Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников





 

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. имеет значение, важно) — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. ...Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности» заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [9, c. 84].

В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — писал Л.С. Выготский, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [9, c. 84-87].

Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированных способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала педагог, а потом его предмет — незыблемая зависимость, определившая судьбу многих людей.



Специальные исследования подтверждают эту зависимость. В одном из них получены данные о взаимосвязи отношения к учителю и предмету, которому он учит.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:

• увлеченное преподавание;

• новизну учебного материала;

• историзм;

• связь знаний с судьбами людей, их открывших;

• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

• использование новых и нетрадиционных форм обучения;

• чередование форм и методов обучения;

• проблемное обучение;

• эвристическое обучение;

• обучение с компьютерной поддержкой;

• применение мультимедиа-систем;

• использование интерактивных компьютерных средств;

• взаимообучение (в парах, микрогруппах);

• тестирование знаний, умений;

• показ достижений обучаемых;

• создание ситуаций успеха;

• соревнование (с товарищами по классу, самим собой);

• создание положительного микроклимата в классе;

• доверие к обучаемому;

• педагогический такт и мастерство педагога;

• отношение педагога к своему предмету, обучаемым;

• гуманизация школьных отношений и т. д [14, c. 195-197].

Не ощутить свежести родниковой воды тому, кто не изнывает от жажды в жаркий полдень. Никогда не изведает радости познания школьник, садящийся за свой урок без интереса.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.

Но почему же так тревожно ноет сердце, когда мы начинаем обсуждать проблему интереса школьников к учению?

Проблема воспитания интереса к учению — еще одна из ключевых дидактических проблем. На ее практическое обеспечение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей Л. Божович, А. Дусавицкого, Н. Морозовой, Г. Шукиной и многих других познавательные интересы школьников «препарированы» с достаточной тщательностью [54, c. 75-77].

Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые вопросы», что волновали учителей и сотни лет тому назад. Главный среди них, конечно, — как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания.

Увлечь ребенка может только увлеченный родитель. Исследования постоянно подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. К большому нашему огорчению, источником интересов ребят является, как правило, не школа. Увлекается папа конструированием, и можно спорить, что рано или поздно сын приобщится к этому занятию. В спортивных семьях легко формируется интерес к занятиям спортом и у детей. Что ближе всего, то, как правило, действует сильнее.

Со школы, учителей спрос за развитие интересов детей особый. И здесь на первый план выступает увлеченный учитель, интересный для ребят человек. Если в семье один ребенок и то с ним не всегда ладят, представляете себе, какой личностью должен быть педагог, способный удивить, увлечь и повести за собой целый класс.

Буквальный перевод латинского слова «интерес» — «иметь значение», «быть между». Чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. А если к интересу приложить и стремление, и долг, то человек уже не просто решает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но и переиначивает ее на испытание самого себя. Интерес направлен на то, чтобы применить к делу и реализовать свои собственные силы, силы своего существа [3, c. 61-62].

Когда учитель придет в класс, посоветуйте отстающим: «Сделайте первое невероятное усилие — разберитесь в каком-нибудь кусочке нелюбимого вами предмета. Может статься, это решит вам дальнейшую судьбу - чем больше узнаешь, тем интереснее становится узнавать дальше». Знания и интересы — неразъединяемое целое.

Даже неопытный учитель легко замечает изменение интереса обучаемых. Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного учеников.

«...Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она — точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.

... Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел.

... Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание» [17, c. 57-58].

Объективные трудности, встающие перед каждым учителем при решении проблемы интереса, связаны со многими факторами. Важнейшие из них: 1) качественно новые требования, обусловленные реформой школы, предъявляемые сегодня педагогу в связи с повышением качества обучения и воспитания детей; 2) усиливающееся влияние научно-технической революции на подрастающее поколение, выдвинувшее задачу—формирование личности педагога-исследователя, обладающего многосторонними профессиональными и общекультурными интересами, непрерывно совершенствующего свои качества; 3) постоянно меняющиеся ситуации в учебно-воспитательном процессе, связанные прежде всего с новым уровнем знаний учеников. Это в свою очередь выдвигает на первый план достаточно сложную задачу постоянного изучения, учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, мотивов их поведения и учения [30, c. 8-9].

Вполне естественно, что необходимо иметь точный научный ориентир, определяющий решение педагогических задач. Этот ориентир вырастает из знания методологических и теоретических основ решения проблемы.

Столетиями система школьного обучения строилась по одной схеме: учитель передавал знания, преподавал свой предмет, ученик усваивал знания, изучал этот предмет. Педагоги, притом не только в школе, а фактически в любом учебном заведении, оставались главным и решающим источником воздействия на умы и сердца детей.

Дело в том, что интерес необходимо рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научных основах. Для достижения высоких качественных результатов при решении проблемы интереса и некоторых других смежных проблем, связанных, например, с развитием творческих способностей и дарований учеников, учитель может не ставить перед собой специально задачу, о которой мы говорим.

Учитель ставит перед собой в качестве главной, решающей цели — воспитание, творческой личности ученика, выявление и развитие творческой индивидуальности. Это для него как пусковой механизм, который должен работать, по его педагогическому убеждению, всегда, при любых обстоятельствах, в любых ситуациях. И конечно, такой выбор цели срабатывает вполне успешно, так как целенаправленно организованный процесс обучения выявляет у учащихся внутренние резервы к познанию собственной личности и ее всестороннему совершенствованию.

Выбор главной цели, связанной с воспитанием у детей познавательных интересов и потребностей, определяется тремя основными направлениями: методологическими; психолого-педагогическими; узкометодическими [51, c. 105-107].

Творческое методическое решение проблемы интереса находится в прямой и неразрывной взаимосвязи с постоянным и глубоким изучением методологических и теоретических основ развития и воспитания познавательных интересов, творческих способностей.

Что же необходимо взять на вооружение каждому педагогу, изучающему методологические и теоретические основы решения проблемы? Какую реальную помощь может оказать обращение к специальной научной литературе, в том числе не связанной непосредственно с практическим решением данной проблемы?

Прежде всего следует подчеркнуть три главных момента.

1. Изучение методологических и теоретических основ вооружает каждого учителя, преподавателя любого учебного заведения научной программой деятельности, точной ориентировкой, педагогической целью.

2. Знание таких основ позволяет вовремя вносить коррективы в меняющийся характер профессиональной деятельности по воспитанию и развитию познавательных интересов и потребностей, осуществлять с глубоко научных позиций всестороннее изучение учащихся с учетом возрастающего влияния на подрастающее поколение современной жизни общества, средств массовой информации, семьи, внешкольных учреждений, неформального общения со сверстниками и т. д.

3. Глубокое изучение методологических и теоретических основ дает возможность по-новому подойти к созданию и совершенствованию личной творческой психолого-педагогической и методической лаборатории в разработке основных целей, задач общей и специальной программы деятельности на кратковременный и длительный периоды; определении основных методов, средств, приемов достижения цели, реализации программы; составлении, подборе, создании для учащихся различных классов значимого дидактического и методического материала [29, c. 103-105].

Ни наука, ни школьная практика не могут успешно развиваться без постоянного изучения, глубокого и всестороннего сравнительного анализа теории и истории разработки любой научной проблемой опыта ее творческого воплощения в лучших школах.

Роль интереса и его значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Так, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет...» [47, c. 229]. Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Теория интереса Л. Н. Толстого — это, по существу, результат соединения научного эксперимента и перспективного творческого опыта. Если бы на основе современных требований к педагогическому исследованию мы попытались найти в педагогической системе Толстого и его опыте ту исходную научную гипотезу, которая помогла автору ставить эксперимент, уточнять задачи и методику исследования, то без особого труда можно было бы это сделать. Эта гипотеза была сформулирована им следующим образом: «Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Учителю неудобны говор, движение, веселость детей, составляющие для них необходимое условие учения, и в школах, строящихся как тюремные заведения, запрещены вопросы, разговоры и движения. Вместо того, чтобы убедиться, что для того, чтобы действовать успешно на какой-нибудь предмет, нужно изучить его (а в воспитании этот предмет есть свободный ребенок), они хотят учить так, как умеют, как вздумалось, и при неуспехе хотят переменить не образ учения, а самую природу ребенка... Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе,— то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно Выражающее свои мысли своим языком, — то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, — существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка» [5, c. 34].

Л. Н. Толстого прежде всего интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, «в человечестве и вселенной», формирование творческой личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

Оценивая теорию интереса Толстого в педагогическом методическом плане, мы должны помнить, что главная цель педагогического эксперимента Толстого состояла в том, чтобы показать, при каких условиях, в процессе какого варианта воздействия на учащихся в системе обучения можно обеспечить в обыкновенной сельской школе не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и всестороннее развитие его познавательных и нравственных интересов, проявление всех творческих возможностей личности ребенка. Для Толстого возбуждение интереса в обучении — это усиление, по существу, многостороннего умственного и нравственного воздействия, продиктованное вниманием к личности ученика, того самого воздействия, которое помогает раскрыть все творческие силы ребенка, его способности, склонности [24, c. 40-41].

Чтобы успешно решать проблему интереса на практике, надо знать главные источники и решающие предпосылки, оказывающие в наше время наибольшее влияние на пробуждение познавательных интересов и потребностей у молодежи.

Есть и еще одно противоречие: между устойчивым познавательным интересом ученика и возможностью его развить на уроках и в процессе внеклассной работы. Прочитав нередко много книг и статей по любому предмету, владея некоторыми навыками и умениями самостоятельной работы в процессе самообразования, такой ученик предъявляет все более высокие требования к учителю. Противоречие это неразрешимо без критического подхода каждого учителя к своим собственным знаниям, общей культуре, научно-педагогическому мышлению.

Если отсутствие глубоких интересов у учащихся ставит в качестве решающей, проблему пробуждения этих интересов, то наличие подобных интересов снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные интересы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий, необходимо более эффективное привлечение всех средств массовой информации, вовлечение в деятельность по развитию интересов специалистов, родителей, различных представителей общественности [54, c. 78-80].

Совместная работа, школы, семьи и общественности, соединенная с системой общегосударственной пропаганды, поможет разработки научной системы воспитания интереса к знаниям и её творческому воплощению на практике.

Познавательные интересы и потребность в самообразовании. В психологии ряд авторов определяют интерес как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности как чертой личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Когда мы создаем с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения и воспитания. У ученика в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение учителя. Учитель идет дальше, он шире смотрит на цель своего обучения, и вот уже ученику трудно, но интересно выполнять сложнейшую умственную работу. Эта работа все чаще связана с самообразованием. Совершенствуя всю систему учебно-воспитательной работы в любом учебном заведении, создаются условия для формирования глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательной направленности в отдельной области знаний, активизируем процесс самообразования и самовоспитания. Здесь уже интерес выступает как результат обучения и воспитания. Это как раз и позволяет объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата [50, c. 148-150].

Познавательный интерес связан со стремлением к углублению процесса собственно познания.

Познавательные интересы возникают под влиянием различных факторов и могут иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т. д. В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают эпизодически в процессе деятельности (чтения статьи, книги, слушания лекции, доклада, объяснения урока и т. д.) И угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых обстоятельствах. Надо учитывать, что желание что-то делать, изучать, читать и т. д.— это всего лишь первая, хотя и необходимая ступень формирования устойчивых интересов и потребности в самообразовании.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них — таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия [29, c. 121-123].

Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением знаний в отдельной области, по определенной теме и т. д. Таким образом, когда речь идет об устойчивости и глубине познавательного интереса, нужно учитывать, какое место он занимает в развитии личности.

В процессе обучения необходимо воспитывать прежде всего общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным — едва ли не самое важное в школьном преподавании [50, c. 88-89].

Главные условия и основные предпосылки успеха на пути к цели. Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании — сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. В педагогике и психологии, частных методиках многие вопросы, связанные с практическим решением этих проблем, достаточно хорошо изучены и исследованы. Исследования, проведенные под руководством таких видных ученых, как Б. Г. Ананьев, П. Р. Атутов, Ю. К. Бабанский, Л, И. Божович, Б. Ф. Ломов, Н. Г. Морозова, Е. А. Климов, В. С. Ильин, В. С.Мерлин, И. Т. Огородников; М. Н. Скаткин, Б. Т. Теплев, Г. И. Щукина, вооружают учителя знанием теоретических основ важнейших педагогических проблем, решаемых на практике; предоставляют конкретные научные факты и примеры дидактического, методического содержания [1, c. 50].

Разработка конкретного дидактического и методического материала для учащихся включает: 1) дифференцированные задания для самостоятельной работы различной степени трудности; 2) варианты кратковременных и длительных программ самовоспитания и самообразования для учащихся; 3) методические указания и рекомендации по изучению отдельных наиболее сложных вопросов, тем, проблем учебной программы, по написанию рефератов, докладов, сообщений; 4) отрывки из научной и научно-популярной литераторы о жизни ученых, изобретателей, новаторов промышленности и сельского хозяйства, а также программы познавательных бесед, вечеров, дискуссий [31, c. 15-17].

Развитие системы народного образования в нашей стране сформировало учителя нового типа. Ему органически присущи такие существенные качества личности, как разносторонняя научная любознательность, глубина общей и психолого-педагогической культуры, развитое профессиональное мышление, потребность к проявлению своей индивидуальности, творческих интересов, способностей и дарований. Новый тип учителя, глубокая заинтересованность социалистического государства во всестороннем развитии подрастающего поколения-главные условия, которые обеспечивают результат решение воспитательных задач в школе. А отсюда те гласные условия, которые обеспечивают результат решения конкретной задачи—развитие познавательных интересов учащихся; активное проявление каждым педагогом достаточно развитых научно-педагогических и психолого-методических интересов; умение выделить главное, существенное при решении проблемы интереса в общей системе обучения и воспитания учащихся конкретного класса; привлечение разностороннего материала для проведения эффективной учебно-воспитательной работы; внесение соответствующих коррективов в воспитательный процесс с учетом меняющихся обстоятельств [34, c. 215-217].

Основные предпосылки, обеспечивающие успех решения проблемы интереса в повседневной практике: творческое применение каждым учителем принципов и я методов обучения и воспитания; овладение искусством и пробуждения и развития интереса к знаниям, создания ситуаций заинтересовывания, ожидания и т. д.; творческий микроклимат в педагогическом коллективе. Эффект взаимодействия всех условий и предпосылок определяется прежде всего тем, насколько успешно овладел каждый педагог методами творческой деятельности. Благодаря творческой педагогической деятельности учителя воплощаются и реализуются те требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения, которые предъявляются обществом школе.

Проблема интереса в школе решается каждым учителем и каждым педагогическим коллективом с учетом конкретных условий и возможностей. Однако общие принципы подхода к проблеме позволяют выделить три основных уровня решения проблемы, которые вполне могут быть и этапами усложняющейся деятельности по формированию интересов [55, c. 218-220].

Первый — эмпирический. В основе лежит опытное представление о необходимости воспитания у детей интереса к знаниям, особенностях его пробуждения на различных этапах урока, при проведении воспитательных мероприятий и т. д.

Учитель, особенно молодой, поработав некоторое время, убеждается, что без овладения вниманием учеников, создания ситуаций заинтересованности предметом, новой темой урока очень трудно осуществлять свою профессиональную деятельность успешно. Если педагогу не удается длительное время пробудить у детей даже первоначальный интерес, он начинает испытывать беспокойство, тревогу, что может вызвать неуверенность в своих силах и профессиональных способностях. А это уже опасно. Учитель ставит перед собой задачу — проанализировать опыт лучших педагогов, критически взглянуть на свою практику обучения. Быстро найденные причины неудач вовремя устраняются с помощью несложной соответствующей корректировки. Здесь педагогу помогает подбор специального дидактического и методического материала для учеников, система проблемных вопросов, отработка своего вступления к новой теме урока и др. Если ко всему этому учитель поставит задачу — овладеть научно-педагогическими основами решения проблемы, попробовать отработать в своем опыте несколько путей и вариантов ее решения, то в скором времени наверняка трудности, ошибки и просчеты первых уроков будут позади, появится уверенность в своих силах, возникнет вполне естественное желание работать лучше. Можно определить этот уровень как начало работы педагога по формированию интересов учащихся. Вполне естественно, что решение любого вопроса требует его досконального изучения. Это главное на данном этапе.

Второй уровень — творческий с элементами научно-исследовательского подхода. Он свойствен учителям и руководителям школ, проработавшим не менее трех — пяти лет, проявившим достаточно развитые научно-педагогические и психолого-методические интересы. Можно сказать, что все талантливые педагоги, раскрывшие себя как учителя-исследователи, начинали с развития у себя творческого педагогического мышления в процессе овладения научно-исследовательским подходом к обучению и воспитанию детей. На этом этапе деятельности усложняются задачи, которые выдвигает перед собой учитель, и как результат — усложняются требования, предъявляемые педагогом к учащимся.

Третий, высший уровень решения проблемы — научно-исследовательский. Он соединяет воедино эмпирическое начало и творческое отношение с исследовательским подходом к изучению детских интересов, склонностей, способностей. На этом этапе, с учетом состояния здоровья учащихся, уровня их предшествующей учебной подготовки, создаются самые благоприятные условия для проявления и развития творческой личности ученика. Учитель, успешно решающий проблему интереса — это прежде всего педагог-исследователь. Ему близки и дороги слова педагога В. П. Вахтерова: «Если обучение—искусство, то это высшее из всех искусств, потому что оно имеет дело не с мрамором, не с полотном и красками, а с живыми людьми. И тогда школа является высшей художественной студией, и учителю, как художнику, должен быть предоставлен известный простор и свобода его творчества» [6, c. 3].

Что лежит в основе творческого мышления педагога? Что необходимо для его формирования? В основе творческого педагогического мышления лежит глубокое самостоятельное изучение научной педагогики, психологии, ряда смежных областей знаний, передового опыта обучения и воспитания учащихся, педагогический самоанализ, ведение дневников наблюдений за своей повседневной работой.

Как лучше развивать творческое мышление, на что следует обратить первостепенное внимание?

Существуют два основных пути решения этой задачи, соответствующих двум основным целям педагогического воздействия на человека, стремящегося стать высококвалифицированным преподавателем, способным оказывать воспитывающее и развивающее воздействие на учащихся.

Первый — организация обмена опытом по изучению педагогической науки, психологии, передового, опыта, особенностей их применения в личной практике. Основная цель, которая реализуется при этом, — пробуждение глубокого интереса и потребности в непрерывном самообразовании и самовоспитании каждого учителя.

Виды занятий: творческие семинары, обсуждение докладов, рефератов, сообщений о прочитанных книгах, статьях по педагогике, психологии, некоторым другим смежным областям знаний. Что необходимо для успеха дела? Прежде всего — творческая тематика докладов, рефератов, четкие требования к их подготовке, подбор научно-педагогической литературы, планы и программы творческих семинаров, задания для самостоятельной работы различной степени трудностей, организация дискуссий и пр.

Второй—организация системы самостоятельной работы и психолого-педагогического самообразования. Цель, достигаемая в этом случае, —формирование умений и навыков, необходимых для успешной творческой работы в современной школе, развитие исследовательского мышления, потребности в самообразовании. Это достигается только с помощью постоянной и систематической самостоятельной работы по изучению достижений педагогики и психологии, передового опыта [21, c. 133-135].

Итак, главные условия, определяющие решение задачи, — сформировать глубокий интерес к учебным предметам у одних школьников и развить его у других: всесторонняя активизация познавательной деятельности учащихся, творческое применение учителем и всем педагогическим коллективом принципов и методов обучения на основе исследовательского подхода, развитие у детей потребности в самообразовании. Все это может дать как педагогу, так и его питомцам несколько направлений для работы и учебы, чтобы успешно решить основные задачи обучения: приобретение школьниками новых знаний, творческое использование имеющихся, потребность в самообразовании и привычка к серьезному умственному труду, овладение методами рационального мышления и умением ориентироваться в новейших достижениях науки и техники, способность профессионального выбора, освоение практики первоначальных научных изысканий, опытов, наблюдений, экспериментов, проявление любознательности как черты личности.

Будем помнить азбуку воспитания: не отдельные усилия и талант учителей-энтузиастов делают ребенка лучше, а система воспитания и обучения. И в этом проявление закона педагогики, который можно выразить в виде формулы: система педагогического воздействия равна традициям, принципам и методам обучения и воспитания, умноженным на индивидуальное и коллективное творчество учителей, их специальную, педагогическую и общую научную образованность и культуру. Если научная образованность, педагогическая и общая культура достаточно высоки, система приближается к совершенству [27, c. 83-85].

К. Д. Ушинский, подчеркивал, что главное в педагогической деятельности состоит вовсе не в выучивании правил обучения и воспитания, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают [46, c. 78].

Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в педагогической профессии то, ради чего избирают ее многие юноши и девушки, желающие ввести своих учеников в мир неизведанного, раскрыть перед ними радости творческого труда.

Фундамент творческой деятельности учителя — научные знания, педагогическая культура. Именно на этой основе развиваются разносторонние интересы и духовные потребности учителя. Непрерывному совершенствованию помогают программы профессионального самовоспитания и самообразования, разрабатываемые каждым педагогом для себя. Творческая деятельность учителя рождает положительные эмоции, не дает ему замкнуться в своем узком опыте, спасает от бесконечных сомнений и раздумий, связанных с временными неудачами.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.