Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Результаты методики «Диагностика направленности учебной мотивации» на контрольном этапе эксперимента





№ п\п

Фамилия, имя

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя Внутренняя
1. Агаджанян А.С.   14 с
2. Бесхмельнов А.С.   11 с
3. Горохов И.А. 5   н
4. Коновалова Н.В.   12 с
5. Лыпин А.А.   19 в
6. Миронов А. 5   н
7. Никитин А.В. 9   н
8. Орехова Е.С.   15 с
9. Осадчая В.В   20 в
10. Полянская О.А.   13 с
11. Рахманов С.С.   16 в
12. Скрыль К.Е. 8   с

№ п\п

Фамилия, имя

Мотивация

Уровень внутренней мотивации

Внешняя Внутренняя
13. Шульгин Е.В.   17 в
14. Шульгина А.В. 4   н
15. Юрин В.И.   18 в

 

Анализ табличных и графических данных показывает, что у учащихся наблюдается повышение внутренней мотивации, а именно:

Внешняя мотивация у 5 человек (33,5%)

Внутренняя мотивация у 10 человек (66,5%)

 

Определено, что у 3 человек (20,1%) внешняя мотивация поменялась на внутреннюю, то есть

 

Эксперимент

Мотивация

Внешняя Внутренняя
Констатирующий 8ч. (53,6%) 7ч. (46,4%)
Контрольный 5ч. (33,5%) 10 ч. (66,5%)

 

Анализ графических данных показывает, что у учащихся после апробации программы на формирующем этапе эксперимента, уровень внутренней мотивации повысился, а именно:

Высокий уровень внутренней мотивации – 5 человек (33,5%)

Средний уровень внутренней мотивации – 6 человек (39,9%)

Низкий уровень внутренней мотивации – 4 человека (26,6%)

 

 

Определено, что 2 человека (13,2%) повысили уровень внутренней мотивации до высокого, стало меньше учащихся с низким уровнем внутренней мотивации, то есть

 

Эксперимент

Уровень внутренней мотивации

Высокий Средний Низкий
Констатирующий 3ч. (20,1%) 6ч. (39,9%) 6ч. (39,9%)
Контрольный 5ч. (33,5%) 6ч. (39,9%) 4ч. (26,3%)

 

На этапе контрольного эксперимента нами было выявлено, что в классе преобладает внутренняя мотивация, т.е. учебная деятельность направлена на приобретение знаний, учащийся заинтересован процессом познания. Изучаемые предметы для учащихся стали внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов личностной ценностью.



Для сопоставления результатов в классе, с целью оценки достоверности сопоставления результатов констатирующего и контрольного эксперимента, мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента у младших школьников (N =15)

 

Констатирующий

Контрольный

d

d2

Баллы Ранги Баллы Ранги
68 11 74 11 0 0
52 5 57 5 0 0
32 2 37 2 0 0
69 12 75 12 0 0
83 13 90 13 0 0
34 3 38 3 0 0
24 1 32 1 0 0
59 7 65 6 -1 1
90 15 95 15 0 0
67 10 73 10 0 0
63 8 67 8 0 0
38 4 48 4 0 0
65 9 72 9 0 0
55 6 66 7 1 1
87 14 94 14 0 0
Суммы 120   120 0 2

 

Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:

 

 

где d – разность между рангами

N – количество ранжируемых значений

Рассчитаем эмпирическое значение rs:

Определим критические значения rs при N = 20

 

 

rs эмп > rs кр (р £ 0,01)

Корреляция между результатами методики 1 Диагностика личностной креативности «» констатирующего эксперимента и результаты методики 1 «Диагностика личностной креативности» контрольного эксперимента статистически значима (р < 0,01) и является положительной.

Значит согласно нашей гипотезе, познавательные интересы старших школьников можно повысить через внутреннюю мотивацию на основе подбора форм и методов в учебно-познавательном процессе.

При повторном анкетировании учащихся 8 класса были получены следующие результаты.

Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на контрольном этапе эксперимента

 

Таблица 9

Рейтинг учебных предметов

№ п/п Предмет Рейтинг
1 Физкультура 292
2 Изобразительное искусство 287
3 Алгебра 281
4 Физика 260
5 Геометрия 244
6 Русский язык 210
7 Английский язык 205
8 Музыка 190
9 Химия 187
10 Технология 182
11 География 181
12 Литература 180
13 Родной язык 178
14 История 170
15 Биология 165
16 Обществознание 143

 

 

На этапе контрольного эксперимента, что интерес школьников к русскому языку и литературе повысился, но все же по предметной направленности познавательные интересы в этом классе остались физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).

При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

Таблица 10

Предмет (русский язык и литература) нравится потому что

Фамилия, имя

Вопросы

 
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

Агаджанян А.С.

+

 

+

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

Бесхмельнов А.С.

+

 

 

+

 

+

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

Горохов И.А.

+

 

+

+

+

 

 

 

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

Коновалова Н.В.

+

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

+

+

 

+

 

+

 

Лыпин А.А.

+

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миронов А.

+

 

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

Никитин А.В.

+

+

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Орехова Е.С.

+

 

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

Осадчая В.В

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

Полянская О.А.

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

Рахманов С.С.

+

 

 

+

+

+

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

Скрыль К.Е.

+

+

 

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

Шульгин Е.В.

+

+

 

+

+

+

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

Шульгина А.В.

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрин В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

Фамилия, имя

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Всего

12

4

5

9

9

4

3

6

3

1

5

4

1

1

5

0

8

В процентах

80,4

26,8

33,5

60,3

60,3

26,8

20,1

40,2

20,1

6,7

33,5

26,8

6,7

6,7

33,5

0

53,6

                                                                       

Анализируя табличные и графические данные мы пришли к выводу, что для класса характерно: широкие социальные мотивы – общечеловеческие, патриотические, региональные (позиции 1-3, позиция 17). Они стали считаться показателями познавательного интереса, преобладает внешнее принуждение, появились серьезные мотивы учения и повысился интерес.

Информационный мотив (позиция 4) – свидетельствует лишь о ситуативном интересе.

Главным двигателем развития личности ученика, показателем эффективности обучения и гарантией устойчивости интереса является мотив осознания собственного роста (позиция 5). В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса.

Мотив “нравится учитель” (позиция 14) ученики практически не упоминают. Это отнюдь не значит, что роль учителя падает. Наоборот, говорит о высоком профессионализме. Роль учителя перестала осознаваться учениками, поскольку их интерес достиг такой глубины и устойчивости, когда уже не нужны внешние побудители.

При ответе учащимися на третий вопрос анкеты, нами были выявлены причины, осложняющие отношение учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

 

Таблица 11





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.