Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирическая и прикладная кратологии




Следующим звеном специальных областей кратологии можно назвать эмпирическую и прикладную кратологии. Это две самостоятельные, но сравнительно близкие области, которые по мере развития науки о власти будут обретать все большую автономию и значимость и в то же время будут все более тесно взаимодействовать.

Особого разговора требует идея экспериментальной кратологии. В сфере власти, как известно, лучше не экспериментировать. Вспомним времена Н. С. Хрущева с его неудачной попыткой разделения всевластных партийных органов той поры на промышленные и сельскохозяйственные. Да и шумно разрекламированную в 80-е годы так называемую социалистическую перестройку тоже можно считать неудавшимся крупномасштабным общественным экспериментом, в том числе и в области укрепления власти — власти Советов. Но все же надо полагать, что в цивилизованном правовом государстве будут и возможны, и приемлемы разумные властные эксперименты.

Однако обратимся к собственно эмпирической кратологии (англ. empirical cratology). Это область науки о власти, занимающаяся изучением, обобщением, систематизацией фактических (эмпирических) данных из области властной практики путем их прямого или косвенного наблюдения, регистрации, в том числе и непосредственного (включенного) наблюдения, участия.

Это одна из перспективных областей кратологии, ориентированная на сбор, исследование и обобщение конкретных данных властной практики и фактов отношения к ней населения с использованием социологических методов (опросов, интервью, анкетирования, статистических и математических методов и т. д.). Эмпирическая кратология должна быть тесно взаимоувязана с прикладной кратологией, а также с эмпирической социологией и эмпирической политологией и не вправе ограничиваться результатами эмпирических наблюдений в так называемой политологической сфере.

Первоочередным предметом анализа в эмпирической кратологии в отличие от сугубо теоретического исследования выступают решения, акции, акты, поступки, поведение властей, представителей органов власти, конкретные результаты законодательной, исполнительной, судебной властной деятельности, их восприятие гражданами, их отражение в сознании, в общественном мнении. В свою очередь, умело систематизируемые и обобщаемые сведения могут составить надежную информационную базу для новых теоретических обобщений, выводов, рекомендаций и т. д.

В условиях правового демократического государства данные эмпирической кратологии могут широко использоваться в органах власти для совершенствования их деятельности.

В рассматриваемой группе специальных и даже базисных отраслей науки о власти по мере развития кратологии могут сформироваться и такие области, как аналитическая, прогностическая, формальная и даже, может быть, описательная кратологии*.

* Вильгельм Дильтей (1833—1911) — выдающийся немецкий историк культуры, философ и психолог—сделал себе имя в мировой науке, разработав концепцию "описательной психологии". См.: Дильтей В. Описательная психология / Пер. с нем. Спб.: Изд-во Алетейя, 1996. 155 с.

Особое место должно принадлежать своего рода международной и 1этом смысле всеобщей, планетарной кратологии (именно своей планетарностью она уникальна), изучающей общемировые тенденции развития власти как социального феномена, ее типичные черты и проявления в разных странах, перспективы и будущность власти как важнейшего социально-политического явления человеческой истории.

Прикладная кратология (англ. applied cratology) — область науки о власти, включающая социально-практические, управленческие приложения теоретической и эмпирической кратологии, соответствующей методологии и информации. Ее важной функцией является подготовка и разработка научного обеспечения для решения практических задач власти того или иного уровня.

Прикладная кратология представляет собой совокупность моделей власти, методологических принципов и методов их исследования, сопоставления и применения, а также технологий, программ и рекомендаций, нацеленных на их практическое использование и получение ожидаемого социального результата. Отправляясь от положений общей кратологии и содействуя ее научно-практическому обогащению, прикладная кратология использует опыт, идеи и данные прикладной социологии и прикладной политологии, служит интересам развития и обогащению содержания специальных и частных кратологических дисциплин.

Прикладная кратология может оцениваться как новое перспективное научное направление, которое по ряду вопросов делает только первые шаги. Она обладает большими потенциями и займет свое важное место в системе наук о власти. Прикладная кратология должна быть тесно связана и гармонично взаимодействовать с прикладной политологией. Поэтому остановимся на роли и значении этой области знания.

Прикладная политология (англ. applied politology) — важнейшая составная часть политологии как крупного научного направления. Она представляет собой систему конкретных теоретических моделей политики и политического процесса, а также методологических принципов, методов и процедур их исследования. Она также включает в себя сумму политических технологий и конкретных программ, ориентированных на практическое применение и получение реального политического эффекта, и развивается в тесной связи с прикладной социологией и кратологией. Прикладная политология также относится к числу научных дисциплин, в которых начинают разворачиваться серьезные работы.

Электоральная кратология

И прикладная, и эмпирическая кратологии могут найти себе широкое

применение, обрести место в условиях развития властной практики, в частности в связи с избранием центральных и местных органов власти. Своей практической направленностью и тесной связью с теоретической кратологией они вполне могут послужить базой для разработки такой специализированной области, как электоральная кратология (англ. electoral cratology).

В "Независимой газете" несколько лет назад с полным основанием обсуждались вопросы создания необходимых политико-правовых предпосылок для перехода от разрозненных, несогласованных, а порой и конфликтогенных действий по реформированию законодательства о выборах к разработке и принятию полномасштабной федеральной программы, охватывающей ключевые аспекты формирования новой российской избирательной политики, права и законодательства*.

В рамках такой программы, своего рода политического путеводителя, целесообразно осуществлять поэтапное решение целого комплекса вопросов по формированию новой, демократически ориентированной электоральной теории и практики, конституционной избирательной политики и законодательства о выборах, в частности:

— обозначить основные направления, этапы и правовые формы организации и проведения федеральной избирательной политики и реформирования системы выборов;

— разработать модельные концепции и проекты рамочных и конкретных законодательных актов о выборах представительных и иных выборных государственных институтов и должностных лиц;

— выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового механизма реализации гарантий политических прав граждан, составной частью которых является конституционное право избирать и быть избранным.

Избирательное право призвано обеспечить в случае необходимости нормальную ротацию (передачу) государственной власти от одной политической силы к другой в результате выборов, гарантируя при этом соблюдение политического нейтралитета со стороны государственных служащих и недопущение превращения их в заложников политического курса той или иной партии (коалиции), пришедшей к власти. Все эти и подобные идеи получают постепенное признание и реализацию.

Обратимся к важной для легитимной власти характеристике некоторых составных элементов выборной (электоральной) теории и практики, которая, наконец, и в России начинает получать соответствующую разработку**.

Прямые выборы —это такой порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. Главное действующее лицо здесь избиратель, принимающий участие в выборах и имеющий на это право. Активно отслеживается ныне такое явление и понятие, как электорат — совокупность (контингент) избирателей, круг лиц, голосующих на тех или иных выборах за определенную политическую партию, политических лидеров.

В целом вся эта стадия общественно-политической жизни рассматривается как предвыборная кампания — кампания, предшествующая тем или иным выборам. В случае необходимости — при особом значении и больших масштабах такой кампании — в мировой практике все шире и эффективнее практикуются средства и методы современного политического маркетинга и мониторинга.

Выборная инженерия — вид политической технологии. Она может использоваться и как средство в борьбе за власть. Выборная инженерия

* См.: Независимая газета. 1994. 20 июля. С. 3.

** См., напр.: Алексеров Ф. Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М.: Академия, 1995. 208 с.; Самый короткий путь к власти: Сборник технологий проведения политических выборных кампаний / Под общ. ред. Н. Н. Петропавловского. Таганрог: Сфинкс, 1995. 256 с.; Представительная демократия и электорально-правовая культура / Под общ. ред. Ю. А. Веденеева и В. В. Смирнова. М.: Изд-во Весь мир, 1997. 221 с.

представляет собой профессиональное сравнительное исследование ситуации в различных избирательных округах для выработки рекомендаций претенденту для повышения его шансов на избрание. Она включает также внимательное изучение избирательного корпуса путем сопоставления технологических карт электората по округам, создание имиджа кандидата, партии, поэтапную проработку тактики избирательной кампании и т. д.

Большую роль в современных условиях приобретает и технологическая карта электората — графическое изображение, чертеж территории избирательных округов, где наглядно, доступными средствами (цветом, ретушью) изображается в соответствии с данными социологического изучения картина симпатий, предпочтений и антипатий избирателей, выборщиков, отражается динамика реального и прогнозируемого отношения избирателей к тем или иным кандидатам.

Однако выборами, как известно, дело теперь не ограничивается. Не только на выборах демократически решаются или должны решаться вопросы судеб власти. В мировой практике, например, в ходу плебисциты, в России именуемые референдумами.

Плебисцит (англ. plebiscite, от лат. plebiscitum — решение народа) — в древнем мире это были постановления, принимавшиеся собранием плебеев. Теперь это один из видов всенародного обсуждения, народного голосования, референдум.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить подлинные настроения народа, общественное мнение для принятия окончательного решения по тому или иному вопросу, жизненно важному для государства.

Сказанное выше относится к проблеме легитимности, законности власти, нелегко, но все-таки утверждающейся в жизни не только России, но и всей планеты. А рядом были, есть и будут и околозаконные деяния. Например, в СССР и в КПСС практиковалась кооптация.

Кооптация (лат. cooptatio — довыборы, дополнительное избрание), или, говоря иначе, недемократическая процедура пополнения состава какого-нибудь выборного органа дополнительными людьми, работниками без обращения к избирателям, т. е. без вынесения вопроса на их рассмотрение и голосование.

Возрастание роли и значения электората, самих выборных процедур вносит существенные коррективы в систему современных представлений об основах и возможностях реально действующих властей. Это вызывает потребность в умении разумно воспользоваться таким новым участком знаний, как электоральная теория (электоральная кратология).

Далее мы остановимся на конкретных соображениях и выводах, которые формулируют российские исследователи избирательных процессов.

Электоральная культура российского избирателя, уровень знания процедур избирательных кампаний и умение компетентно судить о кандидатах, политических силах, их программах не могут быть такими же, как в странах, где демократические выборы проходят на протяжении столетия. Тем не менее начиная с 1989 года наш избиратель многому нау чился, и сегодня он не похож на наивного простака, а по мере дальнейшего участия в выборах будет накапливать опыт и становиться более компетентным.

Теория обучающегося электората приобрела в последнее время довольно много сторонников, прежде всего благодаря работе английских специалистов Р. Роуза и Я. Макаллистер "Избиратели начинают выбирать: от строго классовых к открытым выборам в Великобритании" (1986). Авторы описывают модель "рассуждающего электората", который учится с возрастом и принимает решение о голосовании, основываясь на анализе сложной совокупности факторов, меняющихся от выборов к выборам, и соотнося свои социальные и экономические интересы, политические принципы с заявлениями и программами партий и отдельных кандидатов, оценкой их реальных действий. Выборы 1995 и 1996 годов дали российскому избирателю ценный опыт, и манипулировать его сознанием с помощью средств массовой информации и изощренных технологий становится все трудней.

Любая учеба, как известно, немыслима без практического овладения соответствующими навыками. В данном случае речь идет не только о голосовании, но и о других формах участия в избирательной кампании. Активен ли наш российский избиратель? В общей сложности 13,7% из числа опрошенных принимали участие в последних избирательных кампаниях (помимо голосования). Эти избиратели проявляли следующие виды активности (в %)*:

— собирали подписи для кандидатов партий — 34,7;

— участвовали в предвыборных собраниях, личных встречах по выдвижению кандидатов — 48,9;

— агитировали за кандидата (партию) — 15,1;

— участвовали в работе избирательных комиссий — 29,4;

— принимали непосредственное участие в организации кампании кандидата (партии) — 10,0;

— помогали в сборе средств в поддержку кандидата — 4,7;

—— вносили средства в фонд кандидата — 6,2;

— распространяли агитационный материал, листовки — 19,0.

Каждый седьмой российский избиратель знает избирательный процесс "изнутри", включен в него не только как рядовой избиратель, но и как активный участник.

Мужчины в целом больше интересуются выборами, чем женщины, сильнее верят в возможность с их помощью изменить положение дел в стране. Тем не менее женщины несколько активнее принимают участие в сборе подписей в поддержку кандидатов, в агитации по домам, в работе избирательных комиссий, в распространении листовок. Зато мужчины активнее посещают собрания, участвуют в организации избирательной кампании, в сборе средств.

Среди возрастных категорий выделяются своей активностью молодежь в возрасте 20—29 лет и группа лиц среднего возраста — 40—49 лет. Эта группа опережает другие по участию в собраниях, агитации на дому, вкладу денежных средств в фонд кампании. Категория 50—59 лет уступает большинству почти по всем формам активности участия в мероприятиях избирательной кампании. Тем не менее у нее самый высокий показатель участия в работе комиссий. Активность группы от 60 лет и старше выше, чем 50—59-летних, что объясняется наличием свободного времени, а также желанием заработать на выборах.

* См.: Представительная демократия и электорально-правовая культура. С. 171—173, 175,176.

Активность более образованных избирателей естественна. Эта тенденция наблюдается едва ли не во всех странах.

Весьма существенны различия в формах деятельного участия в избирательной кампании верующих и неверующих. Если неверующие чаще собирают подписи, участвуют в собраниях, агитируют по домам, работают в избирательных комиссиях, то верующие предпочитают менее публичные формы участия. Городские жители в целом значительно больше задействованы в избирательной кампании, чем сельские, за исключением участия в сборе подписей и работе избирательных комиссий. На селе вообще отсутствуют формы активности, связанные с финансами. Это вполне объяснимо — село сейчас переживает огромные трудности, свободных денег там просто нет.

Интенсивность участия в избирательной кампании людей, придерживающихся "левых" и "правых" политических взглядов, в целом примерно одинакова, но резко различается в отношении конкретных форм. "Левые" активнее в сборе подписей, распространении листовок; "правые" — в участии в работе избирательных комиссий (что, кстати сказать, ставит под сомнение утверждение о фальсификации итогов прошедших выборов в пользу коммунистов), а также в личном вложении средств в кампанию.

Региональные различия выражены очень сильно едва ли не по каждой форме участия.

Таблица

Активность избирателей в различных формах выборной кампании (в%)

  Ф о р м ы у ч а с т и я
Регион России. Собирал подписи Участвовал в собраниях Агитировал по домам Участвовал в работе избиркомов Участвовал в орг-ии изб. Камп. Помогал в сборе средств Вносил средства в фонд
Северно-западный   34.7 48.9 15.1 29.4   4.7 2.1
Центральный   39.3 80.7 14.5 28.2 12.5 3.3 6.7
Поволжье   20.6 57.2 18.9 54.3 23.7 3.9 3.9
Урал   46.2 47.4 22.9 32.0 10.1 3.3 3.1
Зап. Сибирь   33.8 15.7 12.2 55.2 6.0 - -
Вост. Сибирь   13.9 70.0 30.0 32.8 11.5 - -
Сев. Кавказ   32.4 26.9 7.6 24.9 11.9 9.3 -
Дальний Восток   31.8 26.9 17.3 14.5 7.4 9.9 2.0
Волго-Вятский   27.7 40.3 15.8 16.3 14.2 - -

Это свидетельствует о том, что отсутствие единой электоральной культуры в России проявляется прежде всего в региональных различиях и создает большие сложности в анализе и прогнозировании поведения российского избирателя. Тем не менее его поведение все больше поддается логическому объяснению, а значит, и предсказуемо.

Электоральное поведение и формирующаяся электоральная культура предопределяют отношение граждан к власти, а их внимательное изучение помогает властям различных уровней, масштабов и регионов успешно строить свою деятельность.

Этнократология

К специальным областям кратологии следует отнести этнократологию (англ. ethnocratology) — фактически новую в российской и мировой практике отрасль науки о власти. Этнократология исследует сложные, противоречивые процессы взаимодействия различных этносов, стремящихся к установлению своего влияния на других, нередко к их подчинению, а в идеале — к утверждению равноправного взаимодействия народов и рас, жизненно нуждающихся в интеграции, координации своей деятельности посредством разумного использования возможностей власти (властей). В России это предмет особых забот разного рода органов, исследовательских и аналитических центров, обсуждений на самых различных уровнях вплоть до самых высших и многочисленных публикаций и дискуссий.

Военная кратология

Военная кратология (англ. military cratology) — одна из важных специализированных отраслей кратологии, исследующая место и роль власти, властной деятельности в собственно военной сфере жизни общества — как части всей деятельности по обеспечению безопасности и защиты государства. Особое внимание при этом уделяется исследованию характера военных угроз данному государству, деятельности властей по предотвращению войн, военных конфликтов, а при необходимости — поведению власти в военных условиях.

Военная кратология должна исследовать суть, своеобразие и возможности использования силовых структур государства, в первую очередь министерства обороны, самих армий и флота, их контакты и взаимодействия с другими структурами, в том числе с военно-промышленным комплексом, а также связи с населением, молодежью страны.

Мировая практика и научная мысль фактически безоговорочно связывают армию и власть, понимая армию как мощное орудие власти.

В советской практике интерпретация шла почти исключительно в ключе "партия и армия". Проблематика армии и власти, т. е. военной кратологии, фактически освещалась в СССР только применительно к буржуазным армиям и к практике так называемого "третьего мира"*. И если в Конституции СССР речь шла о защите Отечества и об армии, то правовому, законодательному оформлению этой стороны жизни общества

* См., напр.: Севортян Р. Э. Армия в политическом режиме стран современного Востока. М.: Наука, 1973 (Глава IV "Армия у власти", с. 102—122);

Мирский Г. И. "Третий мир": общество, власть, армия. М.: Наука, 1976 (Глава III "Военные у власти", с. 180—295).

должного внимания не уделялось. Считалось возможным обходиться прежде всего решениями съездов КПСС, постановлениями ЦК КПСС, Политбюро и Секретариата ЦК КПСС.

В современной России в соответствии со статьей 59 ее Конституции защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Это ключевое конституционное положение предопределяет позиции самого государства, его граждан, властей и соответствующей области науки в данной сфере жизни общества. Среди основных правовых документов Российской Федерации по вопросам безопасности и защиты России надо по меньшей мере назвать следующие:

— Закон Российской Федерации "О безопасности" (5 марта 1992 г.);

— Указ Президента РФ "О создании Вооруженных Сил Российской Федерации" (7 мая 1992 г.);

— Указ Президента РФ "Об образовании Совета безопасности Российской Федерации" (3 июня 1992 г.);

— Закон Российской Федерации "О внешней разведке" (8 июля?2г.);

— Закон Российской Федерации "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (24 сентября 1992 г.);

— Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (1 апреля 1993 г.);

— Федеральный Закон "О днях воинской славы (победных днях) России" (13 марта 1995 г.).

Во властной сфере в этих условиях особое место занимают защитные, охранные установки, наличные силовые формирования, идеологические и информационные акции и учреждения.

Защита Отечества, государства, основ конституционного строя предполагает официально существующий порядок охраны, обороны, сохранения установленного Конституцией государственного устройства. Такого рода защита предусмотрена и в статье 56 Конституции Российской Федерации. В условиях вводимого для этого чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Особое место в этой специфической области знания и власти занимает собственно военная политика — составная часть общей политики "государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, ее подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации.

Выработанная военная политика конкретизируется в официальных военных доктринах, военной стратегии и практике военного строительства. Нередко в ее рамках выделяют оборонную политику, связанную с защитой данной страны. Оборонная политика иногда трактуется как синоним военной, чтобы не делать акцент на военной стороне дела в условиях перемен во внешней политике.

Поэтому можно сказать, что политика оборонная (в области обороны) и есть политика государства и его органов, направленная на надежную защиту страны от внешнего нападения. Она вырабатываемся и проводится в рамках официальной деятельности властей конкретного государства. Оборонная политика последовательно охватывает подготовку народа и вооруженных сил к отпору агрессии, а также подготовку к этому тяжелому испытанию экономики, систем здравоохранения, образования и воспитания, возможностей культуры и искусства.

Военная доктрина — система официальных взглядов и положений (не всегда и не во всем предающихся огласке), которые устанавливают порядок военного строительства, подготовки государства и его вооруженных сил к возможной войне, к защите Отечества. Согласно Конституции Российской Федерации, военную доктрину России утверждает президент.

В этой ответственной сфере в государстве создается и действует военное ведомство, т. е. учреждение или совокупность учреждений, обслуживающих сферу государственного управления вооруженными силами.

Ключевую роль играет военная служба — один из важнейших видов государственной службы. Она имеет своим предназначением обеспечение безопасности, военной защиты государства, его населения и территории, неприкосновенности его границ. Как гласит Конституция Российской Федерации, гражданин РФ несет эту службу в соответствии с федеральным законом и в установленных законом случаях имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой.

В мировой и отечественной практике принято отводить важную роль военным властям (англ. military authorities). Прежде всего это: 1) военачальники и соответствующие органы управления (применительно к вооруженным силам данное понятие используется редко); 2) армейские и флотские чины, исполняющие государственно-административные функции, например в условиях оккупационной деятельности на чужой территории.

Многовековая властная практика вызвала к жизни и такое явление и понятие, как милитакратия (англ. militacracy, от лат. militaris — военный). Это власть военных в обществе, непропорционально высокий, социально неоправданный уровень их участия в высших властных структурах, засилье в высшем эшелоне.

Крайний, но в мировой практике довольно частый и тяжелый случай — военная диктатура со всеми ее антидемократическими проявлениями и последствиями. История дает много ее примеров и в прошлом, и в настоящем, а список имен диктаторов поистине необъятен.

В этой военной связке есть еще одно серьезное явление, имеющее отношение к власти, — военный переворот, т. е. государственный переворот, совершенный военными, с опорой на военных или приведший к власти военных.

В целом отметим, что и грядущие времена еще не скоро снимут с повестки дня военную кратологию, не скоро снизят и отменят ее актуальность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...