Вергилий (70 – 19 гг. до н.э.)
ПОСЛАНИЯ
Гораций написал две книги посланий. 2-ая книга «Посланий» (состоит из 3-х писем) - посвящена вопросам литературы. Первое обращено к Августу, который выражал свое неудовольствие по поводу того, что он до сих пор не попал в число горацианских посланий. Письмо касается вопросов литературной политики. Гораций полемизирует с преклонением перед старинными римскими писателями и не ожидает результатов от попыток возрождения драмы. Столь же отрицательно относится к модному поэтическому дилетантизму. Но наиболее полное изъяснение теоретических взглядов Г. на лит-ру и тех принципов, которым он следовал в своей политич. практике, мы находим в третьем письме - в " Послании к Писонам", получившем впоследствии наименование " Науки поэзии". Главные идеи: поэт должен быть образованным человеком, мыслителем. Поэзия – не развлечение. Послание к Писонам (как и все его послания) имеет форму обращения (почти всегда это – совет): поэт адресуется к некоему второму лицу. Произведение Горация относится к типу " нормативных" поэтик, содержащих догматические " предписания" с позиций определенного лит-ного направления. " Наука поэзии " - как бы теоретический манифест римского классицизма времени Августа. Как теоретик Гораций осуждает " бессодержательные стишки и звучные пустячки" и подчеркивает основополагающее значение содержания: " мудрость - основа и источник истинного литературного искусства. " Гораций требует философского образования для поэта: ф-я дает тот " образчик жизни и нравов". Вместе с тем он принимает выдвинутый неотериками лозунг длительной и тщательной отделки поэтического произ-я. Написанное надлежит " лет девять хранить без показу".
Отсутствие внимания к форме - это то, чем страдала древняя римская литература. Произведение должно быть простым, целостным, гармоничным. Ассиметрия, манерность - все это нарушения канона красоты. Красота и эмоциональная насыщенность - вот что делается основной задачей римского классицизма. Средство - непрестанная учеба у классиков греч. лит-ры: " С греческими образцами не расставайтесь ни днем, ни ночью. " Необходимо, однако, самостоятельное усвоение искусства. Гораций считает превосходно сказанным, если " искусное сочетание слов сделает старое новым". Из отдельных поэтич. жанров Г. подробно останавливается только на драме. Устанавливаемый им канон предполагает трагедию классического типа; оно впоследствии стало одной из основных норм трагедии европейского классицизма. Послание к Писонам[фрагмент] Далее, в меру слова создавая и с толком, прекрасно Скажешь ты, если искусная связь известное слово Сделает новым. Нужда ль придет в выражениях новых, Чтоб обозначить дотоль неизвестные вещи, так можно 50 Новое слово создать, неизвестное древним Цетегам {6}, Лишь бы свободе такой примененье огромное дал ты {7}. Новые эти слова будут приняты, если источник Греческий их с небольшим измененьем. Неужто дозволит Плавту с Цецилием {8} римлянин то, чего лишены им Варий {9}, Вергилий? И мне почему мешать, если в силах Кое-что дать я, меж тем как Энния речь и Катона {10} Обогатила отцовский язык, имена для предметов Новые дав? Допускалось всегда, допускаться и будет Слово ввести, современной его отметив печатью. 60 Словно из году в год меняют леса свои листья, Прежние падают, - слов поколенье так старое гибнет, Новорожденные ж юною силой цветут, укрепляясь. Смерти подвластны и мы и все наше... 70 Много погибших имен возродится, и много погибнет Тех, что в почете сейчас, если так пожелает обычай: Он и верховный судья, и закон, и норма для речи... 86 Если описанный ритм соблюдать соответственно стилю Я не могу, не учен, почему же мне зваться поэтом? …………………………………………………….. Мало прекрасными быть поэтам: пусть трогают душу 100 И за собою, куда им угодно, читателя тянут: Ибо на смех и на плач отвечают и смехом и плачем Лица людей. Если слез моих хочешь, ты должен сначала Плакать и сам {14}, лишь тогда, о Телеф и Пелей, злополучьем Тронусь твоим. Если данную роль неудачно исполнишь, Или засну, или стану смеяться. Печальному виду Грустные речи идут, а гневному - грозные речи; Резвому шутка к лицу, а серьезному свойственна важность. Дух наш природа сперва ко всем обстоятельствам жизни Приспособляет: то радует нас, то доводит до гнева, Или к земле принижает тяжелой печалью и мучит; 110 После ж движенья души выражает при помощи речи. Если слова не сойдутся с судьбой говорящего, смехом Римская публика, всадники, плебс ответят на это. Разница будет сильна: божество говорит ли, герой ли, Старец преклонный ли, юноша ль пылкий еще и цветущий, Властной матроны ли речь, иль кормилицы ревностной слово, Странника речь ли, купца, иль владельца цветущего поля. Колх {15}, ассириец ли, Фив уроженец или Аргоса.
Вергилий (70 – 19 гг. до н. э. ) Вергилий родился в 70 году до н. э. близ Мантуи, получил первое воспитание в Кремоне; в шестнадцать лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики. К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное — Culex («Комар»), признаваемое за вергилиевское Марциалом, Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Феокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам — сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX).
В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошёлся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе со своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундизий. В 37 году до н. э. были закончены «Буколики», первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за «Георгики», законченные в Неаполе в 30 году. В 29 году после многих предварительных работ Вергилий приступил к «Энеиде» и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундизии в 19 году до н. э. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. В своём первом произведении — «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43—37 гг. ) — Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Самая знаменитая — эклога IV (называемая также «Поллион», по имени Гая Азиния Поллиона), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волхва. Возможно, Вергилий имел в виду в этом стихотворении племянника Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в VI песни «Энеиды».
В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме. «Георгики», вторая поэма Вергилия, состоящая из четырёх книг, написана с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, получивших за службу земельные участки. Взяв за образец Гесиода, Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела, его цель — показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция. «Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это — поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах — святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми. «Энеида» — незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29—19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юла, или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру; в «Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п. ), скитания Энея после этого (III п. ), прибытие в Карфаген (I и IV п. ), путешествие через Сицилию (V п. ) в Италию (VI п. ), где начинается новый ряд приключений. Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют славу эпопеи.
В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п. ) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером. Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы. Её движущая сила — воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа. Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стёртым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску. В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов. Правда, герои Вергилия автономны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией; в странствиях Энея сопровождает бесстрашный оруженосец Ахат, преданность которого стала нарицательной. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|