2. Информация
Итак, для эффективного управления организацией необходима достоверная информация об ее деятельности. Она служит фундаментом для формирования любых документов (докладов, отчетов, предложений и т. п. ), которые лежат в основе управления. Любые действия руководителей (определение стратегических целей и задач организации, координация действий подразделений в достижении общих целей и т. п. ), опираются на информацию. Можно утверждать, что практически любая деятельность человека базируется на информации. Что же такое информация? Как соотносятся данные и информация? Информация — сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т. д. ), которые уменьшают существующую в отношении него степень неопределенности, неполноту знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), воспроизводимые путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т. д. ). Из этого определения следует, что:
Отсутствие информации вызывает информационную потребность — осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом.
Когда говорят об информации, то упоминают ряд ее свойств. Информация достоверна , если она не искажает истинного положения дел. Информация адекватна , если с помощью полученной информации об объекте, процессе или явлении создается их образ определенного уровня соответствия. Информация полна , если ее достаточно для понимания и принятия решений. Информация выражена кратко и четко , если она не содержит в себе ненужных сведений. Информация ясна и понятна , если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Информация своевременна (оперативность информации), если она не потеряла актуальность и несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений. Кроме этих свойств информации можно оценить ее ценность — меру расширения совокупности сведений, которыми располагает потребитель информации при ее получении и интерпретации, степень снижения состояния неопределенности. От указанных качественных характеристик информации непосредственно зависит эффективность управления и управленческой деятельности. В определении информации мы воспользовались понятием сообщения. Одним из способов превращения информации в сообщение является запись его на материальном носителе. Процесс такой записи называется кодированием. Если мы применяем материальные носители, предназначенные для использования в компьютерной технике, мы имеем дело с данными. В таком случае кодированием информации является ее преобразование в условные сигналы с целью автоматизации хранения, обработки, передачи и ввода—вывода данных. Данные — это компьютерное изображение информации.
Мы имеем дело с организациями, работающими в экономической области, и поэтому, говоря об информации и информационном обеспечении управленческой деятельности, имеем в виду экономическую информацию. Экономическая информация — совокупность сведений, которые отражают социально-экономические процессы и служат для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Чем характерна экономическая информация? Обычно выделяют ряд отличительных признаков:
Поскольку речь идет об информационном обеспечении управленческой деятельности, мы должны отметить, что в рамках любой организации информация для управления используется в двух видах (рис. 1. 4): она либо оформлена как документы (планы, заявки, приказы и т. п. ), либо имеет недокументированную форму (речевая информация и т. п. ).
Документ — информационное сообщение в бумажном, звуковом или электронном виде, оформленное по определенным правилам и заверенное в установленном порядке. Как формируются документы? Сведения о работе организации в каком-либо аспекте характеризуются совокупностью показателей. Любой показатель обладает экономическим смыслом (например, объем продаж какого-то изделия), имеет собственное название и числовую характеристику (сколько продали на какой-то момент времени). На основе показателей создаются документы, которые могут включать в себя один или несколько показателей. Перемещение документов и работа с ними в организации — ее документооборот. Документооборот — система создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а так-же контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа (т. е. процедуры формирования и использования документов для управления).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|