Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на констатирующем этапе эксперимента

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя Внутренняя
1. Агаджанян А.С.   14 с
2. Бесхмельнов А.С. 7   н
3. Горохов И.А. 2   н
4. Коновалова Н.В. 9   с
5. Лыпин А.А.   18 в
6. Миронов А. 5   н
7. Никитин А.В. 8   н
8. Орехова Е.С. 10   с
9. Осадчая В.В   19 в
10. Полянская О.А.   12 с
11. Рахманов С.С.   14 с
12. Скрыль К.Е. 4   н
13. Шульгин Е.В.   13 с
14. Шульгина А.В. 3   н
15. Юрин В.И.   16 в

Анализируя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мы пришли к выводу, что:

Внешняя мотивация у 8 человек (53,6%)

Внутренняя мотивация у 7 человек (46,4%)

 

 

Анализируя табличные и графические данные, нами было выявлено, что:

высокий уровень внутренней мотивации имеют 3 человека (20,1%)

средний уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)

низкий уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)

 

В классе преобладает внешняя мотивация, т.е. учебная деятельность для этих детей становится средством достижения других целей, а именно получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. Здесь знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащихся не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

Учитель, должен быть заинтересован в повышении эффективности своей деятельности, обращать внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, а также определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

Нами использованы 3 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся 8 класса (автор О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение 1). Результаты анкетирования в таблице 4-6.

Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента

Методика разработана О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов

 

Таблица 4

Рейтинг учебных предметов

№ п/п Предмет Рейтинг
1 Изобразительное искусство 291
2 Физкультура 289
3 Алгебра 269
4 Физика 245
5 Геометрия 243
6 Музыка 207
7 Английский язык 203
8 Русский язык 191
9 Химия 188
10 Технология 183
11 География 181
12 Родной язык 171
13 История 167
14 Биология 160
15 Литература 159
16 Обществознание 137

 

 

По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).

Существует небольшой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).

При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

Таблица 5

Фамилия, имя

Вопросы

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

17

Агаджанян А.С. +   + + +     +           +    

+

Бесхмельнов А.С. +     +     +       +     +    

 

Горохов И.А. +       +       + + + + + + +  

 

Коновалова Н.В. +   +   +   +         + +   +  

 

Лыпин А.А.       +       +                

 

Миронов А. +     +     +               +  

+

Никитин А.В. +                         +    

+

Орехова Е.С. +       +       +       + +    

 

Осадчая В.В                                

+

Полянская О.А.                                

+

Рахманов С.С. +       + +   +     +          

 

Скрыль К.Е. + +   + +                      

+

Шульгин Е.В. + +   + +     +     +          

+

Шульгина А.В. +     + +     +                

 

Юрин В.И.                                

+

                                     

 

11 2 2 7 8 1 3 5 2 1 4 2 3 5 3 0 8
73,7 13,4 13,4 46,9 53,6 6,7 20,1 33,5 13,4 6,7 26,8 13,4 20,1 33,5 20,1 0 53,6

 

Анализируя табличные и графические данные мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они не считаются показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.

Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном интересе.

Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.

Мотив “нравится учитель” (позиция 14) ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив в связи с другими, либо вовсе не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители.

При ответе учащимися на третий вопрос анкеты, нами были выявлены причины, осложняющие отношение учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

Таблица 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...