Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IV. Базовые области кратологии




Исходя из представления о том, что кратология не просто наука о

власти сама по себе (хотя для популярных подходов и этого уже достаточно), а, напротив, целый комплекс, более того, целая система наук, мы уже в предыдущей главе построили соответствующим образом свое изложение и аргументацию.

В данной главе нам предстоит обобщенно рассказать о наиболее важных, фундаментальных (базовых) областях кратологии.

Это прежде всего общая кратология, речь о которой уже шла, и мы ее продолжим.

Далее, это теоретическая и практическая кратологии, взятые и каждая в отдельности, и как их интегральная, целостная совокупность. В жизни ведь всегда трудно отделить, где кончается содержание сугубо теоретическое, а где начинается практическое.

Наконец, это сравнительная кратология.

Таков в основном достаточно исчерпывающий подход для главных областей знаний, хотя по рубрике базовых областей по мере разработки кратологической проблематики можно будет определять и историю власти, и философию власти, и концепции законодательной, исполнительной, судебной властей, и макрократологию, и мезократологию, и микрократологию, и, возможно, ряд других областей. Это не должно ни дезориентировать, ни отпугивать, ибо глубина и обстоятельность исследования и широта мысленного охвата анализируемого властного пространства должны не останавливать вдумчивого читателя, а, наоборот, открывать перед ним новые горизонты познания и деятельности.

Итак, обратимся к проблематике общей кратологии.

Общая кратология

В нашем предыдущем изложении общая кратология характеризовалась как совокупность наиболее общих, принципиальных, упорядоченных представлений о широком реальном массиве (перечне) властей ('разных типов, видов и проявлений. Под каждую такого рода власть [можно даже подвести ее собственную научную базу, а то и вообще создать даже ее собственную науку, пусть и не очень масштабную.

Достаточно вглядеться в деяния соседей по наукам. Исследователи в области науки о власти могли бы, скажем, взять пример с энергичных и вездесущих социологов. Хотите социологию образования?

Пожалуйста! Хотите социологию молодежи? Пожалуйста! Хотите социологию личности, науки, города, села, социологию предпринимательства, рынка, театра, досуга, социологию власти? Все возможно! И нынешние 250 областей и отраслей в мировой социологии — это, по-видимому, далеко не предел.

Задумаемся над тем, что почти все области и отрасли социологического знания создавать позволительно. Это и убедительно объясняется, и научно обеспечивается, и откровенно приветствуется.

Ну а разве трудно придумать, оформить в таком случае кратологию государственную (государственной власти), или региональную, или местную, или кратологию законодательной власти, или кратологию власти судебной, кратологию военную или церковную и т. д.? Конечно, "бритву Оккама" забывать не будем — пусть сущностей все-таки не будет больше необходимого. Но кто возьмется определить меру необходимости?

Итак, скажем об общей кратологии еще раз. Это — одна из наук в общей семье наук о власти, наука важнейшая и существенная, призванная дать общую картину как самой системы власти в обществе, так и системы соответствующих наук о власти; эта наука знакомит с общим устройством власти, ее многоликостью, ее огромными возможностями для организации подлинно цивилизованной жизни людей и в наше время, и в далеком будущем.

Общая кратология по своему призванию, своей роли может быть уподоблена своего рода философии власти, дающей общую картину власти и властей в мире человека. Общая кратология имеет целью прежде всего охарактеризовать общую структуру кратологии, общую систему наук о власти, расстановку властей различных типов, родов, видов, их взаимодействие, распределение их объектов, предметов, задач, функций и т. д. Именно с таких позиций и рассматриваются в данной книге основные составляющие обширной семьи наук о власти, обнимающей всю совокупность соответствующих областей знания.

Общая кратология не ставит и не может ставить перед собой цели дать все ответы на конкретные вопросы о власти и на конкретные запросы самой власти. Подобным же образом ведут себя в своих областях общая биология, общая физика, общая химия и даже всеобщая история. Исходя из этого, в общей кратологии мы не ставим задачи исчерпывающе характеризовать ту или иную конкретную властную ситуацию и действующих лиц на властном поприще.

Вместе с тем мы хорошо помним об ограниченных рамками объема книги возможностях исследования и анализа коренной проблематики кратологии. Для того чтобы дать исчерпывающее представление о власти, нужна, конечно, не одна монография, а целая серия. Лучше, если это будет международная серия в рамках гуманитарного сотрудничества, с учетом богатства истории и практики власти как в России, так и за рубежом, от древнего мира и до наших дней, власти в Китае и Индии, Египте и Греции, Великобритании и США, Франции и Италии, Испании и Германии и т. д.

Таким образом, надо признать необходимость выделения общей (всеобщей) кратологии, общей теории наук о власти*, и даже возможность существования своего рода метатеории власти, метакратологии, отведя им роль систематизаторов знаний в этой области. В этом случае общая кратология (общая наука о власти — англ. general cratology) может рассматриваться как ведущая часть кратологии, как самостоятельная область знания, характеризующая общую систему (совокупность) существующих или вновь разрабатываемых отраслей и областей науки о власти, образующих кратологию, излагающая общую логику их выделения и их характеристики.

В связи с этим метатеория власти (метакратология, от греч. meta — после) может быть представлена как кратологическая теория предельно широкого масштаба, описывающая структуру, компоненты, методы, свойства, взаимосвязи составляющих кратологии.

Далее правомерно вести речь об общих и в этом смысле профилирующих областях знаний, имеющих отношение к власти (властям) независимо от их типа, вида, времени, эпохи и т. д., но различающихся по своим объему, масштабам. Прежде всего —это макрократология и микрократология.

Следует отметить, что постановка вопроса о макрократологии (от греч. makros — большой, длинный), или макротеории власти, имеет серьезные основания и перспективы. Примером здесь может служить макроэкономика, т. е. та часть экономической науки, которая исследует экономику как целое, а также такие ее составляющие (на Западе), как домохозяйство, бизнес, госсектор и т. д., и пользуется их обобщенными показателями.

В свою очередь, макрократология является такой наукой о власти, которая изучает власть как целое в единстве ее слагаемых — основных элементов властно-политической системы (государство, его органы и структуры, а также партии, движения и т. д.).

Все эти вопросы, несомненно, заслуживают дальнейшего обсуждения и проработки, но необходимость их постановки полностью назрела. Поэтому еще раз отметим, что макрократология — это та отрасль кратологии, которая имеет дело, во-первых, с характеристикой реальных проявлений власти на предельно высоком уровне и в больших масштабах в конкретном государстве, а также в широких международных масштабах и, во-вторых, с соответствующим категориальным аппаратом, т. е. понятиями, отражающими различные проявления и аспекты собственно макровласти.

Разумеется, к такому подходу побуждают и заимствования из других наук. Сегодня, например, широко известно о макроэкономическом анализе и макроэкономике, исследующей экономику как целое*. Далеко не новость выделение макросоциологии, происшедшее на Западе

*Постановкой вопроса об общей теории той или иной социальной науки творческая, поисковая мысль занята уже давно. Например, итальянский социолог В. Парето опубликовал свою классическую работу "Трактат всеобщей социологии

еще в 1901 году (Trattato di sociologia generale. Milano, 1964). В СССР и России

публикации по общей теории в социальных науках до начала 90-х годов XX века насчитывались единицами. Из работ последнего времени отметим: Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Манускрипт, 1994; Самойлов Э. В. Общая теория фашизма. Кн. I, II, III. Калуга, 1993. Обратим внимание и на появление таких обобщающих монографий, имеющих отношение и к власти, как:

Цивилиография (Е. Б. Черняк, 1996), Информациология (И. И. Юзвишин, 1993, 1996), Элитология (Г. К. Ашин, 1995), Имиджелогия (В. М. Шепель, 1997) и др.

* См., напр.: Проблемы и противоречия в макроэкономике // Макконнелл "•• Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. М.:

"^публика, 1992. Т. I. С. 320—395.

еще в конце 60-х годов*. Возможна и частично уже запоздавшая постановка вопроса о макрополитике и макрополитологии, которые также в число своих определяющих проблем могут включать и проблемы власти.

Микрократология (от греч. mikros — малый) — отрасль (часть) кратологии, имеющая дело со сферой микровласти, осмыслением, исследованием власти, ее характерных черт и проявлений, ее эффективности и возможностей в низовых звеньях, в малых объемах, с субъектами и объектами начальных уровней, на ограниченных просторах, с незначительным инструментарием. Микрократология может рассматриваться как некий аналог признанных на Западе микроэкономики** (микроэкономического анализа) и микросоциологии.

Мезократологию (от греч. mesos — промежуточный) можно толковать как область знаний о власти среднего уровня, дающую вместе с макро- и микрократологией общую, целостную картину распределения и использования власти на различных этажах социального здания и даже восполняющую известные односторонности в характеристиках макро- и микроуровней власти, более того — соединяющую их.

Правомерна и постановка вопроса о протокротологии (от греч. protos — первый), способной быть совокупностью знаний о процессах зарождения властей различного рода (не только государственной, но и экономической, церковной, семейной и т. д.), их специфике, возможностях и перспективах. Она может и должна знакомить со стадией прото-власти, предвласти***, которой у нас уделяется еще мало внимания, но с которой, в конечном счете, все начинается в реальности, в судьбах конкретной власти.

И еще одна область знания поликратология (от греч. polys — многое, многочисленный). Это исследование проявлений власти в условиях, когда она рассредоточена во многих руках, что влечет за собой соответствующую неустойчивость общей социальной ситуации и определенного режима. Практически такая поликратия (многовластие) начинается с дуумвиратов, триумвиратов и венчается многопартийностью и неустойчивым балансом при нескольких обладателях властью.

Как видим, такого рода областей знания о власти может появиться много: протократология, гиперкратология, мегакратология, максикратология, мультикратология, суперкратология, поликратология, мезократология, микрократология.

В конце концов ни теоретически, ни практически не исключена возможность постановки вопроса даже об антикратологии, паракратологии, квазикратологии, псевдократологии. Понятно, что это уже подходы на грани науки и околонаучных представлений. Однако в сфере, например, публицистики по властной проблематике найти место упомянутым понятиям вполне возможно. Дело лишь во времени.

Продолжая характеристику возможных модификаций кратологии, отметим еще одну область — паракротологию (от греч. para — возле, вне).

* См., напр.: Андреева Г. М. О соотношении микро- и макросоциологии // Вопросы философии. 1970. № 7; Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 169—170.

** См., напр.: Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика: Дело, 1992.

*** Проблематика предвласти освещается Д. И. Выдриным в его книге "Очерки практической политологии". Киев: Философская и социологическая мысль, 1991.

В ней могут рассматриваться имевшие место во все времена, а во многом придающие властям и борьбе за власть и сегодня таинственный (порой своего рода демонический) характер те или иные загадочные проявления власти, так и не получившие достаточного объяснения в науке. Естественно, что можно дискутировать вокруг паранормального в сфере науки и самой власти, приводить доводы "за" и "против", можно спорить, но то, что явления такого рода существуют и требуют с ними считаться, признать приходится.

Рождение парапсихологии в Великобритании датируется 1882 годом, однако даже столетия не хватило, чтобы разобраться с ее природой. А в сфере власти всегда ли все понятно? Все ли основательно продумано, проработано, что связано с установками, настроениями, личностными факторами, состояниями психики, подсознательными процессами у власть имущих? Спорная тема паранормальных явлений, надо полагать, будет и далее привлекать внимание в различных областях, и в частности во властной сфере. Как свидетельствуют исследователи, за рубежом в области паранормального наблюдается рост публикаций. В 1965 году в США было опубликовано 130 книг на эти темы, в 1975 году — 1071, а сегодня и считать перестали*. Все это позволяет нам еще и еще раз по праву сказать, что власть достойна внимания не только с точки зрения политологии, правоведения, социологии, но и с позиций своей собственной науки.

Пока мы говорили лишь о целостном видении власти и науки о власти. Но в задачу общей кратологии входит осмысление, анализ, представление читателю, гражданину, властвующему субъекту всего многообразия областей знаний о власти в основных блоках этой науки, о которых уже шла речь, — в системе базисных, специальных и комплексных наук о власти.

Таково основное содержание того круга вопросов, который следует затрагивать при рассмотрении одной лишь общей кратологии, хотя отметим, что здесь уже участвует и собственно теоретическая кратология.

Теоретическая кратология

Теоретическая кратология — это ведущая базисная отрасль науки о власти, специализирующаяся на углубленной разработке коренных проблем теории власти**. Она сосредоточивает внимание на изучении основных вопросов понимания власти, ее сферы, сущности, субъекта, объекта, ее признаков, принципов, форм и методов, на выделении ти пов, видов и проявлений власти, их классификации, на определении их предназначения, проблем их самосохранения, безопасности, возможностей выживания, информационного обеспечения и т. д.

Современные работы в области теоретической кратологии имеют, на наш взгляд, и немалое практическое значение. Ее идеи, положения, выводы могут быть интересны и полезны как для практических работников

* См.: Орфеев Ю. В., Панченко А. И. Парапсихология: наука или магия? "опросы философии. 1986. № 12. С. 116; Петушков Ю. Парапсихология и кон-Ф-ликтология // Международная жизнь. 1990. № 10. С. 110—113.

*Теоретические отрасли знания выделяются во многих науках (философия, —биология; физика, химия; механика, электротехника, радиотехника и т. д.).

органов власти разных ступеней, так и для изучения властной проблематики студенческой молодежью и обучающимися во всех видах занятий.

Попробуем более детально определить контуры и главные задачи собственно теоретической кратологии.

Явления, термины и понятия, характеризующие теоретическую кратологию, широко используются и в практической кратологии*. В первую очередь для нас важны:

сфера власти — область распространения той или иной конкретной власти, общее пространство (поле) ее влияния, воздействия, эффективного управления;

среда власти — окружающая обстановка, естественные, социально-экономические и политические условия, в которых приходится действовать разнообразным властям, а также совокупность людей, связанных с этими условиями, создающих их и действующих в них;

область власти — характеристика своего рода сферы власти, пределов ее досягаемости, влияния; это понятие происходит от многозначного русского слова "область", восходящего, по свидетельству В. Даля, к старинному слову "обвласть" — великая власть, широкая сила, право и мочь; страна, земля, государство;

— понятия строго научного характера, о которых развернутый разговор еще впереди: система власти и структура власти; в этой связи в характеристиках власти могут возникать суперсистемы и подсистемы, суперструктуры и инфраструктуры и даже древо власти;

— наконец, существенные для нашей оценки типы, роды и виды власти, о которых подробнее будет сказано в практической кратологии.

После этой общей характеристики перейдем к рассмотрению других ключевых элементов власти, понимание которых дает теоретическая кратология.

Субъекты власти — обладатели, носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходят влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Теоретически интересно и принципиально важно, что в качестве разнообразных субъектов власти выступают и многие лица, персоны, и соответствующие органы, институты, учреждения. Субъекты власти, рассматриваемые в ином отношении, могут быть и объектами для вышестоящей власти, т. е., как говорится, сами под властью ходят.

Объекты власти — лица, явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми, согласно закону или подзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития и даже традициям, направлена деятельность властей различных типов, видов и форм. При характеристике и оценке субъектов власти, их разнообразия принято исходить из того, что у власти может быть несколько уровней, возможны ее разные виды и масштабы, те или иные сферы проявления. Различны и сами названия властителей (носителей, обладателей власти), в том числе и на разных этажах властной пирамиды.

В конечном счете все во властной практике взаимосвязано. Все зависит от человека, создаваемого им общества и его положения в нем, в государстве.

* Во многих видах знания теоретическая и практическая области науки рассматриваются совместно. См., напр.: Р. Ф. Матвеев. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993.

Многое зависит и от положения в обществе объектов власти — больших групп людей, слоев, классов, из рядов которых выходят, интересы которых представляют и которым порой противостоят сами субъекты власти — правители и властители.

Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, которые концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей, управления ими, контроля за их настроениями, мнениями и поведением. Это, например, монархи в их различных ипостасях (цари, короли, императоры, султаны, шахи), а в нашей недавней практике — генсеки. В демократически организованном обществе — это президенты или коллективные главы государств (президиумы, советы, а порой дуумвираты, триумвираты).

Реальный предел мечтаний для нормальных людей — конституционно-правовое регулирование властных полномочий такого рода лиц, определение круга их прав (что трудно) и обязанностей (что еще труднее). И разве неудивительно, что в условиях императорской России при царском самодержавии в печати ставились вопросы перехода власти в руки народа? Хорошо известны идеи А. Н. Радищева, взгляды декабристов, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, народовольцев, демократов, кадетов, социал-демократов и большевиков. Это далеко не полный перечень сторонников властного переустройства в России.

Большевики, придя к власти в 1917 году, вообще захотели исключить из нашей духовной жизни идеи кадетов (конституционных демократов) — своих соперников и оппонентов. А ведь в рядах российской интеллигенции рождались и получали распространение и поддержку в народе идеи, противостоявшие марксизму. Их удалось фактически устранить из духовной жизни Советской России и Советского Союза. Но они все равно вышли у нас в центр внимания в конце 80—90-х годах XX века.

Приведем такие впечатляющие названия трудов по теоретической кратологии, имеющих практическую направленность: Алексеев А. А. "Министерская власть в конституционном государстве" (Харьков, 1910); Гессен В. М. "Теория конституционного государства" (Спб., 1912); Гессен В. М. "Теория правового государства" (Спб., 1912); Градовский А. "Государственное право важнейших европейских держав". Т. I. (Спб., 1886); Кареев Н. И. "Происхождение современного народно-правового государства" (Спб., 1908); Ковалевский М. М. "Демократия и ее политическая доктрина" (Спб., 1913. Вып. 1 и 2); Котляревский С. А. "Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора" (Спб., 1907); Котляревский С. А. "Власть и право. Проблемы правового государства" (М., 1915); Магазинер Я. М. "Самодержавие народа. Опыт социально-политической конструкции суверенитета" (Спб., 1907).

Разумеется, это лишь часть тех трудов, которые и ныне достойны внимания и которые спустя многие десятилетия после их создания звучат очень современно и, как правило, неизвестны читателям.

Если же не стремиться к демократическому регулированию власти, к правовому, конституционному государству, то, как ярко показал весь XX век, неизбежно господствуют произвол, безрассудство, тоталитаризм и вершит дела неограниченная власть (под любым названием). При этом на одном полюсе в чьих-то одних руках сосредоточивается

абсолютная власть, а на другом полюсе оказываются все остальные. И это не просто констатация фактов теоретической кратологией, а отражение реальных фактов практики властвования.

Наибольшая трудность в сфере власти состоит в контроле власти над людьми и в контроле людей за властью, а самый болезненный дисбаланс — в рассогласовании, нестыковке, жестком противостоянии прав и обязанностей.

Продолжая речь о субъектах власти, надо заметить, что и в мировой, и в отечественной практике известны субъектно-объектные властные конгломераты по различным групповым признакам — аппаратным, классовым, национальным и т. д. Именно из практики, как ее фиксация в теории и ее осмысление, родились те самые "кратии", которые у всех на слуху, — не только демократия, но и бюрократия, партократия, геронтократия, меритократия, охлократия, технократия, теократия и т. д.*

В пестром обилии субъектов и объектов власти, в смене их ролей, видимо, не обязательны детальный перечень и характеристика действующих лиц и героев бесконечного театра власти, чтобы заговорить о ее драмах, комедиях и трагедиях. Существенно и важно, чтобы в самой расстановке сил, в распределении прав, полномочий, обязанностей, ответственности субъектов и объектов действовал принцип разумного соответствия, конституционно-правового регулирования. Тогда и общество, и власть будут устойчивы, стабильны, нерушимы. От этого выиграют и они сами, и управляемые ими люди. А в нормальном обществе и власть будет нормальной — законной, теоретически обдуманной, оптимально обоснованной, обустроенной, организованной, активной и распорядительной, честной и справедливой. Добрых эпитетов в языке масса; хотелось бы, чтобы у власти и властей их было как можно больше.

Посмотрим же, какими чертами, какими особенностями с позиций теоретической кратологии должна отличаться власть.

Черты власти — это свойства, отличительные особенности власти, различные (в том числе и типичные) у разных властей, на разных этапах и в разных странах. Они могут быть самыми разными. Одни углубляют сущностную, содержательную характеристику власти, позволяют разнообразить и детализировать типологию власти. Другие полнее обрисовывают желательное состояние власти, ее проявления, раз-:

мах, объемы, масштабы ее влияния. Могут быть и другого рода характеристики, производные от исторических и географических факторов и личностного состава власти. При этом даже выделенные по НЕ разным основаниям черты и особенности властей могут дополнять друг друга, взаимообогащаться и нередко взаимно противоречить друг другу и переходить друг в друга. Здесь от богатства и диалектики жизни никуда не уйти. И если самих властей существуют многие десятки, то количество черт, особенностей, примет, отличий разнообразных властей неисчислимо велико. Важно говорить прежде всего о власти конституционной, законной, легитимной, твердой, справедливой, надежной, уверенной, последовательной и т. д. Но этого конечно же мало. Целая область теории власти должна обслуживать особую сферу типологии и классификации одних только черт и особенностей властей.

* См. напр.: Аксючиц В. В. Идеократия в России. М.: Выбор, 1995; Бузгалин А. В., Калганов А. И. Анатомия бюрократизма. М.: Знание, 1993.

Теоретически целостная, стройная система представлений о власти не может не вырабатывать и соответствующих признаков власти. Она не может не включать и массу наработанных десятилетиями и веками элементов ее строения, ее принципов. Это важные вопросы не только теории, но и практики. Они должны по-новому звучать в обновляемой российской и международной властной практике. Это тем более важно, что здесь существуют большие неосвоенные массивы как прошлого опыта, так и нынешних деяний.

О чем идет речь, когда говорят о признаках власти.. Это — показатели, приметы, по которым можно судить о существовании самой власти, а также о ее применении, ее воздействии на объекты, т. е. о ее действенности. Это — правовая упорядоченность в организации общественной и государственной жизни, дисциплина, взаимодействие властей различного уровня между собой и с гражданами, ответственность и подконтрольность и властей, и граждан, не нарушающие свободу и равенство членов общества.

А чем характеризуются принципы власти? Под ними понимаются основы устройства, действия, функционирования власти (властей); основные, исходные положения концепции конкретной власти, руководящие правила ее деятельности.

В целом к числу определяющих моментов (признаков и принципов) системы власти относятся: ее централизованное построение, отвечающее исторически сложившемуся государственно-административному делению, обдуманное распределение власти по вертикали и горизонтали, демократическая выборность властей, четкое определение их прав и обязанностей, разделение властей, информационная обеспеченность и безопасность, подотчетность и подконтрольность власти, наличие противовесов, гарантий от узурпации и беспредела власти. В общей пирамиде власти при реализации ее признаков и принципов свою конкретную и ответственную роль играют каждый ее этаж, каждый уровень, каждый эшелон власти, каждый ее род и вид.

Говоря о теоретической картине власти, ее предметно осмысливаемом мире, нельзя не сказать о ее многочисленных характеристиках, рисующих это поистине величественное здание, сооруженное умом, волей и страстями человека, множества поколений людей, и прежде всего различного рода правителей и их приближенных и советников. По крайней мере, создавая картину мира власти, надо говорить и о многих других его составляющих. Что же представляют собою важнейшие из них?

Устройство власти — 1) процесс теоретического продумывания и результат организации, налаживания и совершенствования власти; 2) организация самой структуры власти, оформление ее и закрепление в конституциях и других законодательных актах; 3) расположение (строй, структура, система), соотношение, субординация органов, элементов власти.

А теперь о сути — о природе власти. Это основные свойства, характер, сущность и даже условия происхождения данной власти (властей) и ее проявления.

Источник власти — то, что дает начало власти, откуда она исходит. В общем плане источником власти является народ, его воля и потребность в упорядоченной организации общественной жизни, в самоуправлении. Так, в Конституции РФ подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В процессе конкретного анализа может идти речь и о конкретных источниках власти. Среди них — общественные потребности в самоорганизации людей; законы, законодательство о власти;

воля монарха и т. д.

Социальная база власти — общественные основы власти и ее органов, ее опора в самом обществе, его социальных структурах, слоях, группах граждан, их организациях, партиях, движениях, объединениях.

Предназначение власти — рациональная предопределенность, предначертанность власти как общественно-политического явления, ее носителей и субъектов играть важную социально организующую роль, а также конкретизация и детализация этой роли и определение основных задач, целей, проблем данной власти, в разных условиях формулируемых по-разному.

Иногда говорится и о призвании власти. В этом случае имеют в виду предназначение данной власти (и власти вообще) для выполнения определенных социально-политических задач или же склонность власти (властей) к тому или иному виду деятельности в зависимости от состава органов власти, правительства и т. д.

Основы власти — 1) опорные структуры, органы, на которых строится и держится данная власть; 2) исходные, идеи, концепции данной власти; в широком социальном плане правомерно говорить об экономических, политических, социальных, идейных, культурных основах власти.

Используется и близкое к названному понятие "основания власти", т. е. опорные части системы, механизма, инструмента власти; существенные признаки, по которым создана данная власть, или вручена данным лицам и органам, или присвоена (узурпирована) ими. В этом ряду существуют и другие важные явления, а потому применяются и другие понятия.

Корни власти — используется в переносном смысле. При этом имеются в виду внешне невидимые части властных структур, связанные с их экономической, социальной, духовной почвой, поддерживающие и питающие власть, обеспечивающие ей известную стабильность, прочность, выживаемость. Понятно, что сильнее та власть, корни которой более могучи, уходят глубже в народную толщу, питаются доверием и осознанной поддержкой широких и влиятельных слоев населения, граждан.

Устои власти — сложившиеся, оправдавшие себя, хорошо зарекомендовавшие себя (а для молодой власти — создаваемые) основы влияния, правления, властвования: экономические, социальные, правовые, духовные, нравственные устои.

В теоретико-понятийный состав все чаще входят характеристики времени и пространства власти, образное осмысление власти как пирамиды.

Время власти — период деятельного функционирования данной власти, того или иного властного органа (лица). Изредка при исчислении общего времени власти встречаются и факты более или менее продолжительных перерывов в этом сроке. В собственно временной характеристике той или иной власти (властей) речь, как правило, идет об эпохах, этапах, периодах, циклах, фазах, рубежах власти.

Властное пространство — определенные площади, территории, регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по меньшей мере на которые она формально распространяется.

Властное поле — образно осмысленное пространство, в пределах которого распространяется безусловное влияние, воздействие данной власти, ее субъектов, представителей, ставленников, агентов, сторонников; пределы достижимости механизмов и рычагов власти, магнетической силы ее идей, установок и установлений. Любая власть стремится расширить такое поле. Говорят и о поле власти, т. е. о пространстве, в пределах которого проявляется действие данных властных сил.

В современных условиях цивилизованная власть во всех случаях должна располагать и временем, и пространством, и полем власти, конституционно оформленными и закрепленными.

Пирамида власти — образное осмысление системы, строения власти как сооружения с широким основанием, суживающегося кверху и переходящего в остроконечную вершину. В числе такого рода образов, рожденных геометрическими представлениями, и конус, и круг, и сектор, и сегмент власти.

Элементы власти — это основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе лежат изначальные структуры, звенья, узлы власти, расположенные у основания пирамиды власти (ее первичные территориальные ячейки, административные подразделения и т. п.). По горизонтали, в зависимости от эшелона власти, возможно выделение параллельно, одновременно существующих подразделений, а также составляющих частей полномочий, прав, ответственности, норм, принципов, средств власти. Проблема элементов власти требует внимательного сравнительного анализа опыта, традиций различных государств и конечно же богатой практики современного строительства российской государственности.

Теоретически и практически всякая власть может оцениваться по многим показателям, прежде всего по ее масштабам и объему.

Масштабы власти — характеристика значения, размаха, размеров, влияния той или иной власти.;

Объем власти — образное осмысление величины, размеров, количества власти, сосредоточенной в чьих-либо руках, в каких-либо органах. В этой связи рождаются такие характеристики, оценки власти, как большая, огромная, громадная, необъятная или малая, незначительная, ничтожная. Конкретная власть может оцениваться и как полная, безраздельная, абсолютная, и как ограниченная, урезанная, ущемленная и т. д.

В связи с объемом, масштабами власти находится значительный перечень ее характеристик:

— полнота власти — наличие власти в достаточной степени и даже высшая насыщенность правами и полномочиями;

— сила власти — могущество, влияние властвующих лиц и органов власти;

— устойчивость власти — твердое, неколебимое положение и состояние данной власти (властей) и ее органов; неподверженность власти влияниям, воздействиям со стороны и колебаниям, нерешительности, неуверенности в практической деятельности;

— максимум власти — сосредоточение наибольших прав и полномочий в одних руках, их концентрация, близкая к абсолютной власти;

— дефицит власти — недостаток, нехватка прав, полномочий;

— минимум власти — самый низкий изначальный порог власти на данной должности; урезанный до предела объем власти, все еще позволяющий говорить о сохраняющихся властных полномочиях конкретного лица, органа;

— видимость власти — внешне обманчивое представление о якобы существующей власти, призрачность власти,

В общей теоретической характеристике мира власти, картины власти сущностные элементы такой характеристики чрезвычайно разнообразны и могут выстраиваться по различным основаниям. При этом r зависимости от того или иного конкретного подхода последовательность их анализа, так же как и их набор могут быть разными у разных авторов и авторских коллективов. Разной может оказываться и сама полнота набора, перечня такого рода. На наш взгляд, обзор важных и необходимых составляющих в теоретическом осмыслении феномена власти целесообразно дополнить совокупностью следующих понятий.

Фундамент власти — в переносном смысле база, основа, опора властных структур, в том числе социальная и экономическая.

Фасад власти — в переносном смысле наружная, по-своему парадная сторона власти, а не ее кулисы и задворки.

Ядро власти — основная, определяющая часть, главный составной элемент, стержень власти. Такое ядро составляют: во-первых, соответствующая система представлений о власти; во-вторых, неформальная сплоченная группа людей (часто во главе с единым лидером), твердо придерживающихся общих убеждений, единых взглядов на власть и своеобразие ее деятельности, людей, скрепленных общими интересами и общей судьбой, хорошо знающих (что желательно) интересы общества, в котором они живут, и стремящихся (что еще более желательно) наиболее полно их удовлетворить.

Центр власти — 1) средоточие власти, общественно-политический фокус государственной жизни; 2) высший руководящий орган или органы; 3) в парламентах — название групп, находящихся посередине, между правыми и левыми группировками.

Скрытый центр власти — реальный, но

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...