Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на констатирующем этапе эксперимента
Анализируя внутреннюю и внешнюю мотивацию, мы пришли к выводу, что: Внешняя мотивация у 8 человек (53,6%) Внутренняя мотивация у 7 человек (46,4%)
Анализируя табличные и графические данные, нами было выявлено, что: высокий уровень внутренней мотивации имеют 3 человека (20,1%) средний уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%) низкий уровень внутренней мотивации у 6 человек (39,9%)
В классе преобладает внешняя мотивация, т.е. учебная деятельность для этих детей становится средством достижения других целей, а именно получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. Здесь знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащихся не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью. Учитель, должен быть заинтересован в повышении эффективности своей деятельности, обращать внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, а также определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.
Нами использованы 3 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся 8 класса (автор О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение 1). Результаты анкетирования в таблице 4-6. Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента Методика разработана О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов
Таблица 4 Рейтинг учебных предметов
По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка). Существует небольшой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).
При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.
Таблица 5
Анализируя табличные и графические данные мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они не считаются показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, отсутствуют серьезные мотивы учения, об интересе говорить не приходится.
Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном интересе. Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса. Мотив “нравится учитель” (позиция 14) ученики с ярко выраженным интересом либо указывают этот мотив в связи с другими, либо вовсе не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители. При ответе учащимися на третий вопрос анкеты, нами были выявлены причины, осложняющие отношение учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.
Таблица 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|