Особенностью нормотворчества в КНР в последний период является замена законов их новыми редакциями, значительно меняющими их содержание. В 1996 году утверждена новая редакция уголовно-процессуального кодекса. Он усилил гарантии прав личности в суде. В 1997 году начал действовать в новой редакции уголовный кодекс КНР. Из него исключено понятие контрреволюционного преступления. Было увеличено число статей, предусматривающих наказание за экономические преступления, гуманизацию уголовного правосудия. В настоящее время главной стратегической задачей, поставленной и законодательно закрепленной, является превращение Китая к середине XXI века «в могущее, демократическое и модернизированное социалистическое государство». Эта задача в целом успешно решается посредством «коренного преобразования экономической системы при сохранении основ социалистического общества». И при сохранении слегка либерализированного тоталитаризма со стороны КПК. В последней четверти XX — начале XXI веков в Китае успешно преодолены, последствия «культурной революции», восстановлены система государственных органов и правовая система. Экономические успехи сопровождаются лишь некоторой либерализацией партийно-государственного режима, который по-прежнему является тоталитарным.
Учебное издание Кащенко С. Г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|